ПРО ЭМОЦИИ
А точнее, про их подавление.
Давайте разберёмся, что значит подавлять эмоции?
- страшно, но ты стиснул(а) зубы и не жалуешься - не привык(ла) делиться
- больно, но ты не показываешь - "нужно терпеть"
- весело, но ты не смеёшься громко - "вдруг что подумают"
- грустно, но поговорить ни с кем - "кому нужны чужие проблемы?"
- отвратительно, аж тошнит, но отпор не даёшь - "такие обстоятельства"
- стыдно, аж хочется провалиться сквозь землю, но поговорить об этом не можешь - "нельзя, чтобы кто-то узнал"
- обидно до слез, но просто уходишь, не сказав об этом - "проглатываешь" обиду - привычно
- злишься, аж трясёт, но не покажешь - боишься его (её) потерять
Знакомо?
Вот и получается какая-то "однобокая" эмоциональная жизнь. Ведь мы не можем подавлять в себе страх, стыд, разочарование, злость - все то, что неприятно испытывать, не подавляя при этом радость, благодарность, счастье, любовь.
Ярких "положительных" эмоций не может существовать без проявленных "отрицательных".
"Хорошо, Анна, мне это знакомо, а что с этим делать?" - спросите вы.
Я, как любитель практических действий, разработала такую стратегию:
1. Проследить за своими чувствами, реакциями в течение недели - двух.
Пример: Я часто молчу, обижаюсь, ухожу, когда на самом деле нужно бы жёстко ответить и отстоять границы.
2. Отметить те, которые вы легко можете испытывать и предъявлять окружающим и те, которых вы избегаете, считаете недостойными, лишними, не нужными.
А также те, которые вы бы хотели проявить, но почему-то пока не удаётся.
Пример: хотел(а) бы заявить, что со мной нельзя разговаривать в агрессивной манере, но не могу.
3. Поработать самостоятельно (это называется рефлексия), ответив себе на вопросы:
Почему я не могу (хочу) предъявлять это чувство, что мне мешает?
Какой (какая) я, когда люди видят меня ... (агрессивной, например)
Что будет со мной, с оппонентом, если я проявлю ... (агрессию, например).
Попробуйте вспомнить яркие случаи или фразы, которые вам говорили, связанные с этим чувством - запреты, насмешки, игнорирование потребностей или наоборот - поощрение.
Пример: на маму злиться/обижаться нельзя - мама плохого не посоветует.
Пока все. Если работа выполнена качественно, то вы многое о себе узнаете.
Эти выводы - багаж вашей жизни.
Первое, что важно в работе с чувствами - это осознание блокирующих паттернов поведения, что и приведет к "разморозке" чувств. Именно на осознание направлено данное упражнение.
Следующий шаг - принести это все своему психологу и продолжить проработку.