Каждый пишет, как он дышит...

Автор статьи: Ощепкова Евгения
Каждый пишет, как он дышит…

Евгения Ощепкова

В душе каждого из нас таится ребенок, который по-прежнему любит сочинять, фантазировать, воображение которого свободно, а творческий потенциал безграничен.

Вызволить творца, освободив тем самым психологические ресурсы, призваны занятия арт-терапией вообще и активными ее методами в частности.

В этой статье речь пойдет о практике активной библиотерапии.

Активная библиотерапия подразумевает несколько вариантов.

Творческая работа с авторским произведением.

В данном случае психолог предлагает клиенту дополнить, изменить уже существующий художественный текст. Это особенно нравится детям, которые недовольны тем или иным финалом истории, и хотят «переделать» его.

Взрослым уместно предлагать дописать концовку проективного рассказа или завершить некую историю, финал которой открыт, многозначен.

Читателям статьи наверняка вспоминается роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Думаю, вопрос о дальнейшей судьбе Скарлетт О΄Хара волновал не только меня одну…

Да что там Скарлетт! Вспомните, скольких любимых героев и героинь мы мечтали «оживить и поженить»!

С чем связан психотерапевтический эффект данной работы?

Дописывая-переписывая некую историю, клиент получает уникальную возможность посмотреть на ситуацию со стороны, осознанно изменить личный жизненный сценарий, расширить собственный ролевой репертуар.

А текст, созданный клиентом – богатейший материал для совместной работы.

Помимо этого «дописывание-переписывание» – способ постепенно приблизится к процессу сочинительства, так сказать, «попробовать перо».

Следующая форма работы с авторским текстом известна нам с детства.

Это проигрывание, инсценировка истории (отрывка).

Здесь библиотерапия усиливается другой арт-терапевтической формой – драматерапией. Вместе они создают мощный эффект эмоционального очищения, осознавания и глубокой проработки чувств. Играя как-будто «другого», человек имеет возможность заявить о себе, выкрикнуть то, что запрятано в глубинах души.

Задайте себе вопрос: Какого литературного героя вы хотели бы сыграть? Ваш ответ сам по себе будет интересен психологу. Да и вам тоже.

Как-то клиентка, бизнес-леди тридцати с небольшим лет, сказала, что мечтает сыграть Виктора Зуева, героя пьесы А. Вампилова «Утиная охота»… Ее ответ удивил меня. Оказалось, женщину разрывало ощущение бессмысленности собственной жизни, внешне такой успешной, но внутренне – суетной, пустой, лишенной смысла…

Что такое современные молодежные традиции ролевых игр или касплея? Отождествление себя с героем. Попытка «стать другим, не будучи собой».

Здесь все значимо – и выбор персонажа, и понимание его характера, и контекст ситуации клиента.

Рисование или создание иной творческой работы по мотивам авторского текста – еще одна форма активной библиотерапии.

Помните, как мы все любили рисовать сказочных героев – богатырей, рыцарей, принцесс…

Творческие продукты клиента (рисунок ли, поделка или сыгранная роль) выступают своего рода «вещественным доказательством» для психолога. Когда есть продукт – работать не то, чтобы проще, намного интереснее! И для самого клиента становится очевидным то, что прежде отрицалось.

Девушка-подросток самозабвенно рисует героинь манги (японских комиксов), отдавая предпочтение образам демонических воительниц. Обсуждая с психологом свои рисунки и содержание текстов, она признает существование сильной злости на мать, которая вышла замуж во второй раз…

Когда я провожу занятия по написанию собственной притчи, я использую такую форму библиотерапии как создание творческого продукта. Мы с участниками читаем историю, чаще всего, короткую, и после обсуждения я прошу каждого из предметов, находящихся под рукой, представить смысл притчи в символической форме. Трудно описать, что именно и как делают люди в такие моменты, но смею уверить читателя – работы получаются удивительные!

Но, конечно, больше всего я люблю, когда мои клиенты приступают к собственному сочинительству.

Как я уже писала, психотерапевтический эффект собственного сочинительства основывается на следующих факторах:

  • Главный герой любого текста, созданного клиентом – всегда автор;
  • Сочиняя собственный текст, клиент имеет возможность создать иную психическую реальность, нежели та, в которой он живет. Изменив текст, контекст, метафору и другие художественные средства, пишущий может изменить и своё эмоциональное состояние;
  • При собственном активном творчестве воздействие целительной силы искусства увеличивается в разы.

 

Хотелось бы добавить, что успехи в сочинительстве, как, впрочем, и в любом творчестве, повышают самооценку человека, расширяют возможности самореализации и самопрезентации.

Мы начинаем сочинять с малого. Первой пробой пера на наших занятиях является синквейн.

Эта поэтическая форма известна многим и достаточно проста в написании. Напомню читателям, что синквейн это нерифмованное пятистрочное стихотворение, каждая строка в котором строится по правилам. Вот они:

1 строка — одно слово, существительное, отражающее главную идею; тема, понятие;
       2 строка — два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
       3 строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
       4 строка — фраза, предложение, показывающая авторское отношение к теме; иногда – афоризм;
       5 строка — слово или несколько слов, отражающие сущность темы, резюме; иногда – синоним.

Кстати, творческие учителя с успехом используют синквейн в качестве необычной формы зачетной работы, там, где максимально сжато необходимо изложить сущность феномена, понятия.

Именно внешняя простота и лаконичность синквейна учат пишущего ценить каждое слово, выражать мысли и чувства предельно конкретно, четко, емко. Написав несколько синквейнов на одну и ту же тему, участники достигают удивительной глубины и понимания вопроса, выражают авторское отношение к написанному, а не просто подбирают подходящие слова.

Возможности синквейна широки, в том числе его можно использовать и как способ «приблизиться» к проблеме, о которой клиенту трудно говорить. Каждое слово здесь «на вес золота», и является путеводной нитью в исследовании психологической реальности клиента.

Интересен эффект групповой работы по написанию синквейна. Например, задается общая тема, как правило – эмоциональное состояние, психологический феномен. Участники группы сочиняют стихотворения и зачитывают их. При обсуждении выясняется разность взглядов, мнений, способов преодоления проблемы.

Вспоминаются синквейны на тему «Тревога».

Тревога.

Тягучая, скучная.

Тормозит, замедляет, укладывает.

Я боюсь совершить ошибку.

Безволие. Тупость. Лень.

Или вот такой:

Тревога.

Незаметная, невидимая.

Подкрадывается, накрывает, опустошает.

Много в психике прячется тайн.

Бессознательное. Проблема.

А как вам вот этот?

Тревога.

Скучная, преувеличенная.

Тяготит, мешает, останавливает.

Я борюсь с отжившими монстрами.

Привычка.

Ну, а вот этот, по моему мнению, достоин положительной оценки в качестве зачетной работы по психологии:

Тревога.

Хроническая, ситуативная.

Проявляется, диагностируется, корректируется.

Принимает разные формы.

Психика, чувство, феномен.

Формы работы с тем же синквейном подбрасывает сама практика, стоит только начать. На одном из занятий участники предложили написать парные синквейны «тревога – уверенность», «ответственность – безволие», «жизнь – смерть»…

Говорить о сочинительстве в рамках библиотерапии я могу бесконечно. Сочинять можно все – от притчи до эпической саги. Конечно же, речь не идет о том, что по окончанию работы с психологом клиент становится писателем. Но – приобретает новые способы постижения и выражения своего внутреннего мира – несомненно.

 

 

 

 



Просмотров: 330
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Родительская тревога. Пример работы с клиентом.
  • Формы работы с семьёй по предупреждению семейного неблагополучия(из опыта работы психологаДОУ).
  • Терапевтические отношения как возможность работы с тревожностью Клиента
  • Критическое отношение к себе – залог успешной работы с психологом
  • Ресурсное состояние клиента в процессе консультативно-терапевтической работы
  • Когда психолог становится клиентом? Из личного опыта расстановочной работы.
  • Правила совместной работы психолога и клиента
  • Тревога и страх. Варианты работы с тревогой.
  • От работы с психологом стало хуже? Динамика работы с подсознанием.
  • Тревога и поиск работы. Проявления тревоги и как справиться.
  • Зеркальная плоскость – эффект калейдоскопа (материал из опыта работы)
  • Особенности работы с клиентами-психологами . Как позаботиться о себе, не ранив клиента?
  • Как написать сценарий фильма и заработать? Практика для работы с клиентом
  • Качество работы с психологом измеряется не ценой консультации, а силой изменений у клиента*.
  • Сколько встреч необходимо для работы с психологом, чтобы решить свои проблемы
  • Несколько условий результативной работы с психологом
  • Про ведущих группы или специфика работы в (страшное слово) ко-терапии
  • Преимущества групповой формы работы с родителями
  • Почему я не даю советов на терапии ( а эффект от работы все равно есть)
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • Особенности психологической работы с религиозными переживаниями психотического клиента
  • Об ответственности клиента и психолога во время работы
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Жестокость работы психолога или защитная реакция клиента.
  • 8 лайфхаков клиенту для эффективной работы с психологом
  • Бежать от таких психологов. Мой собственный первый опыт работы с психологом.
  • Техники для работы с осознанием тела и сексуальности (+ подборка карт для работы)
  • Таблица «Возвращение ответственности клиенту за результаты работы с психологом»
  • Инструкция и примеры работы для работы с метафорическими ассоциативными картами "OH"
  • 7 Преимуществ On-line - работы с психологом- гибкое решение для каждого.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь