Емельянова Наталья Владимировна. Конспект НОД в старшей логопедической группе по лексической теме «Осень в лесу»

Конспект НОД в старшей логопедической группе по лексической теме «Осень в лесу»

Автор-составитель: учитель-логопед Емельянова Н.В. г. Серпухов МДОУ – детский сад комбинированного вида №10 «Капелька»

Цель: Систематизировать знание детей об осени и осенних явлениях.

Задачи:

Познавательное развитие:

  • Уточнять и закреплять знания детей об основных признаках осени.
  • Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы простыми распространенными предложениями, отгадывать загадки;
  • Формировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.

Речевое развитие:

  • Расширять и активизировать словарь по теме «Осень».
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных.
  • Развивать умение образовывать относительные прилагательные от существительных.

Социально-коммуникативное развитие:

  • Продолжать учить согласовывать движения с речью.
  • Развивать внимание, память.
  • Воспитывать положительное отношение к природе, самостоятельность, контроль над собственной речью.

Оборудование:

  • мультимедийная установка;
  • презентация «Осенние месяцы»;
  • набор листьев на каждого ребенка;
  • картинки к игре «Назови ласково»;
  • сюжетные картинки по теме «Осень».

Ход занятия:

1. Организационный момент

Приветствие. (Дети здороваются с присутствующими и садятся на стулья.)

2. Постановка цели

Логопед:

-Дети, вы любите отгадывать загадки?

-Попробуйте отгадать мою.

Если на деревьях листья пожелтели.
Если в край далекий птицы улетели.
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года, как оно зовется?

-Как вы думаете, о каком времени года в ней говорится?

Дети:

-Об осени.

Логопед:

-Да, правильно, и сегодня я предлагаю поговорить об осени.

3. Основная часть.

Беседа с показом слайдов или картин

-Скажите, какая погода преобладает с её приходом?

-Какое небо?

-Как светит солнце?

-Скажите, какие изменения произошли в природе?

(мало света, тепла, ветрено, дождливо)

- Ребята, каждое время года длиться 3 месяца и у каждого месяца есть своё имя.

-Чтобы вспомнить название осенних месяцев, нужно отгадать мои загадки.

-Итак первая:

Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Полетели журавли.

Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?

(Сентябрь)

Логопед:

-Правильно.

-Что происходит в сентябре? О чем говориться в загадке?

-Первый осенний месяц — сентябрь. Зовут его «запевалой осени» и «златоцветом». Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, листва деревьев и кустарников становится золотистой. В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднимается в небе так высоко, как летом. Часто идут дожди, но не теплые летние, а холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками. В начале осени, когда насекомых становится меньше, улетают стрижи и ласточки, ведь они питаются только насекомыми. (демонстрация слайдов или показ сюжетных картин)

-Вторая загадка:

Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

-Что же происходит в октябре?

-Что значит «мрачней лицо природы»?

-А как вы понимаете «оголяются леса»?

-Октябрь — середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом», потому что в это время с деревьев все чаще падают увядшие, пожелтевшие листья. В октябре звери в лесу продолжают готовиться к зиме: заготавливают пропитание на всю зиму, утепляют норы, меняют летние шубки на зимние. Продолжают улетать в теплые края перелетные птицы: журавли, гуси, чайки.

-Осталось отгадать название последнего осеннего месяца:

Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовёт к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!

(Ноябрь)

-Что вы можете сказать про ноябрь?

-Почему он самый холодный из осенних месяцев?

-Про короткие, холодные, хмурые, тусклые, пасмурные и туманные дни последнего месяца осени говорили: «Сумерки года, ворота зимы». Ноябрьское солнце холодное и все реже проглядывает через тучи. Ноябрь — месяц первых морозов и снега. С утра может дождь лить, а к вечеру сугробами снег лежать.

Экскурсия в лес

-Не смотря на то, что погода изменилась, я предлагаю вам прогуляться по осеннему лесу, вспомнить стихи про осень, подышать лесным воздухом, и просто помечтать.

-Ну, что хотите в лес на экскурсию?

Дети:

-Хотим!

Логопед:

-Тогда собираемся в путь.

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.

Игра «Найди одинаковые листья и назови»

Логопед:

- Посмотрите сколько разных листьев на нашем пути.

-Предлагаю вам найти по два одинаковых листочка, определить с какого они дерева и как называются.

(Дети находят по два одинаковых листика и определяют их название).

Физминутка

Логопед:

-Во время прогулки мы немного устали, давайте отдохнем. Я буду читать стихотворение, а вы попробуйте подобрать нужные движения.

Листья осенние тихо кружатся,

(дети кружатся с листьями в руках)

Листья нам под ноги тихо ложатся, (приседания)

И под ногами шуршат, шелестят,

(движения рук вправо – влево)

Будто опять закружиться хотят.

(кружение)

Логопед:

-Молодцы, давайте отправляться дальше в путь.

Игра “Большой – маленький или Назови ласково”

-Ой, ребята, посмотрите, к нам на встречу идет лось.

(на экране появляется лось в осеннем лесу)

-Посмотрите, какой он?

Дети:

-Большой, сильный, высокий, рогатый, длинноногий.

Логопед:

-Лось очень любит свой лес и всё то, что в нем растет, всех, кто в нем живет и всё вокруг называет ласково.

-Хотите с ним поиграть?

Дети:

-Да!

-Тогда садитесь на ковер в кружок и по одному выбирайте себе картинку.

-Лена, какой большой предмет на твоей картинке? Назови его ласково.

(ответы детей)

Гриб — грибок –грибочек,
Ягода- ягодка,
Дерево- деревце,
Куст- кустик,

Лист- листочек,
Солнце- солнышко
Цветок- цветочек,
Ветка- веточка

Трава- травка,
Дождь- дождик,
Ветер- ветерок,
Туча- тучка.

Игра «Мы художники»

Логопед:

-А сейчас я предлагаю вам побыть художниками. Из частей вы постараетесь собрать картинку и составить к ней предложение. Я на доске покажу, что у нас получилось.

-Посмотрите какую красивую осеннюю картину вы нарисовали.

Ах, осень, эта рыжая девица!
Каких же красок только нет в тебе:
По небу голубому мчатся птицы
И сизый дым клубится по трубе…

Осенний лист кружит багрово-красный,
Чернеют пред зимой уже поля,
И лес вдали виднеется прекрасный -
От буйства красок пьяная земля…

И только если сердится, бывало,
Всплакнет немного проливным дождем…
Пока зима природу не сковала
Она шутя играется с ручьем…

Шалунья-осень с яркими глазами,
Заботливо проводит журавлей…
И растворится дымкой над полями,
Когда зима придет на смену ей.

4. Итог:

-Вам понравилась наша прогулка по осеннему лесу?

Дети:

-Да!

-Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

-А сейчас вы вместе с воспитателями оформите нашу картину в рамку и повесите в уголке для родителей, чтобы все видели, где мы сегодня были.

Просмотров: 657
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Регаловская Татьяна Борисовна. Открытое занятие по развитию речи совместно воспитатель и логопед «Зима. Зимующие птицы»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Жамсаранова Ханда Валериевна. Конспект занятия по развитие речи в подготовительной группе по теме «Осень. Приметы осени»
  • Митрюшина Анна Викторовна. Эссе «Моя профессия – учитель-логопед»
  • Вербенко М. Б. Учитель-логопед Гуренко Е. Н. Музыкальный руководитель Резван Н. В. Учитель-дефектолог. Сценарий художественно-литературной композиции «ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ!»
  • Учитель-логопед Сыроватко С.М., педагог-психолог Флорова Ю.А.. Опыт логопедической работы с аутичными детьми с применением метода канистерапии
  • Гетманец Светлана Михайловна. Картотека прогулок 'ВРЕМЕНА ГОДА' на сентябрь месяц для детей дошкольного возраста (средней группы)
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Консультация для родителей. Логопед – это страшно?
  • Смольникова Наталья Юрьевна. «Эссе: «Моя профессия — логопед»
  • Шарафутдинова Лилия Даннуровна. Эссе «Я- логопед»
  • Антонова Татьяна Николаевна. Сценарий праздника для детей средней группы «КАК ДЕТИ СПАСЛИ ОСЕНЬ»
  • Марина Боровкова. Праздник осени в детском саду 'Осень, осень торопись'
  • Воробьева Галина Алексеевна. Конспект логопедического развлечения «Как доктор Логопед зверятам помог»
  • Смирнова Ольга Викторовна. Сценарий осеннего праздника с элементами фольклора для средней группы «Как дети Осень искали»
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Калинина Елена Геннадьевна. Дидактическая игра «С какого дерева лист?» (3-4 года)
  • Богдан Ольга Ивановна, Романченко Светлана Сергеевна, Швед Ольга Викторовна, Мельник Марина Александровна. Проект «Вместе дружная семья – логопед, родители и я»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Маслова Людмила Николаевна. Сценарий праздника осени в разновозрастной группе детей дошкольного возраста «Волшебница-осень»
  • Бекренева Александра Васильевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ФГОС Тема: «Дети во время Великой Отечественной войны»
  • Главный Редактор. Веселый ветер, к/ф 'Дети капитана Гранта'
  • Драган Надежда Александровна. Календарно-тематическое планирование подготовительной группы на ноябрь месяц
  • Шешегова Нина Михайловна. Проект «Осень, осень у ворот кружит листьев хоровод»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Сечина Мария Александровна. Сценарий праздника осени «Кикимора и Осень»
  • Воловик Наталья Владимировна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Как дети помогали астроному Сонику»
  • Мотыженкова Ирина Герасимовна. «Осень в лесу». Конспект интегрированного занятия для подготовительно-логопедической группы детского сада.
  • Марфенко Анастасия Павловна. Презентация «Осень в лесу»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь