Воспитатель высшей категории Мотыженкова И.Г. «Детский сад № 334 комбинированного вида» Кировского района г.Казани
Цели:
- Развивать связную речь, умения высказываться полными развернутыми предложениями.
- Создание положительного эмоционального фона, развития творческих способностей у детей.
Задачи:
- Расширять представления детей об осени, ее приметах.
- Углублять знания о том, что деревья – основа леса.
- Закреплять названия деревьев и их листьев.
- Знать грибы съедобные и ядовитые.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.
- Развитие речевого дыхания и чувства ритма.
- Совершенствовать технические приемы раскрашивания готового изделия «гриба» из соленого теста.
Оборудование:
- Листья деревьев: березы, клена, дуба, рябины.
- Эмблемы грибов: мухомор белый, сыроежка, волнушка.
- Дидактическая игра «С какого дерева лист».
- Дидактическая игра с мячом «Один – много».
- Игра — драматизация: «Грибной спор».
- Краски, кисти, гриб из слоеного теста.
- Аудиозапись к музыкальным приложениям.
- Слайды с изображением леса.
Ход занятия:
(Орг. момент.)
Воспитатель задает загадку:
«Вот художник, так художник,
Все леса позолотил,
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим –
Кто художник этот?»
( «Осень»)
Воспитатель:
- Мы не случайно начали занятие с этой загадки, потому что сегодня мы будем говорить об осени. Нам предстоит путешествие в осенний лес. Мы узнаем, что лес бывает разный, а зависит это от того, какие в нем растут деревья. Но сначала мы поговорим об осени и ее основных приметах.
(Дети садятся на стульчики)
- Назовите, какие месяцы относятся к осенним? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Осень в сентябре какая? (осень в сентябре ранняя)
- Назовите приметы ранней осени? (перечисляют)
- Осень в октябре какая? (золотая и какие приметы золотой осени)
- А в ноябре? (поздняя и какие приметы поздней осени)
- Молодцы! А сейчас мы отправимся в осенний лес.
- Посмотрите, у меня есть волшебный зонт, с помощью него мы и попадем в осенний лес. Все под зонтик становитесь. Посмотрите: зонт закрутился, а те-перь закройте глаза, отправляемся в лес. Откройте глаза (на экране слайд осеннего леса).
- Вот мы и попали в лес. Посмотрите, как красиво в осеннем лесу!
- А что такое лес?
Д: Много деревьев, дом для животных.
В: Правильно, а как вы думаете, все ли леса одинаковы?
Д: высказывают свои предположения.
В: Какие деревья вы видите? (на экране слайд березового леса).
Д: Березы.
В: Как будет называться такой лес, в котором одни березы?
Д: Березовый.
В: Правильно, такой лес называется березовый лес, березовая роща или березняк.
- Посмотрите на слайд! Как называются эти деревья? (на слайде сосны).
Д: Сосны.
В: Как будет называться лес, в котором растут одни сосны?
Д: Сосновый лес, сосновый бор.
В: Как называются эти деревья? (на слайде дубы).
Д: Дубовый лес, дубрава.
В: А как будет называться лес, если в нем растут березы, дубы, сосны, клены и другие деревья?
Д: высказывают свои предположения.
В: Такой лес называется смешанным.
- Итак, леса бывают разные.
- Молодцы, дети! Все деревья красивые, и очень красивые их листья. Ведь у каждого дерева свои листочки.
- А сейчас мы поиграем.
Дидактическая игра: «С какого дерева лист?»
(После игры воспитатель и дети проверяют, правильно ли они подобрали листья к своему дереву. Аплодисменты детей друг-другу).
В: Как называется такое явление, когда с деревьев падает много листьев?
Д: Листопад.
1 Ребенок:
- Кружатся листья у всех на виду
Ветер, шутя, их подбросил.
Снова хозяйкою в нашем лесу
Стала красавица осень.
2 Ребенок:
- Ветер осенний, постой, не спеши
Листья срывать торопливо.
Спрячься в деревьях и тихо дыши -
В нашем лесу так красиво!
Хоровод с осенними листьями, муз. Хисматуллиной.
В: Дети, посмотрите, в лесу стоит избушка. Кто-то в ней живет? Давайте постучимся! (выходит из избушки старичок-лесовичок).
Старичок-лесовичок (здоровается с детьми и объясняет):
- Лес – это дом животных, а люди – это гости леса, они не должны разрушать и загрязнять их дом. Вы любите ходить в лес? А что вы любите делать в лесу?
Д: Собирать ягоды, грибы и просто гулять, играть.
Старичок-лесовичок:
- Молодцы! Вижу, что вы хорошие дети, и расскажу я вам одну историю, которая приключилась у нас в лесу. Но сначала я хочу проверить, как вы знаете лес и его обитателей.
Дидактическая игра с мячом «Один – много»:
- береза – березы
- дуб – дубы
- клен – клены
- липа – липы
- сосна – сосны
- рябина – рябины
- белка – белки
- заяц – зайцы
- гриб – грибы
Старичок-лесовичок хвалит детей и начинает рассказывать детям сказку:
Утром на лесной опушке,
За пеньком на кочке
Собралися не зверушки,
Собрались грибочки.
И затеяли свой спор
Грибной – такой вот — разговор
(выходят грибы, начинают спор)
Боровик:
Вы узнали белый гриб?
Крепкой ножкой я подбит.
Ну, а хвастать мне зачем?
Я знаком, конечно, всем.
Лисички:
Нас, лисичек, уважают
Девочки и мальчики.
Если только нас поджарят,
То оближут пальчики.
Моховик:
Мы — грибы-моховики,
Малыши и старички
Если нас грибник найдет,
Обязательно найдет.
Волнушки:
Дружной мы семьей живем,
Грибников не подведем.
Знайте: мы в соленье -
Просто объеденье.
Сыроежка:
Сыроежка всем известна.
Я, конечно, гриб прелестный!
(важно выходит Мухомор)
Мухомор:
Это что еще за вздор!
Всех красивей Мухомор.
Вы в кастрюлю захотели,
Что б сварили вас и съели?
Грибников я не боюсь,
А над вами посмеюсь.
(смеется)
Сыроежка:
Ах, ты глупый хвастунишка!
Что за польза так стоять?
Пнет ногой тебя мальчишка,
Не захочет в руки взять.
Волнушка:
А улиткам попадешься
В шапке дырки просверлят.
Моховик:
Если же от них спасешься -
Червяки тебя съедят.
Вон ползут они сюда -
Быстро замерли, друзья.
Червяк:
Ух, как я проголодался,
Да и выбился из сил.
К грибной полянке я добрался (я)
И чую – знатный будет пир
И для меня и для друзей.
С кого ж начать мне поскорей?
Пожалуй, выберу-ка я… (выбирает)
Вот этот гриб!!! (на Мухомора)
Вперед, друзья!
(бежит за Мухомором, выносится макет Мухомора),
(грибы сели на стулья, Мухомор и червяки за макет Мухомора)
Мухомор:
Помогите, помогите!
- Червяк: Какая вкуснотища! Ох и наедимся.
- Червяк: Ах, что за шляпка — просто прелесть!
Я так наелась – прям, беда.
3 Червяк: И я наелся.
Раз наелись вы друзья –
Танцевать пришла пора.
Муз. композиция «Мухомор»
Мухомор:
Мухомор – чудесный гриб,
Он красив и красен.
Для зверей полезен он,
Для людей – опасен!
Грибы:
Бедный-бедный Мухомор,
Так ему и надо.
Старичок-лесовичок:
Нет, не надо:
С каждым из вас может такое случиться.
Если станете дружить,
Грибной дружбой дорожить…
Грибы:
То одолеем мы червей
И прогоним прочь отсель! (прогоняют)
Прогоняем мы Червя –
Мухомора мы – друзья!
Червяки:
Больше есть мы вас не станем
Уползаем, уползаем…
(уползают, макет убирается, выходит Мухомор)
Старичок-лесовичок:
В каждой сказке есть намек
Добрым молодцам урок!
Вот какие чудеса есть в корзинке у меня.
Загляните, что еще есть в моей волшебной корзинке?
(Осень дарит детям часы)
Воспитатель:
А причем здесь часы?
Старичок-лесовичок:
А при том, чтобы каждое время года знало свой черед, вовремя вступало в свои права, а затем уступало время другому.
Тогда и порядок будет. Итак,
Тикают часики тихо тик-так!
И отмеряют для каждого шаг,
Осень уйдет – наступит зима,
Так друг за другом проходят года.
Танец «Часики»
Дети благодарят старичка-лесовичка и приглашают ее в гости в детский сад.
Дети садятся за столы и раскрашивают грибы, сделанные заранее из соле-ного теста. Готовые работы дети дарят старичку-лесовичку (грибы раскрашивают гуашью).
Старичок-лесовичок благодарит детей и прощается с ними.
Итог занятия:
Воспитатель:
Вам понравилось путешествие в осенний лес?
( «Да»)
Что нового вы узнали? (дети высказывают свои предположения: названия осенних месяцев, названия деревьев, грибов)
Я рада, что вы много узнали о лесе, об осени и ее приметах.
Вы хотите еще раз вернуться в осенний лес в следующем году?
( «Да»)
Тогда – договорились! Тем более и старичок-лесовичок приглашает нас в лес в следующий раз. Вот какую записку-приглашение он нам оставил:
«За грибами в лес ходите, но ему не навредите!
На грибы не наступайте, просто так их не срывайте.
Срежьте каждый гриб под ножку и кладите их в лукошко.
Все грибы запоминайте, лишь полезные срывайте».
Воспитатель хвалит детей за активное участие в проведенном занятии.
Цели:
- Развивать связную речь, умения высказываться полными развернутыми предложениями.
- Создание положительного эмоционального фона, развития творческих способностей у детей.
Задачи:
- Расширять представления детей об осени, ее приметах.
- Углублять знания о том, что деревья – основа леса.
- Закреплять названия деревьев и их листьев.
- Знать грибы съедобные и ядовитые.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.
- Развитие речевого дыхания и чувства ритма.
- Совершенствовать технические приемы раскрашивания готового изделия «гриба» из соленого теста.
Оборудование:
- Листья деревьев: березы, клена, дуба, рябины.
- Эмблемы грибов: мухомор белый, сыроежка, волнушка.
- Дидактическая игра «С какого дерева лист».
- Дидактическая игра с мячом «Один – много».
- Игра — драматизация: «Грибной спор».
- Краски, кисти, гриб из слоеного теста.
- Аудиозапись к музыкальным приложениям.
- Слайды с изображением леса.
Ход занятия:
(Орг. момент.)
Воспитатель задает загадку:
«Вот художник, так художник,
Все леса позолотил,
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим –
Кто художник этот?»
( «Осень»)
Воспитатель:
- Мы не случайно начали занятие с этой загадки, потому что сегодня мы будем говорить об осени. Нам предстоит путешествие в осенний лес. Мы узнаем, что лес бывает разный, а зависит это от того, какие в нем растут деревья. Но сначала мы поговорим об осени и ее основных приметах.
(Дети садятся на стульчики)
- Назовите, какие месяцы относятся к осенним? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Осень в сентябре какая? (осень в сентябре ранняя)
- Назовите приметы ранней осени? (перечисляют)
- Осень в октябре какая? (золотая и какие приметы золотой осени)
- А в ноябре? (поздняя и какие приметы поздней осени)
- Молодцы! А сейчас мы отправимся в осенний лес.
- Посмотрите, у меня есть волшебный зонт, с помощью него мы и попадем в осенний лес. Все под зонтик становитесь. Посмотрите: зонт закрутился, а те-перь закройте глаза, отправляемся в лес. Откройте глаза (на экране слайд осеннего леса).
- Вот мы и попали в лес. Посмотрите, как красиво в осеннем лесу!
- А что такое лес?
Д: Много деревьев, дом для животных.
В: Правильно, а как вы думаете, все ли леса одинаковы?
Д: высказывают свои предположения.
В: Какие деревья вы видите? (на экране слайд березового леса).
Д: Березы.
В: Как будет называться такой лес, в котором одни березы?
Д: Березовый.
В: Правильно, такой лес называется березовый лес, березовая роща или березняк.
- Посмотрите на слайд! Как называются эти деревья? (на слайде сосны).
Д: Сосны.
В: Как будет называться лес, в котором растут одни сосны?
Д: Сосновый лес, сосновый бор.
В: Как называются эти деревья? (на слайде дубы).
Д: Дубовый лес, дубрава.
В: А как будет называться лес, если в нем растут березы, дубы, сосны, клены и другие деревья?
Д: высказывают свои предположения.
В: Такой лес называется смешанным.
- Итак, леса бывают разные.
- Молодцы, дети! Все деревья красивые, и очень красивые их листья. Ведь у каждого дерева свои листочки.
- А сейчас мы поиграем.
Дидактическая игра: «С какого дерева лист?»
(После игры воспитатель и дети проверяют, правильно ли они подобрали листья к своему дереву. Аплодисменты детей друг-другу).
В: Как называется такое явление, когда с деревьев падает много листьев?
Д: Листопад.
1 Ребенок:
- Кружатся листья у всех на виду
Ветер, шутя, их подбросил.
Снова хозяйкою в нашем лесу
Стала красавица осень.
2 Ребенок:
- Ветер осенний, постой, не спеши
Листья срывать торопливо.
Спрячься в деревьях и тихо дыши -
В нашем лесу так красиво!
Хоровод с осенними листьями, муз. Хисматуллиной.
В: Дети, посмотрите, в лесу стоит избушка. Кто-то в ней живет? Давайте постучимся! (выходит из избушки старичок-лесовичок).
Старичок-лесовичок (здоровается с детьми и объясняет):
- Лес – это дом животных, а люди – это гости леса, они не должны разрушать и загрязнять их дом. Вы любите ходить в лес? А что вы любите делать в лесу?
Д: Собирать ягоды, грибы и просто гулять, играть.
Старичок-лесовичок:
- Молодцы! Вижу, что вы хорошие дети, и расскажу я вам одну историю, которая приключилась у нас в лесу. Но сначала я хочу проверить, как вы знаете лес и его обитателей.
Дидактическая игра с мячом «Один – много»:
- береза – березы
- дуб – дубы
- клен – клены
- липа – липы
- сосна – сосны
- рябина – рябины
- белка – белки
- заяц – зайцы
- гриб – грибы
Старичок-лесовичок хвалит детей и начинает рассказывать детям сказку:
Утром на лесной опушке,
За пеньком на кочке
Собралися не зверушки,
Собрались грибочки.
И затеяли свой спор
Грибной – такой вот — разговор
(выходят грибы, начинают спор)
Боровик:
Вы узнали белый гриб?
Крепкой ножкой я подбит.
Ну, а хвастать мне зачем?
Я знаком, конечно, всем.
Лисички:
Нас, лисичек, уважают
Девочки и мальчики.
Если только нас поджарят,
То оближут пальчики.
Моховик:
Мы — грибы-моховики,
Малыши и старички
Если нас грибник найдет,
Обязательно найдет.
Волнушки:
Дружной мы семьей живем,
Грибников не подведем.
Знайте: мы в соленье -
Просто объеденье.
Сыроежка:
Сыроежка всем известна.
Я, конечно, гриб прелестный!
(важно выходит Мухомор)
Мухомор:
Это что еще за вздор!
Всех красивей Мухомор.
Вы в кастрюлю захотели,
Что б сварили вас и съели?
Грибников я не боюсь,
А над вами посмеюсь.
(смеется)
Сыроежка:
Ах, ты глупый хвастунишка!
Что за польза так стоять?
Пнет ногой тебя мальчишка,
Не захочет в руки взять.
Волнушка:
А улиткам попадешься
В шапке дырки просверлят.
Моховик:
Если же от них спасешься -
Червяки тебя съедят.
Вон ползут они сюда -
Быстро замерли, друзья.
Червяк:
Ух, как я проголодался,
Да и выбился из сил.
К грибной полянке я добрался (я)
И чую – знатный будет пир
И для меня и для друзей.
С кого ж начать мне поскорей?
Пожалуй, выберу-ка я… (выбирает)
Вот этот гриб!!! (на Мухомора)
Вперед, друзья!
(бежит за Мухомором, выносится макет Мухомора),
(грибы сели на стулья, Мухомор и червяки за макет Мухомора)
Мухомор:
Помогите, помогите!
- Червяк: Какая вкуснотища! Ох и наедимся.
- Червяк: Ах, что за шляпка — просто прелесть!
Я так наелась – прям, беда.
3 Червяк: И я наелся.
Раз наелись вы друзья –
Танцевать пришла пора.
Муз. композиция «Мухомор»
Мухомор:
Мухомор – чудесный гриб,
Он красив и красен.
Для зверей полезен он,
Для людей – опасен!
Грибы:
Бедный-бедный Мухомор,
Так ему и надо.
Старичок-лесовичок:
Нет, не надо:
С каждым из вас может такое случиться.
Если станете дружить,
Грибной дружбой дорожить…
Грибы:
То одолеем мы червей
И прогоним прочь отсель! (прогоняют)
Прогоняем мы Червя –
Мухомора мы – друзья!
Червяки:
Больше есть мы вас не станем
Уползаем, уползаем…
(уползают, макет убирается, выходит Мухомор)
Старичок-лесовичок:
В каждой сказке есть намек
Добрым молодцам урок!
Вот какие чудеса есть в корзинке у меня.
Загляните, что еще есть в моей волшебной корзинке?
(Осень дарит детям часы)
Воспитатель:
А причем здесь часы?
Старичок-лесовичок:
А при том, чтобы каждое время года знало свой черед, вовремя вступало в свои права, а затем уступало время другому.
Тогда и порядок будет. Итак,
Тикают часики тихо тик-так!
И отмеряют для каждого шаг,
Осень уйдет – наступит зима,
Так друг за другом проходят года.
Танец «Часики»
Дети благодарят старичка-лесовичка и приглашают ее в гости в детский сад.
Дети садятся за столы и раскрашивают грибы, сделанные заранее из соле-ного теста. Готовые работы дети дарят старичку-лесовичку (грибы раскрашивают гуашью).
Старичок-лесовичок благодарит детей и прощается с ними.
Итог занятия:
Воспитатель:
Вам понравилось путешествие в осенний лес?
( «Да»)
Что нового вы узнали? (дети высказывают свои предположения: названия осенних месяцев, названия деревьев, грибов)
Я рада, что вы много узнали о лесе, об осени и ее приметах.
Вы хотите еще раз вернуться в осенний лес в следующем году?
( «Да»)
Тогда – договорились! Тем более и старичок-лесовичок приглашает нас в лес в следующий раз. Вот какую записку-приглашение он нам оставил:
«За грибами в лес ходите, но ему не навредите!
На грибы не наступайте, просто так их не срывайте.
Срежьте каждый гриб под ножку и кладите их в лукошко.
Все грибы запоминайте, лишь полезные срывайте».
Воспитатель хвалит детей за активное участие в проведенном занятии.
|