|
Белоусова Зинаида Игнатьевна » Конфликтологиявавт исследования, сеть учителя, которые пребкеают в состоигШИ "холодной войны" с учащимися, всегда напряжены и "взрываются" при малейшем сопротивлениг. И несмотря на то, что "заводят" их дети, общая установка таких педагогов на обидчивость, мстительность объ типно всегда является первоисточником конфликтов.
Следовательно, будучи обшии субъектом педагогических отношен педагог всегда держит себя уравновешенно и с достоинством. Но вр на и обратная сторона действий - намерение создавать обстановку прошения, безнаказанности и либеральничанья с нарушителями лисци лины. лишь 6м "было тихо". Такие учителя тоже не пользуются авто
лины, тетом.
Б - объект конфяикта (школьник) вступает в конфликт, не вс предвидя последствия. Обычно первая реакция школьника имцульсив. она появляется вследствие эмоциональной неустойчивости, легкому Но столкнувшись с педагогическим "взрывом", школьник и сам "зар: етсп", начинает дерзить, делать назло, чем провоцирует учителя еге большую раздраженность. А если чувствует оддержку кдасса, номтриничает свое поведение как некий психологический "выигрыш"
1) - объективная ситуаняя конфликта, которая может быть свяа а противоречием медшу требованием педагога и действием школьника По содержанию конфликты бывают учебными (по поводу отметок, нее> полнения заданий, нежелания изучать предмет, работать на уроке, оргпнизаиионныуи (нарушения распорядка школы, дисциплины, прерв1 нип), спортивными (отказ от участия п занятиях пофизполготовк
- См.: Кутикова Н.В. Психологическ." уроки обыденной жизни> М.. 1990; Леонтьев А.А. Педагогическое сушение. -М., 1979, ?Ч1М ВР. М.Н. Конпикт и взаимодействие в педагогическом процессе. 1 и др.
64
дщение уроков физкультуры), обшественными (невыполнение обшест- поручений, игнорирование требований актива и в связи с этим - ятельство классного руководителя), трудовыми (отказ от работы). ддоджительности делятся на постоянные (в силу систематического --- пптаоттоипст опиннтй ЯНрпртнва
ипного отрицательного поведения), временные - дискретные
о?но"
, д1оряю11иеся) и одноразовые, (которые обычно заканчиваются тра- диционным: "Больше не буду!").
Характер конфликтов педагогов и учащихся, имеющих этическую природу
По времени: постоянные и времен- ные (дискретные, одноразовые)
По структуре: учебные, органи- зационные, трудовые,] спортивные и др. По сфере психологического про- текания: в оошении, в деятель-
ности
субъект конфликта (педагог, родитель)
субъектив- ная сторона
В -
объек- тивная сторона
В- объект конфликта (учащийся)
Г - субъективная сторона (субъект-учитель понимает этическую правомерность конфликта, нравственную допустимость его разрешения, а школьник - понимает допустимость конфдикта). Этическая природа психологической коллизии, возникающей в начале и в ходе конфликта, проявляется особенно четко в действиях субъекта: какой - нравствен- ный или безнравственный путь решения конфликта он изберет. От не- соблюдения норм нравственности конфликт обостряется вглубь, вызы- вает желание отомстить за неправду, за некрасивый поступок учите- ля, а порой вызывает чувство уныния и бессилия, представление, " "вса учителя заодно", "взрослые нас никогда не поймут", "бес- езно искать правду у взрослых".
Требуется определенный уровень этической:,и ПСИХОЛОГЦЧРСКОЙ ьтуры, чтобы понять ребенка, втянувшегося в кон{шиктцую ситуация йти адекватну") реакцию на нее, не унизив себя ненужными стыч- ки с Детьми. гак, педагогические отношения и соответствующие действия
создают объективную и субъективную возможности лля индивилуалиа ции в воспитательном процессе. Если определенный уровень личное педагога, его овладение психологической и обшепелагогической ку турой создает предпосылки для индивидуального подхода к каждом учащемуся. Осознание педагогического взаимодействия, как систе поднимают единичный, разрозненный подход до уровня комплексной систематизированной индивидуализации - развивающейся тенденции современного воспитательного процесса. Поэтому и стоит так ост вопрос об организации такого общения между учителем и учашимис которое бы не наносило вреда психике каждого ребенка, а было б радостньм, плодотворным и оптимальным для общего дела, было бы эффективным для развития как личности ученика, так и для лично самого педагога - организатора педагогического взаимодействия Вместо насильственного навязывания неких нравственных норм и п вил позедения в обшестве, в общении и совместной деятельности теля с детьми должен осуществляться двусторонний процесс взаим развития различных сторон личностей - участников этого взаимо-1 действия.
У1. СЕМЕЙНЫЙ КОНФЛИКТ
Семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формиро личности и ведушиг институтом воспитания, отвечающим не только социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание оп ленного образа его жизни. Социологические исследования пока ют, что семья убедительно лидирует в качестве важнейшего фак воспитания.
Развитие обшествен"ых отношений, влияние урбанизации и но-технического прогресса, изменения политических и экономиче условий жизни привели к определенному сужению роли семейной п гогики в воспитании семьянина. Если, например, раньше молода семья могла основываться на прочном опыте родственников, близ
См.: Белухин Д.А. Психотерапия педагогической деятел1 М., 192; Орлоз Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1
?
Бодалев А.А., Сталин В.В. О задачах в области научно-Я хологического обеспечения службы семьи //Семъч и формирование кости (Ш. научи, ст.). - М., 1981; Ноосфера. Духовный мир века. - Л.,- 199.
дальних терь семейная ориентация определяется в значитель- п цере социальной средой обучения (детский сад, школа, 1ТГУ и ) или организованного отдыха (лагеря, турбазы, секции). Цина- уение этих воспитательных функций ни в коей мере не привело "рате семьей главенства в формировании личности.
факторы, которые влчяют в семье на личность ребенка, специа- еы уел о "чо подразделяют на три группы. Первая - это социальная кросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к со- альныч ценностям и ролям, введение их в сложности и противоречия драенного пира. Вторая - это внутри - и внесемейная деятельность, д рреичучйству бытовой труд, являющийся могучим оружием социали- дцци человека и его приобщения к будущей жизнедеятельности. Эта руппа факторов полностью сохраняет свое значение на селе, но основательно ослабла в городе. Третья группа - это собственно се- янное воспитание, некий комплекс целенаправленных педагогических воздейстяий.
йрядли кто-нибудь возьмется оспаривать утверхпение, по кото- рому пеовь-е две группы факторов (первая больше, вторая относитель- но меньше) могут быть представлены педагогикой семейных отношений, той самой, о которой писал А.С.Макаренко. "Ваше собственное пове- дение, - утверждал он в своей "Книге для родителей", - самая решаю- гая ве1"ь. Не думайте, что ви воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вн воспитываете его в каждый момент вашей жизни, дате тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, чаи ви смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение, в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянст- те, а еше хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже воспитываете плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печаль- последствия"
Воспитание необходимых для семейной жизни качеств (таких, как ание, отзывчивость, эмоциональное соучастие) более всего И "сходит в незримой, но чрезвычайно влиятельной области пелаго- "" отношений, дефекты которой порождают последующие отклонения "бдении. Так-, изучая подростков-правонарушителей из благопо-
лучных семейных союзов - полных, материально обеспеченных и вп кую плохо не влияющих на ребенка - ученые обнаружили два типа мей, в которых они выросли. Первый - с потребительским стилем в тания, где материа-ьное благополучие сочеталось с полной безду ховностьй, с мещанскими и стяжательскими интересами, и второй - с отсутствиеы эмоциональных контактов родителей с детьми, нор- мальных, теплых их взаимоотношений.
Исследуя взаимоотношения учащихся школ в учебных группах, ходоги выявили, что благоприятные отношения, складывающиеся в ее обычно переносятся затеи и в учебную групцу. Учащиеся из таких семей куда леп строят хорошие взаимоотношения со всеми сверен Никами и чаше становятся лидерами. Учащиеся же из семей с плов ии отношениями не умеют их строить и э учебной группе и куда становятся изолированными.
Наконец, изучая воспитанников спецшкоды-интерната (с яви дефектами воспитания), специалисты выяснили, что в их семьях на дался один из трех типов явных нарушений правильного отношения ребенку. Гиперопека со стороны матери. Полное равнодушие родите к ребенку. И жестокое, агрессивное отношение со стороны одного родитедей.
Представление о семейных связях, а также более глубокое по мание релей каждого из членов семьи позволяет лучше изучить, по нять и осознать причины конфликта.
Роль, которую играет каждый член семьи, отражает только 481 взаимоотноаений, причем их характер определенно ограничен. Ролщ указывает на те эмоциональные связи, которые существуют между нами семьи: муж любит жену, жена - мужа, мать любит дочь и сын отец любит сына и дочь, дети любят своих родителей.
Таким образом, каждый член семьи должен иметь жизненное пр странство, хотя бы потому, что он человек и, как и всякий челор в том нухдается; он должен помнить о необходимости уважительног отношения к другому. Кажый член семьи влияет на остальных и с> подвержен влиянию других. Следовательно, каждый принимает учас и вносит вклад в то, что происходит с другим человеком, и сооц1 ветственно, может помочь ему измениться, ибо каадплй может ока- заться в центре воздействий со стороны других членов семьи, по что каждый входит в цепь взаимоотношений Друг с другом.
к достижению гармонии
Сложен, тернист и неоднозначен г; 66
семейных отношениях. Ложность обретения как супружескс "о, так водительского благополучия заключается в том, что каждая из дейсч удших психологических закономерностей, опрелеляиших поведение ругов и родителей содержит внутреннюю конфликтность, противо- пячие. Подчас достаточно лишь одного небольшого уклонения в ту иди иную сторону, как по принципу круговой причинности семейная проблема наслаивается одна на другую, усложняется, растет , как веяный ком. Именно поэтому разрешить клубок противоречий семейных проблем нельзя, зная лишь одну из сторон сложного внутрисемейного механизма.
Исследования лсихологов, работы которых посвящены семейным конфликтам, анализируют причины семейных дисгармоний в супружеском и родительском аспекте. Например, в своих исследованиях А.С. Слива коаская описывает восемь типов конфликтных семейных отношений.
1. Внешне - "спокойная семья", в которой жизнь протекает глад- ко и со стороны может показаться, что отношения ее членов упорядочены и согласованы. Однако, муж и жена испытывают чувство неудовлетворенности, скуки, их жизнь полна ошушениеи зря потра- ченных лет. Они мало разговаривают друг с другом, с педантизмом виполняя свои супружеские обязанности. Здесь превалируют чувства ответственности над искренностью отношений. За положительным "фаса- дом" скрываются длительно и сильно подавляемые негативные чувства луг к другу. Сдерживание эмоций отрицательно сказывается на само- чувствии - наступают длительные приступы плохого настроения, топки, депрессии. Все это сказывается на отношении к детям.
И. "Вулканическая" семья, в которой отношзни<т изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся и сходятся, скандалят, ссорятся, чтобы вскоре нежно любить и при- знаваться в любви до конца жизни, опять относиться друг к другу искренне и самозабвенно. Эмоциональная непосредственность преобла- ет над чувством ответственности. "Выливание адости", ослабляя ситуативное напряжение, совсем не всегда приносит истинное облег- ние. Человек, проявивший излишне сильно негативные чувогва, сты- "Ї""ся своего поступка, чувствует себя виноватый, боится оказаться
смешном подожении, боится осутаения, - таким образом, ггроисуолит йение напряжений и негативных переживаний.
