Белоусова Зинаида Игнатьевна » Конфликтология



14 страница


зом, проблема медлительности, будет решена с доподнитальными поло-  

готеаьными результатами.  

 

Для успешного использования стиля сотрудничества необходимо  

Тратить некоторое время на поиск скрытых интересов и нужд для  

Разработки способа удовлетворения истинных желаний обеих сторон.  

стороны понимают, в чем состоит причина конфликта, то .они  

"<ют возможность совместно искать новые альтернативы или вырабо-  

"ь приемлемые компромиссы.  

 

Такой подход рекомендуется использовать, когда:  

- решение проблемы очень важно тля обеих сторон, и никто  

очет полностью от него устранится:  

 

- у вас теснге, щительнъ и взаимозависимые отношения с Дрг  

стороной;  

 

- у вас есть время поработать над возникшей проблемой (это хо  

рошиЯ подход к разревенэ конфликтов на основе перспективкнх пла-  

нор );  

 

- - ви и другой че.1овек осведомлены о проблеме, и келания обеих  

гтпрон известны;  

 

- РЫ и раш оппонент хотите постзвять на обсуждение некоторые  

ипси и потрудиться над зработиой решения;  

 

- вы оба способны ямоэдть суть своих интересов и выслушать  

друг друга;  

 

- обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью  

или не замечают разницу в положении для того, чтобн на равных 1  

искать решете проблемы. -  

 

Сотрудничество является дружеским, мудрым подходом к решению  

заиччи определения и удовлетворения интересов обеих сторон. Однак  

что требует определенных усилий. Обе стороны должны затратить на  

это некоторое время, они должны уметь объяснить свои желания, вн-1  

разить свои нужды, выслушать друг друга и затем выработать альтер  

нативные варианты и решения проблемы. Отсутствие одного из этих  

элементов делает такой подход неэффективным. Стиль сотрудничеста  

среди прочих стилей является самым трудным, однако он позволяет  

выработать наиболее удовлетворяющие обе стороны решения в слоя  

и ряжных конфликтных ситуациях.  

 

Стиль-компромисса  

е  

 

В середине сетая находится стиль компромисса. Субъект немно  

ус+у <от в своих интересах, чтобы улорлет.,орить их частично, и Д  

ГР.Я сторона делает тоже самое. Иными словами, оппоненты сходятся  

на частичном упорлетворений сроего стремления и частичном выполи  

нии стремления другого, участники конфяикта делают это, обмени>-  

""ч. уступа"и л перешива.? ясе дчя разработки компромиссного ре  

".;", которое устроило бы обоих.  

 

Гяги" тестрия могут в некоторой степени напоминать сотрул-ч  

ничстпо. Опияко компрочш-с достигаете" не более поверхностном  

ргч" 1 -ряЇнс""" с сотруттнич<"ствол; "1ин уступает в чем-то,  

лруп - 1"1чнг п о-то уступает ч в ре1у71ьтйте модно прийти  

" """, ,..ч-1. п.ч-рчц не и"ут срыт; нучы и интересы, ка  

 

. ).  

 

цлуче применения стиля сотрудничества. Они рассматрив." тт только  

"о о чем говорится друг другу.  

 

Я Стиль компромисса наиболее эффективен в тех случаях, когда  

д участники конфликта хотят одного и того яе.но знают, что одновремеп  

1 "о это для них невыполнимо. Например, супруги находясь в отпуске .  

1 дявоем хотят провести его по-разному. Следовательно, они вырабаты-  

1 дают компромисс, основанны? на незначительных взаимных уступках.  

1 Например, в случае совместного отпуска супруги договорились: "Хоро-  

1 до, мя проведем часть отпуска в горах, а часть - на берегу моря".  

 

При испадьзовании сотрудничества сосредоточивается внимание  

1 да удовлетворении скрытый цудд и желаний; применяя стиль компромис-  

1 са, рассматривается конфликтная ситуация как нечто данное и пролу-  

1 иивается способ повлиять на нее или изменить ее, уступая или обмени-  

] ваясь уступками. Целью сотрудничества является выработка лоягосроч-  

1 ного взаимовыгодного решения; в случае компромисса это может быть  

1 сиюминутный подходящий вариант. В результате удачного компромисса  

] неловок может выразить свое согласие следующим образом: "Я могу  

] сиириться о этим". Ударение делается не на решении, которое удов-  

1 детворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно вы-  

1 разить словами: "Мы не можем обавыпоянить пояностйо свои желания,  

1 (иеловатвльно, необходимо прийти к решению, с которым каждый из  

1 нас мог бы смириться".  

 

1 В некоторых ситуациях сотрудничество может оказаться лаже не"  

1 возможным. Допустим, что ни один из вас не имеет ни времени, ни  

1 с<в, необхадииых дяя сотрудничества, или ваши интересы исключают  

1 ХРУГ Друга. И тогда вам может помочь только компромисс.  

 

№<же перечистены типичные случаи, в которых "тидь компромисса  

наиболее эффективен:  

 

- обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисклю-  

"в-отие интересы;  

 

- вы хотите прийти к решений быстро., потому что у вас нет вре-  

чи или потому что это более экономичный эффективный путь;  

 

- вас может устроить временное решение;  

 

- вы можете воспользоваться кратковременной выгодой;  

 

- Другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;  

 

- удоалетворение вашего желания имеет для вас не слишком  

ьвое значение, и вы можете несколько изменить поставленную вна-  

" цель;  

 

компромисс позролит вам сохранить взаимоотношения, и вы  

почичаете получить хоть что-то, чем все потерять.  

 

Компромисс часто является удачным отступлением или даже по-  

""ртней воэможн-гстыл прийти к какому-то ретекию. Субъект может  

м.ра"-ь чтот пояол с самого начала, если он не облапает достаточ-1  

Ч"ЙВЛР.СТЫО тая того, чтобы побиться желаемого, есяи сотруяничест-  

РО нерозмодно, и если никто не хочет односторонних уступок. Такими  

обрядом, иртовек частично удовлетворяет свои интересы, а Другой  

челоррк - частично свои, при этом всегда можно в будущем попытат  

"гт "спольдовать иной полход к разрешению конфликта, если первич-  

"Р "омпромисс устраняет проблему не надолго. ..  

 

Когла участник конфликта старается прийти к компромиссному  

ременип с кем-то, слеттует начинать с прояснения интересов и жела-  

ннР обеих сторон. После этого необходимо обозначить область совпа  

пения интересов. Оппоненты должны выдвигать предложения, выслупи-1  

чать возражения другой стороны, быть готовым к уступкам, обмену  

.услугами и т.п. Продолжайте переговоры до тех пор, пока сможете  

выработать приемлемую для обеих сторон формулу взаимных уступок.  

В иттепльноч рарианте компромисс устроит вас обоих.  

 

Определение своего собо  

 

стиля  

 

Важно понять, что атаый из этих стилей эффективен только в  

опррлеленш условиях, и ни один из них не может бить выделен кв  

чапй лут-ччиЯ. В принципе,- каждый должен уметь эффективно испояь-  

совать лвбуч стратегии и сознательно делать тт или иной выбор,  

уиитгпчя конкретные обстоятельства. Наилучший подход будет опрвЯ  

"гты-п конкретной ситуацией, а также индивидуальным складом харе  

"ррч. Предпочитать одни оттай другим, - естественно, но жесткое/  

прр1попяние может ограничить личностные возможности. Таким обра  

пя-кно опррчвлить пля себя свои собственные приоритет.ы, атакже.а  

ч"" ппьтернативные варианты. Это позволит быть более своб.одва)  

" 1(ор" 11р" столкновении с конкретными конфликтными ситуациями  

 

Еэди учятник конфликта отмечает идя себя, что предпочитав  

не применять "акоР-то стиль или чувству" себя некомфортно при  

ИСПОЛЬ-ЗОРЯНИП, то он МОЯРТ развить спосогность его применения.  

Чагр-т-рр, если "едопеи чувствует, что он старается п болыпей ч  

лр1-пр<1цпя. V. лруги. тю отстаивать побственнута позицио,  

 

о  

 

1 ему следует поработать нац. укреплением вапевых качеств. Тогда в  

1 ветствутоших ситуациях он может применять стиль конкуренции. Если  

1 объект чувствует, что слишком часто прибегает к компромиссу бу.ду-  

1, ц очень нетерпеливым, то он може Научиться терпению в серьезных  

1 фдиитных ситуациях, после чего спокойное сотрудничество поможет  

[ "у найти лучшее решение.  

 

1 Первым шагом является определение характерной для каждой ин-  

1д,дцлуальности стратегии разрешения конфликта. Вполне вероятно,  

1 д"о чаше всего используется один или два ствдя. В некоторых случа-  

1 кояно ииеть один предпочтительный стиль (первичный подход к раз-  

1щению конфликтов) и другие стили, которые используются не так  

"дето (вторичные или третичные подходы). Или можно иметь два равно-  

1 зяачнък предпочтительных стиля, например: приспособления и уклоне-  

ц, - если человек, скажем, ничего не делает для предотярапения  

11иф1икта, и тогда его можно считать в этом отношении "бимодальным".  

1яи вы имеете три характерных отимя, например: борьба, отетупле-  

1дие и компромисс, - вас можно отнести к "тримодальным" личностям.  

 

1 Рекомендации  

 

1 Томас и йидменн разработали тест, названный "Тестом на стиль  

[разрешения конфяиктов", который позволяет каждому человеку соста-  

1мтг> его оцеочну характеристику в баллах, соотяетствутощую его реаи  

1ф< на конфликтную ситуацию, <воздан этот тест я процессе проведения  

1>1рогов среди менеджеров. Их ответь были использованы ляя опреле-  

Дкния уровня, по отношению к нотороцу проводится оценка реакции  

11>конфяиктнуюси1уац[то. Ответы оцениваются в баллах, соотяетствую-  

1<к степени близости к ответам менеджеров лая каждого стиля или  

1го разновидности. .  

 

Ч Этот тест может быть очень псиезным .для того, чтобы участник  

нфяикта лучше разобрался в самом себе. Данный тест поможет каж-  

рч взглянуть на свой характерный подход объективно, анализируя  

ственнуи-реакцию на пнрокий спектр коипиктных ситуаций. Резуяь-  

ги геста представят каждому лОполнительцую информацию о харак-  

ной форме реакции. Например, полученные результаты показали,  

человек занимает относительно вясокий уровень в конкуренции,  

Мнении и компромиссе, но весьма низкий -в сотрудничеству и.  

особлении. Тест в данном случае помог понять участнику конф-  

"81 как иного он мог бг эпиграть, намучившись сотрудничать и  

"ать слои интересы в дискуссии. Кроме того, получил подтверж-  

 

<Г7  

 

лекие собственным исходным самооценкам, тест поможет лучше понятч  

формы реакций в конфликтных ситуациях, которые проявляются в пово  

дневной жидни.  

 

Предлагается пройти этот тест и быстро поставить самому себ  

оценку на основании вопросов и ответов по поводу каждого из на-  

званных стилей. Определите для себя, какой из них вы используете  

чаше всего, какой - лучше всего, какой - реже всего, какой наибц  

лее удобен для вас. Таблица 1 поможет вам упорядочить свои ответ  

Записывайте первый ответ, который пришел вам в голову, как правя  

ло, он более правилен, т.к. первый ответ соответствует наиболее;!  

непосредственноК и интуитивной реакции. Отвечая, не старайтесь ,  

припомнить свою реакции на последний конфликт или самый крупный  

конфликт, в котором вы участвовали. Лучше представьте себе овоеД  

обычное поведение в конфликтных ситуациях за последние несколько  

лет. Не задумывайтесь над тем, какой из подходов правильнее бм  

бы применить - нет правильного или неправильного подхода, т.к.ао  

зависит м конкретной ситуации. 1  

 

В- будущем вы всегда можете расширить репертуар стилей я зц  

симости от вашего отношения к результатам теста. Но сейчас нее  

димо зафиксировать ващу первичную реакцию на ту или иную конфяЙ  

ситуацию!, . <.  

 

Таблица даст вам общую картину того, что вы предпочитаете)  

большей или меньшей степени и насколько комфортны .для вас те к  

иные стили. .  

 

Проставьте в каждой колонке оценки стилям разрешения кон  

та от 1- высокая до 5 - .низкая в вависимостиот того, наив  

этот стиль, по вашему мнению, используется вами в болыиинстав  

ликтнЯх ситуаций. Если вы чувствуете неуверенность, ставьте р  

оценки. Затем перехолите на следуютее подходящее число для по  

дуютей оценки (например, если два стиля равны по первому мест  

категории, то третий стииь получит число 3 для третьей). Д1Я  

мера того, как может выглядеть система оценок тая категории  

зуется чаяе всего", можно привести следующий результат: Нон  

ция -2, Уклонение - 5, Приспособление - 3, Сотрудничество  

Компромисс - 1.  

 

Таблица  

Как я обычно реагирую на конфликтную ситуацию  

 

Стиль разрешения  

конфликта  

 

Метол использования и отношение  

 

1  

 

) к использованию  

 

Конкуренция  

 

(Я активно отстаиваю  

собственную позицию)  

 

Уклонение  

 

(Я стараюсь, уклониться от  

участия в конфликте)  

 

Приспособление  

 

(Я стараюсь выработать  

решение, удралетворяюшее  

обе стороны)  

 

 

 

Сотрудничество  

 

(Я ищу пути совместного  

решения проблемы, удов-  

летворяющие обе стороны)  

 

Компромисс  

 

(Я й11!у решение, основан-  

ное на взаимных уступках)  

 

О ц е н к.а ваш е гоподхол а  

: кконфликту  

 

Когда вы имеете более ясную картицу того, иак вы обычно дейст-  

вуете в конфликтной ситуации, вы можете определить, насколько ком-  

фортно вы чувствуете себя, применяя предпочитаемый подход, и что  

№ кояете подучить, развивая способность использования других сти-  

й. С этой целью вспомните конкретные .конфликтные ситуации, вко-  

"орых вь участвовали, и те стили, которые вы использовали. В неко-  

"ЇРпх случаях вы могли припенячь различные подходы.  

