|
Проблема совладания с трудными ситуациями у современных подростковАвтор статьи: Ермакова Елена Юрьевна
Конспект занятия для подростков
Проблема совладания с трудными ситуациями у современных подростков Цель – выявить личностные ресурсы совладающего поведения подростков. Методы исследования:
Практическая значимость занятия определяется возможностью широкого применения полученных в исследовании результатов и выводов в работе психолога с подростками. 1. Теоретическая часть На протяжении всей жизни человек сталкивается с определенными трудностями. Эти трудности связаны не только с проблемами развития, возрастными кризисами, не только с экстремальными событиями в социальной и личной жизни, но и с обыденными жизненными ситуациями. Для преодоления повседневных трудных ситуаций человеку необходимы умения борьбы с ними. Всё это происходит по мере взросления и накопления определенного жизненного опыта. В современном обществе повышаются требования к качеству жизни и профессиональной деятельности. В то же время усиливается воздействие на человека разнообразных стрессогенных факторов таких, как увеличение темпа современной жизни и объёма получаемой информации, виртуализация общества, перемены в социальной жизни, ухудшение обстановки, природные и техногенные катаклизмы и др. В условиях ускоренного техногенного развития современного общества увеличивается количество молодых людей, неспособных преодолевать трудные жизненные ситуации и с «наименьшими потерями» выходить из спорных вопросов. О задаче школы воспитывать у учащихся способность преодолевать трудности и достигать поставленной цели говориться в докладе Российской академии образования «О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования», где одним из ожидаемых личностных результатов духовно – нравственного развития школьников наряду с другими качествами называется способность к преодолению трудностей. Изучение психологических ресурсов играет большую роль для осознания того, как стресс влияет на подростков, как человеческие силы и адаптивные возможности способствуют ограничению негативных последствий стресса. Развитие способности преодолевать трудные ситуации особенно важно в подростковом возрасте в связи с формированием готовности к личностному и жизненному самоопределению, которая представляет возможность преодолеть трудности будущей взрослой жизни. А это является одним из факторов психического и эмоционального здоровья. Личностными ресурсами, обеспечивающими выбор подростками активных и наиболее продуктивных стратегий совладания с трудными ситуациями, являются:
Понятие "coping" происходит от английского "cope", что означает преодолевать. Термин может пониматься как индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. Дополнительные условия - как внешние, характеризующие саму задачу, так и внутренние, представляющие собой психологические характеристики субъекта, - заостряют содержание coping, отличая его от простого приспособления. Русский термин совладание происходит от старорусского «лад», «сладить» и означает «согласие», «мир», «порядок», «устройство», «упорядочивание», «приведение в порядок», «подчинение себе обстоятельств». В этой связи понятно, что основная функция совладающего поведения состоит в адекватном приспособлении, удобном и комфортном для субъекта. Суть совладания заключается в том, чтобы человек либо полностью смог преодолеть негативные жизненные трудности, либо уменьшил их отрицательное воздействие на организм. Поэтому, совладающее поведение – это целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессором) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действия. 2. Практическая часть На занятии используется опросник способов совладания (OCС) (Методика WCQ Р. Лазарус и С. Фолкман, адаптация Крюковой Т.Л. и Куфтяк Е.В.). Методика предназначена для определения копинг-механизмов, т.е. способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности (копинг-стратегий). Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкман в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк в 2004 году (приложение 1). Испытуемым предлагаются 50 утверждений, касающихся поведения в трудной жизненной ситуации, необходимо оценить, как часто данные варианты поведения проявляются у него: никогда, редко, иногда, часто. Методика состоит из 8 шкал, каждая из которой соответствует той, или иной копинг-стратегии. Все шкалы разделяются на три группы по следующим критериями: планирование решения проблемы, поиск и использование социальной поддержки, регулирование эмоций.
Приложение 1 Опросник способов совладания (ОСС) (Методика WCQ Р. Лазарус и С Фолкман)
- конфронтативный копинг, который характеризуется агрессивными усилиями для изменения ситуации, предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску (2, 3, 13, 21, 26, 37); - поиск социальной поддержки или усилия обрести эмоциональный комфорт и информацию от других (4, 14, 17, 24, 33, 36); - планирование решения проблемы - произвольные проблемно фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы (1, 20, 30, 39, 40, 43); - самоконтроль или усилия по регулированию своих чувств и действий (6,10,27,34,44,49,50); - дистанцирование- когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость (8,9, 11, 16, 32, 35); - положительная переоценка — усилия по созданию положительного значения, фокусирование на росте собственной личности, включает также религиозное измерение (15, 18, 23, 28, 29, 45, 48); - принятие ответственности — признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения (5, 19, 22, 42); - бегство-избегание - мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы (а не дистанцирование от нее) (7, 12,25,31,38,41,46,47). Интерпретация результатов. При обработке полученных данных за каждый вариант ответа начисляются определенные баллы: вариант «никогда» — 0 баллов; вариант «редко» - 1 балл; вариант «иногда» - 2 балла; вариант «часто» — 3 балла. После начисления баллов подсчитывается общая оценка по каждой шкале. Низкие значения стратегии, говорят об адаптивном варианте копинга. Средние значения говорят, что адаптационный потенциал личности находится в пограничном состоянии. Высокие значения копинга свидетельствует о выраженной дезадаптации.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|