|
Рационально-Эмотивная Визуализация: Инструкция и (внезапно) КомментарииАвтор статьи: Макс Ильин
Изобрёл оригинальную технику исполнения РЭВ Макси Молтсби, один из ранних студентов и коллег Альберта Эллиса. Правда, что заметил Эллис - Молтсби в своей версии слишком сильно акцентировал компонент когнитивного оспаривания. Тогда как сам Альберт - предпочитал оформлять применение воображения в более испытательном, эмоционально-эвокативном ключе, оставляя оспаривание в его "чистой" форме как когнитивное упражнение. Так или иначе - техника РЭВ прочно вошла в арсенал РЭПТ. Различные варианты её выполнения можно обнаружить в каждом более-менее подробном руководстве по данному методу. Можно сказать, это чуть ли не единственная процедура в данном подходе, делающая основной акцент на визуализации. Конечно, это не совсем так - воображение также неизбежно используется и в диагностических, и в мотивационных целях, но всё же нигде не выходит на первый план так, как это подразумевает РЭВ. В последнее время, когнитивно-поведенческие авторы всё чаще упоминают на первый взгляд схожую технику - "образный рескриптинг" (imagery rescripting), переписывание воспоминаний в воображении. Если не вдаваться в детали, то обе техники действительно имеют много общего (визуализация конкретных ситуаций, переживание чувств и т.п.), но так как вдаваться в детали - это самое главное в рациональной терапии, то этим и займёмся. С перспективы теории РЭПТ - технология, которую предлагает "рескриптинг", не самая оптимальная, хотя и несомненно даёт результаты. Дело в следующем: как и подразумевает само название ("re-script" - пере + сценарий), в ходе этой процедуры изменяется содержание воображаемой ситуации, переписывается её сюжет, нарратив, если угодно. Строго говоря - это вполне рабочий вариант, но вариант, как указывал Эллис, "неизящный"; ведь в данном случае основной модификации подвергается компонент "А" - активирующие факторы, но не В - центральные оценочные установки. РЭВ же имеет несколько ключевых отличий от ОР:
Процедура РЭВОна проста (как и всё гениальное) почти до смешного:
Вот и всё. Как правило - период "перепрошивки" эмоций в среднем занимает от 2 до 4 недель ежедневной практики минут по 5-10, не больше. Но об упражнении забывать не рекомендуется: даже получив необходимую привычку к здоровым негативным переживаниям, стоит заниматься РЭВ время от время, обеспечивая тем самым "сверх-научение". Особое внимание - советую уделить планированию здорового эмоционального режима. Не всегда сходу понятно, какая негативная эмоция может быть уместной, функциональной альтернативной нежелательному переживанию. Тем не менее, можно прикинуть, что:
В общем, качественно разобраться с этим можно только индивидуально, Несколько технических ошибок, возможные при использовании РЭВ: 1) Предписывать себе заранее нездоровые чувства для изменения. Дело в том, что хотя во время отстранённого рассуждения мы можем ожидать одну эмоцию (например, ярость), во время непосредственного погружения в воображение мы можем испытать несколько иные чувства (панический страх, угнетающая депрессия и т.п.). Как предохраняться: сосредоточиться на отчётливости и ясности воображаемой "картинки", позволив себе чувствовать то, что спонтанно будет чувствоваться. 2) Заняться модификацией сенсорных свойств образа. Это тот метод, который пропагандируется в НЛП. И да, иногда он также эффективен (ограниченно, но всё же) - за счёт непрямого влияния на смысл ситуации тех или иных способов её репрезентации. Однако это точно такое же "неизящное решение" эмоциональной проблемы. Как предохраняться: Аналогично №1 - обращать внимание исключительно на ясность, чёткость и, возможно, реалистичность образа; пользоваться "редактированием субмодальностей" для изменения переживаний не рекомендуется. 3) Использовать отстранённую перспективу, взгляд со стороны. Иногда это уместно в воображаемых методах - посмотреть не "из глаз", но как сторонний наблюдатель. Как правило - это позволяет, по крайней мере мысленно, занять более объективную позицию Как предохраняться: взгляд исключительно "от первого лица", погружение в ситуации изнутри. 4) "Переписывать сценарий" - изменять провоцирующие эмоцию обстоятельства (вместо верований об этих обстоятельствах). Уже сказано выше - это категорическое "табу" в РЭВ. Если есть желание - воображаемый сценарий можно развернуть вовсе наоборот, в "худший случай" (Альберт Эллис и многие другие предпочитали именно такой вариант). Годность такого подхода в том, что если уж мы, пусть и исключительно в фантазии, но сумели эмоционально совладать с наихудшим возможным сценарием событий - все прочие, "менее худшие", за счёт включения в диапазон также считаются проработанными. Как предохраняться: если хочется изменить происходящее в воображении - то делать это можно, только не в лучшую сторону :) 5) Использовать "когнитивную дистракцию" - способы отвлечь внимание от критических событий, вроде релаксации и т.п. Тоже вроде бы интуитивно понятный принцип. Однако на это стоит обращать внимание - как работая с воображением, так и выполняя "нормальную", поведенческую конфронтацию проблемных стимулов "ин-виво". Как предохраняться: Фокус внимания держится именно на том, что приводит к расстройству, и не удаляется оттуда до завершения практики. Я так думаю, для ознакомления с технологией изложил достаточно. Остались вопросы - не стесняйтесь и задавайте, а также делайте репосты статьи. Спасибо всем просветившимся, до связи! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|