Не знаю, чего хочу: то ли котлет, то ли понимания

"Я не знаю, чего хочу", "Я не понимаю, что мне нужно на самом деле" - это то, что часто слышу в своем кабинете от людей любого возраста и разного пола. Мы называем это "не слышит свои потребности". И это реальная сложность, с которой, к счастью, можно работать. Работать ювелирно и филигранно.

«Я сидел дома и, по обыкновению, не знал, что с собой делать. Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать.". М.Е.Салтыков-Щедрин «Культурные люди»

 

Почему так? Почему вдруг человек перестает слышать себя, понимать свои потребности?

А происходит все "не вдруг", а долго и упорно, начиная с раннего возраста.

Приведу пример из жизни (не из своей практики). Есть у меня знакомая семья, в которой очень директивная мать. Ситуация за столом. Мать наливает по тарелкам борщ. На плите стоит ещё лапша.

Ребёнок говорит:
- Мама, я не хочу борщ, налей лапши.
- Ешь борщ. Борщ вкуснее.
- Я не хочу борщ. Не люблю борщ
- Я сказала, ешь. Я уже налила.


Или ситуация, когда ребенок не голоден, но пришло время обеда. Помните анекдот:
- Сережа, домой.
- мама, я замёрз?
- нет, ты голоден.

А теперь представьте этот же диалог, только в разных контекстах. Например, выбор одежды, выбор времяпрепровождения, выбор мультика и т.д. Очевидно, что за ребенка постоянно делает выбор мама, имея совершенно понятные основания (например, дёшево/дорого; целесообразно и т.д.)

Другой пример. Ребенок подходит к папе, протягивает руки. Он чувствует потребность в  эмоциональном и физическом контакте, в общении с папой, в любви, в ласке, в заботе. А папа отвечает:
- Сынок, потом, папа занят сейчас. Мягко отодвигает его рукой и уходит. Тоже понятно, что папа устал, занят, не настроен в данный момент на нежности или вообще, смущается в такие моменты.

Или смотрим раньше. Основная характеристика ребенка 1-го года – жажда к познанию. Им движет интерес ко всему, что его окружает. Ребенку предметы окружающей среды нужно грызть, лизать, рвать, бить, ломать, рассыпать и т.д.
Если родители позволяют ему это делать, т.е. удовлетворять потребность в познании, то в долгосрочной перспективе ребенку будет интересно учиться в школе и ребенок сможет удовлетворять свои потребности прямым способом, по крайней мере в познании. Но чаще, что мы слышим: не трогай; положи на место; зачем ты сломал машинку?; опять ты игрушки раскидал? Не надо рисовать на обоях; нельзя, нельзя, нельзя....


И тут снова приходит на ум анекдот:
"Любознательный и активный мальчик до трёх лет думал, что его зовут "нельзя".

Итак, что делать? Первое: начинать с себя. Вот небольшой тест (экспромтом):


1. У меня есть любимые блюда или мне все равно, что есть?;
2. Я выбираю и покупаю одежду, которая мне нравится или при покупке я руководствуюсь другими принципами?
3. У меня есть любимое дело, увлечение или в свободное время мне обычно нечем заняться, я смотрю тв или сижу в интернете?
4. Для меня характерно переедание.
5. Задаёте ли вы себе вопрос: "Действительно ли Я этого хочу?"
6. Умеете ли вы различать эмоции и чувства? Например, грусть, восхищение, отвращение, обиду, нежность, сочувствие, гордость, возмущение, стыд, неловкость.

Если на первую часть вопроса вы преимущественно отвечали нет, то вы плохо понимаете свои потребности. И здесь все просто и сложно одновременно: нужно развивать эмоциональный интеллект и чувствительность своего тела. Потому что ни тело, ни эмоции не лгут. Они укажут на правильный путь.



 



Просмотров: 364
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Хочу я отношений или все-таки не хочу? И если хочу, то что с этим делать?"
  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • Тест "Почему у меня нет того, что я хочу"
  • Уйти или остаться? О принятии решения или "не знаю, что мне делать".
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "У меня все есть, но почему мне так плохо?"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Хочу чтобы она меня любила"... или основная потребность мужчины
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Боюсь, что не получится!", или "Хочу стать увереннее!"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Что такое "Тайм-менеджмент" или почему нужно ценить ВРЕМЯ?
  • "Я свое предназначение выполниоа - Я РОДИЛА! ЧТО еще от меня нужно?" Правда или манипуляция?
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • "У меня все хорошо!" или почему нельзя расстраивать маму
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Хочу родить для себя, но боюсь. Что делать?"
  • "Тело все помнит!" или "Почему меня колотит?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь