|
Белоусова Зинаида Игнатьевна » Конфликтология
Первый - "рфдексорно-обособленное" "Я". Самосознание развито, система ценностей развернута иерархически и главенствующее место занимают этико-нультурние ценности. Эта личность гуманная. Уедине- ние является своеобразным средством духовного возвышения.
Второй тип - "монадный". Отличается закрытоотью от других.
Такие люди нуждаются в постоянном самоутверхспении. Свое "Я" всегда . более ценно, чем другой человек. Это тип чреват глубокими психо- логическими и социальными конфликтами. В книге Э.Берна описйвает- .. ся сценарий жизни таких людей, которы; проходит под .лозунгом "Никоцг нельзя верить в наше время". Любимаг "еиг таких людей - обсуждение. мошенничества. Именно этот тип сосгапляет основной контингент оди-- коних стариков. Отсутствие развитой потребности в других людях при-. водит к тому, что человек "выпадает" изчеуличностных контактов и общения. Одиночество становится свойством личности.
Третий тип условно ножно назвать "психологически конфликтным". Характеризуется низким, уровнем развития самосознания и рефвексии, несформированностью механизмов целеполагания.
Эти люди не способны строить своп жизнь. Но в системе ценнос- тей значииими талйюгся другие люди, другие иежличностнье отноше- " ния. Это проя.К1яатся в стремлении к контактам, общению, раскрытости> По. неадекватная оценка других и себя создает ПСИХОЛОГИЧРСКИЙ барьер> Недонимание счкйлов и целей высказываний и поступков других людей,. а также и своих л глазах других приводит к психологичесному внут- ренне.1у кон{яики, который пережинается пан одиночество.
""ночсс-.
Стремление к рг-гщизации себя по все сферах является признаком взрослого человек. Сам переход к реаличации с""" снимает проблему йякночество как психолог йс.:"п состоя?,де ни харап-
терко ;й1Т )ри)ого пе.10яе:;а. Они вочникаетлишь и (дпар, сли на- век не в сос"о.ярии "ализолять себя Р значимой ллп него пре. Неуиачи п какой-либо сфере иожно компенсировать .успехами л яру- гой. Но в том-то и п."ло, что лпя олытенстп ЛЮЛРЙ, страпаюях от одиночества, ценностная сера крайне сужена. Тал, для яногах женщин ценностной >::р"г"я уёми:"а.<],иЇ: себя о сечейно-брачт.-х от- нопениях, "чгя при "том могут стремиться получить сложную ингс- ресн,/") проессио, и.е"ь много хоро""х людей. Но любые неудачи и семеГно-брачнь отпзчиях ш них оказывающая катастрофичесиими.
Они теку" за собо? ке только конфликт, но и рамвал во зсех дру- гих спорах жизнелеятельностя.
У поильу - свои причинь ."ия переживания чувства олиночестра. В старости человек остается таким же, как в кололости и в зрелой возрасте. Е"о принц/гаальная жиэнйнкая позиция не меняется, но ста- новится более вьракрнной. Ярче проляяются отрицательние черты ха- рактера. Функция контроля ослабевает. Правда, по утвертаекии спе- циа-чистов психопатические, демонстративные типь личности к старости ггрялажида-зт "острге углы" личности. Жизненная позиция пожилых людей длияет на личисстные переживания. Американские психологи ра.дичают пять жизненных позиций:
1. "Конструктивная" - такие лтаая всю кизнь были спокойны, веселы. Не впадают в отчаяние из-за "риближения смерти. Итут кон- 9ктов с д-эльт.
2. "3а1"[шя" формируется у ллеГ с "броней". Эти люи зачкну- гы, старость ненав>"сят, т.к. она их ннитает отказываться от ра.- отъ и актирност;.
. "Зависимая" - такие люди не очень лэдерятот сее, уступчи- ., пасчаны. Игут помо" и признания, чувптруют себя несчастными.
4. "Врауденост;. к миру" - это относится .к гневным старикач,
:-"орье овинл-от окру:аоч;т и обшестро з неудачах. За работу цеп- т чотся как зч с!!аачгэ;1ьньй круг,
5. "Вра-иеность к себе и своей жизни" - у пассивных, езини- .-явнь-х, СН.10ЯНЫХ к яс1,рессии лидей.
В "ярости уе"иня1-ость осит, в основно", вь-нужпенкый хярак-
а. )" ппгноннопт?: 1;смх"л()"ически обусдчзна попыткой упертать : ""ал кг. и 1.льтр!й с;с.1] "тия, что прорвд1те~пя л роиск1" ср ".Чг!, """ Ц[11;,""1 иог."т ?"1."1" ое;и11">.ань.
Диаметрально противоположный психологический тип старости пред- сгааляет олиночество-отчутаений. Его жианенная предистория - отсутствие развития личности. Этих людей учили отказиваться от лич- ности, целей и. интересов, работать "на благо", они растворены р "МЫ". Этот тип людей оказался 116 способным ставить и реп.ат лич- ностно значимке цели и задачи. Формируется оео.й ип мотивации, заключенный в ожидании социальнорп, обшкстпий. о яОнагацрнпн за отданную жизнь и труд. Ддя лторого типа - пнутреинае психадоги- ческое переживание имеет често. В поисках иыхи)". г с.к-ояния ош1г.очества пожилье люш> обоих типов оркгайтск :с религии, т.к. Для них значима азрковь, дающая возможность ощутить свою бытийную принаплежность, сопричастность миру людей.
Во.-тикнойе?"!, и-(д одиночества имеет субьектипные и объектив- ные причин> на каждом возрастною нтале. Одиночество связано не столько о особенностями общения, сколько со спойстьми л.юности. Традиционные особенности воспитания задают только о-шеделенные, преобладающие типы личности. Формируется привычный круг общения, способы взаимоиейгвил с дуими людьми, отношение к работе, сеяье. Именно д.п привычные формь- поведения, которые ;(аж.утся наы ганими естественными, приводя? чане всего к отчуадению и чувству одино- чества.
Итак, чтобы воспитывать надо уметь отказываться о? счйреотипов. С самого раннего возраста ребенка ис1"1:!-Я1И должны распространять принцип исчерпывания собственного ктейеа. реОена на пс.? ирмы вэаииолейатвпя его с внешним миром. Именно в таком форме происхо- дит возникневеняе ценносрного отношения к миру.
Человек может попасть в различные ситуьг-ти, даже такие, копэ от неГо звьисит очень неюгое. Однакг и п эт1-х случаях ценность рааличныу ср жизнедеятельности и реали.йция себя в них не только помогают жить, пои спасают его от угнетающего стчужиенид и налви- гаюшегося одиночества.
ога ПОЙПР
п"ео1;овй лапе:. "(
"йбрА < и-"-;
Социальное и личностное ожидание ка..яетсп одним из самых мощ- ных регуляторов повеления. Осознанное или неосознанное стремление иияквида подтвердить . ож.аа.те, соответствовать ему часто высы- пает как спльнеРший мотив, объясшпомий пове"-нче и пизкепеятеяь- чопть человека. Исс.1ртованип )о.IIРского ПС! йуг-иуют определенны" ти; . тр.:
1. Ненасытная погребность человека к самоутнерхденж..
2. Однообразие в поведении. Человек не в состояниь выйти из некой выбранной им роли и потому уп может позвонить себе пам"> цость в контактах с другими люл"
людьми.
Ра окован-
3. Сосредоточенность на своих ощущениях. Он мнителен, подон
дачных предчувствий, пленен панический страхом за свое здоровье.
4. Нестандартность поведения, когда мировосприятие и поступки е соответствуют установленный в данной группе правилам и нормам.
5. Недооценка себя как личности, и огоила - боязнь быть не- ятересным другим., Обычно такое поведение характерно лдя людей <стенчивях, с заниженной самооценкой, стремящихся всегда держаться тени. Такого человека не отвергают, а просто не замечают.
6. Конфяиктносгь.
У пожияях людей остро стоит вопрос о приспособлении (адаптации) вынужденному уединению, которое всегда связано " ""- - ни переживаниями-
Яриветам несколько
примеров.
ано с вну
(Н.Н.,66лег)
"Я пенсионерка, авинокая, гол тому похоронила мужа. Дети у мв- есть, у меня их трое, но все - не бо мной. Я их всех очень ляб- , но пойде смерти мужа чувствую себя одинокой. Соседи сейчас друг фугу не холят, не то, что когда-то: общались люди и в горе и гадости. Теперь не то, в первую очередь, чтобы возродились добро- и милосердие, как это было когда-то. А сейчас у меня единств>н- обшечие с народом - это телевизор".
(Л.Л., 65 лет)
"Сейчас бы радоваться, отдыхать, но одной быть дома не хочет- и я работаю с маясцвдми девочками в магазине, я туда иду как <торой дом, там я от чужих детей получаю и радость, и близость. пеня уважавт, а я им благодарна за их внимание. И где только берутся, когда радость появляется. И хочется больше сделать, ь молодым моим коллегам работалось удобнее, радостнее".
г -Їлц>ос жизненым ншьчый сгресо, по "иэий. в рез
["ства, невозмокно стать человеком. Оно. яяег а{лу,ш"""Ї ЇЇстояня " ""кое злоро характер. Пре.виж неяоение: "Разве Ыо А , и серьезно э.
(Курпй.л "Спя", "0 1-. письмо К. 0.)
