Н.К. Анохина, воспитатель МБДОУ-ЦРР — детский сад №50 г. Орла
Интеграция образовательных областей:
- Область «Познание» — расширение кругозора;
- Область «Коммуникация» — развитие всех компонентов устной речи;
- Область «Социализация» — игровая деятельность;
- Область «Художественное творчество» — коллективная работа
Цели: Воспитание чувства красоты, гармонии и любви к окружающему миру средствами музыки, поэзии, музыкальных и ритмо-речевых игр.
Формирование творческих проявлений во всех видах деятельности.
Задачи.
Образовательные:
- Закреплять знания о характерных признаках осени, сезонных изменениях в природе;
Развивающие:
- Развивать способность эмоционально откликаться на музыку контрастного характера.
- Развивать у детей желание заниматься ручным трудом, использовать навыки работы с природным материалом.
- Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки.
Воспитательные:
- Продолжать воспитание музыкально-эстетического вкуса.
- Учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать навыки коммуникации
Предварительная работа:
- Экскурсия в осенний парк
- Беседы об осени
- Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов- Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А.С. Пушкина, Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Толстова, И.Бунина
- Рассматривание репродукций картин И. Левитана «Золотая осень», И. Остроухова «Золотая осень», книжных иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы
- Пение песен об осени и слушание музыки П.И. Чайковского из цикла «Времена года»
Планируемый результат:
Систематизация знаний детей о времени года осень, развитие психических процессов: память, мышление, речь, воображение. Развитие мелкой моторики рук, коммуникативных и рефлексивных умений и навыков, способности к самоанализу.
Материал и оборудование к занятию:
- Картон, высушенные под прессом листья, травы и цветы, ягоды рябины, цветная бумага, клей, ножницы, рамка, клей ПВА.
- Альбом, краски, кисти
- Мультимедийная аппаратура, ноутбук.
- Аудиозаписи со звуками леса.
Ход НОД
Организационный момент: приветствие, сообщение темы занятия.
1. Вступительная беседа.
- Здравствуйте, ребята!
- Ребята, какое сейчас время года? (Осень)
- А вы любите осень?
У каждого из нас есть любимая пора года, но не все любят осень. Осенью становится сыро, темно и холодно. А ведь эта пора года необходима природе, людям, чтобы облегчить переход от теплого времени года к холодному. Вспомните, как в солнечный день осенью бывает красиво и дождь не всегда идет.
А давайте мы с вами отправимся в осенний лес и увидим всю красоту своими глазами.
2. Развитие темпа и ритма движений под музыку.
Ритмо -речевая игра «Мы -шоферы»
Едем-едем на машине ( «Держат руль», поворачивая слегка влево — вправо) Нажимаем на педаль (носок правой ноги приподнять и прижать к полу)
Г аз включаем-выключаем (правой рукой, выставленной и сжатой в кулачок, затем вернуть руку)
Смотрим пристально мы вдаль (правая рука «козырьком»)
Дворники стирают капли (руки, согнутые в локтях, поднять вверх)
Вправо- влево — чистота (покачать вправо- влево — вправо)
Волосы ерошит ветер (приподнять волосы)
Мы шоферы — хоть куда (большие пальцы поднять верх)
Дети под музыку «Буги-вуги», все идут друг за другом топающим шагом, руки согнуты в локтях, выполняя круговые движении, двигаются по залу, образно изображая водителя автомобиля.
3. Путешествие в осенний лес.
Вот приехали мы в лес, полный сказок и чудес...
Здравствуй осень! здравствуй, лес!
Дыхательное упражнение «Аромат леса»
Закройте глазки и послушайте звуки природы (дети слушают звуки природы). А теперь откройте глаза и давайте вдохнем аромат природы через нос, а выдыхать будем тонкой струйкой на свою ладошку.
- Вы чувствуете, как тепло льется на ладошку?
- Ребята, а вы знаете, как называются лесные насаждения в городе
-
4. Просмотр видеоролика и обсуждение.
В знакомом парке вальс листвы
Звучит мелодией забытой,
И золотым плащом укрыты
Дорожки, лодки и мосты.
Склонились ели, весом лап,
С холмов остывшим изголовьям...
С печалью светлой и любовью
Прохожих обнял полумрак.
5. Практическое занятие. Развитие творческих способностей.
- Очень красиво осенью в лесу. На земле ковёр из листьев. Вечнозелёные ёлки, разноцветные деревья.
- Осень на опушке краски разводила По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень:
- Не жалейте лета!
Посмотрите — осень золотом одета!
- Ребята, мы с вами просмотрели красоту осени, а заметили листья в нашем парке все одинаковые?
- Да, они разные и по форме и по окраске.
- Давайте соберем из осенних листьев красивый букет
Пальчиковая игра «Осенний букет» (авт. М. Ю Картушина)
Раз, два, три, четыре, пять — (сжимать и разжимать кулачки) будем листья собирать
листья березы (поочерёдно загибать пальцы, начиная с мизинца)
листья рябины
листики тополя
листья осины
листики дуба мы соберем
маме осенний букет отнесем (вперед ладошки)
-Ребята, каким цветом вы бы нарисовали осень?
(дети отвечают)
Дети садятся за столы, выполняют самостоятельно работу под музыку.
- Рисование на мокрой бумаге
А сейчас возьмите бумагу, положите ее вот так (вертикально) ^начинайте рисовать. Смочите водой бумагу и сразу начинайте рисовать. Когда подсохнет — снова смочите и рисуйте дальше. Получается дымчатое изображение с размытыми очертаниями и плавными переходами. (В процессе работы помогаю тем, кто испытывает затруднения).
- Коллаж из природных материалов на заданную тематику
В закромах Матушки Природы почти все уже есть. И мы с легкостью можем приступить к изготовлению осенних поделок.
Любую прогулку можно превратить в увлекательное творчество, рассматривая разные виды листьев, трав. Смена времен года создает величайшее разнообразие природных материалов. В осеннюю пору можно набрать сколько угодно природного материала для поделок своими руками. Какое множество великолепных оттенков и форм дарят нам осенние листья. Если к ним добавить траву, небольшие плоды, последние цветочки, мы получим неограниченный запас для разнообразных поделок из природного материала.
Что для поделки нужно:
Картон, высушенные под прессом листья, травы и цветы, ягоды рябины, цветная бумага, клей, ножницы, рамка.
Как сделать:
1. Чтобы выполнить коллаж, нужно собрать природные материалы и засушить их под прессом.
Нужно положить листья, цветы между салфетками и затем уже между страницами толстой книги.
2. Подготовить фон. Оклеим картон цветной бумагой или остатками обоев.
3. Нарисовать профиль девушки.
Вырезать его из цветной бумаги темного цвета. Наклеить на фон.
4. Выложить из засушенных цветов, листьев венок и воротник.
5. Осторожно приклеить листья к основе.
6. Добавить цветы и ягоды рябины, приклеив их на венок.
7. Вставить коллаж в рамку. Работа готова.
6. Подведение итогов занятия.
- Ребята, наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? А чем мы занимались (дети отвечают)
- Вы пришли сегодня с хорошим настроением на занятие. Надеюсь, что ваше настроение не изменилось и сейчас. Пусть оно сопровождает вас целый день А нам пора попрощаться осенним лесом!
Прощание в кругу.
Дети — До свиданья, милый лес — полный сказок и чудес!
|