Иванушкина О. Н.. Литературный клуб «Умная книга» в детском саду

Литературный клуб «Умная книга» в детском садуЛитературный клуб «Умная книга» в детском саду

Иванушкина О.Н., старший воспитатель, МБДОУ Детский сад № 19, г. Саров

Какое место в воспитании ребенка дошкольного возраста занимает ознакомление с художественной литературой? Данные опроса интернет-проекта «Дети Mail. Ru» «Как часто родители читают своим детям книги», в котором приняли участие 10 тысяч человек показали, что лишь более половины родителей, 53 %, читают детям ежедневно. В 13 % семей детям читают несколько раз в месяц, а в 5 % — не читают вообще. Кроме того, только 9 % участников опроса уверены, что другим видам досуга ребенок предпочтет чтение. Тогда как 30 % родителей считают, что любимый досуг их детей — просмотр мультфильмов. Подавляющее большинство (71%) респондентов не посещают библиотеки. [2]

На лицо тенденция угасания интереса к книге, как универсальному средству для развития интеллекта, эмоциональной отзывчивости, эстетических потребностей и способностей, у взрослых и детей на фоне широкого использования информационно-коммуникативных средств и технологий.

Но и в детском саду работа над книгой сводится к специально организованным образовательным ситуациям и к регламентируемому набору художественных текстов. Перед нами встал вопрос, как спланировать работу в детском саду по ознакомлению воспитанников с художественной литературой, не снижая ее развивающе-образовательного потенциала, учитывая современные тенденции в сфере дошкольного образования и интересы участников образовательного процесса.

 

Скачать: Литературный клуб «Умная книга» в детском саду (полный конспект)

Предлагаемую форму работы, мы назвали «литературным клубом». Так как само понятие «клуб» подразумевает объединение людей одной идеей. Такая форма позволяет вести работу по ознакомлению дошкольников с художественной литературой при взаимодействии всех участников образовательного процесса (педагоги-воспитанники-родители — представители культурно-информационных объектов города) и направлена на решение задач, обозначенных в ФГОС ДО:

  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. [1]

Образовательная программа МДОУ составлена на основе программы «Детство».

Планирование деятельности литературного клуба начинается с анализа задач двух образовательных областей «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», в которые включено содержание образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой. Особенностью работы с книгой является знакомство детей с книжной графикой, спецификой труда художника-иллюстратора, технологией создания иллюстраций. Нами была подобрана детская литература с образцами иллюстраций известных художников: Е Рачева, Н.Кочергина, В.Конашевича и др. Интеграция задач двух образовательных областей позволяет ввести в работу, так любимые детьми, формы изобразительной деятельности: рисование, художественное конструирование, тематические досуги, изготовление украшений, декораций, выставки творческих работ.

При планировании учитываются возможности культурно-досуговых организаций, находящихся в территориальной близости к детскому саду. С представителями этих организаций (библиотек, музеев, галереи) согласуется тематика, формы работы литературного клуба. Темы подбираются также исходя из принципа сезонности, календарных праздников, доступных пониманию детей, включение регионального компонента: «Мой любимый город», «Веселый новый год», «Твои защитники», «Добрая, милая, нежная», «Страшное слово «Война». Использование ресурсов социокультурного окружения позволяет снять территориальную ограниченность ДОУ, а также открывает возможность педагогам обменяться опытом.

Работа по одной теме в литературном клубе рассчитана условно на две недели. Это может быть проект, реализуемый в течение двух недель за счет расширения форм взаимодействия (походы, экскурсии), так и проект, реализуемый в совместной деятельности с детьми в течение дня, часа.

Второй главный момент – это подбор художественных текстов. В методических рекомендациях к образовательной программе «Детство» представлен широкий список художественных произведений для ознакомления с ними детей. Это художественные тексты трех видов: фольклор, классические поэтические и прозаические произведения и тексты современных авторов. Наше внимание привлек опыт работы автора Коротковой Н.А.

Мы попытались распределить художественную литературу в планировании так, чтобы педагог не был скован конкретным перечнем и имел возможность дополнять список литературой, исходя из особенностей детей группы, их интересов. Включен лишь ряд произведений, который важно отметить особо.

Для того чтобы познакомить детей с книгой, педагог в начале располагает новый книжно-иллюстративный материал в развивающей предметно-пространственной среде группы. Дальнейшая его деятельность исходит из проявленного интереса детьми к новому материалу. Задача педагога – поддержать и развить интерес в совместной деятельности с воспитанниками, в формах, предусмотренных образовательной программой ДОУ: рассматривание иллюстраций, чтение книг, проведение экспериментов, викторин, театрализаций. Полноценное функционирование литературного клуба невозможно без участия родителей воспитанников. Непосредственное вовлечение семей в образовательную деятельность начинается с круглого стола: педагоги, родители обсуждают тематику литературного клуба, высказывая свои пожелания, предложения, интересы. Досуговые формы работы позволяют установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми: совместные театрализации, творческие вечера, семейные выставки работ, походы и экскурсии. Оказывая неоценимую помощь в организации групповой библиотеки и пункта обмена книгами, родители проявляют свой интерес к жизни группы, заинтересованность в развитии предметно-пространственной среды.

Цель и задачи литературного клуба

Цель: повышение развивающе-образовательного потенциала художественной литературы в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • создать в детском саду условия для активного включения детской художественной литературы в образовательный процесс;
  • развивать сетевое взаимодействие с культурно-информационными объектами города (библиотеками, музеями, выставочными залами) при знакомстве с произведениями детской художественной литературы;
  • объединить воспитательные ресурсы семьи и дошкольной организации на основе общей идеи.

Перспективный план работы литературного клуба «Умная книга»

Содержание образовательной деятельности и период ее проведения

Сентябрь

Мой любимый город

Цель: расширение представлений дошкольников о родном городе и крае.

Задачи:

  • познакомить с экспонатами выставки семейных поделок «Город милый и родной»;
  • познакомить с произведениями писателей г.Сарова;
  • расширять представления о достопримечательностях родного города на прогулке по близлежащим к детскому саду улицам;
  • познакомить с экспонатами городского краеведческого музея

Работа с детьми: экскурсия в городской краеведческий музей, беседа по книге П.Тужилкина «Сказ о Сарове», чтение книг Л.Герасимовой «Сказки, небылицы и смешинки», П.Тужилкина «Азбука в загадках», беседа о Серафиме Саровском «Как стать добрее»

Используемые книги:

  • Герасимова Л. Сказки, небылицы и смешинки. -Саров: «ИНФО», 2005-28с.
  • Герасимова Л. Просто некогда грустить. Сборник стихов. -Саров: «ИНФО», 1997-48с.
  • Басова О. Куст шиповника. Добрая сказка. — Саров, ТПК, 2001 – 35с.
  • Тужилкин П.В. Азбука в загадках. — Саров: «Интерконтакт», 2015-16с.
  • Тужилкин П.В. Сказ о Сарове. — М.: «Кварц», 2007-26 с.

Литература для педагогов:

  • Исторический Саров. Сборник статей и исторических материалов — Москва-Саров, 1993-192с.
  • Окутина Г. Твоя большая малая Родина, Саров, 2007-148с.
  • Тужилкин П.В. Пламенный -Нижний Новгород: «Ридо», 2011-192с.
  • Рябов А.Н. Преподобный Серафим Саровский Чудотворец — Нижний Новгород: «Университетская книга», 2003-140с.

Полезные ископаемые

Цель: формирование представлений о полезных ископаемых и Урале — как богатейшем крае страны.

  • Задачи:
  • познакомить детей с несколькими полезными ископаемыми (железная руда, каменный уголь, песок, глина, мрамор, самоцветы).
  • показать их применение в жизни человека.
  • познакомить со свойствами песка и глины, сравнить их.
  • познакомить с произведениями П.Бажова

Работа с детьми: рассказ педагога о полезных ископаемых, чтение сказов П.Бажова «Живинка в деле», «Каменный цветок», рассматривание фото-материала «Самоцветы», викторина, работа с глобусом или с картой России, с плакатом «Виды земной поверхности», проведение опытов с магнитом, песком и глиной.

Цель опытов: Проверить, какие из деталей изготовлены из железной руды, а какие из других руд. Определить свойства полезных ископаемых: песка и глины.

Используемые книги:

  • Дитрих А. «Сказка об угольке» в книге: Дитрих А., Юрмин Г.Почемучка. –М.: «Педагогика –Пресс», 1995. –381 с.
  • Коновалов Е. Притча об угле: сказ / Е.Г. Коновалов//Сбойка. -1991. -22 нояб. -С. 6.
  • Лисак, Фредерик Горы. Путеводитель для маленьких любителей гор / Фредерик Лисак. — М.: АСТ, Астрель, 2003. — 280 c.
  • Сказы П.П. Бажова (любое издание).

Литература для педагогов:

  • Герасимова Е.О., Данилина Г.С. К гармонии с природой. – СПб.: «Детство-пресс», 1995.
  • Грекова Л.И. В союзе с природой. М., Илекса, Ставрополь, 2001.
  • Рыжова Н. «Песок, глина, камни» ( «Дошкольное воспитание» №11 2003г.)
  • Журнал “Обруч”. Статья “Каменная эпидемия”. Н. Нестеренко, с. 22-24, №3, 1999г.
  • Обручев В.А. «Происхождение гор и материков»: «ОГИЗ» Москва 1948

Октябрь Литературное путешествие «В гостях у С.Я. Маршака»

Цель: создание условий для проявления интереса воспитанниками к творчеству С.Я. Маршака.

Задачи:

  • познакомить детей с некоторыми произведениями С.Я. Маршака;
  • показать детям особенность произведений детского писателя С.Я. Маршака;
  • развивать артистичность воспитанников;
  • познакомить с особенностями книжной графики к произведениям С.Я. Маршака и отображать их в художественной деятельности (иллюстрации В.В. Лебедева, В.М. Конашевича).

Работа с детьми: рассказ о писателе; чтение стихотворений «Кот и лодыри», «Сказка об умном мышонке», «Сказка о глупом мышонке», «Рассеянный с улицы Бассейной»; викторина по стихотворениям; театральные этюды по английским песенкам: «Кузнец», «Котята», «Разговор», «Робин-Бобин»); знакомство с особенностями книжной графики В.В. Лебедева, В.М. Конашевича.

Используемые книги:

  • Маршак С.Я. Песенки. Английские и чешские народные песенки — Астрель, 2011 г. -48с.

Книги с иллюстрациями В.В. Лебедева:

  • Маршак С.Я. Сказка об умном мышонке. / Рис. В.Лебедева. — М.: Дет. лит., 1972. — 16 с.;
  • «Сказка о глупом мышонке» — / Худож. В.Лебедев. — М.: Дет. лит., 1990. — 12 с.

Книги с иллюстрациями В.М. Конашевича

  • С.Я. Маршак. Вот какой рассеянный — Стихи / Худож. В.Конашевич. — М.: Планета детства, 2000. — 63 с.

Литература для педагогов:

  • Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.
  • Курочкина Н.А. Знакомим с книжной графикой. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 16 с.

Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова; — М.: Просвещение, 1992. — 64 с.

  • Светлова Г. Что такое стихи?: [конспекты занятий по произведений С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 6. — С. 101 — 104.
  • Сорокина Н. В гостях у сказки: [театрализованная игра по сказкам С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 5. — С. 133 — 136.
  • Гриценко З. Не лебедь и не рак, а Лебедев и Маршак» // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 2. — с. 32 — 39.
  • Федосова Т. В.М. Конашевич: яркая творческая жизнь // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 9. — с. 66 — 75.

Уроки вежливости

Цель: развитие способности у дошкольников оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам людей.

Задачи:

  • акцентировать внимание детей на нравственную сторону явлений окружающей жизни средствами художественной литературы, иллюстраций;
  • познакомить с назначением и устройством библиотеки, с работой библиотекаря;
  • познакомить с правилами поведения в библиотеке;
  • расширить знания детей о профессиях взрослых

Работа с детьми: беседы «Кто такой библиотекарь», «Как себя вести в библиотеке»; посещение тематического занятия «В стране хороших манер» в городской библиотеке; чтение и обсуждение произведений: О. Дриз «Добрые слова», В. Осеевой «Волшебное слово», Н. Чуб «Школа вежливости и доброты», мексиканская сказка «Вежливый кролик»; поиск решения в проблемных ситуациях «Как поступить?», «Кто кому уступит место?», «У меня зазвонил телефон»; просмотр мультипликационного фильма «Лунтик и его друзья» (42 серия), игра «Вежливый мяч».

Используемые книги:

  • Чуб. Н. Школа вежливости и доброты. –АСТ, 2015. -223с.

Сказки народов мира/сост. Сивчиков В.Н. – Попури, 2013 – 272 с. Мексиканская сказка «Вежливый кролик»

  • Дриз О. «Добрые слова»
  • Осеева В. Волшебное слово. Рассказы – Детская литература, 2015 – 30 с.

Литература для педагогов:

  • Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет – М.: Мозаика – Синтез, 2012-80с.
  • Бабаева Т.И. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Учебно-методич. Пособие – СПб.: Детство-Пресс, 2012 – 224с.

Ноябрь Копилка мудрости народной «Золотой клубочек»

Цель: создание условий для проявлений интереса дошкольниками к малым формам фольклора и к народному творчеству.

Задачи:

  • дать представление о народном творчестве;
  • расширить представление детей о малых формах фольклора (истоки и виды): потешки, колыбельные, пестушки, пословицы, поговорки, загадки;
  • познакомить с особенностями книжной графики Ю.А. Васнецова

Работа с детьми: чтение песенок, потешек, пословиц, колыбельных, загадок; игра «Доскажи словечко» (с использованием материала пословиц и поговорок); викторина бабушки Загадушки; рассматривание книжной графики Ю.А. Васнецова; экскурсия в музей народной игрушки на выставку «Голос ремесел», мини-представления по сюжету иллюстраций, рисование «Иллюстрируем потешки»

Используемые книги:

Книги с иллюстрациями Ю.А. Васнецова

  • Гусли- самогуды: Нар. песенки и потешки/Собрала Н.Колпакова; Рис. Ю. Васнецова. -Л.: Дет. лит., 1982. -10с
  • Радуга-дуга: Русские народные песенки, потешки, прибаутки/ ред. А. Б. Сапрыгина, М.: Росмэн, 1996 -80 с.
  • Булатов М. А. Гуси-лебеди:Сб. рус. нар. сказок, песенок, загадок и скороговорок / Рис. Ю. Васнецова. -М.: Дет. лит., 1978. -214с.

Литература для педагогов:

  • Курочкина Н.А. Знакомим с книжной графикой. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 16 с.

Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова; — М.: Просвещение, 1992. — 64 с.

  • Знакомство детей с русским народным творчеством: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт-сост.: А. С. * Куприна, Т. А. Бударина, — СПб. -Детство-Пресс», 2015. — 304 с
  • Гриценко З. Поэзия реальной жизни в сказочных иллюстрациях Ю.Васнецова // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 12. — с. 60 — 67.

Игра-путешествие по русским народным сказкам

Цель: развитие умения определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное.

Задачи:

  • расширить представление детей о народной сказке, как эпическом жанре народного творчества;
  • дать представление о жанрах русских народных сказок;
  • познакомить с особенностями книжной графики Е.Рачева;
  • развивать речевые творческие способности дошкольников.

Работа с детьми: чтение и обсуждение русских народных сказок, викторина «Знатоки сказок»; рассказы детей на тему «Моя любимая сказка»; знакомство с книжной графикой Е.Рачева, экскурсия в городскую художественную галерею: участие в творческой мастерской «Лепим и рисуем сказочного персонажа», выставка творческих работ.

Используемые книги:

  • Дружба зверей: Русские народные сказки/Рис. Ю. Васнецова. -М.: Дет. лит., 1989. -16с.

Книги с иллюстрациями Е.Рачева

  • Далеко ль, кума ходила?: Рус. и укр. нар. сказки/Сост. Л. И. Грибова; Рис. Е. Рачева. -М.: Малыш, 1990. -159с.
  • Заяц — Хваста: Рус. нар. сказка в обраб.А. Н. Толстого/Рис. Е. Рачева. — М.: Малыш, 1989. -8с.
  • Маша и медведь: Рус. нар. сказки в обраб. М. Булатова/Рис. Е. Рачева. — М.: Дет. лит., 1989. -16с.

Литература для педагогов:

  • Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.
  • Курочкина Н.А. Знакомим с книжной графикой. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 16 с.
  • Князева О.Л., Маханева М.Д.: Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2016. – 304с.
  • Федосова Т. Животные совсем как люди: [Е. М. Рачев – художник иллюстратор] // Дошкольное воспитание. — 2012. — № 4. — с. 48 — 54.

Путешествие по океану дружбы

Цель: способствовать умению детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

Задачи:

  • расширить представление детей о понятиях: «дружба», «друг», «взаимопомощь»;
  • учить детей понимать некоторые причины возникновения ссоры и находить правильный выход из конфликтных ситуаций.
  • познакомить с особенностями книжной графики В.Г. Сутеева;

Работа с детьми: чтение произведений: Мурра Л. «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду», В.Г. Сутеева «Раз, два – дружно!», А Кузнецовой «Подружки», рассказов В.Осеевой «Синие листья», «Сторож», «Обидчики», рассказа В.Голявкина «Настоящая дружба»; игра «Дружеские ощущения», «Что было бы..»; инсценировка проблемной ситуации А. Кузнецовой «Подружки», знакомство с особенностями книжной графики В.Г. Сутеева

Используемые книги:

  • Осеева В. Волшебное слово. Рассказы – Детская литература, 2015 – 30 с.

Книги с иллюстрациями В.Г. Сутеева

  • Муур Л. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду: переск. с англ. / Л.Муур; худож. В.Сутеев. -Москва: Дет. лит., 1991. -16c.
  • Сутеев В. Сказочные истории и сказочные повести– М:. АСТ, 2014. -272с.

Декабрь Литература для педагогов:

  • Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство – Пресс», 2003.
  • Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет – М.: Мозаика – Синтез, 2012-80с.
  • Миронова Н. Докапывайтесь до родника живой воды, что таится на дне детской души»: [Образ дошкольника в детской литературе] // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 2. — с. 40 — 45.

Литературно-творческое путешествие «Веселый новый год»

Цель: создание положительного эмоционального фона ожидания праздника.

Задачи:

  • формировать у детей представление о празднике, его характерных особенностях и значении в жизни людей на примере нового года средствами произведений художественной литературы;
  • вызвать желание участвовать в подготовке к празднику (украшение группы, изготовление пособий, поделок).

Работа с детьми: информация педагога «Как встречают новый год в разных странах»,

пение новогодних песен, «Новогодние затеи» (стихи, загадки), экскурсия в городскую художественную галерею: участие в творческой мастерской «Путешествие в страну елочной игрушки», украшение группы к празднику, просмотр мультфильма «Щелкунчик и мышиный король».

Используемые книги:

  • Седов С. А., Москвина М. Как Дед Мороз на свет появился- М.: Рипол классик, 2011 – 32с.
  • Прейсен, А. Веселый Новый год / А. Прейсен; перевод с норвежского Ю. Вронского/художник В.Сутеев – М.: Росмэн, 1995. – С.24 – 37.
  • Ракитина Е.Приключения новогодних игрушек. Издательство “Речь”, 2012 – 96 с.
  • Узорова О., Нефедова Е. Новый год шагает по планете Издательство «Clever», 2015 — 84 с.

Литература для педагогов:

  • Фесюкова Л.Б. Времена года. Комплексные занятия для детей 4-7 лет, ЧП "Ан Гро Плюс", 2008 – 208с.

Литературно-информационный час «Мир вокруг нас» (по творчеству Е. Чарушина)

Цель: создание условий для проявления интереса воспитанниками к творчеству Е.И. Чарушина, как писателя и художника-иллюстратора.

Задачи:

  • познакомить детей с некоторыми произведениями Е. Чарушина и показать их особенность;
  • закрепить понятие художник «анималист» рисующих животных;
  • познакомить с особенностями книжной графики автора к собственным произведениям;
  • закрепить особенности творческой манеры художника в художественной деятельности дошкольников.

Работа с детьми: информация педагога о писателе, просмотр мультипликационного фильма «Первая охота», чтение произведений Е. Чарушина «Друзья», «Про Томку», «Васька, Бобка и крольчиха», «Никитка и его друзья», «Болтливая сорока»; знакомство с особенностями книжной графики Е.И. Чарушина (презентация), загадки по прочитанным произведениям, посещение занятия в городской библиотеке по теме: «Усы, лапы, хвост», посвященное анималистическому жанру.

Январь Используемые книги:

Книги с иллюстрациями Е. Чарушина

  • Чарушин Е. Про белочек, зайчат и веселых медвежат/ худ. Е Чарушин. — Москва: Малыш, 1984. -10c.
  • Чарушин Е. Друзья/ худ. Е. Н. Чарушины. — Москва: Малыш, 1991. -80c.
  • Чарушин Е. Про Томку/ худ. Е. Чарушин. — Москва: Дет. лит., 1988. -12c.
  • Чарушин Е. Васька, Бобка и крольчиха/ худ. Е. Чарушин. — Москва: Дет. лит., 1978. -16c
  • Чарушин Е. Никитка и его друзья/ худ. Е. Чарушин. — Москва: Дет. лит., 1971. -16c

Литература для педагогов:

  • Кудрявцева Л.С. Чистое око человечества: [творчество художников-анималистов — Н.Е. Чарушина, М.П. Митурича, Ю.Копейко, Т.Макавеевой, Н.Г. Басмановой и др // Детская литература: журнал о детской литературе и искусстве для детей. -1997. -№1. -С. 79-93. — (Художник и книга).
  • Сергей Глезеров. Неизвестный Чарушин // Санкт-Петербургские ведомости. Вып. 32. СПб. 22. 02. 2011
  • Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.
  • Курочкина Н.А. Знакомим с книжной графикой. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 16 с.

Я здоровье берегу, от болезней убегу

Цель: расширение представлений ребят о способах укрепления и сохранения здоровья;

Задачи:

  • закрепить знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, питания, свежего воздуха, настроения;
  • воспитывать желание следить за своим здоровьем, вести активный образ жизни;

Работа с детьми: беседа с детьми о здоровом образе жизни; чтение и обсуждение рассказа А.Дорохова «Молодой старичок»; решение проблемных ситуаций «Что нужно сделать, если…»; чтение художественных произведений: (см. п. «используемые книги»); настольная игра «Мы здоровье бережем», рассматривание иллюстраций.

Используемые книги:

  • Коростелев Н. Б. 50 уроков здоровья для маленьких и больших: рассказы / Николай Коростелев; — Москва: Дет. лит., 1991. — 111 с.
  • Кончаловская Н. Про овощи // М. М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Разговор о правильном питании. –Л., 2000.
  • Михалков С. Про девочку, которая плохо кушала // Настоящие друзья. – М., 1981.
  • Галиев Ш. Заяц на физзарядке // Огурцы в тюбетейках. — М., 1974.
  • Барто А. Зарядка // Твои стихи. – М., 1976. – Т. 1.
  • Заходер Б. Гимнастика для головастика: Сказка. – М., 1990.
  • Берестов В. Доктор Лебедев // Жаворонок. – М., 1978.

Литература для педагогов:

  • Николаева Е.И. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. -240с.

Что за прелесть эти сказки

Цель: создание условий для проявления интереса воспитанниками к сказкам и авторскому творчеству.

Задачи:

  • знакомить с видами современных и классических авторских сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки;
  • создать положительную установку при чтении «Умение слушать и понимать!»;
  • формировать представления детей о способах иллюстрирования сказки на примере книжной графики Т.А. Мавриной.

Февраль Работа с детьми: беседы: «Какие сказки вам читают дома», «Ваша любимая сказка», знакомство с творчеством А.С. Пушкина, чтение сказок: «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», сказку Т.Петрушанской «Пир грибов», сказку Д.Р. Киплинга «Отчего у верблюда горб?», Д.Родари «Почему? Отчего? Зачем?», знакомство с книжной графикой Т.А. Мавриной, совместное творчество при сочинении и иллюстрировании авторской сказки, выставка детского творчества «Что за прелесть эти сказки!».

Используемые книги:

Книги с иллюстрациями Т.Мавриной

  • А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях/рис. Т. Мавриной. — Советская Россия, 1976-30с.

А.С. Пушкин. Сказка о золотом петушке/рис. Т. Мавриной. — Москва: Дет. лит., 1980. — 16 с.

  • Р. Петрушанская. Пир грибов/рис. Т. Мавриной. — Москва: Дет. мир., 1957. — 16 с.
  • Расскажи мне сказку…: Лит. сказки для детей /сост. Э. И. Иванова. — М.: Просвещение, 1993. — 63с.

Литература для педагогов:

  • Курочкина Н.А. Знакомим с книжной графикой. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 16 с.
  • Князева О.Л., Маханева М.Д.: Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2016. – 304с.
  • Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 112с.
  • Тертищева Л. Театрализованная игра «Непридуманная сказка» // Дошкольное воспитание. — 2016. — № 4. — С. 45 — 47.
  • Гриценко З. Реальность и вымысел в «Сказке о царе Салтане…» А.Пушкина // Дошкольное воспитание. — 2016. — № 5. — С. 47 — 54.

Твои защитники

Цель: создание условий для выражения патриотических чувств воспитанниками, желания подражать русским воинам.

Задачи:

  • познакомить с былиной как с одной из форм фольклорного жанра;
  • формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских богатырях- защитниках Земли Русской
  • формировать представления детей о способах иллюстрирования былин на примере книжной графики Н.Кочергина и И.Билибина.

Работа с детьми: беседа о защитниках Родины: «На море, в небе, на суше»; рассматривание репродукций картин В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», В.Лосина «Застава богатырская», чтение былин: «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня и змей», «Святогор Богатырь», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», изготовление настольной игры «Собери богатыря в дорогу», художественная деятельность (аппликация) «33 богатыря»

Используемые книги:

Книги с иллюстрациями Н.Кочергина

  • Толстой Л.Н. Былины/авторский сборник. /рис. Н. Кочергина. М.: Детская литература, 1983 г – 32с.
  • Карнаухова И.Русские богатыри. Былины и героические сказки/авторский сборник/ рис. Н. Кочергина. СПб.: Амфора, 2012 г — 255с.
  • А. С. Пушкин. Сказки. Былины/рис. И.Билибина, / Редактор: Пырьева Г.: М.: Мещерякова ИД, 2010 г.2010 – 128 с.

Литература для педагогов:

  • Курочкина Н.А. Знакомим с книжной графикой. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 16 с.
  • Князева О.Л., Маханева М.Д.: Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2016. – 304с.
  • Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 112с.

Март Добрая, милая, нежная

Цель: создание условий для формирования у ребят уважительного отношения к своему дому, семье.

Задачи:

  • формировать положительные эмоции детей при чтении художественной литературы;
  • развивать творческие способности;
  • способствовать сближению родителей и детей в совместной досуговой деятельности.

Работа с детьми: информация воспитателя Мамин день», игра «Подбери словечко маме, чтение стихотворений А.Барто «Дома», «Его семья», Я.Л. Аким «Мужчина в доме», «Мой брат Мишка», С.М. Михалкова «Недотепа», И.Токмаковой «Почитай мне мама»; рассказа Б.Емильянова «Мамины руки», рассказов из сборника «Почитай мне мама» (М. Зощенко «Золотые слова», «Умная Тамара», А.Аверченко «Дети»), работа в творческой мастерской «Поздравительная открытка», совместный досуг с родителями «Рядом с мамой».

Используемые книги:

  • Барто А. Самые лучшие стихи. /ред. Коненкина Г. / М.: АСТ, 2011. — 211с.
  • Аким Я. Разноцветные дома. Стихи. — М.: Дет. лит., 1989. -159 с.
  • Михалков С. Детям: Стихи, сказки, рассказы, басни, пьесы (б-ка мировой лит-ры для детей, т. 22, кн. 3), -М.: Дет. лит., Москва, 1981 -576 с.
  • Емельянов Б. Рассказы о маме — М.: Детская литература, 1981. -32 с.
  • Ох, уж эти взрослые: рассказы/сост. Р. Данкова. — М.: Издательство ОНИКС, 2011. – 160с.
  • Токмакова И. Почитай мне мама. — М.: Самовар, 2014. -80с.
  • Литература для педагогов:
  • Миронова Н. Докапывайтесь до родника живой воды, что таится на дне детской души»: [Образ дошкольника в детской литературе] // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 2. — с. 40 — 45.

Путешествие по произведениям К.Чуковского

Цель: создание условий для проявления интереса воспитанниками к творчеству К.Чуковского.

Задачи:

  • познакомить детей с некоторыми новыми произведениями К.Чуковского;
  • расширить представления о давно знакомых детям произведениях этого автора;
  • развивать артистичность воспитанников.
  • продолжать знакомить детей с особенностями книжной графики к произведениям К.Чуковского и отображать их в художественной деятельности (иллюстрации В.Г. Сутеева, В.М. Конашевича, Ю.Васнецова).

Работа с детьми: викторина-игра «Угадай сказку», информация педагога о писателе К.Чуковском; игра по сказкам «Рифмочки. Доскажи словечко», чтение произведений К.Чуковского: «Айболит», «Телефон», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Муха Цокотуха», «Приключение Бибигона», рассматривание иллюстраций В.Г. Сутеева, В.М. Конашевича, Ю.Васнецова, сравнение их, творческая деятельность «Книжки малышки по сказкам К.Чуковского», инсценировка сказки «Муха Цокотуха».

Используемые книги:

  • Чуковский, К. Чудо-дерево и другие сказки: для дошк. возраста. — Москва: Детская литература, 1988. – 398 с.

Книги с иллюстрациями В.Г. Сутеева

  • Чуковский К.И. Сказки Корнея Чуковского в картинках В.Сутеева /рис. В. Сутеева / М.: Астрель, 2015 -144 с.
  • Чуковский К.И. Айболит/рис. В. Сутеева/ М.: Детская литература, 1958. – 32с.

Книги с иллюстрациями В.М. Конашевича

  • Чуковский К.И. Федорино горе/рис. В. М. Конашевича/М.: Мелик-Пашаев, 2014 -16 с.

Книги с иллюстрациями Ю.Васнецова

  • Чуковский К.И. Краденое солнце/рис. Ю. Васнецова/М.: Мелик-Пашаев, 2014 -16 с. «Краденое солнце»

Литература для педагогов:

  • Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.
  • Курочкина Н.А. Знакомим с книжной графикой. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 16 с.

Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова; — М.: Просвещение, 1992. — 64 с.

Меншутина Н. Проект «Путешествие в Чукоккалу // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 8. — с. 37 — 51.

Апрель Познавательная игровая ситуация «Азбука безопасности»

Цель: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Задачи:

  • активизировать и проверить имеющиеся у детей знания о правилах безопасности;
  • формировать умение реально оценивать возможную опасность;
  • развивать стремление правильно вести себя в транспорте, на улице, дома;
  • воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

Работа с детьми: познавательное занятие в библиотеке «Приключение Незнайки», знакомство с героями книг А.Иванова, «Почему так случилось?» (обсуждение с детьми), игра-размышление «А что будет, если…»

Используемые книги:

  • Иванов А. А. Как неразлучные друзья в огне не горели. М.: АСТ-Пресс, 1996. — 17 с.: (Азбука безопасности).
  • Иванов А. А. Как неразлучные друзья в воде не тонули. М.: АСТ Пресс, 1996. — 16 с.: (Азбука безопасности).
  • Иванов А. А. Как неразлучные друзья дом охраняли. М.: АСТ Пресс, 1996. — 16 с.: (Азбука безопасности).
  • Иванов А. А. Как неразлучные друзья улицу переходили М.: АСТ Пресс, 1996. — 16 с.: (Азбука безопасности).
  • Толстой Л.Н. Лев и собачка: Рассказы. — М.: Дет. лит., 1979. -16c.: -В содерж.: Орел; Лев и собачка; Пожарные собаки; Булька.

Игра-путешествие «Страна Вообразилия» (по творчеству Б.Заходера)

Цель: создание условий для проявления интереса воспитанниками к творчеству Б.Заходера как сказочнику, поэту и переводчику.

Задачи:

  • развивать умение детей видеть за словами образы и настроение произведения;
  • формировать умение интонационно выразительно читать наизусть стихотворение, замечать шутливый, иронический тон произведений;
  • развивать артистичность воспитанников;

Работа с детьми: информация педагога о писателе, чтение стихотворений Б.Заходера из цикла «Мохнатая азбука», «В моей Вообразилии», «Школа для птенцов», сказок «Серая звездочка», «История гусеницы», «Русачок», польских народных песенок в переводе Б.Заходера, инсценировка стихотворения «Птичья школа», изготовление атрибутов для сценки, викторина по произведениям Б.Заходера «Веселый зоопарк».

Используемые книги:

  • Заходер Б. Моя Вообразилия: [Стихи и сказки] / Худож. В.Пивоваров. — М.: Дет. лит., 1980. — 143 с.
  • Сказки братьев Гримм (Махаон, 2008 г.) в пересказе Б.Заходера с илл. Е.Монина.
  • Дедушка Рох: польские народные детские песенки / Б. Заходер; художник В. Конашевич — М.: Мелик-Пашаев, 2013. — 15 с.
  • Заходер Б.В. Сказки и стихи / Худож. И.Панков. — М.: Росмэн-Пресс, 2007. — 103 с.:
  • Винни-Пух и Все-Все-Все. Разные Разности [печатный текст] / Б. Заходер, Автор. — М.: Астрель: АСТ, 2011. — 895 с.

Литература для педагогов:

  • Рассадин С. В стране Вообразилии // Заходер Б. Избранное. — М.: Дет. лит., 1981. С. 5-15.
  • Рассадин С. Серьезные игры: Заметки о Борисе Заходере // Детская литература. — 1989. — № 2. С. 16-20.

Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова; — М.: Просвещение, 1992. — 64 с.

Май Страшное слово «Война»

Цель: создание условий для проявления детьми чувства гордости, сострадания, патриотизма.

Задачи:

  • пробудить у детей интерес к теме войны;
  • уточнить с детьми смысл слова «война»;
  • расширить представления детей о Великой Отечественной войне.

Работа с детьми: беседа-диалог с детьми «Они сражались за Родину», чтение рассказов о войне: Георгиевской О.С. «Галина мама», Драгунского В. «Арбузный переулок», Осеевой В. «Андрейка», сказки Паустовского К. «Стальное колечко», повести Германа Ю. «Вот как это было», рассматривание иллюстраций, просмотр и обсуждение видео-презентации «Памятники, посвященные детям войны», участие в акции «Поздравь ветерана», слушание песен на военную тему, изготовление открыток и поздравительных плакатов для ветеранов, экскурсия к вечному огню, экскурсия в городскую библиотеку в зал воинской славы.

Используемые книги:

  • Георгиевская С. Галина мама. – М.: Дет. лит., 1980 – 16с.
  • Герман Ю. Вот как это было. — М.: Речь, 2015 – 96 с.
  • Драгунский В. Денискины рассказы (любое издание)
  • Осеева В. Отцовская куртка. Рассказы о войне. М.: Омега, 2017- 96с.
  • Паустовский К.Г. Стальное колечко- М.: Амфора, 2011 – 48с.

Литература для педагогов:

  • Гриценко З. «Тема войны в литературе. Для детей дошкольного возраста» — журнал Дошкольное воспитание» № 1, 2015
  • Романова О.Ю., Головина Е.Э., Блинова ТМ. Проектная деятельность «Боевая слава нашего народа» — журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №6, 2014
  • Максакова Е. Ф. «Такой простой и сложный праздник…» — журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №5, 2014

Итоговое мероприятие. Интеллектуально-творческая игра «Что? Где? Когда?»

Цель: обобщение полученных знаний с детьми по теме: «Детская художественная литература».

Задачи:

  • показать детям, каких успехов они достигли за год, дать им возможность оценить результаты коллективного труда;
  • поддержать интерес к творчеству, стремление к самостоятельному творчеству и в соавторстве, способность к самооценке;
  • вызвать радость от коллективного творчества;
  • способствовать осознанию важности книги для человека.

Работа с детьми: выставка книг «Семейная библиотека», работа в уголке «Книжкина больница», выставка книжек-малышек «Пословицы о книгах».

Творческие задания для игры:

  1. Задание «Угадай произведение по отрывку»;
  2. Задание «Угадай героя произведения»;
  3. Задание «Угадай художника – иллюстратора и произведение, к которому выполнена иллюстрация»;
  4. Творческая деятельность по мотивам произведений детской литературы или произведений собственного сочинения, отражение в рисунках особенностей иллюстраций знакомых художников-иллюстраторов;
  5. Театрализация: инсценировка небольшого произведения или отрывка.

