Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Белоусова Зинаида Игнатьевна » Конфликтологияся изгнанием козла отпущения. Некоторые группы сохраняют своих .,; козлов отпущения. Козлом отпущения может быть маловдиятельный индивид, руководитель, подгруппа меньшинства (евреи в Третьем рев" хе) или какая-нибудь другая группа. .
ч>.
Организационные изменения з группе. В результате напряжения в группе происходят: - изменения групповой цели. иди фиксация общей цели: ЙМИЩРК"
116 -.
"поведенный зыше случай мобиаизации одной гру]11Н>) против ; ругой "рупль. Фиксация цели (особенно с надеждой на ее осги"ние) осла1- "яет напряжение, порожденное внешьей агрессивностью, иди напряче- щ,е, возникшее из-за внутренних рассей.
- Разрешение конфликтов посредством новой формулировки делен долгрупп и личных обязанностей ее членов.
- Изменения в плане действия, использование нольк еоечсгв для лостижения уже намеченной целя.
Пример.>: если в случае конфликта прекусиагривается процедура сухЛвния и средства, способствустие убеадению противника, то это уменьшает напрядение.
- Предусматриваегоя создание подкомиссии.
- Реформы структуры группы.
Примери: централизация или децентрализация предстает как срйдство разрешения трудносгей в группе.
Появление иди смена руководителя
Особым случаем изменения пли установления роли личности я це- лях уменьшения напря-ления является смена руководителя; его наина- паит или меняют.
Напряжение может быть устранено благддаря точу, что бывши руководитель атановится коздом отпущения и наднаадтея новый руко- водитель. Этот тип решения связан о культурной моделью, согласно когорой, если группа "действует плохо", это вина руководителя.
Дадьше мы рассмотрим оаоб.ый случай грпповей ячначткя: иэ>е- " яениз способа управле:гия. Действительно, ослабление напрджения по- ют происходить при гереходе от авторитарного упраапения к демо- фатичесному, и ?".борот.
Распад группы
Раскол чдьяов и ликвидация группы является самым радикальным йедствием внутреннего напряжения. Это пропаходит а том случае, да сияй распада я период напряженности были белее активны, чей ш сплочения. Однако распад группы уменьшает напряжение внутри по крайней мере в моиент принятия решения.
1
. .-:-..
" . " " " .-1
- л-- - - - .1:-.- .->" 1 " .,-.- / .
IX. ОДИНОЧЕСТВО - ПРОЕДЕМА ЛИЧНОСТНОГО КОНЙ1ИКТА
Опиночество - социально-психологическая проблема двадцатого столетия, некоторье социологи считают ее недугом современности. Бурная Динамичная современность порождает сочетание альтернативниц жизненных позиций: стремление к уединению и жажду межличностных контактов. Когда говорят об одиночестве - отвергают его. Почему? Малип боится оставаться дома один, да и что может быть бесчело- вечней одинокого ребенка? А с другой стороны личностью он станет только тогда, корда захочет побыть один, когдй сумеет противопо- ставить себя всему миру.
Независимость и обособленность личности тесно сопряжены с не- избывной жаждой человеческого тепла, выражающейся в постоянной по- иске любимого человека, близкого друга или просто общения.
В последнее время на основе научных иссиедований в области психологии одиночества и с учетом большой практической необходи- мости, появляются специальные социальные институты, предназначен- ные пля оказания конкретной помощи одиноким. (Здово "одиночество. встречаем названиях художественных книг, вышедших за последти> десятилетия в различных странах мира: "Одиночество на плошади- повесть японца Иосиз Хотта, "Одиночество в Вавилоне" - Иоаефайв- динга (РГ), "Забавное одиночество" - роман французского писате- ля Филиппа Соллерса, "Один и одна" - повесть Владимира МаканИНВ-- и Др. Часто обращается к этой теме телевидение: программа "Вэйий" посвящала свои передачи одиночеству стариков, "До 16 и старшв.> обсуждала вопрос одиночества подростков, Уаинское телевидвмю специальной передаче "Надвечерье" для пожилых людей обсуждаяв прг дидактику и последствия одиночества. Характеризуя это явление,И. С.Кон назвал одиночество
"много- ликим". Опиночество - не только психологическое состояние челОЭ" ка, не только его переживания, эмоции и чувства, но и характ---, ристика его физического отношения с другими людьми. Как состояния физической изолированности, оторванности одиночество известно? древности и сознательно использовалось людьми в виде наказания> от]"альничества, обряпои и воспитания. На протяжении веков менявис "РО елбъектнвнпп оценка и отночение лм"Їм к факту уединения. ""Р ,".;е ( уеппнению япляетсп пс:таологичесиим компонентом кажкого
возрастцоро перио
отн . ---и ко --
> т.п.) "" "Роисщесие в вием неси> "ь- д,; " ВДной ме" а-
::. --го - :еТ - : - -е:
-: . обшеняя
сгия личности.
1№
М.,
"-- -РРе:: --о.е:о-я- -- ..---. ибер " сдей Їя виде наказания. . Ївнь,е ЇЇ" нии веков <еки"--лрос
у уединен. -77- "" нентом кажкого ение с собой ,
" - " , 1991 1967. П9
-стве:::- ой.-. __.
?.1 .1 лове, что в лагере, во амия и
ограива .. о оние с и .юль.ка., <алри.ер. -, " очень быстро, <с п"Ї" ИРОКОИ. я " .кочки-ор-пл.ти. ью такого рода условий ... "мь, придано ""> ,Гм " > " об ,:.,,:.<л.пун.ькуююлй"и.о в лаборатория овиях. . .ниган>.,.-.>.. Їс<>>...Л1)у..>..-.
- . .,-... .--_-
.Ч1рле)ло1,1, пчикочки-"орйплдйатели. о"е."ью такого родаслови "1здно (.ччат[ иклйвипуьиую изолиния в лабораторных условиях.
-...<спиплии, 1
. . .- <мпях поиарок, пврвтс в таястдтю общую твтрахь, привханцую им из Мосхви... Лругм сочиненная в гаяове книга ташлись "Дегенда о Огалинв". Надо сказать, юя>н""--- юлучияаськнияийиия У"--
(.читать иклйви1Туш1ьму<7 ияплйпи в лабопаторню" условиях. . я,р> " " ""и мне оз Мор>> > -- - <и1.ув омм м"111> назид>>>,.. я], -"<<№... д)ур11> _. "ищую
-чержит все гтризнаш; строгого ол1;осг.а: сенсорн депри- асмучший <вгвнда оС>алцн " " "Чиненная д гсио . с., лс,-рив....> " факр ". " п > бШ" ло> "Рона, Сй,!сорная деприная с1..икр шк-.нми интессивкооти и обязан вад " Ї1"< его био Ї"""> Источники ин- ьшением раэнообраэич притоки раздрртотйлей, постпаюп-х из обьвкгиа "Ячапать я оТнЫвении "РЇфов. Коив того я ....< --...... ,-,...">",."<.. тт>г,п",.мя обуалоалена о-гсутотвиеи воя- <осстано>.. "Ї" <01>, эу <" """"надчной
"гДНО- СЧИТЁ
-на с;.аержит все Iтрзня.ИI1 стригиги шпи "- ч-.. Р.."-;, ц-.а1Ц1Н;1то лс11рив,.!ю и фак"ор "з![л..1с.нп
Ийп
к.юорная депривая с1.акр ?о цп-.мзи пп-ппл.попил.> п ,, "я оояч "бК1,шением разнообразят притока раздражитйяей, постпаюп-.х из обьективно " ""ь я очянении" ""ЇЇФЇ" Крине того я " ВпашнеЯ срегга. Сцкальна;! таприпая обл-аловлена отсутствием воп-. восстанови> ""Ї"в>онч1й ЭФУ "" Ї" икооть науч ояностч отеигя с прг-и-ля яныш, или тге обшенке йооожно лишь ; ?)о>я""Ї Йчтив. "У"Нона Снарв ни со строго ограниценны" контлкгвнто лмеЛ. В этом клуча человек со врацени .ьньйас". "п- . не излучает приречной социально аначиаой информации, не можат реамЬ, <у коих ежаднв" "Рвцу <адвй, "Ї"чная цузицу. )) " совать чувственно-эмоциональные контакти, которь возникаит прй. КачераиивяА ЯхОЛНда от "У". Впротпап> общении р другипи лсгьми. Характеризуя кедостаточность сенсорного,>; свМБиагов.И .ЛIО, 1риа111<11и.Ї" РО-гака притока, к1вест:1ый американский психотерапевт Э.Зерн вводит поня-. ем спиццуи , -йоля чимйста> вгонаии -
-пю "структуирован-е врв№!-и". "Структурный гадод столь та важен "Ьэтосеав ">авяги,оа "Рва пврекдад. л.1и изни, как и сисзрнкй голод... Структурный галоп гврЯйн с , перепив ооЛноро " "Ї""еки. Потаи ""Ї < наутас> несбходимо"тьч избегать скукя... Елчи скука, тоска рлятся достаточщ фойяеннов раесто Ргов (адо д уц Ї>ь>о раз спички шмгое вреч<, 1? они становятся синонимом эмоционального голожаи-/ Р"<">6тееIв1в Ї "ЇЇ больвинст ""> я Узнавал могут иметь "е же пслело-вкя. 0бос."е.ный о-" зЧиетви человек - Хоровни спосоЙо Ї врея пп ЇЇтальстя чоет структуярораь время даумя способема: с ПОУЮ!"ЫО деятаяьнос> "ость, напраадення, " ""Рв<вНИя11яя>>.< """ ифанта. -
Вуиет точтае п.>л чти< термином подразумевать наполненность.-.?: илод наэйаиием " ",ой?ип игровой ЇЇРЇв, премани лрптаяыс)<1айи рв1веяив" "Чируется в-п "
1> бопрствпгш-о со:пнн. Фин"а>пи же, о которых говорит :; "Їсорввнова1т"Ї""Ї" й.;.к..топраьтсво.обра.надмятельность. Умение занять себя. найти форму общения, кеятйльноста кграят Ї"<СОбой. : Ї01гааать что
"онно 1и.ячую11йпь в зкотреча.пьн "слонияхтачни. Реиконедьно>- "ЇЯреодо)1вни Рвянова- .п-зиванне избытка срободного вггиени г иыну-тдекном одиночвст "явяяетея Творчество (аа> У">МЯх паиночв
- нознтатст сохранять на спалче предаио> урокие аа-эр биологи- 6 0)-
1;кие фу№:".ия организий. Возьмем а качестве п:с7рал ачгоро-.-: взпяд Ї1изе.>011й1. T10Чв01а Мдимвин ПОН>П й>у.. м" пряст.-:!! опинстного я№]-ущ>", ММНН№ этоко моиоя <Яеншеской Лс- 1-ч-ном. "Мой грймн лень быя распясан лсятк г.: ичил-та>. (д ооявмия, Л.С.аотский""""" вТ инте .1 оли""?-ч9нно си-инст ямкпл.<о княг:в разнес вемк здя - раа> 1ныЙп"ЇIIео<(овI,ЇЇЯ этейопрос>
". .: И>: "Ш.-1Э. 110 СТрЬНИЦаМ, ГЛйДЙМ, ЧСЯ. И.IГЙЯ - МЯ 1тмн "ЇЇ"ЇвНИЯООйий> "Р9НвОИI<.
."яадвго по-йвв и, <-п)д1а и сййжт г." я "упт н м:"л ра стило", за бухагоГ - я пичоло- Рй-.V"вадс; на> -~~.1--_ "дддения. Тодьков лщ, >я11 д критические
коко-п.гп, ра, словом... Опной я, .я::1л "етпя "шн мои 0>.:. Разгон 1 и.. "" таэс точках надюго пути
>"""1нр!" """а,х >1"т"т"п. Оуа :? -а.рльно "на.,.".ась"згв- 47. Ї"""в//В110суь Кйо -... .-._ ..- ., . / . ~ >< -.
1" . 4 1. II.:,!. !1 :о;(р нгоя"" л>""ч. .:.,11. к."го-:я . 11
мы обращаемся к искусств...".
Фактор "заключения" характерен для индивидуальной изоляи Он связан с лишенней возможности свобомого переквижения, соп косновения с окружапшей срвлой и с аынуяхенныи нахопением и ниченнои пространстве. Эксперименты, в которых исслековалось вив вышеуказанных факторов на состояние человека, показали, судестаенные изменения в психофизиологическом состоянии челе происходят уже при воздействии одного лить фактора "заключен Изменения электроэнцефалограммы свидетельствуют о снияении ня бодрствования, ухудвении возможностей мыслительной деятеле Появляется чувство беспокойства, треноги, изменяются параиетд самооценки состояния л т.д. Добааяение к "заключени")" двух в; компонентов - социальной и сенсорной депривации - увеличивает схвигов в психическом состоянии, а сами воздейстауптие услопи переносятся все тяжелее.
Учеными устаноалено, что пребывание человека в условиях видуальной изоляции может повести к целому ряпу нарушений в восприятия, мышпения, памяти, внимания, эмоциональнь-х процес У испытуемых возникает состояние напряжения, появляется раая тельность, несдержанность, эмоциональная неустойчивость, уху)} ся умственная работоспособность, понижается способность концв1 ции внимания и т.п. Особенно жесткие условия инаивидуальной 14 ции - полная тишина, темнота, постоянная оптимяльная темперак рай т.п. - вызывают довольно серьзнь-е отклонения в психиче процессах, вплоть до галлюцинаций.
Затянувшееся вынужденное одиночество попет стать причин возникновения не только трудного состояния, но и настоягего Специальное изучение этого вопрося покапало, что лди, жи:->нья торых бывает отягощена такого рода проблемой, Р естественнхц виях жизни могут быть распределены по трея группам.
Первую группу состапляют молодце люди от 1Р по ?Р л<>т. переживание социального одиночества происходит у них вслеябта отторжения от родительской семьи, сложностей адаптации к ном> условиям жизни (учеба или работа в другом городе), разрыва яД ных отношений и т.п.
См.: Выготский Л.С. Психйлогия искусства. - М.,
122
Во второй (29 38)
---
- ютическая оцен Ї"> собственной "ЇЇ>> Уаев- - стр/-- о у с, песси-
-лтт > -
-и, вреГ" " ч> Установок "краим, актии >ство от-
<иктность "РЇ"Ї"сь Р"" ниче- "рве н с ивнынии> ...
кола ия ии пер) нас пе{ 1р>1каии.
-одиночество -----из- "Цет идбегатк п> ~ яько тотои>>
<- И рог - -тг-
н неоое о,ЇЇ -о- себя, свое с.во <
коннк ""оя. Но всегда это ди, "остоянном
Си . и - " -"Т НИ СОбсгавммпв " Воссарт А Б Пя "<виной,
-"--:
Развитии. - м т "" 123 " 2 и лр.
1
ни спонтанной тяги к уединению. В процессе онтоганеза через инш" вивуалмо-воспитательцу> установку ролитахей и бя.шкайшвго окруздц ребенку перехается тяга к обособаению. Ребенцу навязывается рвгфч фуктивний способ мигоения, повепения и даятеяьнооти, что а буу печ опрехмяет похртатвяьность, конфориизи. Бсяи ети "восстав против павпения с помопыготридательной эмоциональной реакции, то это пригонит к неосознанному, но остро переживаеиоиу отчухця-. нию: Ребенок становится здажпебнм) к окружению и н этойПочм происховят частые летокие конвихты, возникают страхи, неврозы. У детей формируется упряяство,своеволие, заносчивость, негатив что автрувняет его контакт> с окрухапямии - взросямч и сверст ками.
Овладев способность> к самойтоятельней теятельнооти (4-5; ребенок нуждается а уелинении. Яля него акальны фиксая ей принаНлежности правметов обихода и пространства. Когра жИанен пространство не преврамастбя в пространство псизеояогическов.а; остается, лак и в детском вопрасте, :чисто внешний, человек оно ваеуся плс:о приспособленкь к сйциальнии контактам. Это прояв ся во всех сферах жизнедеятельности, начиная от неумения шкоВ делать уроки в чьем-либо присутствии, до неумения создать йене
Переживание отчуждения у дошкольника прояпяяется в 2-хфв с одной стороны - это чувство "самости", которое объединяет >; бе аутоилентичность и признание себя как ценности. Это чувотВД основное для таких свойств как,достоииство, честь, совесть. С.. гой сторон>, переживание отчуждения может прояяяяться в чув<> одиночества. У ребенка наблюдается 01ру11ение собственной ненуя отсутствие интересов и целей, потеря смысла действия. Шестия мальчик на вопрос: "Кем ты хочешь быть?" отвечает -"Вододаэс "А что т> там будешь делать? - "Ничего. Я .буду плавать по дна чтобы никого не бмю и никто меня не трогал". Ребёнок не ре сирует, и не пытается понять, что в этом мире аяя перо не та>.1 Но янегонее состояние его одиночества выражается через боязнь тов с окружаю-пими. Подтекст его желания: "Я никому не нужей,: я буду один".
Детские психоиоги упааяйт большое внимание пройлеяе "беК и считают, что как бы ни быди часты побеги пофиаиологически> чинам (иизоэенчя, психопатия), ко самыми част.ыки считаются я по причинам сугубо социальным, психологическим, из-за кеблаМ одя и кокпиктов в семье. 124
:--,.
ооналоГ >. апти-. Рессию рнм Т я<ение, ево> "сть детей
-, - иЇ; --ивае и, своего ро <Р"ах встре"
--о о -Ї, спооТГ"" а. Ясиходоги п >ормального чело.
Т "иГ- - - -РО "сво о фор
Г ~
Рает Т " РОН етет его ее>, се ь один,
-ерное, :Г о:::Т "Ї - " Раз- ностный хяп "ормально. " и <либляться -
- .1: носят
с.еня пр""Р" .енять" ьи с > -РНОС.И. Ма:Ї -Ї- из.е. одиночества; Ї прив " Ї отно,>.
но<ес "<>>у особдии заканчивается эернно-" с-е место .
""иальность
"правление, в чп "<"""тает
- ся о~ ""Ь К ПОНИЧаи,.>
приобретает "оте чело- пониманя
оае праТ" лоур. " "иапкнп.., _ н<е. в эоц д",
Лсихол
""иологичепе х
- -и- -~- "о.ать др ь-
- - ".. 6
Именно в юношеском возрасте формируется созерцательность, спь- сибноеть к эмпатии. Вчесте с этим ипет завершение обособления, которое предполагает э качестве необходимого условия физическое уединение индивида. Уединение становится собственно психологиче- ской необходимостью, решением счысяожизненньк задач. Появляются дневники-исповеди, прогулки по лесу, обращение к классической му- зыке. Это уединение не -оторванность от жизни. Это поиск значимости внутри себя, что нередко приводит к внутреннему конфликту.
К концу юношеского возраста этап обособления завершается. Возникает три типа личности: Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|