"...Лн.патр .1а1гу.":р.1ся, почему в лослелнее время рапличщ,в встна: тогку, чнтцочлVНИкабельность, разочарование... -стали о)е111тпкть в 1[о"ятие "одиночество". Вепь что совсем иное! Вот яц решилась сказать мово в :>а1"иту олипочества. ;.. рйнообраз) ицпночестас... трЇб.ует мужества, лховной самостоятельности нальняй сто ""вин№
:е"ткосги. Тг остаеЕ;ься опин на отн со своей совестью... Убежда Аняпг "Рваю
к-лииэ- "падиз Сиворио """ческое И -1, "" на. "то не :1С1:утав оп1ноч"ства, невозмокно стать человеком. Оно . яяег аалуиа """пного аостоящ, Физическое
-1ч>т у и выковгаарт характер. Прспвижу недоумение: "Разве Кобо Абв о " ЇЇРя сиовами и "Tии людей серьезно
- тк чт-шупь "рланнре чэдовеческоро тепла. Участия" Разве обие> мзга у "бившейся тенленции"" ""Некого дисат "" 1:.. не является вь-с-кИ чушевной роскошью?" Конечно, да. Не слу-- развитии цо Їй, особенно "РЫТИЯ" ярадоро пап 1пП[1" ;ке стррчится к ним все люди без исключения. Но одиночество ское и нрав -РИЯ, которое Їяи. Речь идеу д
"аст Ва.1 водможность оценить общение, дружбу, наслаждение беседвЦ южвльш. ""Їе восприятие п" гическор
""л> собстяси.. ""Ржаютррп ., -""с, эстетика
" "пнномпцленнико еше более полно. Сделает Бас незаменимым и 1равыц пал,,,,, ""анно чеяовечрр", ""Ре и пеое>ив ~ -""Рием ип>п ""яих экоттип я с""лпвацце пп
еланнкм собеседником, советчиком, слушателем. - л.1 ааоб.у. Ддй ""ет испытявать повек с "
Кстати, не ?а11умьва.1ись ли ВУ над тем, что все великие люди. Рической вльно, безлуние Ї ЇЇЇояния "" ни чь-слили себр хизнь без периодов одиночества, дорожили минутами, Їр, в оезу ой сегодняшнерп -Рков и юношей Ушие прогени наедине с собой..."
и хоть кш " обшества Т Рьнми Су1"ествует такое понятие, как "нравственное здоровье". Это аииняе ддд -"УЛЬ самоутаепд "Ївствоват ~
особый вид человеческого сознания. Мораль, нравстненность как бы -Данном "ЇЇлни,.вст Ї ""т сов "
агрниирут ;ювелс1]ием лдей ло всех беа исключения сферах соодуиа -мсимост>. Ї Авторы дв" нфдикг с чп" ~
"фликтон, -дали ПОПЦТ1Т> "<"оком. в сачье, я-ту, науки, производстве, политике, идеологии, эестно, " - "ви чотиващ,онцо_ "оказать связь
Многочисленны трудности, встречатоиесчеловеку на жизненном ггаи привод "Ме стодкнодд ""Рбностной с " имо- г1:ти, вьбор способов и средств для решения ионгТшиктов - это про- иваздтся с "ге из вд д лется конфлику " . Ї" р>рк или, точнее испытание моральной эре;;ости человека. . ности. Имени вяньге, сшесг Ї"аотся и иф- Нравстреннос повеление характеризуется сознательным выбором . "Чагельныш, "Фвикты всегда со "Роэеннь " Ї
т--- или иных лейстри?. Чтобг нравствент правила и усвоенные эти-етраций ЇЦИями, принйайти ""наибситдо "Їс"й т1 и1Ими фООму т се резкими
-гсиие полокенпч ргу.гяроиали нравственное повеление личностив Не прегенп "Рвссов, ад>
;1оР ситурции, Е любе- .ч;ли>""о неоходио постоянное нравсгаен-<фпиятаддр" полное иалохени т "опер>;- -ч. ..-о.-ичо руоостро г-чаннми, морально-ййсь показ ЇРЇ"Ї "сознавая е ЇЇРИя - сшно
-- -...- .". р рлн,- социальных и ""-наукисозра Їа прое вЇ""ь, авто
---"-- """.ч "- . ""-т:.,-..ччного рода барьеры ильной 1гоа ""ииевиирг "виенияерт,
. - -" . - - : .: - л, .-..те. либо причиной кон,. з оае ское значе- ." - . - 1100!?!11:1 V р":"витию. Ї -Равления об - -. -:.;. , ]о.о-1! ! 1!,:-о1-!]11"1,е йзач-отношений Рзования,
- :,,. --: :1?. ояи"!, ссор,
СОДЕРЖАНИЕ Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|