Рационально-Эмотивная Визуализация: Инструкция и (внезапно) Комментарии

Автор статьи: Макс Ильин

Рационально Эмотивная Визуализация Инструкция и внезапно Комментарии

Изобрёл оригинальную технику исполнения РЭВ Макси Молтсби, один из ранних студентов и коллег Альберта Эллиса. Правда, что заметил Эллис - Молтсби в своей версии слишком сильно акцентировал компонент когнитивного оспаривания.

Тогда как сам Альберт - предпочитал оформлять применение воображения в более испытательном, эмоционально-эвокативном ключе, оставляя оспаривание в его "чистой" форме как когнитивное упражнение.

Так или иначе - техника РЭВ прочно вошла в арсенал РЭПТ. Различные варианты её выполнения можно обнаружить в каждом более-менее подробном руководстве по данному методу. Можно сказать, это чуть ли не единственная процедура в данном подходе, делающая основной акцент на визуализации.

Конечно, это не совсем так - воображение также неизбежно используется и в диагностических, и в мотивационных целях, но всё же нигде не выходит на первый план так, как это подразумевает РЭВ.

В последнее время, когнитивно-поведенческие авторы всё чаще упоминают на первый взгляд схожую технику - "образный рескриптинг" (imagery rescripting), переписывание воспоминаний в воображении.

Если не вдаваться в детали, то обе техники действительно имеют много общего (визуализация конкретных ситуаций, переживание чувств и т.п.), но так как вдаваться в детали - это самое главное в рациональной терапии, то этим и займёмся.

С перспективы теории РЭПТ - технология, которую предлагает "рескриптинг", не самая оптимальная, хотя и несомненно даёт результаты. Дело в следующем: как и подразумевает само название ("re-script" - пере + сценарий), в ходе этой процедуры изменяется содержание воображаемой ситуации, переписывается её сюжет, нарратив, если угодно.

Строго говоря - это вполне рабочий вариант, но вариант, как указывал Эллис, "неизящный"; ведь в данном случае основной модификации подвергается компонент "А" - активирующие факторы, но не В - центральные оценочные установки. 

РЭВ же имеет несколько ключевых отличий от ОР:

  • Вовсе необязательно возвращаться в воображении в какие-то "ранние травматические инциденты". Нет, можно и иногда предпочтительно, но в целом на эффективности техники это не сказывается;
  • Как-либо модифицировать сценарий воспоминания - фактические события, которые происходят в воображении - не просто не нужно, но и крайне не рекомендуется.

Процедура РЭВ

Она проста (как и всё гениальное) почти до смешного:

  1. Мысленно погрузиться в проблемную ситуацию;
  2. Столкнуться с критическим событием (опасность, ущерб, потеря и т.п.)
  3. Испытать нежелательную эмоцию (или несколько);
  4. Сконцентрироваться и начать изменять эмоции с помощью оспаривания иррациональных верований;
  5. Добиться хотя бы минимального переживания избранных здравых эмоций в ответ на воображаемую ситуацию;
  6. Повторять ежедневно до автоматизации (т.е. необходимые конструктивные чувства переживаются чуть ли не сразу, без особенных усилий);
  7. Закрепить и удостовериться в результате, проверив новый эмоциональный отклик в реальных ситуациях, если это возможно.

Вот и всё. Как правило - период "перепрошивки" эмоций в среднем занимает от 2 до 4 недель ежедневной практики минут по 5-10, не больше. Но об упражнении забывать не рекомендуется: даже получив необходимую привычку к здоровым негативным переживаниям, стоит заниматься РЭВ время от время, обеспечивая тем самым "сверх-научение". 

Особое внимание - советую уделить планированию здорового эмоционального режима. Не всегда сходу понятно, какая негативная эмоция может быть уместной, функциональной альтернативной нежелательному переживанию. Тем не менее, можно прикинуть, что:

  • Конструктивные чувства - мобилизуют, в основном, поддерживают эффективное поведение. Деструктивные - напротив, парализуют или приводят к "неконтролируемой" вредной активности;
  • С конструктивными эмоциями - связано то, что поэтически в русском языке называют "холодная голова". Да, как это ни удивительно - но развитая саморегуляция позволяет одновременно и переживать достаточно сильные чувства, и сохранять способность к трезвому, реалистичному наблюдению и суждению. Деструктивные эмоции, понятное дело - приводят к "срыву башни", процессы мышления сильно искажаются;
  • Наконец, чисто такой "феноменологический" критерий: с нездоровыми, "больными" и дисфункциональными чувствами связан гораздо более выраженный дискомфорт, дистресс. Здоровые негативные эмоции - тоже бывают болезненными (в частности, вина или горе), но сами по себе гораздо терпимее, чем обостряемые иррациональными установками деструктивные варианты.

В общем, качественно разобраться с этим можно только индивидуально, со мной на консультации.

Несколько технических ошибок, возможные при использовании РЭВ:

1) Предписывать себе заранее нездоровые чувства для изменения. Дело в том, что хотя во время отстранённого рассуждения мы можем ожидать одну эмоцию (например, ярость), во время непосредственного погружения в воображение мы можем испытать несколько иные чувства (панический страх, угнетающая депрессия и т.п.). 

Как предохраняться: сосредоточиться на отчётливости и ясности воображаемой "картинки", позволив себе чувствовать то, что спонтанно будет чувствоваться.

2) Заняться модификацией сенсорных свойств образа. Это тот метод, который пропагандируется в НЛП. И да, иногда он также эффективен (ограниченно, но всё же) - за счёт непрямого влияния на смысл ситуации тех или иных способов её репрезентации. Однако это точно такое же "неизящное решение" эмоциональной проблемы.

Как предохраняться: Аналогично №1 - обращать внимание исключительно на ясность, чёткость и, возможно, реалистичность образа; пользоваться "редактированием субмодальностей" для изменения переживаний не рекомендуется. 

3) Использовать отстранённую перспективу, взгляд со стороны. 

Иногда это уместно в воображаемых методах - посмотреть не "из глаз", но как сторонний наблюдатель. Как правило - это позволяет, по крайней мере мысленно, занять более объективную позицию

Как предохраняться: взгляд исключительно "от первого лица", погружение в ситуации изнутри.

4) "Переписывать сценарий" - изменять провоцирующие эмоцию обстоятельства (вместо верований об этих обстоятельствах).

Уже сказано выше - это категорическое "табу" в РЭВ. Если есть желание - воображаемый сценарий можно развернуть вовсе наоборот, в "худший случай" (Альберт Эллис и многие другие предпочитали именно такой вариант). Годность такого подхода в том, что если уж мы, пусть и исключительно в фантазии, но сумели эмоционально совладать с наихудшим возможным сценарием событий - все прочие, "менее худшие", за счёт включения в диапазон также считаются проработанными.

Как предохраняться: если хочется изменить происходящее в воображении - то делать это можно, только не в лучшую сторону :)

5) Использовать "когнитивную дистракцию" - способы отвлечь внимание от критических событий, вроде релаксации и т.п. 

Тоже вроде бы интуитивно понятный принцип. Однако на это стоит обращать внимание - как работая с воображением, так и выполняя "нормальную", поведенческую конфронтацию проблемных стимулов "ин-виво".

Как предохраняться: Фокус внимания держится именно на том, что приводит к расстройству, и не удаляется оттуда до завершения практики.

Я так думаю, для ознакомления с технологией изложил достаточно. Остались вопросы - не стесняйтесь и задавайте, а также делайте репосты статьи. Спасибо всем просветившимся, до связи!



Просмотров: 500
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Техника "Автопортрет". "Цвета и чувства". И мой портрет с комментарием.
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Мужчина или женщина? Несколько "неудобных" мыслей о "половом вопросе"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Холодная" мама и жестокий папа. Как долго "болеть" этим?
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Время спать, а мы еще не ели..." (техника "обратного планирования")
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь