|
Белоусова Зинаида Игнатьевна » Конфликтологиясстл 1.е. ькрепиешигся отношения к опасности, отнюдь еще не побуя ;1йет челойвка специально искать опасность.
Оянаки кузй!:в"1 и гааке аиоциональяые сгноиения личности, ко- гмп являются нй.млкм инициативного почеденял. Э-гот вид экоциона Н!й откоиений назовет потребнасти иодобни установками личности. Ечренняя структа последних заська слохча. Питребноотноподобные ус1яновки №.и." йаяяотся не 1фос-го звкрепчвшимисй отногчетями, а целевкыи щюгр?!.;амя, глз н качестве цели вкступа>" само переиздве 1"> я осушйсгаг.рни огоиелепного стчомнин. Тиня установки обладе оспбппсй к са1ятун.;изаннп и я"з у.аютой :я этого в непре- "<-г "не:;ярч т1".
1:;. и сиппа"я ия1; птипа" . г: "лц .йиу-яо, :". т отме-; виге, явтястсп прячепом :ерр!ъгрог отножния, то пр!!1езок
!<.: 1Ь8ГО-од Н К.
1.1 й.:( й)ак-1
.!10!.ч1иЙ ЯМО.ЮНаШииЙ ,У1аIIОI:1:И МОГУТ СЛУЖИТ) ЛЮООШ. "" ;;з.. Пегнязш. иогег вьииться в активное действие против ее """ч лми в св}.511 с воочикноыенпем определенной стимулирующей ,,дц;;;1. Ненависть инициативно ишет таких ситуаций, где она чожет "дор чере реализовать себя. Программность ненависти ярко выраже-
нц;тр1п;ер, п признании, которое А.С.Пушнин вложил в уста Мазепы, днпого 11етроч 1: "Тогда, смирясь в бессю1ЬН01л гневе, отметить л клятву да.1, носил ее - как мать во чреве младенца носит".
Лобовь также не ситуативно, а постоянно иобухдает человека к .деденныи действиям, контактам. Любовь и ненависть входят в качест- с одковньк компонентов в главную, ведущую системообразуютуи пол- уруктуру психодогического склада личности - ее направленность. Чтоби ддть чаловека, надо разобраться в том, что же он по-настоящему любит и ненавидит (именно "ненавидит, а не "не любит!").
Одним из базовых компонентов направленности личности является система потребностей. Представитель гуманистической теории А.Маслоу предлагает классификаций потребностей в соответствии с категориями уловлетворения "личных потребностей - психомоматические, питание, отдих, занятия, лечение, вера в себя, психологизация, учеба, интро- спекция, свобода, автономия, собственный отдых и др.; группа "сверх- личностных потребностей, в которой выделяются две соотносящиеся под- группы: психосоциальные (межличностные) и психоэкокомические (вне- человеческие) . о
К поихосоциальным потребностям А.Маслоу относит: работу, социаль- ную приспособляемость, восстановление, защиту, дружбу, сексуальную к сеиейную любовь, обучение, социализацию, решение, социальный отдых, творчество социального окружения и др.
В соответствии с этими потребностями А.Маслоу выделяет психо- экогогические - кров, одежда, физическая годность, восстановление, зашита, привязанность, приспособляемость к жизни, отдых в быту, ми- ровпглке, убеждение и др.
В качестве примера приведем иерархии человеческих потребностей .М5й"(,у.
Ьп.ьбкосгь человека, согласно этой схеме, образуют семь уров- ни. аьдший из которых представляет потребность в самоактуализации, с1ст,ю:]у]о только у лилей, достигших высокого уровня личностного Ритин, а миаший - физиологические (органические) потребности """"У человека с тааочшм.
Основнэ роль в мотивации повеления человека играют по А.Масл пстребности высшего уровня. Однако они могут стать актуальными лиц тогда, когда более или менее полно удовлетворены потребности, рас->1 положенные на нижележащих уровнях.
Чувства-потребности, непосредственно проявляясь в чувствах- переживаниях, помогают людям, не только побуждают к новой деятель-. ности, но и регулируют взаимоотношения с другими людьми, с обществ Чувства-потребности каждого конкретного человека накладывают решад] отпечаток на весь его духовный облик, в огромной степени определят вго социальную, человеческую ценность, о
Иерархия человеческих потребностей (А.Масяоу)
/ Потребность / в самоактуали- /зации, стремле- /ние к реализации /своих потребностей
/Эстетические потребно- /ста: стремление к гармо- / нии, симметрии, порядку, / красоте
/ Познавательные потребности: / стречление много знать, уметь, / понимать, исследовать /_________________________________
/ Потребность уважения (почитания), / стремление к компет,йнтиости, рста- / жении успехов, одобрению, признании
/ Потребности в принаадежности и либви: / стремление принадлежать к общности, нахо- / литься рядом с людьми, -быть признанным и / принятым ими
Потребность в безопасности: стремление чувство- вать себя защищенным, избавиться от страха и жиз- ненных неудач
Физиологические (органические "трёбности: голод, жажда, половое влечение и другие
Ш. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТОВ
проблема классификации конфликтов является достаточно глубокой ддцой. Исходя из психологической характеристики конфликта, пони- " ц как одновременное действие относительно равных, но противо-
дщд сил, несовместимых в данной ситуации тенденций, мотивов и " оя поведения, отличают социальные конфликты от межличностных и
щрштнЇ<"" Если первые имеют обобщенный характер, определяются классовыми,
д,дд1,но-экономическими противоречиями, всей системой обшественных едений, то вторые всегда индивидуально и ситуационно неповторимы, ависят от конкретных условий взаимодействия, индивидуально-психо- ддеских особенностей, эмоционального состояния людей. Каждый из участников конфликта видит источник разногласий в другом. На самом деле исходные причину могут быть заложены в воспитании определенных установок и ценностей, потребностей человека всем обшеством, клас- сом, к которому он принадлежит. Социальные противоречия порождают имшичностные конфликтные взаимоотношения, реализуются в них.
По своим последствиям различают конфликты - парные и групповые, окритае и открытые, разрушительные и созидательные, намеренные и не- преднамеренные, вызываемые личностными особенностями или ситуацией обшения.
Внутриличностные коняинты - это прежде всего борьба мотивов, выбор цели, поведения. Например, выбор профессии, дела, столкнове- ние двух несовместимых желаний, симпатий и т.д. Причиной этих конф- ликтов может быть также состояние депрессии, одиночества.
Межличностныв конфликты возникают в том случае, когда сталки- вается позиции и интересы, взгляды и установки, нормы поведения, нвсоаместимые и сушественно значимые для каждой личности, коллекти- ва и общества, когда не удовлетворяются или частично удоадетворявт- ся самые сокровенные, велшие потребности личностей, наносится ушерб ценностям их "Я" или ценностям их близких. Например, ежедневно ре- акции газет и журналов пол.учают немало писем, затрагиваюших пробле- "ч одиночества, непонятости, отчужденности. Нередко из конкретных ""нных историй, за каждой из которых стоит трагедия душевного кри- а. делается вывод о черствости и бездушии окружающих. Однако мате- г > полученные психологами, показывают другое: источником внутри-
>ой"" - Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаи- "ношения...К., 1989,
39
.:;.::СТ;10; И01:и;::!":. ;: 1?;?-1!Н; .;.:;11.[.;"11,.; О.Л№"М".. "пчй хар5.]:тер, т.е. опроделсинь тип лпчнзст;;, характсризК11:ийея] <еоб.гительностьо, постояншм чувством неупорлетпоронности, зашлиен Н01 требовательностью другим лздля..
Межличность-ый констяит в острой орме захватывает человскй, ..боетряет лее протиасречик, несогласия, расходпрля мнений и оцено Уаиливаются крайности во взглядах и 1оруа.< пояелечия, исключительн повнпаются психическое натрпетае) эмоциональная возбудимость, усц "исается тревокнодть. Обостряются чувстаа обиды, ноудоа.четворе!!- 1 нооти от неприобретенной или лишенной цзнностн, тедоотигнутой цел п.чохой оценки. Психическая напряженность участников конфликта вза возбуидается и распространяется на все области отношений.-Искажаю ся понимание и восприятие мыслей, чувств; поведения других.
Например, весьма частыми бывают школьные конфликты, в котОры вовлечены не только педагоги и учашиеся, но и родители.
На большой перемене в седьмом классе, где находилась учитель ница, работавшая в школе первый год, вошла разгневанная мама Юры. и стала ультимативно предъявлять требования молодой учительнице что она неправильно и несправедливо ставит оценки ее сыну, с кот рым родители дома тщательно занимаются ежедневно. Учительница пи лась несколько раз спокойно объяснить, почему Юра получает невыс оценки. Мама обвинила педагога в некомпетентности и стала унижат достоинство специалиста и человека. Свидетелями этой сцены явид лежурные ребята.
В подобных ситуациях люди стремятся рационализировать свое ведение, отношение к себе и другим, то есть оправдаться прежде ~ го в собственных глазах, психологически защитишь благополучие, ность своего "Я". В противнике они нахилят средоточие наиболее осушлаемых пороков, а также проецирупт друг на друга раз возник нередко искаженные, односторонние представления-стереотипы. Ли" не-боснованние, крайние обобщения и преувеличения. Сутаения о тивнике нередко категоричны, поверхностны или случайны.
Взаимное недоверие, предубежденность приводит к. тому, что такты иетау людьми нарушаются. Каждый прислушивается лИшь к.со венным ломьслпи, переживаниям. В этом случае наблюдается сниже.Й "мпатни, т.е. спобности, как говорится, влезть в чуткую шкубЛ троурстворат, понять дороо в пруг01., ос:"ес с соперником. 06 о:"!рет?я ог;"н1пт""-1Ып.я, "> .4? патяя: препугалывайтся"
ддтцос1и, страдания недруга, наносимый ему вред. Речь идет главнда поч об отрицательном воздействии противоречий на личности, их
ни из них мешают совместному 061;. ому пелу, внаимопонимании и
,т-с",-!аст"у, подавляют активность личности. Доуие помогают людям с
."::<:?., "ООНЛЧЭУЯ их волю, ра.зум г чувстаа нэ решение принципиап;
1~>, ьпросов, побкдапт к развитию пторового псчуплогического
" кэ;;лактиве, к поиску ков путея решения пробл>.!. Они по- :ум понять лруг друга, отсеяв второстепенное, случайное
:1-опласиях, уничтожить взаимные прелубемения, мзникшие .".<"РКЯ, неприязнь; способствуют здоровому соперничеству, рез- ":р,"1о[ принципиздьной самокритики и критики. Такид конфликты
теп созидательными, полокительными. "пкткая ситуация содержит субъектов -юэможного коншикта я .-"". Чобы ко1ф1Икт нтал развиваться; необхолкм инцкняент. .. - л: сторон начинает действовать, ущемляя интересы яругой стор- "ли противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потеч.-"1ьнс1о перехолит в ак1уадьньй и далее может раэвН!ат1.-"я как прямо" :.-и опосредованный, конструктивный стайтоизирушпий ипл неконст рукт1вг.. В качестве субъекта взаимодействия в конфликте может гестйт;:. "ак отдельное лицо (внутриличносткьй конфликт), так и два или н";-ы:о лиц (мелиичностнь-й конфликт). В зависимости от конф- ликтней туа.ци выделяются межгрупповые кон.чикты, медорганизацион- пые кьц-лкть, классовые конфликты, межгосударственные конфликты. Внутрг.чностпые конфлиить, как правшю, бывают поротлениом амбива- лентнга стреулений субъекта (например, в теории психоанализа З.Фрей- да это протизоречие мещду желаниями Оно (Ид) и Сверх - Я ("упер-эго).
Неконструктивный межличностный нонфликт возникает тог.тта, когда .ОШ1Н из оппонентов прибегает : нравственно опутааеки методах борь- бы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и уни- яая е,: глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротив- ление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, Решение проблемы становится невозмояным, разрушаются межличностные отноп-;ник.
Конструктивным межличностный конфликт может быть лишь тогда, "Їа оппоненты не выхолят за рамки деловых аргументов и отнопйний. том могут наблюдаться различные стратегии повеления. Американские исследователи Р.Блейк и Дж.Моутон выделяют сопер- ство (противоборство), сопровождающейся открытой борьбой за свои
41
ется
тенденция к установлению позитивно
Р.1ЧЛН .ЦТ и пользу
китаре;:..!, попе1)пиче"и- ыищайленное на поиск решения, удовлетво- ряо11его ипйрес. ВР-! "роп, компромисс-урегулирование разногласий через эзаичъе уч:..-. мйбсчиние, заклйчаатееся в стремлении выйти из конфликтной сIТ.1, че рая ее, не уступая своего, но не настаивая на своем; приспособление - тенденция сглаживать противо- речия, поступало, г:...! интересами.
Сообщенное выцаепие эгй" стратегий поведения характеризуется как корпоративность и напористость. В межгрупповых конфликтах в ка- честве субъектов И1>.-11")т "рупак, преалеяующие цели, несовместимые с целями противостояли группы. Развитие конфликта обычно идет в ело дуюшей последоват-л1ностл; а) юстепенное усиление участников конф- ликта за счет введения все более активных сил, а также за счет нако л?ния опыта борьбы; б) унеличьние количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации; в) повышение конфликтной активности участников, изменение характера конфликта в сторону его ужесточения, вовлечение в конфликт новых лиц; г) нарастание эмоцио-1 нальной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодейстрия, которая может оказать как мобилизуишео, так и дезорганизующее влияй на поведение участников конфликта; д) изменение отношения к фоблем ной ситуации и конфпикта в целом.
Конфликт продуктивный (конструктивный) - это конфликт, позитив влияющий на структуру, динамику и результативность социально-психо- логических процессов и служащий источником самоусовершенствования и саморазвития личчо"ти. Исследования Л.Козера, М.Дойча и др. пока зали, что при опрс меленных условиях межгрупповой конфликт может вы поднять интегратипнуй функцию, сплачивать членов группы, стимули- ровать эффективный м-а гз проблемной ситуации. В научных коллекя вах конфликты, обусл.вл-шие предметно-познавательной деятельность их членов, создают им1ел<ктуально-эмоциональную напряженность, ко торая сопутстЕует столкнонию различных представлений и стратегий исследовательского пи.де:). ., что способствует поиску продуктивнЯ решений проблем.
Межгрупповая 1а"к,мт"..к. происходиг, когда устанавливаются различия метлу собственной . другой группачи. Нередко этот .процесс] приобретае? ярко вуракинут ч>чоу>"9 окргику, свойственную межгр новому восприятию в цеясм. ).::1е;:еннь условиях чежгрупповые различия могут искусственно ""ркивать" и прец.еличиваться. Наиболее распространеннум ре штатом М1-оупповс< ляг-криминащи
/;"
ртренной группы, хотя достаточно часты и приборы обратно! "снлен.- ц11и, т.е. установление позитивно оцениваемых различий в пользу какой "ибо Другой группы. В своих кра ":. выражениях первая тенг.енци мо- т приводить к возникновению напряженности и вр.аж.себности в ме--труп- дов];-х отношениях, вторая - к ослаблению внуигрупповых связей, ле- рдльвация ччутрягрупповь ценностей, дестабилизации и дезинтеграции группы как таковой. Следует различать межгрупповую дискриминацию кк ддихологическое явление, в основе которого гжат когнитивные (позяч- вата<ьные) механизмы установления тождества и различия, и межгруп- повую дискриминацию как социальное явление, которое, вопреки .утвержде- ниям ряда зарубежных авторов, обуславлийается не психологическими, а социальными, экономическими, политическими и другими факторами.
Организационный конфликт - это столкновение противоположно направленных организационных позиций индивидов или групп безотноситель но к целям Друг друга. Как правило, организационный конфликт возника- ет в ситуации, когда необходимо резко изменить привычный тип деятель- ности, перейти к новым организационным структурам, конверсии и т.п. Действия субъектов организационного конфликта регламентированы сло- жившимися нормами, отражают логику развития организации и носят вне- личностный, леперсонифицированный характер. Основными элементами организационного конфликта являются: организационная проблемная си- туация, "первый" участник (воспринимавший данную ситуацию как пре- пятствие для достижения задач должностной позиции) и "второй" участ- ник (воспринимающий ее как ситуацию, благоприятствующую решению за- Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|