|
Периодизация детского возрастаАвтор статьи: Васильев Владимир Николаевич
Существует множество описаний периодов детского и подросткового возраста. Другими словами есть описания определенных закономерностей формирования психики в процессе взросления. При чем, эти описания мы встречаем как среди древних знаний, так и в современной науке. Остановимся на некоторых из них. В древности на востоке говорили: первые 7 лет балуй ребенка, следующие 7 лет учи его, затем постарайся стать для него другом. По всей видимости древними людьми было замечено что в начале идет становление психо-эмоциональной сферы, затем у ребенка начинает формироваться интеллектуальная сфера, затем примерно развитие идет ровно. В другом древнем источнике знания сказано: у девочек эмоциональная часть заканчивает формироваться к 4 годам, интеллектуальная к 14 годам. У мальчиков к 9 годам, и 21 году соответственно. Тут идет речь о разнице психологического взросления мальчиков и девочек. Обычно это заметно даже не специалистам. Рассмотрим современные представления о периодах и кризисах развития ребенка. С.Холл выделяет: период дикости в котором наблюдается стремление к копанию в земле, все, что ни попадется, тащится в рот. Длится до 5 лет. Следующий - период охоты и захвата добычи. Для него характерен - страх ребенка перед чужими, действия тайком, жестокость, составление детских шаек, преобладают игры в пленных, засады, прятки. Длится до 12 лет. Третий период пастушества. Выражена нежность к животным, стремление иметь собственное домашнее животное, дети в этот период любят строить хижины, шалаши. Длится от 9 до 14 лет. Четвертый период – земледельческий. Продолжается до 16 лет. Последний период назван промышленно-торговым. На первый план выступают денежные интересы, длится до 18-20 лет. З.Фрейд считал источником психического развития влечения и инстинкты. Ребенок рождается с определенным запасом энергии - «либидо», которая лежит в основе сексуальных влечений человека. Весь процесс развития в детстве он укладывал в 5 стадий: оральная (младенческий возраст), анальная (до 6 лет), генитальная, латентная и пубертатная. На каждой из стадий «либидо» сосредоточивается в той или иной области тела ребенка, раздражение которой приводит к удовлетворению значимых для ребенка потребностей. Л.С. Выготского, считал что развитие ребенка – это постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением и построением личности ребенка. При этом переход от одной возрастной ступени к другой совершается через кризисные периоды. От 0-2 месяцев кризис новорожденности. 2-12 месяцев младенческий возраст, кризис одного года. 1-3 года раннее детство, кризис 3 лет. 3-7 лет дошкольное детство, кризис 7 лет. 7-13 лет школьный возраст, кризис 13 лет, 13-17 лет пуберантный возраст, кризис 17 лет. Как мы видим существует несколько различных представлений о психологическом развитии ребенка. Какое же из них верное? На мой взгляд верны все. Просто они описывают различные стороны становления человеческой психики. Например Фрейд описывает больше ту часть психики которая связана с развитием сексуальной функции, Выгодский становление социальных навыков. Все представленные описания взаимосвязаны между собой. Учитывать в воспитании все эти особенности психика конечно желательно и можно сказать, необходимо. Есть еще одна периодизация которая на мой взгляд более подходит для практического применения (Дж. Стивенс). Это современный взгляд на основе древних знаний. В данной периодизации рассматривается вопрос становления психо-эмоциональной сферы. Первая стадия 0-6 месяцев, стадия грудного младенца. В этом периоде младенец не дифференцирует ни себя ни окружающий мир, все как бы слито во едино. Его эмоциональная сфера зависит от мамы или человека заменяющего мать. Есть так же положительные и отрицательные эмоции связанные с физиологическими функциями. Вторая стадии от 6 месяцев до 4 лет, малыш делающий первые шаги. В данном возрасте ребенок отделен от мамы, но зависит от нее. Родители в данном возрасте являются не зыблемыми авторитетами. Психо-эмоциональная сфера хотя имеет собственную конструкцию, по типу простых различий хорошо-плохо, да - нет. Но в целом зависит от родителей, в первую очередь от мамы, или другого близкого человека. Третья стадия 5-12 лет, подросток. Стадия соревнования, в этом возрасте ребенок отделяется от родителей приобретая некоторую автономность, родители перестают восприниматься как существа знающие и умеющие все, авторитет родителей уменьшается, появляется собственное, хотя и не зрелое представление о мире. Эмоции становятся более сложными, но уходят на второй план, уступая место соревнованию, активности. Четвертая стадия 13-19 лет, юноша характеризуется преобладанием и становлением эмоциональной сферы. В виду этого характерна эмоциональная не устойчивость, ранимость. Сложность в определении приоритетов. Родители уже влияют все в меньшей степени. Юноша старается выработать собственную позицию по отношению к миру. Включается сопереживание, сочувствие. Появляется критика к себе. Итак мы выяснили что в тот или иной период эмоционально-чувственная сфера имеет свои особенности проявления и связи с окружением. Как практически это можно связать с воспитанием? Данные знания на мой взгляд могут помочь в 3 направлениях. Первое это устанавливать контакт с ребенком в соответствии с периодом развития. Второе – дают возможность определить поведение не соответствующее возрасту. Ну и третье в случаи отклонений - выявить и устранить причины. Говоря о контактах с ребенком, в первую очередь необходимо сказать, что лучше если он будет соответствовать возрасту. То есть, если человек находится уже в подростковом возрасте, а с ним общаться к примеру больше на тактильном уровне как с младенцем, это может вызвать сложности во взаимодействии со сверстниками, которое идет уже больше на уровне речевой коммуникации. Рассматривая поведение, можно ориентировочно определить соответствует оно в основной мере возрасту или нет. Конечно поведение человека может быть разным в зависимости от возраста, и включать поведение разных возрастов. И взрослый человек может иногда иметь поведение ребенка. Я говорю о поведении в общем, или большей частью. Как же нам помогает периодизация в устранении проблем? Возьмем пример ребенку 3 года он не слушается. Как и что делать? В первую очередь посмотрим есть ли кризисы, да есть. Если поведенческие нарушения не усиливаются, не выходят за рамки, наверное нужно переждать. Продолжим. Вот ребенку 3.5 года поведенческие проблемы непослушания остаются, что делать? Кризис уже прошел! Если мы посмотрим с точки зрения становления эмоционально - чувственной сферы, в этом возрасте большая частью зависит от окружения. Поэтому нужно постараться определить эмоциональное состояние окружения? Может быть есть какие-то недопонимания, конфликты и т.д. Так же возможно родители взаимодействуют с ребенком не соответственно возрасту. И так далее на протяжении всей жизни ребенка. Более подробно я постараюсь рассказать о проблемах разного возраста в следующих публикациях. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|