Когда ребенок рождается, у него уже есть часть эмоции, которые он ощущает всем своим телом. По мере взросления ребенка в задачу родителя входит: с одной стороны помощь в контейнировании эмоций, с другой помощь в их осознавании... Но часто у родителя есть и установок в отношении тех или иных эмоций, и недостаточно большой контейнер для того, чтобы помочь своему чаду.
Приходилось ли вам слышать, как мама или папа, бабушка или дедушка, или вообще посторонний человек говорит ребенку:
– Не плачь! Не ной! Не хнычь! - Ведь мальчики не плачут!
Что ты нюни распустил! – Ты ведь не девочка!
А если девочка, то – Фу, какая не красивая!
После чего следует то, что необходимо ребенку каким-то непостижимым образом сделать: Успокойся! Не обращай внимания! Или полное обесценивание переживаний: Нашел из-за чего расстраиваться! Да ладно тебе!
Примерно также происходит и с другими эмоциями...
– Не бойся! Тыжмужчина! Тыжбольшая! Что ещё выдумал!
– Не злись! Тыждевочка! Будешь так себя вести, получишь у меня! Придет папа – все ему расскажу!
– Не смейся! Ведь смех без причины – признак дурачины! Будешь много смеяться, потом плакать придется!
Не бегай! Стой смирно! Веди себя тише!
Именно эти послания и закладываю в ребенке знание, что то, что он чувствует надо скрывать как нечто постыдное, ненужное, опасное или неприемлемое.
Что происходит, когда ребенку запрещают проявлять свои эмоции?
Во-первых, ему ставят непосильную задачу. Он же не сможет вдруг перестать бояться или злиться просто от того, что ему сказали перестань. Он может только научиться делать вид, что у него нет той или иной эмоции, но эмоция в любом случае останется.
Во-вторых, ребенок начинает ощущать, что с ним что-то не так, он какой-то не такой, не подходящий, не правильный. Тут все очень просто: «я злюсь, родители говорят, что не должен этого делать, но я продолжаю это чувствовать, делаю вывод: я не такой, как надо!». Это приводит к сниженной самооценки, появляются другие эмоции – стыд и вина, которые блокируют проявления первых эмоций.
В-третьих, ребенок остается один на один со всеми своими переживаниями и ему некому помочь.
Все это далеко не способствует контакту с родителями и окружающими.
И, пожалуй, одно из важнейших «приобретений» - это то, что ребенок не учится справляться со своими эмоциями, вместо этого он получает знание, как их не замечать, подавлять или игнорировать. И чувства действительно становятся весьма пугающими, потому что проявляются только тогда, когда достигают критической точки и «отказывают тормоза».
Эмоции, с точки зрения эволюции, необходимая функция для выживания. Каждая эмоция нам о чем-то говорит, зачем-то нужна, при этом она имеет биологическую функцию. Другое дело, что большинство из нас с детства не умеет ими пользоваться, именно поэтому эмоции часто бывают для нас непереносимыми и болезненными. И сложность даже не в том, что мы испытываем душевную боль, а в том, что не имеем понятия, что с ней делать, как ее переживать, и часто стараемся ее чем-то закрыть, но это приводит лишь к тому, что боль никуда не исчезает, а остается с нами. Чтобы это изменить, очень важно научиться адекватно выражать свои эмоции. Это, конечно, не быстрое занятие, но оно стоит того!
Если у вас есть трудности с выражением эмоций – не стесняйтесь обращаться за помощью к специалисту!