|
Как говорить с ребенком о смерти близких.Автор статьи: Ковалевская Анна Геннадиевна
Главное, говорить. Насколько мал ни был бы ребенок, он однозначно заметит изменения в поведении окружающих его людей и отсутствие того или иного члена семьи. Конечно, от возраста ребенка зависит и текст сообщения, и степень его вовлеченности в похоронный процесс, а так же его способность прожить кризис, связанный со смертью близкого человека. Чтобы рассказать о случившемся, лучше выбрать максимально доступные для ребенка языковые формы. Достаточно сказать, что «дедушка умер, его больше нет», чем пускаться в витиеватые метафоры о бренности жизни и конечности всего земного. Подбирая место для разговора, позаботьтесь, чтобы никто не мешал, и это было максимально безопасно и комфортно для ребенка. Если это принято в семье, то стоит установить телесный контакт. Разрешить ребенку проявить весь возможный спектр чувств, даже поплакать вместе с ним. Но если чувствуете, что при объяснении есть риск провалиться в истерику, то лучше беседу поручить другому близкому родственнику. Маленькие дети склонны интересоваться самим процессом и тем, что происходит после смерти. Не стоит обесценивать их вопросы. Самое худущее, что можно сделать в этой ситуации — это оставить их один на один с тревогой и недоумением. Что касается традиционного обряда — непосредственно похорон — то это важный этап в процессе горевания, осознание невозвратимости утраты. Брать ли на похороны ребенка, зависит от его возраста и того, насколько вы ощущаете в себе силы уделить ему и его чувствам достаточно внимания, объяснить смысл происходящего. Если ребенок ранее не был на похоронах, то стоит заранее поговорить с ним, объяснить, что будет происходить, рассказать о правилах поведения и возможных реакциях пришедших людей, и уже после этого дать ему право выбора. В дальнейшем не стоит запрещать ребенку воспоминания о событиях, связанных с умершим человеком. Любая утрата — это кризисное состояние. И процесс горевания зависит от внутренних ресурсов человека, от окружения и способности опираться на его поддержку. Большую роль в процессе горевания играет невосполнимость утраты. Мы горюем не о конкретном человеке, а о той ценности, которую мы утратили с его гибелью. Например, смерть матери равна утрате ценности как сына или дочери. Соответственно, чем более ценная роль утрачивается, тем невосполнимей утрата, и больше нужно времени для горевания. Согласно гештальт-подходу есть 4 основные стадии этого процесса: * шок; * гнев-бессилие; * проживание; * интеграция. Большинство маленьких детей не имеют ресурса на проживание всех стадий горевания. И могут на многие годы застрять в стадии шока или бессилия, пока не появится ресурс для перехода на следующий этап. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|