С какими трудностями может столкнуться психолог в работе с кризисными и экстремальными ситуациями?

Автор статьи: Юлия Юркевич

Если психологическая помощь оказывается непосредственно на месте или территории возникновения экстремальной ситуации (аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного опасного явления) то действия психолога буду направлены не только на установление контакта, но и на создание обстановки или условий для оказания кризисной психологической помощи. В зависимости от ситуации все же предпочтительными являются действия по созданию максимально безопасной обстановки или нахождение безопасного места, нормализация насколько это возможно состояния человека и затем краткий или более продолжительный контакт с человеком или группой на осознание, присвоение и трансформацию им пережитого опыта.  Понадобится знание того, как устроена работа служб реагирования в чрезвычайных ситуациях, знание правил оказания первой медицинской помощи и условий выживания и сохранения жизненных ресурсов в условиях природных или техногенных катастроф или терактов.

И. Малкина-Пых, описывает следующие стадии, которые проходит психика человека в экстремальной ситуации:

- острого эмоционального шока – общее психическое напряжение, чувство отчаяния и страха при обостренном восприятии, выражающееся в повышенной возбудимости, криках;

- психофизиологической демобилизации, то есть «..существенное ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций, понижением моральных норм поведения, уменьшением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями..»;

- стадия разрешения, при которой происходит переоценка ситуации и своих чувств, мыслей и поведения в ней, при которой состояние стабилизируется однако сохраняется пониженный эмоциональный фон и могут сократиться контакты с внешним миром, и

- стадия восстановления, когда контакты и готовность к общению постепенно возрастает.

Если не рассматривать трудности связанные с вопросами организации получения психологической помощи как можно быстрее после возникновения или в момент экстремальной ситуации, а сосредоточиться на тех трудностях, с которыми сталкивается психотерапевт в работе с клиентами с диагнозом ПТСР и ОСР уже по прошествии 2-3, а то и гораздо большего срока, то я бы выделила следующие сложности:

- трудность установления хорошего психологического сеттинга, клиенты после 2-х или3-х консультаций, могут уйти из терапии, поскольку им сложно вновь возвращаться и проживать травму. Если терапевт поторопиться и начнет обсуждение пережитого опыта раньше готовности клиента, то клиент уйдет, а если терапевт задержится с моментом начала обсуждения травматичного опыта, то клиент может почувствовать «бесцельность и бесполезность» общения со специалистом и тоже уйдет.

Оптимального рецепта нет, рекомендовано установление хорошего контакта, работа по формированию и созданию доверия клиента к терапевту, а также предварительное и аккуратное информирование клиента о том, через какие этапы будет проходить терапевтическое взаимодействие, и о готовности терапевта служить поддержкой и проводником при возвращении и проживании клиентом его травматичного опыта.

- не готовность терапевта проживать и сталкиваться с травматичным опытом клиента, терапевту может быть страшно, стыдно, больно, терапевт может либо попытаться внутренне дистанцироваться от опыта клиента и тем самым потерять с ним эмоциональный и эмпатичный контакт и как следствие нанести клиенту вред отвержения его травматичного опыта. Либо терапевт слишком сильно эмпатично присоединяется к опыту клиента и как следствие у него может развиться синдром вторичной травматизации, который приводит к быстрому выгоранию терапевта.

Правда как всегда где-то посередине. Повышение собственной стрессоустойчивости, работа с собственным травматичным опытом, супервизии, интервизии, повышение квалификации, все, что работает на укрепление собственной профессиональной компетенции и устойчивости, все терапевту в помощь.

- повышенная настороженность клиента к эмоциональным откликам терапевта, требует повышенной чувствительности терапевта к состояниям клиента, дополнительной профессиональной подготовки и точности к собственным словам. Например, из собственного опыта работы с жертвами насилия, очень повышенная чувствительность к прикосновениям, обязательно необходимо спрашивать разрешения прежде чем прикоснуться даже с желанием поддержать или повышенная настороженность к фразам комментирующим опыт клиента. Не все жертвы насилия готовы воспринимать комментарии о том, что у агрессора тоже есть свой собственный травматичный опыт, клиентом это может восприниматься как  принижение ее значимости и значимости ее опыта. Даже при очень корректных формулировках.

- повышенная либо агрессивность, либо «послушность» клиента. Выдерживание агрессии клиента, которому свойственно проявлять состояния и психотического и пограничного уровней, тоже может вызвать затруднения в работе терапевта. Сложность в работе может представлять и «послушность» клиента, за которой может стоять осознаваемое или неосознаваемое желание клиента переложить ответственность на плечи терапевта. Умение аккуратно и тактично возвращать клиенту контроль и ответственность за свою жизнь и за свои эмоциональные реакции потребует от терапевта и хорошего отслеживания своего состояния, постоянной супервизии своей работы и еще раз повторюсь собственной работы с психотерапевтом.

- работа с окружением клиента, которое может быть, в том числе источником травмы или травмирующего опыта и здесь терапевту потребуется дополнительная работа, либо по установлению контакта с окружением и родственниками, и информированию о том, как лучше общаться с клиентом. Или работа по обсуждению с клиентом его возможностей и готовности выйти из травматичного окружения.

Конечно, это не исчерпывающий перечень сложностей, может быть работа терапевта с собственным состоянием беспомощности, которое является контрпереносом состояния клиента, умение работать с различными видами сопротивления и защитами клиентов, умение проводить разъяснительную и информационную работу по описанию состояний клиента и способам их нормализации, умение соединить психосоматические состояния клиента с травматичным опытом. Умение создавать и поддерживать уровень доверия, который позволит направить клиента в случае необходимости к психиатру, гастроэнтерологу, эндокринологу, умение выработать и следовать вместе с клиентом намеченному плану лечения, в том числе медикаментозного все это требует от кризисного терапевта высокого профессионального опыта.

Я бы еще добавила следование этическим принципам и знание права и для собственной защиты и для рекомендаций клиенту, по каким вопросам можно обратиться к представителям юридической профессии.



Просмотров: 1569
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О значимости терапевта для клиента. Диалоги б17
  • Анализ вкладов терапевта и клиента в терапевтический контакт
  • Слияние у терапевта и клиента
  • Инструкция для клиента гештальт-терапевта.
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • Арт-терапия – неисчерпаемое поле для творчества клиента и терапевта
  • История одного преображения (из опыта клиента).
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Этапы психологического консультирования. Часть 1: нормализация состояния клиента
  • Почему у клиента может появиться зависимость от психолога?
  • Когда коуч может отправить клиента к психотерапевту?
  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Модель диагностики уровня психического состояния клиента
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Работа с ресурсным состоянием клиента
  • Работа с желаниями клиента: трудности и возможности.
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • Судьба терапевта и судьба клиента!
  • Как терапевт принимает чувства клиента?
  • Работа с запросом клиента в гештальт-терапии
  • Работа с историей клиента
  • Три запроса клиента – работа с МАК
  • Особенности психологической работы с религиозными переживаниями психотического клиента
  • Супервизия - работа с феноменологией клиента
  • Работа с чувствами, беспокоящими клиента
  • Работа с травмой утраты | История для клиента
  • Работа с сопротивлением клиента. Смысловые связи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь