Автор-составитель: учитель-логопед Емельянова Н.В. г. Серпухов МДОУ – детский сад комбинированного вида №10 «Капелька»
Цель: Систематизировать знание детей об осени и осенних явлениях.
Задачи:
Познавательное развитие:
- Уточнять и закреплять знания детей об основных признаках осени.
- Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы простыми распространенными предложениями, отгадывать загадки;
- Формировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.
Речевое развитие:
- Расширять и активизировать словарь по теме «Осень».
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- Развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных.
- Развивать умение образовывать относительные прилагательные от существительных.
Социально-коммуникативное развитие:
- Продолжать учить согласовывать движения с речью.
- Развивать внимание, память.
- Воспитывать положительное отношение к природе, самостоятельность, контроль над собственной речью.
Оборудование:
- мультимедийная установка;
- презентация «Осенние месяцы»;
- набор листьев на каждого ребенка;
- картинки к игре «Назови ласково»;
- сюжетные картинки по теме «Осень».
Ход занятия:
1. Организационный момент
Приветствие. (Дети здороваются с присутствующими и садятся на стулья.)
2. Постановка цели
Логопед:
-Дети, вы любите отгадывать загадки?
-Попробуйте отгадать мою.
Если на деревьях листья пожелтели. Если в край далекий птицы улетели. Если небо хмурится, если дождик льется, Это время года, как оно зовется?
-Как вы думаете, о каком времени года в ней говорится?
Дети:
-Об осени.
Логопед:
-Да, правильно, и сегодня я предлагаю поговорить об осени.
3. Основная часть.
Беседа с показом слайдов или картин
-Скажите, какая погода преобладает с её приходом?
-Какое небо?
-Как светит солнце?
-Скажите, какие изменения произошли в природе?
(мало света, тепла, ветрено, дождливо)
- Ребята, каждое время года длиться 3 месяца и у каждого месяца есть своё имя.
-Чтобы вспомнить название осенних месяцев, нужно отгадать мои загадки.
-Итак первая:
Опустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Полетели журавли.
Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришёл?
(Сентябрь)
Логопед:
-Правильно.
-Что происходит в сентябре? О чем говориться в загадке?
-Первый осенний месяц — сентябрь. Зовут его «запевалой осени» и «златоцветом». Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, листва деревьев и кустарников становится золотистой. В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднимается в небе так высоко, как летом. Часто идут дожди, но не теплые летние, а холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками. В начале осени, когда насекомых становится меньше, улетают стрижи и ласточки, ведь они питаются только насекомыми. (демонстрация слайдов или показ сюжетных картин)
-Вторая загадка:
Всё мрачней лицо природы: Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился?
(Октябрь)
-Что же происходит в октябре?
-Что значит «мрачней лицо природы»?
-А как вы понимаете «оголяются леса»?
-Октябрь — середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом», потому что в это время с деревьев все чаще падают увядшие, пожелтевшие листья. В октябре звери в лесу продолжают готовиться к зиме: заготавливают пропитание на всю зиму, утепляют норы, меняют летние шубки на зимние. Продолжают улетать в теплые края перелетные птицы: журавли, гуси, чайки.
-Осталось отгадать название последнего осеннего месяца:
Кто тепло к нам не пускает, Первым снегом нас пугает? Кто зовёт к нам холода, Знаешь ты? Конечно, да!
(Ноябрь)
-Что вы можете сказать про ноябрь?
-Почему он самый холодный из осенних месяцев?
-Про короткие, холодные, хмурые, тусклые, пасмурные и туманные дни последнего месяца осени говорили: «Сумерки года, ворота зимы». Ноябрьское солнце холодное и все реже проглядывает через тучи. Ноябрь — месяц первых морозов и снега. С утра может дождь лить, а к вечеру сугробами снег лежать.
Экскурсия в лес
-Не смотря на то, что погода изменилась, я предлагаю вам прогуляться по осеннему лесу, вспомнить стихи про осень, подышать лесным воздухом, и просто помечтать.
-Ну, что хотите в лес на экскурсию?
Дети:
-Хотим!
Логопед:
-Тогда собираемся в путь.
Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый,
Вот рябиновый резной, Вот с березки — золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку.
Игра «Найди одинаковые листья и назови»
Логопед:
- Посмотрите сколько разных листьев на нашем пути.
-Предлагаю вам найти по два одинаковых листочка, определить с какого они дерева и как называются.
(Дети находят по два одинаковых листика и определяют их название).
Физминутка
Логопед:
-Во время прогулки мы немного устали, давайте отдохнем. Я буду читать стихотворение, а вы попробуйте подобрать нужные движения.
Листья осенние тихо кружатся,
(дети кружатся с листьями в руках)
Листья нам под ноги тихо ложатся, (приседания)
И под ногами шуршат, шелестят,
(движения рук вправо – влево)
Будто опять закружиться хотят.
(кружение)
Логопед:
-Молодцы, давайте отправляться дальше в путь.
Игра “Большой – маленький или Назови ласково”
-Ой, ребята, посмотрите, к нам на встречу идет лось.
(на экране появляется лось в осеннем лесу)
-Посмотрите, какой он?
Дети:
-Большой, сильный, высокий, рогатый, длинноногий.
Логопед:
-Лось очень любит свой лес и всё то, что в нем растет, всех, кто в нем живет и всё вокруг называет ласково.
-Хотите с ним поиграть?
Дети:
-Да!
-Тогда садитесь на ковер в кружок и по одному выбирайте себе картинку.
-Лена, какой большой предмет на твоей картинке? Назови его ласково.
(ответы детей)
Гриб — грибок –грибочек, Ягода- ягодка, Дерево- деревце, Куст- кустик,
Лист- листочек, Солнце- солнышко Цветок- цветочек, Ветка- веточка
Трава- травка, Дождь- дождик, Ветер- ветерок, Туча- тучка.
Игра «Мы художники»
Логопед:
-А сейчас я предлагаю вам побыть художниками. Из частей вы постараетесь собрать картинку и составить к ней предложение. Я на доске покажу, что у нас получилось.
-Посмотрите какую красивую осеннюю картину вы нарисовали.
Ах, осень, эта рыжая девица! Каких же красок только нет в тебе: По небу голубому мчатся птицы И сизый дым клубится по трубе…
Осенний лист кружит багрово-красный, Чернеют пред зимой уже поля, И лес вдали виднеется прекрасный - От буйства красок пьяная земля…
И только если сердится, бывало, Всплакнет немного проливным дождем… Пока зима природу не сковала Она шутя играется с ручьем…
Шалунья-осень с яркими глазами, Заботливо проводит журавлей… И растворится дымкой над полями, Когда зима придет на смену ей.
4. Итог:
-Вам понравилась наша прогулка по осеннему лесу?
Дети:
-Да!
-Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
-А сейчас вы вместе с воспитателями оформите нашу картину в рамку и повесите в уголке для родителей, чтобы все видели, где мы сегодня были.
|