Знакомство детей старшего дошкольного возраста с книжной графикой.
Буричева Людмила Александровна, воспитатель МБДОУ детского сада №41 комбинированного вида г.о. г. Шахунья, Нижегородской области.
В нашем детском саду с 1998 года реализуется программа «Детство» — комплексная образовательная программа с ярко выраженной гуманистической направленностью. Программа предлагает образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования, авторы предусмотрели для органического вхождения ребенка в современный мир широкое взаимодействие детей с различными сферами культуры: с изобразительным искусством, музыкой, детской литературой. Автором программы является коллектив кафедры дошкольной педагогики Института им. А.И. Герцена: М.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. Теоретические идеи, заложенные в программе, соответствуют задачам приоритетного направления работы нашего ДОУ — художественно-эстетическому развитию детей. Программа рекомендует воспитание средствами искусств осуществлять в тесном единстве со всеми сторонами художественного воздействия на ребенка — через изобразительное искусство, художественную литературу, театрализованную деятельность. Такое комплексное воздействие искусств оказывает существенное влияние на разностороннее формирование личности ребенка. Особое внимание программа уделяет вопросам ценностного отношения к художественной литературе, как виду искусства и литературной речи.
Анализируя свою работу по знакомству детей с художественной литературой, я заметила, что формируя интерес и потребность в чтении (восприятии), обращаю внимание детей больше на содержание книги, чем на ее иллюстрации. Книгу использую в основном, как дидактический материал, в то время как ее оформление содержит художественные образы, дающие ребенку определенные эстетические ориентиры. Я знаю, что иллюстрации художников-сказочников оказывают большое влияние на понимание текста детьми, особенно в младшем возрасте. Художник приходит к ребенку, когда тот еще не умеет говорить, и наряду с родителями, с автором детской книги становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус, любовь к Родине. Книжная графика – это рисунки (иллюстрации), образно поясняющие литературный текст, украшающие книгу, обогащающие ее декоративный строй. Особенность иллюстрации как жанра изобразительного искусства состоит в освещении и объяснении текста. Книжная иллюстрация выступает в синтезе со всеми элементами книги и самим текстом литературного произведения, его сюжетом и стилем. Подлинно художественная иллюстрация всегда тесно сливается с текстом книги, составляя с ним неразрывное единство[5]. Для того, чтобы уточнить свои представления о значимости книжной графики в развитии и воспитании детей, я обратилась к исследованиям ученых, педагогов и психологов.
Е.А. Флерина писала, что картинка является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной значимости. Образы, созданные хорошим художником-иллюстратором, — это прекрасные образы самобытного творчества. Вглядываясь в них, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор его воображению и собственному творчеству.
В.А. Фаворский писал: «Смысл своей работы художник видит в том, чтобы создать «пространственное изображение литературного произведения». А.Д. Чегодаев отмечал: «Художник – иллюстратор выступает как режиссер, продумывающий и осуществляющий постановку в целом». Книга — единое целое, где все взаимосвязано: текст, иллюстрация, переплет, форзац. Таким образом, книга – это синтез искусств: искусства слова, графики и полиграфии. Книгу читатель воспринимает во времени и пространстве.
Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое открытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления. «Литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве», — писал Р.И. Жуковская. Лишь на основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия возможно понимание содержания всей книги.
Исследования, проведенные В.А. Езикеевой и М.А. Репиной, подтверждают, что художественная иллюстрация оказывает большое влияние на понимание текста детьми на протяжении всего дошкольного возраста. Отечественная иллюстрация к детской книге имеет богатые традиции. Несколько поколений художников посвятили этому благородному делу всю свою жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами. Е.Д. Полякова, И.Я. Билибин, А.Н. Бенуа, Н.Г. Нарбут, В.А. Милашевский, В.В. Лебедев, В.М. Конашевич, Е.Н Чарушин,
Е.М. Рачев иллюстрировали книги, на которых воспитывалось не одно поколение.
Различными способами достигали сложной цветовой гармонии В.В. Лебедев,
В.М. Конашевич, Ю. Васнецов. В.В. Лебедев предпочитал зрелищность цвета, открытого яркого, насыщенного, например, рисунки, выполненные к стихотворению С. Маршака «Цирк».
Принцип В.М. Конашевича – принцип согласованности, сопоставления цветов.
В иллюстрациях В. Васнецова удивительно точно определены пропорции реального и фантастического цвета. Этот принцип равновесия имеет большое значение для верного восприятия детьми книги. Например, иллюстрации в книге «Ладушки». В.В Лебедев писал о том, что рисунок в детской книге должен быть рисунком, прежде всего понятным, и назвал основные его признаки: предметность, конкретность, точность и четкость. В.В. Лебедев и В.М. Конашевич передавали пространство условно, помещая на рисунке вверху листа то, что далеко, а внизу то, что близко, — это более понятно детям. Показательно то, что В.В. Лебедев, В.М. Конашевич, А.Ф. Пахомов старались избежать сложных ракурсов, чаще применяя профильное изображение, помогающее передаче движения. Таким образом, можно предположить, что книжная графика является важным видом изобразительного искусства для детей старшего дошкольного возраста. Следовательно, с ее помощью можно решать задачи художественно – эстетического воспитания.
Дети старшего дошкольного возраста осознают свой возраст, начинают чувствовать себя старшими среди других детей в детском саду. В этом возрасте они проявляют повышенный интерес к книгам к знаковым системам, стремятся научиться читать, считать, владеть компьютером. Дети этого возраста с удовольствием откликаются на предложения придумать и записать в «волшебную книгу» различные истории, а затем оформить обложку и иллюстрации. Дети стремятся проявить самостоятельность, инициативу, творчество. Еще одной характерной особенностью старших дошкольников является интерес к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран[3].
Важная роль в старшем возрасте отводится книге, как источнику новых знаний. Дети старшего возраста узнают, что из книги можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы. В некоторых случаях воспитатель вместе с детьми находит в книгах решение проблем. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов старших дошкольников и побуждает в них стремление к овладению чтением [3].
Одновременно дети проявляют повышенный интерес к изобразительному искусству и художественной деятельности. Образы окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее, рисунки приобретают наиболее детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Дети старшего возраста проявляют интерес к иллюстрациям, поясняющим литературный текст. Они высказывают свои суждения, отношения к увиденным иллюстрациям, выражают свои мысли, чувства, эмоции[4].
Изученные материалы подтвердили мои предположения, что книжная иллюстрация несет в себе высокие художественные образы, дающие детям ценностные ориентиры, вызывает у детей интерес и пристальное внимание.
Я заметила, что дети моей группы не всегда могут правильно выражать свои мысли, чувства, высказывать оценочные суждения при рассматривании иллюстраций, затрудняются в названии жанра литературного текста, и почти никто не знает имена художников – иллюстраторов детских книг. Я провела диагностику по методике Н.А. Курочкиной [5]. Изучив результаты диагностики, я поняла, что необходимо пересмотреть мою систему работы по ознакомлению детей с книжной графикой. Изучив интересы детей, я предположила, что эффективной формой развития у детей эмоционально – эстетических чувств, вкусов, суждений, оценок может стать нетрадиционно организованная образовательная деятельность по ознакомлению детей с книжной графикой.
Я поставила перед собой следующие задачи:
Образовательные. Познакомить детей с одним из видов изобразительного искусства – книжной графикой. Научить детей находить средства выразительности при рассматривании иллюстраций. Познакомить детей с творчеством художников – иллюстраторов. Научить детей создавать собственные иллюстрации к сказкам, стихам, рассказам.
Развивающие. Способствовать развитию эмоционально – эстетических чувств, умению высказывать свои суждения и отношение к книжной иллюстрации. Совершенствовать технические умения в создании графических изображений с помощью различных изобразительных материалов.
Воспитательные. Воспитывать устойчивый интерес к книжной графике, как виду изобразительного искусства. Воспитывать бережное отношение к книге, желание постоянного общения с ней. Воспитывать уважение к труду художников – иллюстраторов.
При реализации задач я использовала современные педагогические технологии, которые опираются на принцип активизации ребенка в обучении и определяются ведущей ролью педагога. В качестве основной педагогической технологии я использовала методическое пособие Н.А. Курочкиной «Детям о книжной графике», в которой представлена система педагогической работы, методы и приемы, тематические занятия по ознакомлению детей 3-7 лет с книжной графикой. Автор технологии отводит важную роль приобщению детей к художественной культуре, развитию художественно – эстетического вкуса. Цели и задачи, которые призвано решать данное пособие, как нельзя лучше совпадают с целями и задачами, поставленными в разделе «Графика» программы «Детство». В качестве дополнительного источника была использована книга Н.А. Астафьевой, В.Т. Воробьевой, Н.П. Воробьевой и др.
Структуру организованных занятий я выстраивала в зависимости от вида деятельности и содержания обучающих задач. Чаще всего использовала нетрадиционные формы организация образовательной деятельности, как по структуре, так и по месту проведения занятия (в библиотеке, в книжном магазине, в детском развивающем центре и т.п.)
Основными методами и приемами в работе были: сообщение, описание, объяснение, инструкция, постановка вопроса, творческое задание, показ практического действия, демонстрация наглядного объекта и др. Ответными действиями детей на используемые методы были: наблюдение, обследование, практическое действие (рисование), размышление вслух ( «Угадай характер героя по контурному рисунку»), объяснение, описание, вопросы, упражнения ( «Порисуем веревочками на фланелеграфе») и др.
Наибольшая эффективность занятий по ознакомлению детей с книжной графикой была достигнута взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания. В связи с этим, важным фактором было использование интегрированных знаний. Взаимосвязь и взаимопроникновение разного содержания воспитания и обучения детей обеспечивали развитие ассоциаций и их активизацию в процессе творчества в разнообразных формах эстетической деятельности, более глубокое и разностороннее познание предметов и явлений действительности. Я группировала разные виды художественной деятельности в своеобразные блоки (циклы) содержательной работы с детьми. Содержание работы концентрировалось в блоке (цикле) вокруг той или иной темы. В каждом блоке использовались не только знания, но и самостоятельная, свободная детская деятельность, досуги, экскурсии, праздники.
Занятие 1. «Беседа о том, как Карлсон открыл новое для себя искусство».
Задачи: познакомить детей с видами графики и особенностью средства выразительности, показать отличие графики от живописи; способствовать развитию восприятия, эмоционально – эстетических чувств, умению использовать полученные знания в своей творческой работе; воспитывать интерес к книжной графике, как к виду искусства.
Занятие происходило в изостудии; живописные картины были вывешены на стендах, под ними на столе расставлены группами образы графики (книжная графика, рисунки карандашом, фломастером, углем, сангиной, пастелью, пером. Газетно- журнальная графика, плакаты о детях, об охране природы, безопасности движения, эстампы об игрушках, природе. Промышленная графика (марки, открытки, упаковки продуктов и т.д). Набор инструментов и изобразительных материалов: карандаши, фломастеры, ручки с перьями, угольные и пастельные мелки, сангина, 2-3 живописные картины, игрушка Карлсона.
Занятие 2. Кто и как создает рисунки в книжках.
Задачи: закреплять у детей представление о графике и таком ее виде, как книжная графика, ее особенностях и средствах выразительности, о том, что книга- это произведение искусства; способствовать развитию эмоционально — эстетических чувств, умению высказывать свои суждения на иллюстрации в книгах, развивать художественное видение, зрительную память детей; воспитывать бережное отношение к книгам, желание их рассматривать, воспитывать уважение к труду художников — иллюстраторов.
Занятие проводилось в книжном магазине, где для детей был специально подготовлен стенд с книгами, иллюстрированными Ю. Васнецовым,
Е. Чарушиным, В. Лебедевым, П. Мавриной, Н. Кочергиной, А. Пахомовой,
В. Хлебниковой. Детям были представлены книги разного типа: книжка- игрушка, книжка- сцена, книжка — раскладушка, книжка — образ, книжка- альбом.
Занятие 3. Певучая контурная линия.
Задачи: закреплять знания детей о книжной графике, познакомить с творчеством художницы Т.Г. Юфа, развивать у детей интерес к техническому элементу рисунка — контурной линии, совершенствовать технические умения в создании графических изображений с помощью различных изобразительных материалов. Воспитывать интерес к книжной графике, уважение к труду художников- иллюстраторов.
Занятие проводилось в центре развития детей «Перспектива» методистом центра. В первой части занятия, во время показа презентации дети свободно сидели на ковре, во второй части дети рисовали за мольбертами. Материалы к занятию: выставка книг, иллюстрированных художницей Т.Г. Юфа. Для практической деятельности: разнообразные изобразительные материалы (карандаши, уголь, мелки, пастель, сангина, фломастеры).
Занятие 4. О рисунках Льва Токмакова к шотландским народным сказкам (занятие проводилось в детской художественной школе).
Занятие 5. Мир ликующих линий и красок. Мотивы народных росписей в рисунках
П.А. Мавриной (занятие проводилось в детской библиотеке).
Занятие 6. Создадим книгу сами.
В группе была создана благоприятная развивающая художественная среда для ознакомления детей с графикой и художниками- иллюстраторами детских книг. В литературном центре дети знакомились с произведениями художественной литературы, с иллюстрациями в детских книгах. При оформлении литературного центра я учитывала ряд требований: удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума; отгороженность от основной части группового помещения, мягкое кресло или диванчик с анатомической спинкой; хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение; эстетичность оформления – литературный центр должен был уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью и оборудованием. Украшением были бюст или портрет какого- либо писателя, предметы народного — прикладного искусства; книги были разложены по разделам, например: сказки, рассказы о детях, рассказы о природе и животных и др. Каждый раздел имел свой маркер.
Рядом с литературным центром располагался центр творчества, в котором подобраны разнообразные изобразительные материалы, альбомы для ознакомления детей с различными видами искусств: живопись, графика, декоративное искусство. Подобраны различные изобразительные материалы (уголь, сангина, пастель, карандаши, фломастеры, мелки, бумага, картон, клей). При желании дети могли нарисовать иллюстрации к литературным произведениям, отреставрировать книги и т.п.
Контроль и коррекцию знаний, умений, навыков, полученных в процессе ознакомления с книжной графикой я осуществляла постоянно, во время проведения каждого занятия. Удобнее всего это было в ходе индивидуальной работы с детьми во время самостоятельного выполнения задания. Коррекция осуществлялась при помощи вопросов, предложений, суждений, пассивного показа, индивидуального показа на своем материале, прямой помощи при согласии на это ребенка.
Повторная диагностика позволила сделать выводы о высокой результативности проведенной работы.
- Дети знакомы с книжной графикой, отличают ее от других видов изобразительного искусства.
- Дети знают художников – иллюстраторов детских книг.
- Дети видят средства выразительности книжной графики, как способы передачи состояния, настроения героев и отношения к ним автора.
- Дети умеют создавать собственные иллюстрации к сказкам и рассказам с использованием различных изобразительных материалов.
- Дети могут рассуждать о своем отношении к изображенному на иллюстрации, высказывать оценочные суждения.
Библиографический список.
- Акулова О.В., Гурович Л.М. Чтение художественной литературы. С-Пб.: Детство-пресс, 2012
- Астафьева, Н.А., Воробьева, В.Т., Воробьева, Н.П. и др.
Дошкольникам о художниках детской книги: Книга для воспитателя
детского сада. М.: Просвещение, 1991
3. Бабаева Т.А., А.Г. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Примерная основная образовательная программа, «Детство» С-Пб.: Детство-Пресс, 2014
4. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. «Ребенок и книга». С-Пб.: Детство-пресс, 2004
5. Курочкина Н.А. «Детям о книжной графике». С-Пб.: Детство-пресс, 2004
|