Используемые произведения для чтения детям:

С.Михалков «Как бы жили мы без книг», «Мы дружны с печатным словом», «Калеки в библиотеке», В. Берестов «Как хорошо уметь читать», «Кто чему научится», А.Усачев «О чтении», Ю.Энтин «Слово про слово», В.Ф. Боков «Книга-учитель», Л.Толстой «Филипок», С.Маршак «Да здравствует книга!», А.Левченко «Как Петя читал книги», А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», Н.Носов «Коля становится библиотекарем» (из книги «Витя Малеев в школе и дома»).

Литература для педагогов:

Попович О.В. Иллюстрация детской книги – особый мир: [О современном состоянии и будущем развитии детской книжной иллюстрации] // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 10. — с. 28 — 34.

Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 112с.

Используемая литература:

  1. Извлечение из Приказа Минобрнауки России от 17. 10. 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» п.1. 6.
  2. Российская газета [Электронный ресурс]: Наталья Соколова. 53% родителей читают книги детям ежедневно. Режим доступа (дата обращения 01. 11. 2017)
  3. Короткова Н. А.Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 2-е изд. — М.: Издательство «ЛИНКА-ПРЕСС», 2012. — 208 с.
Просмотров: 636
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Рогожина Мария Валентиновна. КУРСОВАЯ РАБОТА тема: Художественная литература, как средство обогащения речевой культуры детей дошкольного возраста
  • Екатерина Николаевна Писарева. Проект правильного оформления и организации работы в уголке книги, цель которого, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов
  • Буричева Людмила Александровна. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с книжной графикой.
  • Савина Ольга Анатольевна. Отчет работы над проектом «Книга – лучший друг» (к международному дню детской книги) для 2 младшей группы
  • Шанцуева Ирина Михайловна. Интегрированная НОД к неделе детской книги в подготовительной к школе группе «Книга не самолет, а за тридевять земель унесет!» (по мотивам сказки «Теремок»)
  • Шепоткова Ольга Николаевна. Методическая разработка занятия по продуктивной деятельности для детей среднего дошкольного возраста (возраст 4-5лет) Тема «Создание книги памяти»
  • Любезных Галина Ивановна. Презентация «Художественная литература, как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»
  • Морозова Е. А. Консультация для педагогов. Тема: «Методы и приемы, используемые для обучения дошкольников на занятиях по восприятию художественной литературы»
  • Маркина Ольга Александровна. Конспект организованной образовательной деятельности. Чтение художественной литературы. Сказки В. Сутеева.
  • Милехина Наталья Владимировна. Презентация: «Художественная литература как эффективное средство формирования правовой культуры детей дошкольного возраста»
  • Сивергина Любовь Анатольевна. Проект «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с художниками-иллюстраторами коми детской книги»
  • Выжанова Людмила Николаевна. Конспект НОД по речевому развитию для детей 5-6 лет: Чтение художественных произведений. «Не жалей минутки для веселой шутки»
  • Литвинова Елена Валерьевна. Рабочая программа кружковой работы по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе «Сказки — добрые друзья».
  • Дудкина Е.В и Николаева Г.П.. Создание социальной книги с детьми РАС
  • Малинина Татьяна Александровна. Деловая игра для педагогов «Книга как средство всестороннего развития дошкольников»
  • З. М. Гарага О. Д. Федосеева О. В. Ефремова. Сценарий досуга в разновозрастной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья и родителей «Разные книги»
  • Бушмарева Вера Алексеевна. Рекомендация книги для родителей по основам формирования безопасного поведения детей
  • Розанова Елизавета Александровна. Специальные книги и иллюстрации для детей с нарушением зрения.
  • Левашова Светлана Евгеньевна. Развитие способностей к пониманию литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста и обращение их к истокам народного творчества при изучении произведений А.С. Пушкина
  • Дурягина Э.А., Иванникова М.Д.. Сценарий новогодней сказки для детей среднего дошкольного возраста «Сказка о том, как звери ёлочку-подружку спасали».
  • Михалкина Наталья Александровна. Консультация для воспитателей 'Как рационально организовать уголок книги'
  • Завьялова Татьяна Николаевна. Фольклорный досуг с элементами русской народной сказки «Как Весна Зиму поборола» для детей среднего дошкольного возраста
  • Фаттахова Наталья Вячеславовна. Сценарий деловой игры с педагогами на тему «Роль детской книги в речевом развитии детей»
  • Никишина Людмила Гаджиевна. Консультация для педагогов 'Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения, на прогулке'.
  • Галушко Олеся Константиновна. Программа «Клуб семейного чтения – Читаюшка или Детская вселенная на книжной полке»
  • Назаренко Любовь Викторовна Шугалей Надежда Николаевна. Конспект занятия с использованием сенсорной книги «Мир на кончиках пальцев» (для индивидуальной работы с воспитанниками второй младшей и средней групп) «ЗДРАВСТВУЙ, МОРЕ!»
  • Пашкова Елена Валериевна. Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста консультация для родителей
  • Мокрушина Ольга Анатольевна. Игра – драматизация с детьми младшего дошкольного возраста по сюжету сказки В. Сутеева «Дядя Миша»
  • Подоприхина Галина Павловна. Педагогический проект «Книги разные нужны, книги разные важны»
  • Незнанова Галина Васильевна. Экологическое воспитание дошкольников «С детьми, для детей, для души…»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь