Обучение стрессоустойчивости по Мейхенбауму

Цель программы – обучить клиента быстро распознавать проблемные ситуации и с помощью когнитивных и поведенческих методов успешно справляться с ними.

Сам процесс обучения можно разделить на три этапа:

  • Получение информации и подготовка клиента;
  • Обучение по управлению отдельными стрессовыми ситуациями;
  • Практическое приобретение приобретенных навыков.

 Обучение стрессоустойчивости по Мейхенбауму

Этап 1. Получение информации и подготовка клиента.

Сначала производится диагностика имеющихся у клиента навыков совладания со стрессовыми ситуациями. Для этого используются:

  • Интервьюирование;
  • Ролевые игры;
  • Записи и их разбор по реальным жизненным трудностям (проводимые клиентом между сессиями);

Затем клиент информируется о стрессе, его видах, модели, физиологических симптомах, его сопровождающих (тахикардия, повышенное АД, напряжение мышц, потливость, тревожные мысли и пр.).

Клиент должен научиться контролировать свои физические симптомы и заменять свои тревожные мысли такими, которые позволят ему справляться со стрессовыми ситуациями.
Клиент должен быть готов к тому, что во время терапии будет испытывать состояние беспокойства, потому что так он сможет научиться управлять этим состоянием другим способом, чем прежде.

Этап 2. Обучение по управлению отдельными стрессовыми ситуациями.

В рамках терапевтических сеансов клиент обучается справляться со стрессовыми ситуациями.

Задача: научиться справляться с физическими симптомами и мыслями при помощи прогрессивной мышечной релаксации.

Самое главное – постепенное репетирование конструктивных высказываний, чтобы контролировать свою тревогу и выдерживать стрессовую ситуацию. Мейхенбаум приводит такие высказывания для отдельных этапов реагирования:

Во время подготовки к стрессовой ситуации: «Что я должен сделать? Я должен подготовить план, как справиться с этой ситуацией. Я сосредоточусь на том, что я буду делать. Беспокойство мне не поможет, только повысит мое чувство тревоги».
Во время стрессовой ситуации: «Успокойся, медленно, спокойно. Это неприятно, но я выдержу! Дыши спокойно и расслабься. Тогда ты будешь чувствовать себя лучше. Это просто страх, а его я сейчас учусь преодолевать».
Подбадривающие и оценивающие высказывания во время и после овладения стрессовой ситуацией: «Отлично, все идет хорошо! Это не настолько страшно, насколько я боялся! Я делал это! Я снова делаю это лучше, чем в прошлый раз!».

Эти высказывания клиент систематически репетирует во время консультации и одновременно представляет себе стрессовую ситуацию (можно проигрывать ее в сценках).

Этап 3. Управление стрессовыми ситуациями в реальной среде.

Клиент сам выбирает и практикует те упражнения, которые ему помогают. После того как он отрепетировал их на сеансе при поддержке терапевта, систематически начинает их использовать в период между сессиями и в домашних условиях. В этом случае он выбирает не сложные ситуации, постепенно повышает их сложность.

 
Тренинг хорош и эффективен на практике при правильном подходе, без «перепрыгиваний» через стадии. Важно именно практически прорабатывать альтернативные способы совладания, постоянно и неуклонно тренируясь. Усвоение новых стратегий на одном только когнитивном уровне, без поведенческого тренинга, оказывается не эффективным!

==================================================================

По ссылкам можно ознакомиться также со статьями по разным аспектам обучения совладающему поведению:

Обучение снижению сензитивности

Обучение управлению самоповреждающими импульсами

Обучение управлению эмоциями

Обучение эмпатии

Обучение управлению гневом

С уважением, Алексей Мосин!

Получить консультацию можно обратившись:
По тлф. 8-923-146-08-18
Skype: Alexey Mossin
e-mail: [email protected]


Просмотров: 501
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Какие умения нужны человеку чтобы успешно справляться со сложными жизненными ситуациями
  • Обучение управлению самоповреждающими (аутодеструктивными) импульсами
  • психотерапевтическая сказка на умение справляться с волнением в стрессовой ситуации
  • Проблема совладания с трудными ситуациями у современных подростков
  • Обучение управлению эмоциями
  • Можно я буду сам собой? Или почему я должен делать именно так.
  • Обучение управлению гневом: этапы, факторы
  • Почему бизнес-обучение часто оказывается неэффективным и как можно изменить ситуацию.
  • Как написать рекламу психологических услуг, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
  • Что должен знать клиент, обращаясь к психотерапевту.
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Как сделать так, чтобы клиент сам решил свою проблему?
  • Это мое время. И мне решать, что с ним делать
  • Как снизить уровень тревоги во время/после экстремальной ситуации
  • Как справиться с непредвиденными ситуациями в дороге.
  • Как справиться со сложными жизненными ситуациями?
  • Мифы: «Психотерапия - для слабых девочек» или «Мужик должен справляться сам»
  • Важно научиться терять время, чтобы потом его приобрести...
  • Как поддержать ребенка в стрессовой ситуации и помочь ему приобрести полезный опыт
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что клиент не может сделать сам?
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Что делать психологу, если его дискриминирует клиент
  • Должен ли клиент быть интересен психологу
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Что выбирает клиент?
  • Жизнь между сессиями или как научиться жить без терапии
  • На что можно опираться в сложные времена (или как Випассана помогает справляться со сложностями жизни)?
  • Мини-разбор реальной финансовой ситуации клиента
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь