Конспект НОД «Путешествие в осенний лес» в средней группе
Цель: обобщение и закрепление знаний детей о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
Образовательная:
- Расширять представления об образе жизни диких животных осенью, о том, как они готовятся к зиме, об их жилищах; обогащать словарь названиями:
Развивающая:
- Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.
- Развивать общую и мимическую моторику, умение сочетать речь с движением, развивать воображение, логическое мышление, наблюдательность, эмоциональную сферу.
Воспитательная:
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным, птицам, умение вести себя в лесу, проявлять заботу и внимание ко всему живому, умение слушать друг друга, воспитателя.
Области интеграции:
«Познание»:
- Расширить и обобщить представление детей о временах года, характерных признакахосени, учить самостоятельно находить их;
- Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений, птиц и животных;
«Развитие речи»
- Уточнять, обогащать, систематизировать словарный запас.
- Воспитывать активное произвольное внимание речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание.
«Социально-коммуникативная»
- Учить соблюдать правила безопасности на природе;
- Уточнить представления детей о съедобных и ядовитых грибах;
- Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.
- Воспитывать внимание, умение получать удовольствие и радость от занятия;
«Физическое развитие»
- Укреплять здоровье детей и приобщать их к здоровому образу жизни;
- Создать бодрое и радостное настроение;
- Воспитывать интерес и желание жить в мире движений.
«Художественно-эстетическое»
- Развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста.
- Эмоционально реагировать на содержание и следить за развитием событий.
- Выполнять музыкально-ритмичное упражнение в соответствии с текстом песни;
- Развивать музыкальный слух при прослушивании классической музыка.
Предварительная работа:
- Беседы об осени.
- Рассматривание пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц; рассматривание альбома «Времена года».
- Наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой.
- Рассматривание репродукций художников.
- Чтение художественной литературы. Заучивание стихов.
Оборудование:
Проектор, мультимедийная презентация, конструкция из стульев «автобус», «письмо от зверей» на листике клёна;
Раздаточный: корзины с муляжами овощей и фруктов – 4 штук, маленькие корзинки – 8 штук, карточки «Найди тень», маркеры – 8 штук,
Музыкальное сопровождение: «Автобус» (из альбома «Аэробика» Пономаревой, Чайковский – Времена года. Осень ( «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»)
Ход деятельности:
Воспитатель
1 часть
Организационный момент.
Ребята, посмотрите в наше волшебное окно, как вы думаете, какое время года за окном? (Осень)
По каким приметам вы догадались, что это осень?
«Проблемная ситуация»
Кто это к нам спешит? (ёжик)
Ребятки, ёжик нам принёс записку.
«Дорогие ребята, в нашем лесу случилась беда – пролетел сильный ветер и всё в лесу перепутал. Помогите нам навести порядок в лесу!»
- Ну, что, ребята, поможем лесным зверям?
Этюд: «Собираемся на прогулку»
А как вы думаете, какая погода в лесу? (Холодная, дождливая, пасмурная)
Значит надо одеться потеплее.
Какая нам нужна одежда? (Куртка, брюки, сапожки, шапка, шарф, перчатки)
- Правильно!
- Давайте надевать одежду. (дети надевают воображаемую одежду)
Ну, вот мы и оделись для осеннего путешествия.
А отвезёт нас в лес наш любимый автобус. (дети пересаживаются на стульчики, составленные по два в виде автобуса)
Все сели? Тогда в путь!
Музыкально-ритмичное упражнение «Автобус» (Выполнение движений в соответствии с текстом).
Вот мы и приехали в лес! (Дети переходят на ковёр возле экрана)
2 часть:
Раз, два, три, четыре, пять- Начинаем мы считать И окажемся в лесу Где раскрасила листву
В цвет багряный, золотистый Осень разноцветной кистью.
Дидактическая игра
«Что перепутал ветер?»
Входим в лес. Тихо. Посмотрите, что в лесу перепуталось? (мальчик везёт санки, божья коровка, одуванчики, снеговик, дерево с зелёными листьями, птичка кормит птенчика)
- Молодцы, всё правильно: вот она какая настоящая осень!
«Логоритмика»
Осень, осень — листопад (руки вверх) Листья желтые летят (руки вниз) Ветер дует, задувает (разводят руки) Туча солнце закрывает (закрывают глаза)
Дождик капает с утра (сжимают кулаки) Осень – грустная пора (разводят руки в стороны) - А кто это нас в лесу встречает? Я кого-то уже вижу.
«Загадка»
Он любитель грызть морковку, Ест капусту очень ловко, Скачет он то тут, то там, По полям и по лесам
Серый, белый и косой, Кто, скажите, он такой?
Игра «Помоги зайке рассортировать овощи и фрукты» (музыкальное сопровождение П. И Чайковский «Времена года. Осень) (Дети работают в парах)
- Молодцы, ребята, вы справились с заданием.
- Кто ещё нас встречает в лесу?
Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу. Кто это? (Белка)
Мультимедийная игра
«Помоги белке собрать грибы» (ИКТ)
- Ребятки, ветер белочке раскидал все запасы по лесу, помогите ей их собрать.
Дидактические карточки «Найди тень»
- Ветер пролетая над лесом, засыпал песком всех зверей, помогите их отыскать. Для этого необходимо нарисовать дорожки от тени к цветному изображению зверя.
(музыкальное сопровождение П. И Чайковский «Времена года. Осень»)
«Помоги найти нам дом» (ИКТ)
- Лесные звери потерялись, помогите найти им свои дома.
Любят зайцы в поле жить, Гнезда под кустом мостить. Где зимой медведь ночует, Или по лесу кочует?
Спит в берлоге до весны, Видит радужные сны. Дуб стоит, а в нем дупло, Угадай, живет в нем кто?
Белка рыжая живет, Что-то целый день грызет. Где же ты ночуешь мышка, У тебя, что нет домишка?
* За оврагом моя норка Там храню зерно, морковку». Лиса живет в своей норе, Гуляет утром на заре.
Серый, грозный с виду, волк Не такой ужасный, Очень любит он волчат. Разорвёт любого, Кто посмеет заглянуть в логово родное.
-Каких животных мы не увидим в лесу зимой?
В берлогу скоро лягу спать, За осенью зима опять. Пусть мне во сне приснится мед, Проснусь, когда весна придет.
Я тоже буду спать, как мишка. Я поохотился за лето: Грибы искал, мышей ловил, Мне надо отдохнуть за это.
Молодцы, ребята. Со всеми заданиями справились, посмотрите, звери вышли вас благодарить.
3 часть (заключительная)
Игра «Да – нет»
Чтобы вернуться на автобусе в детский сад, нужно правильно ответить на вопросы.
Осенью растут грибы? Тучки солнце закрывают? Колючий ветер прилетает? Туманы осенью плывут?
Ну, а птицы гнезда вьют? А букашки прилетают? Звери норки закрывают? Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают? Часто — часто льют дожди? Достаем ли сапоги? Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать? Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? Музыкально-ритмичное упражнение «Автобус»
«Рефлексия»
- Вот мы и вернулись в наш детский сад.
Понравилось вам наше путешествие?
А что больше всего запомнилось?
Горячая Любовь Константиновна Воспитатель МБДОУ Детский сад № 50 г. Иркутск
|