Си.: Спиваковская А. С. Как быть родитаяями.
69
Как сказывается такой семейный климат на самочувствии ребенка, С; "1 -ет считать и тот и другой тип неблагополуччьми. Правда, нега- ти1.1.ое влияние в том и другом случае раздично. Когда отношения в семье строятся на основе сохранения видимой благожелательности, призванной скрывать непримиримые противоречия и взаимно негатив- ные чувства, ребенок становится беспомошным. Его жизнь наполняетсц безотчетным ощущением постоянной тревоги, ребенок чувствует опас- ность, но не понимает ее источника, живет в постоянном напряжении 1 и не в силах его ослабить. В этом смысле открытые отношения, даже1 враждебные чувства менее трудны для ребенка. Однако в бурливых 1 семьях, эмоциональная атмосфера которых пульсирует между крайними полюсами, дети испытывают значительные эмоциональные перегрузки. Ссоры между родителями приобретают в глазах ребенка катастрофи- ческие размеры, это для него подлинная трагедия, угрожаютая самим основам стабильности детского мира.
Таким образом, специфическая эмоциональная атмосфера семьи оказывает постоянное воздействие на личность ребенка.
Уже на этих Двух типах семей можно наблюдать особенность, всегда сопрсвождаюшуи дисгармоничные союзы. Она состоит в извест ной инертности, стереотипности отношений. Раз и навсегда спонтан выработанный стиль фиксируется на долгие годы остается неизменни Выработанный стереотип отношений в какой-то мере скрепляет брак, 1 повышает его стабильность, хотя и не на гармоничной основе. Поэт попытки одного из супругов к изменению стиля обшения нередко ста киваптся с сопротивлением партнера. Для гармонизации отношений в семье необходимы совместные осознанные усилия. Одному психолог принадлежит меткий образ: "Врак можно сравнить с позой: если н< найт сутулиться спина, то значит где-то ече должна возникнуть 1 бавочная сутулость, чтобы удержать голову в прямом положении". Если один партнер меняется, это должно сопровождаться какими- дополнительными изменениями, чтобы отношения сохранили стабил-- ность и целостность.
3. "Семья-санаторий" - пример семейной дисгармонии. Один и1 супругов, эмоциональное состояние которого выражается в повышен ной тревожности перед окружавшим миром, требовании любви и забО ("оялпет специфическую ограниченность, (.рьер новому опыту. Такв ралтта лает возможность снижения чувства тревожности перед нв01) ,.,-, ,.1,,р..1.цп окруачпего мира. В узкий, ограниченный круг постер
"О
пенно втягиваются все члены семьи
"Рает вид "кр" и Лети. Пгвеление ивное самооание? Ря "а свое-
" Ря Удержать е Г "Р пРиаются как "Ї Пороге ""Ї ивается круГ анию семьи, друзьями, как правило, под т" иься контакты с
ноетях. Семья тко внее" ялах Иц --я зависи:от в глубинах о ественным и нероз. Союз становит из енов сеь зависимым. Это оз
" -Р-и-вает свои ос " --. " ать его внимай к бодь "" для матери иди, "РевРается
"вают недостаток " Ї"Ї " необходимой
Р "<Ро годами живутвс " < -и. Рано пра и нервной пер
" <важными и эмоциокал сановяя --
Ї"асностей """ь и чрезмерная затита от п "ая нато- " Рнме признаки отнп Реальных и мниньк
-- Ї <> семьи. Р протеста и желание ран-
:-е: союз, в основе которого ле
Ї Ра, о вееобшем алТ и <ест оя пореян " "яа.
> се-е, з::е ианЇ
" "Ї ебкые импул:,Т аях- Ї "Ресах поддержания
71
стабильности семьи переносятся на внешний мир в целом. В таких семь. Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|