Аннотация: Данная игра – занятие составлена для детей старшего дошкольного возраста. Игра – занятие «Юные пожарные – защитники леса» направлена на формирование навыка правильного обращения с огнем и огнеопасными предметами.
Выполняя поручения Пожарного, дети учатся быть ответственными, отзывчивыми, готовы всегда прийти на помощь взрослым.
Учебные задания тренируют в детях физические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. Формируют основы безопасности собственной жизнедеятельности, учат правильно вести себя в природе, беречь лес, не оставлять мусор. Воспитывают морально – волевые качества: смелость, выдержку, решительность.
Актуальность: Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате - их травмирование и даже гибель - проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых.
Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна. Об опасности этих игр дети знают, они различают «добрый» и «злой» огонь, созидающий и разрушающий огонь. Главная задача взрослых - помочь детям, начиная с дошкольного возраста, утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды и при этом не просто сказать: «Этого делать нельзя», а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести.
Формы профилактической работы с детьми в ДОУ достаточно разнообразны. Здесь познавательный процесс тесно переплетается с элементами игры - ведущего вида деятельности дошкольников. В игре закрепляются знания о профессии пожарных, о том, что пожар - большая беда и что избежать ее можно, только выполняя правила пожарной безопасности. Дети усваивают эти знания, учатся оценивать свои действия и действия товарищей, рассуждать по поводу этих действий.
Использование разнообразных форм работы по пожарной безопасности с учетом возрастных особенностей детей позволяет воспитателю формировать навыки правильного обращения с огнем и огнеопасными предметами. Больше внимания следует уделять организации различных видов деятельности с целью приобретения детьми опыта безопасного поведения. Все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Главная цель работы детских садов по пожарной безопасности - оградить детей от пожаров и научить их правилам безопасности.
Цель: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (охрана окружающего мира).
Задачи образовательных областей:
«Здоровье»
- · Расширять представления о ППБ и их влиянии на здоровье.
- Вызвать желание играть в подвижные игры, заниматься физическими упражнениями, беречь свое здоровье.
«Физическая культура»
- Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности, умение сохранять правильную осанку.
- · Развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.
- Воспитывать морально-волевые качества, формирующиеся в процессе игры-занятия.
«Коммуникация»
- Приучать детей помогать взрослым, быстро приходить к ним на помощь
- Обогащать словарь детей: добровольная пожарная дружина, название специализированной одежды.
«Социализация»
- · Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, коллективизм.
- Воспитывать умение действовать в команде.
«Познание»
- Закреплять умение правильно вести себя в природе (беречь лес, не оставлять мусор, потому что это может привести к возникновению пожаров).
- Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметах, облегчающих труд людей на производстве (пожарное вооружение при тушении пожаров).
«Безопасность»
- Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «01»
- Продолжать формировать навыки бережного отношения и культуры поведения в природе.
Предварительная работа: Беседа с правилами ППБ посредством чтения и обсуждения литературных произведений, разучивание стихов, пословиц, поговорок по данной теме, экскурсия в поселковую пожарную часть, дидактическая игра «Назови вооружение пожарного для борьбы с огнем».
Ход игры - занятия.
Организационный момент:
Инструктор ФВ: - Ребята, сейчас вы увидите мультфильм, будьте внимательны и приготовьтесь ответить на вопросы.
Мультфильм для детей «Пожар в лесу» /40 сек/
Инструктор ФВ: /беседа по просмотренному мультфильму/
- О чём мультфильм?
- В каких случаях может наступить пожар в лесу?
- Каковы ваши первые действия при обнаружении пожара?
- Что должен знать каждый?
Инструктор ФВ: - Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на все вопросы, и мы уверены, что при возникновении пожара в лесу вы поведете себя правильно, не растеряетесь. И запомните, всегда о любой беде нужно сообщать взрослым. Назовите номер пожарной службы?
Дети: - «01»
Инструктор ФВ: - Молодцы!
Пусть помнит каждый гражданин.
Пожарный номер - НОЛЬ-ОДИН!
Инструктор ФВ: Отгадайте загадку?
Что за парень здоровенный? –
В форме он, а не военный,
В каске, как артиллерист,
Со стволом, а не танкист?
Если где-то вдруг случайно,
От огня грозит беда,
Этот паренек отчаянный
Сразу поспешит туда.
Ловко прыгнет он в окошко,
И спасет детей и кошку,
Победит огонь коварный,
Потому что он – …
Дети: - Пожарный.
Сюрпризный момент:
/В зал входит Пожарный /
Пожарный: - Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам для того, чтобы поговорить о правилах пожарной безопасности в лесу. Для пожарного защита леса от пожаров является очень ответственным и важным делом. Поэтому мы всегда проводим профилактические беседы с населением, развешиваем плакаты «Берегите лес», разрабатываем планы тушения лесных пожаров, проводим пожарные учения. В редких случаях виновниками лесных пожаров являются естественные причины: удар молнии; самовозгорание торфяника. Чаще всего причиной является – ЧЕЛОВЕК.
- Ребята, а кто такой пожарный?
/Дать возможность высказаться детям/
Инструктор ФВ: - Пожарный - это герой, он на трудной службе и каждую минуту рискует своей жизнью.
Пожарный: - Ребята, в пожарную службу поступил звонок, что на поляне в районе лыжной базы, безответственные граждане оставили мусор – битое стекло, бумагу,… Может ли от этого произойти возгорание? /битое стекло нагревается от солнца в жару, бумага способствует возгоранию/.
- Мы вас очень просим проверить, не ложный ли это вызов? А заодно пригласить вас на пожарные учения. Вы готовы прийти на помощь?
Ребёнок: /читает стихотворение/
Не хочу быть новым русским
Не хочу кабриолет.
Смелым буду я пожарным –
В городе не будет бед!
Будут люди улыбаться
И спасибо говорить,
А пожары и тревоги
Стороною обходить.
Труд пожарного не легок,
Он опасен и суров.
Если хочешь стать пожарным,
Ко всему ты будь готов!
Инструктор ФВ: - Ну что ж, тогда в путь!
Вводная часть:
Огонь должны предотвратить
При этом надо смелым быть!
|
Обычная ходьба
|
Вдоль дороги трава, 1-2, 1-2
Выше ноги поднимаем, на траву не наступаем.
|
Ходьба с высоким подниманием колена
|
Вот и камни на пути, вмиг их перепрыгнем мы.
|
Прыжки с продвижением вперёд
|
Перекрёсток впереди
Будь внимательным в пути!
|
Ходьба по прямой с поворотом
|
Перед лыжной базой овраг,
Перепрыгнуть каждый рад.
|
Прыжок с разбега в длину через обруч, лежащий на полу
|
1, 2 – все вдыхаем, 3, 4 – выдыхаем
Носом вдох, а выдох ртом,
Шаг на месте мы начнем!
|
Дыхательные упражнения
|
Вон, поляна впереди
Пробежимся быстро мы!
|
Бег
|
Свежий воздух мы вдыхаем
И, конечно, отдыхаем.
|
Дыхательное упражнение
|
Инструктор ФВ: Каких людей не возьмут в пожарные?
Дети: (возможные ответы) - Ленивых, трусливых, слабых...
Инструктор ФВ: - Что необходимо делать, чтобы быть сильным и стать пожарным?
Дети: (возможные ответы) - Заниматься спортом, быть храбрым, делать утреннюю гимнастику…
Инструктор ФВ: - Каждый день пожарного, так же как и наш с вами, начинается с зарядки.
Общеразвивающие упражнения:
Музыкально – ритмическая композиция:
«Эй, ребята, ну-ка, вставайте, на зарядку выбегайте…».
Инструктор ФВ: - Обратите внимание, и, правда, кто-то оставил мусор. Что мы с ним будем делать? /Ответы детей/ - Значит, мы с удовольствием расчистим поляну. Верно?
Игры и эстафеты с элементами основных видов движений:
Эстафета: «Ликвидация мусора».
Поделить детей на 2 команды. По сигналу бегут, перепрыгивая через кочки,
собирают мусор и относят в корзину.
/Приготовить: 4 кочки, 2 корзины, 2обруча пластмассовые бутылочки,
баночки, мятую бумагу, фантики/
Пожарный: - Спасибо за помощь! Приглашаю вас на настоящие пожарные учения. А чтобы учения прошли интересней, я предлагаю вашим командам дать названия - «Отважные» и «Смелые». На протяжении всей игры я буду оценивать ваши возможности и способности. Согласны?
Инструктор ФВ: - На учении мы покажем свои знания и умения, выносливость и смелость? /Да/ - Вот первое задание.
Помощь придет в срок,
Если сделать правильно звонок.
Нужный номер наберите,
И как это сделать покажите.
Учебное задание №1 «Вызов пожарных».
Бежать до телефона «змейкой», вокруг конусов, поднять трубку, крикнуть: «01? Приезжайте, горим! Фамилию, имя». Обратно вернуться по прямой, передать эстафету.
/2 телефона, 8 конусов/
Инструктор ФВ: - У пожарных имеется огнестойкая одежда, которая называется – боевая одежда пожарного. Она защищает Пожарного от огня и воды. Представьте себе, что вы пожарная команда. Вам нужно быстро надеть специальную одежду. Для нас это будет каска, рукавицы, сапоги.
Учебное задание №2 «Сборы пожарной команды».
Быстро надеть одежду, обежать вокруг ориентира и вернуться обратно.
/2 каски, 2 пары рукавиц и сапог, 2 стульчика, 2 конуса/
Пожарный: /ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ/.
Инструктор ФВ: - Ребята, каждый пожарный, в экстремальной ситуации, должен быстро мыслить и принимать верное решение. Для вас задание на мышление.
Презентация «Реши кроссворд».
Инструктор ФВ: И вот машины красные
Спешат в места опасные,
Прохожие сторонятся –
Пожарные торопятся.
Учебное задание №3 «Прибытие в место назначения».
Прокатить машину, объезжая кочки, до ориентира и обратно, передать эстафету.
/2 машины, 2 конуса, 6 кочек/
Пожарный: /ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ/.
Инструктор ФВ: - Огня без дыма не бывает. При пожаре Пожарным приходиться передвигаться в дыму. Вам также предстоит, надев противогаз, пройти сквозь завесу дыма.
Учебное задание №4 «Пройди сквозь дым».
Надев противогаз, пробежать по «коридору» из обручей и обратно.
/2 противогаза, обручи - 8шт, подставки для обруча - 8шт,
Инструктор ФВ: - Внимание! Задание для каждой команды. Нужно разгадать ребус. От чего происходит пожар?
Презентация «Разгадай ребус».
Пожарный: /ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ/.
Инструктор ФВ: Если порой и случится беда,
То знания наши помогут всегда.
Сразиться с пожаром в огненной схватке,
Пожар усмирить, положить на лопатки.
Иными словами, огонь укротить –
Не сдаться, а выстоять и победить!
Учебное задание №5 «Юный пожарный».
Взять кружкой воду из ведра, перешагнуть через модули, добежать до конуса,
вылить воду на него. Вернуться к команде по прямой, передать кружку.
/Ведро с водой, 2 кружки, 4 мягких модуля, 2 конуса, 2 тазика/
Инструктор ФВ: Все вы силы приложили
И пожар вы потушили.
Было трудно, тяжело.
Но умение и ловкость
Нас от бедствия спасло.
Учебное задание №6 «Полоса препятствий».
Пробежать по гимнастической скамейке, подлезть под дугу,
перепрыгнуть через кочку «ров», обежать ориентир, передать эстафету.
/2 гимнастические скамейки, 2 дуги, 2 кочки, 2 конуса/
Пожарный: - Молодцы, ребята! Вы справились со всеми учебными заданиями. Были смелыми, ловкими, отважными, внимательными…
Инструктор ФВ: - Ребята, давайте ещё раз повторим правила пожарной безопасности в лесу.
- В каких случаях может наступить пожар в лесу?
- Почему надо беречь лес?
Роль человека в жизни окружающей среды? ...
Пожарный: /ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ/.
- Вы, ребята, уже сейчас достойны, быть настоящими Пожарными. И я, хочу вас ещё раз поблагодарить за помощь, и каждому вручить медаль «Юный пожарный». /ПРИЛОЖЕНИЕ №4/
Вручение медалей, памятных подарков, сладких призов.
Скачать полную версию конспекта
|