 

99  

 

Затеи расскотрите итоги каждой из этих ситуаций. Быя ли  

тивен ваш подход к разрешению конфликта? Достигли ли вы желае,>  

А другая сторона? Считаете ли вы, что использованный вами подхс  

способствовал .получению благоприятного результата? Или вы счета  

что этот подход не оправдал себя? Если так, то какой подход, по  

вашему мнении, следовало бы использовать?  

 

Например, если вы-предпочитаете конкуренцию, соперничеств  

то это означает, что вы обично отстаиваете свою позицию и прел  

читаете быстрое решение проблемы. Если вы обладаете для этого  

статочной властью, этот подход может быть эффективным. Вы моха"  

вынудить другого человека согласиться с вами и сделать то, 4101  

хотите. Но иногда,- даже Добившись внешнего согласия, вы можете  

метить, что этот подход дает отрицательные результаты. Возмоа  

таким- подходом вы обидели другого человека, и он пытается оть  

ся иным способом, например, за счет сплетен или саботажа.  

 

В отдельных случаях вя можете обнаружить, что этот подхо  

Действует с самого начала. Возможно, в конфликте участвуют Дрд  

напористые и волевые люди, .которые сопротивляются вашей волеЦ  

стаивают собственную позицию.  

 

Если вы предпочитаете стиль уклонения, оцените, несколы  

стиль подходит вам. В каком случае чувствуете вы себя бодеа  

но; когда конфликтные вопросы открыто обсуждаются или когда,  

игнорируются? Сожалеете ли вы о том, что не решили ту или ин  

проблему? .."  

 

.Если вь предпочитаете стиль приспособления, то спросите  

"себя, хорошо ли вы чувствуете себя в том случае, когда делав>  

уступки? Хорошо ли вы чувствуете себя, поддерживая в действия  

гого человека? Опутаете ли вы некоторое раздражение йГиЬбивД  

когда ваши интересы остаются неудовлетворительными? :  

 

Если вы предпочитаете компромиссы или сотрудничество, тОр  

задайте себе аналогичные вопросы для того, чтобы установить,  

фетивен ли выбранный вами стиль или лучшие результаты мог б>  

дать иной подход. . -.  

 

Цель этого теста-упражнения состоит в том, чтобы уяснит>  

имеется несколько подходов к разрешению конфликта, каздынй из  

рых может оказаться полезным для вас. Вы уже можете испольда  

все эти стили, даже если сознательно не планировать, где, кр  

как лучше и?; применять. Во многих случая ваши обычные подхо  

 

могут давать положительные результаты. Однако, я иных случаях может  

быть предпочтительным другой подход. Пересмотр пропиых конфликтов  

пожег помочь вам установить, насколько эффективными были предпочи-  

таемые вами стили (а также стили окружающих вас людей). Вы можете  

обнаружить, что вам следует в большей мере использовать иные под-  

ходы. Если это так, то вам следует развивать свою способность при-  

менять их, чтобы вы могли в -зависимости от характера конфликта,  

который может возникнуть в будушем, осознанно выбирать соответствуй  

(Пий стиль, которыйдает оптаиальняе результаты.  

 

Таблица 2 поможет вам обозначить те области, в которых вам  

йяедует развивать свои способности. Она поможет более осознанно  

делать выбор и реагировать на конфликтные ситуации, что позволит  

вам в будущем легче справляться с конфликтами. Сознавая это, вы  

сможете определить, действительно ли это то разрешение конфликта,  

которое вы хотите. К тому же вы разовьете чувство объективности  

так, что сможете, находясь в конфликтной ситуации, справляться с  

самим собой и рационально выбирать то, что вы хотите предпринять.




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 649
Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Конфликтология » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Конфликтология » 17 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Конфликтология » 16 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Конфликтология » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Конфликтология » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Конфликтология » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Конфликтология » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Конфликтология » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Конфликтология » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Конфликтология » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Конфликтология » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Конфликтология » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Конфликтология » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Конфликтология » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Конфликтология » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Конфликтология » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Конфликтология » 18 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психодиагностика в начальной школе » 18 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психодиагностика в начальной школе » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психодиагностика в начальной школе » 17 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психодиагностика в начальной школе » 16 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психодиагностика в начальной школе » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психодиагностика в начальной школе » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психодиагностика в начальной школе » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психодиагностика в начальной школе » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психодиагностика в начальной школе » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психодиагностика в начальной школе » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психодиагностика в начальной школе » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психодиагностика в начальной школе » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психодиагностика в начальной школе » 5 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь