|
Белоусова Зинаида Игнатьевна » Конфликтологияролем переломить ребенка, нередко склонны к вынесению излишне строгих мер воздействия.
Отказ (антипатия, уважение и большая мехличпостная листан- .1 ция). Формула родительского отношения: "Я не хочу иметь дела с э негодяем". В воспитании ребенка преобладает отстранение от его проблем. При заострении отношений родители охотно прибегают к по мощи общественности, стремятся передоверить ребенка школе. Друга воспитательным учреждениям, обращаются к врачам. В поведении рол телей просматривается неосозванный призыв к тому, чтобы их оград ли от ребенка, от "этого чудовища".
В действительности никогда не бывает так, чтобы все поведен родителей от рождения ребенка до его взросления описывалось одни типом отношений. В ходе воспитания под воздействием тех или иных событий отношение родителей изменяется, приобретает те или иные. черты, приближаясь более или менее к какому-то из описанных тип Чаше всего в поведении родителей смешаны несколько вариантов от шений. Однако данный подход позволяет определить, какая именно.. установка на данный момент времени стала для родителей ведущей.
Необходимо иметь в виду, что эффективность воспитания завн не только от воспитательных позиций родителей, от отношений в с Результат воспитания зависит в большей степени и от самого ребе от типа его нервной системы, особенностей темперамента, присут1 е к данному моменту личностных качеств. Это нетрудно заметет когда в сходных по стилю воспитания семьях вырастают совершен> непохожие по своим личностным качествам дети. Изучение связи ч воспитания и индивидуальности ребенка весьма и весьма сложно. неизбежны и упрощения, и схематизм. Покажем сочетание типа во.с ния и особенностей ребенка на одном примере.
Допустчм, что нервная система ребенка относится к так наа мому слабому, чувствительному типу. Таким детям свойственна по1 шенная эмоциональная чувствительность, с.лонность к уединению, тачированию, мечтательности. Теперь представим себе, к каким.п
Сч.: А.С.Сиивркопскап. Как быть рот1нтрля-и (Педагогика ро.тттр-пч). - М., 19Р6.
а развитии только одной этой способности могут пркзести раз- " стили воспитания. Например, при излишне требовательном воспи-
стремлении насильно приучить ребенка к общительности, при цц придирок, указаний на его слабости родители только усилят "ты пассивности, заострят привычку к замене реальности фанта- ц, усложнят межличностные контакты ребенка. Если же воспиты- ть такого ребенка в более демократичном духе, ослабить непосред- твенный контроль, осторожно стаиулировать инициативу при глубоком "оциональном контакте, внимании к сложному внутреннему миру, че- ез некоторое время можно ожидать, что в поведении такого ребенка пбязательно появятся черты активности, большей решительности. Он окет развитым воображением, устойчивой эмоциональностью привлечь к себе сверстников, разовьет в себе качества, необходимые для пол- ноценного обшения.
Из этого примера можно сделать вывод, что мудрость родителей, родительская любовь должны подсказать, какой именно стиль отношений необходимо выбрать в воспитании ребенка, дабы избежать семейных коллизий и конфликтов. ;
УП. СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНИИКТЕ
Человеку, находящемуся в конфликтной ситуации, приходится выбирать определенный стиль повеления и учитывать при этой не только о природу самого конфликта, свои собственные особенности и качест- ва личности, но и стидь повеления других участников конфликта. Дяя того, чтобы изучить свой стиль повеления и стили оппонентов, необ- ходимо знать соответствующие стратегии разрешения конфликта. Мно- гие зарубежные спеалисты широко используют, например, систему Томаса-Ьилменна, которая, по мнению авторов, позволяет создать <аппому человеку свМ собственный стиль разрешения конфликта. Основ- ав стили повеления в конфликтной ситуации связаны с общим источ- 104 лвбого противоречия - несовпадение двух или более сторон.
Индивидуальный стиль поведения в конкретном конфликте опреде- тся той мерой, в которой субъект хочет удовлетворить собствен- интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой бороны (действуя совместно или индивидуально). Если представить
1у См.: Джимми Скотт. Конфликты. Пути их преодояения. - Киев,
г.) в графической форме, то получим сетку Томаса-Килманна, позво- яи-уч) опрелеянть место н название ддя каждого из пяти основных "гилей разрешения конфликта: конкуренции, сотрудничества, укло- нении, приспособления и компромисса.
Сетка Томаса-Килменна
Стиль сотрудничества
Стиль конкуренции
Стиль компромисса
дера, а ко- гсрой вы тараатесь ловце тво- оить
Собственные интересы
Стиль уклонения
Индивидуальные действия
Стиль приспособления Совместные действия
Мера, в которой ви стараетесь удовлетворить интересы другой стороны
Эта сетка поможет вам определить собственный стиль или ст ;бо10 другого человека. Начните со стороны, на которой отмечен "гтипте и пассивные действия. Если ваша реакция пассивна, то "улгте стараться выйти из конфликта; если она активна, то вы п ричте попытки разрешить его. Такие оценки вы можете сделать !"" и гругих участвуюших в конфликте сторон.
Верхняя часть сетки относится к совместных действияя. Еслид :!репрочитаете совместные действия, то вы будете пытаться раэрваи "онликт вместе с другим человеком или группой людей, которые в< ч"ч участвуют. Если ке предпочитаете действовать индивидуально, № "ипете искать свой путь решения проблемы или путь уклонения Ї ррпенир. Степень сотрудничества в повелении также легко по "ктъ оценена пля вас и для других людей.
Когда г" сложите ваяете вти две част сетки, РЫ падучите IV ич п<"и стглей со гти1г"1 компрочисга в середине. Он в равных "?"; чмлпу>!- -лЇсп 1 пкштрплуяльн действия, а также п9
ее
я и активное повеление. Если вы внимательнее рассмотрите эти раз- 1цые стили, то вы можете узнать тот, к которому аы обычно при- бегаете в конфликтных ситуациях; вы можете также определить и те "цди, которыми обычно пользуются связанные с вами люди. Однако опрелеяенных условиях вы можете отдать предпочте.ме другому "тили- Кащдый человек может з какой-то степени использовать все и стили, чо обычно имеет приоритетные. Некоторые стили могут быть "дибоявв эффективными для разрешении конфяиктов определенного типа.
Стиль конкуренции
Как показывает сетка, человек, использующий стидь конкуренции, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликте своим собственным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с тугими людьми, но зато способен на волевме рашения. Рационаяист попет сказать: "Меня не беспокоит то, что думают другие. Я соби- раюсь доказать ии, что у меня есть свое решение проблемы". Иди, согласно описанию динамики процесса Томасом и Нилменном, человек старается, в первую очередь, улоаяетворить собственные интересы вушерб интересам других, вынуждая Других принимать решение оппо- нента. Для достижения цели реалзуются волевые качества.
Это может быть эффективным стилем в той случае, когда человек обладает определенной властью, означает, что его решение или под- хад в данной ситуации правильны, и он настаивает на них. Однако это не тот стиль, который используется в личных отношениях. Если стиль применяется в ситуации, в которой человек не обладает доста- точной властью, например, когда по какому-то вопросу ваша точка зрения расходится с точкой зрения руководителя, можно потерпеть фиаско.
Когда следует использовать этот стиль:
- исход очень важен для вас, и вы делаете бояыцую ставку на ов решение возникшей проблемы;
- аы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения 1 "прелстаадяется очевидным, что предлагаемое вами решение - Лучшее;
- решение необходимо принять быстро, и вы имеете достаточно еги ддп этого;
- вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и что вам нечего "ть;
- БЫ находитесь в критической ситуации, которая требует чгно печного реагирования;
- вы не можете дать понять группе людей, что находитесь в ту- пике, тогда как кто-то должен повести их за собой;
- вы должны принять нестандартное решение, но сейчас вам нв- обходимо действовать и у вас достаточно полномочий лля этого шага
Когда человек иопользует эту стратегии и может быть недоста- точно признанным, но завоюет сторонников и даст положительный ре-? зультат. Но если основной целью является признание и хорошие от> шения со всеми, то этот стидь использовать не следует; он реноме дуется в тех ал; чаях, когда предложенное решение той или иной проблемы имеет для субъекта большое значение, когда он чувствуете что для его реализации необходимо действовать быстро, и когда ес1 не только вера в победу, но и достаточная воля или власть.
Стильу к л онени я
Второй из пяти основных подходов в конфликтной ситуации зуется тогда, когда человек не отстаивает свои прааа, не сс!>гру чает ни с кем для выработки решения проблемы или просто уклоняете от разрешения конфликта. .Этот стиль используется, когда затрата- ваемая проблема не столь важна, когда человек не хочет тратить силы на ее решение иди когда он чувствует, что находится в безна дежном положении. Этот стидь рекомендуется также, когда человек чувствует себя неправый и предчувствует правоту другого человек> . ияи когда этот человек обладает большей властью. Все это - серЫ1 ные основания для того, чтобы не отстаивать собственную пози- цию. Субъект не делает попыток удовлетворять собственные интерес или интересы другого человека. Вместо этого он уходит от пробяв-1 мы,, игнорируя ее, перекладывая ответственность за ее решение на другого, добиваясь отсрочки решения иди используя иные приемы.
Стиль уклонения может оказаться подходяшим в тех случаях, кбгда субъект вынужден общаться со сложным человеком и когда и серьезных оснований продолжать с ним контакты. Вместо того, ,41 создавать напряженность, стараясь немедленно решить проблему,. участник конфликта может позволить себе дать отсрочку и сознач чо уклониться от решения сегодня. Этот стиль подходит также-.ляя случаер, когда вы чувствуете, что для решения конкретной проблек не располагаете достаточной информациеН
90
Стиль уклонекия рекомендуется когда:
- напряпенность слишком велика, и вы ог(утяете необходимость сдайлбния накада;
- исход ке очень важен для вас или вы считаете, что ретенне стсльио трнеиачьно.что не стоит тратить на него илы;
- ;/ вас трудяД день, а решение этой поблеы яотет гтриирс"и о.1таь:з кегриятностя;
- Зс знаете, "то те отате или даже ке хотите ретать ноф1:тк" , сзсч пй1ьз;/;
- гч хог:1те --<грать врея, чопет быть, дчя того, чтобы голу" ,-ъ :;зполн,тел,л) информацию или чтоби заручиться чьей-либо пот- держкоЗ;
- ситуация очень сложна, и вы чувствуете, что раэрепяние конф- диета потребует слиаком многого от вас;
- у вас мало власти для решения проблемы или для ее реиеняя телательнум для зас способом;
- вы чучсзете,что у других больше тансов решить эту проб.че- иу;
- пытаться ремять проблему немедленно опасно, поскольку вскры- тие и открытое обсуждение ионф"икта мо":ет только ухудшить ситуапчм.
Несмотря на то, что некоторые могут посчитать стиль уклонения "бегством" от проблемь; и от ответственности, а не эффективным поп- ходом к разрешению конфликта, в действительности, уход или отсроч- ка могут быть вполне подходящей и конструктивной реакцией на конф- ликтнуч ситуг.ции.
Стиль приспособления-
С"1;лъ приспособления означает, что человек действует совмест- но с оппонентами, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Мо- использовать этот подход, когда исход дела чрезвычайно важен Нгя дгугого и не очень существенен для себя. Эта стратегия полочнр гатер - тех ситуациях, тогда нельзя одержать верх, поскольку оп- ке;"- обладает болг" власт;.ю; таким образом субъект уступпет " с;<р?-етср с ТРМ, "" -очет оппонент. Томяс и Килменн считают, с ",о лействует р гаком стиле, когда жертвует своими инт("- "": ". г:о.;ьзу лруго"). уступая ему или жалея его. Используя зт"т и;";-, субъект отодш-торт спои интересы л сторону, по"то-у рпрл;- " " 1о надо тог1я, !о"т." "лр.т. в чянно- сл/чпе и" сличоч
"Т
велик. Это поавсяяет человеку чувствовать себя комфортно по отно кию к желаниям другого. Но приспосабливаться к кому-то бывает тр.. ко, если субъект будет чувствовать себя обиженным. Если участник конфликта уступает ч чем-то важном для себя и чувствует в связи с этим неудовлетворенность, то стиль приспособления в этом случае очевидно, неприемлем. Этот стиль следует использовать, когда чвдц век чувствует, что, немного уступая, мало теряет. Можно прибегну к такой стратегии, если в данный момент необходимо смягчить си- туацию, а потом предполагается вернуться к этому вопросу и отсто свою позицию. Стиль приспособления рекомендуется, когда:
- вас не особенно волнует случившееся;
- вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими л<
- вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие вза отношения, чем отстаивать свои интересы;
. - вы понимаете, что итог намного важнее для Другого челом> чемллявас;
- вы понимаете, что правда не на вашей стороне;
- у. вас мало власти или мало шансов победить;
- вы подагаете, что другой человек может извлечь из этой туации полезный урок, если вы уступите его желаниям, даже не с таясь о тем, что он делает, или. считая, что он совершает ошибю
Уступая, соглашаясь или жертвуя своими интересами в пользу другого человека вы можете смягчить конфликтную ситуацию и вое новить гармонию. Можно и в дальнейшем довольствоваться резулы том, если он приемлем. Можно использовать этот период затишья того, чтобы выиграть время, так чтобы потом можно было добить окончательного желтеяьного решения.
иль сотрудничества
Следуя этому стили, человек активно участвует в разрес кбнфпичта и отстаивает свои интересы, но старается при этом ничать с оппонентом. Этот стиль требует более продолжительной боты по сравнению с другими стратегиями, поскольку стороны сив ла "выкладывают на стол" нужды, заботы и интересы обеих сторон э. затем их обсыпают. Если есть время и решение проблемы имее1 важное значение, то это хороший способ поиска обоюдовыгодного результата и удонлетворения сторон.
92
стиль особенно эффективен, кота стороны имеют раапичньп ритые нужды. В таких случаях бывает (можно определит источник иеудоаяетворенности. Вначале может показаться, что обе стороны пдт одного и того же или имеют противоположные цели на отдален- ие будунгее, что является непосредственным источником конфликта. однако сушествует раздичие пежду внешними проявлениями (высказы- яаниями или позициями в споре) и подспудными интересами или нудда- которые служат истинными причинами конфликтной ситуации.
Например, видимой причиной конфликта на работе может быть ддительность служащего. Но эта медлительность может скрывать бо" ддр глубокий конфликт, причина которого - неудондетворенность ра- ботой (недостаточное уважение, признание или недостаточная ответог нность, что отчуждает чадовека от его работы). Если оказывать воздействие только на поверхностные проявления, то это будет по- добно всего лишь внешнему косметическому ремонт, поскольку корни. проблемы останутся. Человек может перестать быть медленным, но тогда он будет прибегать к неосознанному саботажу, устраивая до- поянительние перерывы в работе, или используя в личных целях рабо- чее оборудование, убеждая самого себя в том, что он имеет н >то право, поскольку его работа оценивается и оплачивается недоста- точно. И это будет его способ получения некоторой компенсации. Стиль же сотрудничества побуждает каждого человека к открытому обсуждению его цухд и желаний. Служащий в описанной выше ситуации может прямо заявить о том, что он нуждается в признании, в более высокой оценке и ответственности. Если его руковолитель пойиет это, то он пойдет этому человеку навстречу, и в результате служа- шй будет в большей степени посвящать себя работ? и, таким обра- Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|