|
Каждый пишет, как он дышит...Автор статьи: Ощепкова Евгения
Каждый пишет, как он дышит…
Евгения Ощепкова В душе каждого из нас таится ребенок, который по-прежнему любит сочинять, фантазировать, воображение которого свободно, а творческий потенциал безграничен. Вызволить творца, освободив тем самым психологические ресурсы, призваны занятия арт-терапией вообще и активными ее методами в частности. В этой статье речь пойдет о практике активной библиотерапии. Активная библиотерапия подразумевает несколько вариантов. Творческая работа с авторским произведением. В данном случае психолог предлагает клиенту дополнить, изменить уже существующий художественный текст. Это особенно нравится детям, которые недовольны тем или иным финалом истории, и хотят «переделать» его. Взрослым уместно предлагать дописать концовку проективного рассказа или завершить некую историю, финал которой открыт, многозначен. Читателям статьи наверняка вспоминается роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Думаю, вопрос о дальнейшей судьбе Скарлетт О΄Хара волновал не только меня одну… Да что там Скарлетт! Вспомните, скольких любимых героев и героинь мы мечтали «оживить и поженить»! С чем связан психотерапевтический эффект данной работы? Дописывая-переписывая некую историю, клиент получает уникальную возможность посмотреть на ситуацию со стороны, осознанно изменить личный жизненный сценарий, расширить собственный ролевой репертуар. А текст, созданный клиентом – богатейший материал для совместной работы. Помимо этого «дописывание-переписывание» – способ постепенно приблизится к процессу сочинительства, так сказать, «попробовать перо». Следующая форма работы с авторским текстом известна нам с детства. Это проигрывание, инсценировка истории (отрывка). Здесь библиотерапия усиливается другой арт-терапевтической формой – драматерапией. Вместе они создают мощный эффект эмоционального очищения, осознавания и глубокой проработки чувств. Играя как-будто «другого», человек имеет возможность заявить о себе, выкрикнуть то, что запрятано в глубинах души. Задайте себе вопрос: Какого литературного героя вы хотели бы сыграть? Ваш ответ сам по себе будет интересен психологу. Да и вам тоже. Как-то клиентка, бизнес-леди тридцати с небольшим лет, сказала, что мечтает сыграть Виктора Зуева, героя пьесы А. Вампилова «Утиная охота»… Ее ответ удивил меня. Оказалось, женщину разрывало ощущение бессмысленности собственной жизни, внешне такой успешной, но внутренне – суетной, пустой, лишенной смысла… Что такое современные молодежные традиции ролевых игр или касплея? Отождествление себя с героем. Попытка «стать другим, не будучи собой». Здесь все значимо – и выбор персонажа, и понимание его характера, и контекст ситуации клиента. Рисование или создание иной творческой работы по мотивам авторского текста – еще одна форма активной библиотерапии. Помните, как мы все любили рисовать сказочных героев – богатырей, рыцарей, принцесс… Творческие продукты клиента (рисунок ли, поделка или сыгранная роль) выступают своего рода «вещественным доказательством» для психолога. Когда есть продукт – работать не то, чтобы проще, намного интереснее! И для самого клиента становится очевидным то, что прежде отрицалось. Девушка-подросток самозабвенно рисует героинь манги (японских комиксов), отдавая предпочтение образам демонических воительниц. Обсуждая с психологом свои рисунки и содержание текстов, она признает существование сильной злости на мать, которая вышла замуж во второй раз… Когда я провожу занятия по написанию собственной притчи, я использую такую форму библиотерапии как создание творческого продукта. Мы с участниками читаем историю, чаще всего, короткую, и после обсуждения я прошу каждого из предметов, находящихся под рукой, представить смысл притчи в символической форме. Трудно описать, что именно и как делают люди в такие моменты, но смею уверить читателя – работы получаются удивительные! Но, конечно, больше всего я люблю, когда мои клиенты приступают к собственному сочинительству. Как я уже писала, психотерапевтический эффект собственного сочинительства основывается на следующих факторах:
Хотелось бы добавить, что успехи в сочинительстве, как, впрочем, и в любом творчестве, повышают самооценку человека, расширяют возможности самореализации и самопрезентации. Мы начинаем сочинять с малого. Первой пробой пера на наших занятиях является синквейн. Эта поэтическая форма известна многим и достаточно проста в написании. Напомню читателям, что синквейн это нерифмованное пятистрочное стихотворение, каждая строка в котором строится по правилам. Вот они: 1 строка — одно слово, существительное, отражающее главную идею; тема, понятие; Кстати, творческие учителя с успехом используют синквейн в качестве необычной формы зачетной работы, там, где максимально сжато необходимо изложить сущность феномена, понятия. Именно внешняя простота и лаконичность синквейна учат пишущего ценить каждое слово, выражать мысли и чувства предельно конкретно, четко, емко. Написав несколько синквейнов на одну и ту же тему, участники достигают удивительной глубины и понимания вопроса, выражают авторское отношение к написанному, а не просто подбирают подходящие слова. Возможности синквейна широки, в том числе его можно использовать и как способ «приблизиться» к проблеме, о которой клиенту трудно говорить. Каждое слово здесь «на вес золота», и является путеводной нитью в исследовании психологической реальности клиента. Интересен эффект групповой работы по написанию синквейна. Например, задается общая тема, как правило – эмоциональное состояние, психологический феномен. Участники группы сочиняют стихотворения и зачитывают их. При обсуждении выясняется разность взглядов, мнений, способов преодоления проблемы. Вспоминаются синквейны на тему «Тревога». Тревога. Тягучая, скучная. Тормозит, замедляет, укладывает. Я боюсь совершить ошибку. Безволие. Тупость. Лень. Или вот такой: Тревога. Незаметная, невидимая. Подкрадывается, накрывает, опустошает. Много в психике прячется тайн. Бессознательное. Проблема. А как вам вот этот? Тревога. Скучная, преувеличенная. Тяготит, мешает, останавливает. Я борюсь с отжившими монстрами. Привычка. Ну, а вот этот, по моему мнению, достоин положительной оценки в качестве зачетной работы по психологии: Тревога. Хроническая, ситуативная. Проявляется, диагностируется, корректируется. Принимает разные формы. Психика, чувство, феномен. Формы работы с тем же синквейном подбрасывает сама практика, стоит только начать. На одном из занятий участники предложили написать парные синквейны «тревога – уверенность», «ответственность – безволие», «жизнь – смерть»… Говорить о сочинительстве в рамках библиотерапии я могу бесконечно. Сочинять можно все – от притчи до эпической саги. Конечно же, речь не идет о том, что по окончанию работы с психологом клиент становится писателем. Но – приобретает новые способы постижения и выражения своего внутреннего мира – несомненно.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|