Белоусова Зинаида Игнатьевна » Конфликтология



17 страница


ся изгнанием козла отпущения. Некоторые группы сохраняют своих .,;  

козлов отпущения. Козлом отпущения может быть маловдиятельный  

индивид, руководитель, подгруппа меньшинства (евреи в Третьем рев"  

хе) или какая-нибудь другая группа. .  

 

ч>.  

 

Организационные изменения з группе.  

В результате напряжения в группе происходят:  

- изменения групповой цели. иди фиксация общей цели: ЙМИЩРК"  

 

116 -.  

 

 

 

"поведенный зыше случай мобиаизации одной гру]11Н>) против ; ругой  

"рупль. Фиксация цели (особенно с надеждой на ее осги"ние) осла1-  

"яет напряжение, порожденное внешьей агрессивностью, иди напряче-  

щ,е, возникшее из-за внутренних рассей.  

 

- Разрешение конфликтов посредством новой формулировки делен  

долгрупп и личных обязанностей ее членов.  

 

- Изменения в плане действия, использование нольк еоечсгв для  

лостижения уже намеченной целя.  

 

Пример.>: если в случае конфликта прекусиагривается процедура  

сухЛвния и средства, способствустие убеадению противника, то  

это уменьшает напрядение.  

 

- Предусматриваегоя создание подкомиссии.  

 

- Реформы структуры группы.  

 

Примери: централизация или децентрализация предстает как  

срйдство разрешения трудносгей в группе.  

 

Появление иди смена руководителя  

 

Особым случаем изменения пли установления роли личности я це-  

лях уменьшения напря-ления является смена руководителя; его наина-  

паит или меняют.  

 

Напряжение может быть устранено благддаря точу, что бывши  

руководитель атановится коздом отпущения и наднаадтея новый руко-  

водитель. Этот тип решения связан о культурной моделью, согласно  

когорой, если группа "действует плохо", это вина руководителя.  

 

Дадьше мы рассмотрим оаоб.ый случай грпповей ячначткя: иэ>е- "  

яениз способа управле:гия. Действительно, ослабление напрджения по-  

ют происходить при гереходе от авторитарного упраапения к демо-  

фатичесному, и ?".борот.  

 

Распад группы  

 

Раскол чдьяов и ликвидация группы является самым радикальным  

йедствием внутреннего напряжения. Это пропаходит а том случае,  

да сияй распада я период напряженности были белее активны, чей  

ш сплочения. Однако распад группы уменьшает напряжение внутри  

по крайней мере в моиент принятия решения.  

 

1  

 

. .-:-..  

 

" . " " " .-1  

 

- л-- - -  

- .1:-.- .->" 1  

" .,-.- /  

.  

 

IX. ОДИНОЧЕСТВО - ПРОЕДЕМА ЛИЧНОСТНОГО КОНЙ1ИКТА  

 

Опиночество - социально-психологическая проблема двадцатого  

столетия, некоторье социологи считают ее недугом современности.  

Бурная Динамичная современность порождает сочетание альтернативниц  

жизненных позиций: стремление к уединению и жажду межличностных  

контактов. Когда говорят об одиночестве - отвергают его. Почему?  

Малип боится оставаться дома один, да и что может быть бесчело-  

вечней одинокого ребенка? А с другой стороны личностью он станет  

только тогда, корда захочет побыть один, когдй сумеет противопо-  

ставить себя всему миру.  

 

Независимость и обособленность личности тесно сопряжены с не-  

избывной жаждой человеческого тепла, выражающейся в постоянной по-  

иске любимого человека, близкого друга или просто общения.  

 

В последнее время на основе научных иссиедований в области  

психологии одиночества и с учетом большой практической необходи-  

мости, появляются специальные социальные институты, предназначен-  

ные пля оказания конкретной помощи одиноким. (Здово "одиночество.  

встречаем названиях художественных книг, вышедших за последти>  

десятилетия в различных странах мира: "Одиночество на плошади-  

повесть японца Иосиз Хотта, "Одиночество в Вавилоне" - Иоаефайв-  

динга (РГ), "Забавное одиночество" - роман французского писате-  

ля Филиппа Соллерса, "Один и одна" - повесть Владимира МаканИНВ--  

и Др. Часто обращается к этой теме телевидение: программа "Вэйий"  

посвящала свои передачи одиночеству стариков, "До 16 и старшв.>  

обсуждала вопрос одиночества подростков, Уаинское телевидвмю  

специальной передаче "Надвечерье" для пожилых людей обсуждаяв  

прг дидактику и последствия одиночества.  

Характеризуя это явление,И. С.Кон назвал одиночество  

 

"много-  

ликим". Опиночество - не только психологическое состояние челОЭ"  

ка, не только его переживания, эмоции и чувства, но и характ---,  

ристика его физического отношения с другими людьми. Как состояния  

физической изолированности, оторванности одиночество известно?  

древности и сознательно использовалось людьми в виде наказания>  

от]"альничества, обряпои и воспитания. На протяжении веков менявис  

"РО елбъектнвнпп оценка и отночение лм"Їм к факту уединения. ""Р  

,".;е ( уеппнению япляетсп пс:таологичесиим компонентом кажкого  

 

возрастцоро перио  

 

отн . ---и ко  

--  

 

> т.п.) "" "Роисщесие в вием неси> "ь-  

д,; " ВДной ме" а-  

 

::. --го  

- :еТ -  

: - -е:  

 

-: . обшеняя  

 

сгия личности.  

 

1№  

 

М.,  

 

"-- -РРе:: --о.е:о-я-  

-- ..---. ибер " сдей Їя  

виде наказания. . Ївнь,е ЇЇ"  

нии веков <еки"--лрос  

 

у уединен. -77- ""  

нентом кажкого ение с собой ,  

 

" - " , 1991  

1967. П9  

 

-стве:::-  

ой.-. __.  

 

?.1  

.1 лове, что в лагере, во амия и  

 

ограива .. о оние с и .юль.ка., <алри.ер. -, " очень быстро, <с п"Ї" ИРОКОИ. я  

" .кочки-ор-пл.ти. ью такого рода условий ... "мь, придано ""> ,Гм " > " об  

,:.,,:.<л.пун.ькуююлй"и.о в лаборатория овиях. . .ниган>.,.-.>.. Їс<>>...Л1)у..>..-.  

 

- . .,-... .--_-  

 

.Ч1рле)ло1,1, пчикочки-"орйплдйатели. о"е."ью такого родаслови  

"1здно (.ччат[ иклйвипуьиую изолиния в лабораторных условиях.  

 

-...<спиплии, 1  

 

. . .- <мпях поиарок, пврвтс в таястдтю общую  

твтрахь, привханцую им из Мосхви... Лругм сочиненная в гаяове  

книга ташлись "Дегенда о Огалинв". Надо сказать, юя>н""---  

юлучияаськнияийиия У"--  

 

(.читать иклйви1Туш1ьму<7 ияплйпи в лабопаторню" условиях. . я,р> " " ""и мне оз Мор>> > -- - <и1.ув омм  

м"111> назид>>>,.. я], -"<<№... д)ур11> _. "ищую  

 

-чержит все гтризнаш; строгого ол1;осг.а: сенсорн депри- асмучший <вгвнда оС>алцн " " "Чиненная д гсио  

. с., лс,-рив....> " факр ". " п > бШ" ло> "Рона,  

Сй,!сорная деприная с1..икр шк-.нми интессивкооти и обязан вад " Ї1"< его био Ї"""> Источники ин-  

ьшением раэнообраэич притоки раздрртотйлей, постпаюп-х из обьвкгиа "Ячапать я оТнЫвении "РЇфов. Коив того я  

....< --...... ,-,...">",."<.. тт>г,п",.мя обуалоалена о-гсутотвиеи воя- <осстано>.. "Ї" <01>, эу <" """"надчной  

 

"гДНО- СЧИТЁ  

 

-на с;.аержит все Iтрзня.ИI1 стригиги шпи "- ч-..  

Р.."-;, ц-.а1Ц1Н;1то лс11рив,.!ю и фак"ор "з![л..1с.нп  

 

Ийп  

 

к.юорная депривая с1.акр ?о цп-.мзи пп-ппл.попил.> п ,, "я оояч  

"бК1,шением разнообразят притока раздражитйяей, постпаюп-.х из обьективно " ""ь я очянении" ""ЇЇФЇ" Крине того я "  

ВпашнеЯ срегга. Сцкальна;! таприпая обл-аловлена отсутствием воп-. восстанови> ""Ї"в>онч1й ЭФУ "" Ї" икооть науч  

ояностч отеигя с прг-и-ля яныш, или тге обшенке йооожно лишь ; ?)о>я""Ї Йчтив. "У"Нона Снарв ни  

со строго ограниценны" контлкгвнто лмеЛ. В этом клуча человек со врацени .ьньйас". "п- .  

не излучает приречной социально аначиаой информации, не можат реамЬ, <у коих ежаднв" "Рвцу <адвй, "Ї"чная цузицу. )) "  

совать чувственно-эмоциональные контакти, которь возникаит прй. КачераиивяА ЯхОЛНда от "У". Впротпап>  

общении р другипи лсгьми. Характеризуя кедостаточность сенсорного,>; свМБиагов.И .ЛIО, 1риа111<11и.Ї" РО-гака  

притока, к1вест:1ый американский психотерапевт Э.Зерн вводит поня-. ем спиццуи , -йоля чимйста> вгонаии -  

 

-пю "структуирован-е врв№!-и". "Структурный гадод столь та важен "Ьэтосеав ">авяги,оа "Рва пврекдад.  

л.1и изни, как и сисзрнкй голод... Структурный галоп гврЯйн с , перепив ооЛноро " "Ї""еки. Потаи ""Ї < наутас>  

несбходимо"тьч избегать скукя... Елчи скука, тоска рлятся достаточщ фойяеннов раесто Ргов (адо д уц Ї>ь>о раз спички  

шмгое вреч<, 1? они становятся синонимом эмоционального голожаи-/ Р"<">6тееIв1в Ї "ЇЇ больвинст ""> я Узнавал  

могут иметь "е же пслело-вкя. 0бос."е.ный о-" зЧиетви человек - Хоровни спосоЙо Ї врея пп ЇЇтальстя  

чоет структуярораь время даумя способема: с ПОУЮ!"ЫО деятаяьнос> "ость, напраадення, " ""Рв<вНИя11яя>>.< """  

ифанта. -  

 

Вуиет точтае п.>л чти< термином подразумевать наполненность.-.?: илод наэйаиием " ",ой?ип игровой ЇЇРЇв,  

премани лрптаяыс)<1айи рв1веяив" "Чируется в-п "  

 

1> бопрствпгш-о со:пнн. Фин"а>пи же, о которых говорит :; "Їсорввнова1т"Ї""Ї"  

й.;.к..топраьтсво.обра.надмятельность.  

Умение занять себя. найти форму общения, кеятйльноста кграят Ї"<СОбой. : Ї01гааать что  

 

"онно 1и.ячую11йпь в зкотреча.пьн "слонияхтачни. Реиконедьно>- "ЇЯреодо)1вни Рвянова-  

.п-зиванне избытка срободного вггиени г иыну-тдекном одиночвст "явяяетея Творчество (аа> У">МЯх паиночв  

 

- нознтатст сохранять на спалче предаио> урокие аа-эр биологи- 6 0)-  

 

1;кие фу№:".ия организий. Возьмем а качестве п:с7рал ачгоро-.-: взпяд Ї1изе.>011й1. T10Чв01а Мдимвин  

ПОН>П й>у.. м" пряст.-:!! опинстного я№]-ущ>", ММНН№ этоко моиоя <Яеншеской  

Лс- 1-ч-ном. "Мой грймн лень быя распясан лсятк г.: ичил-та>. (д ооявмия, Л.С.аотский""""" вТ инте  

.1 оли""?-ч9нно си-инст ямкпл.<о княг:в разнес вемк здя - раа> 1ныЙп"ЇIIео<(овI,ЇЇЯ этейопрос>  

 

". .: И>: "Ш.-1Э. 110 СТрЬНИЦаМ, ГЛйДЙМ, ЧСЯ. И.IГЙЯ - МЯ 1тмн "ЇЇ"ЇвНИЯООйий> "Р9НвОИI<.  

 

."яадвго по-йвв и, <-п)д1а и сййжт г." я  

"упт н м:"л ра стило", за бухагоГ - я пичоло- Рй-.V"вадс; на> -~~.1--_ "дддения. Тодьков лщ, >я11 д критические  

 

коко-п.гп, ра, словом... Опной я, .я::1л "етпя "шн мои 0>.:. Разгон 1 и.. "" таэс точках надюго пути  

 

>"""1нр!" """а,х >1"т"т"п. Оуа :? -а.рльно "на.,.".ась"згв- 47. Ї"""в//В110суь Кйо  

-... .-._ ..- ., . / . ~ >< -.  

 

1" . 4 1. II.:,!. !1 :о;(р нгоя"" л>""ч. .:.,11. к."го-:я . 11  

 

мы обращаемся к искусств...".  

 

Фактор "заключения" характерен для индивидуальной изоляи  

Он связан с лишенней возможности свобомого переквижения, соп  

косновения с окружапшей срвлой и с аынуяхенныи нахопением и  

ниченнои пространстве. Эксперименты, в которых исслековалось  

вив вышеуказанных факторов на состояние человека, показали,  

судестаенные изменения в психофизиологическом состоянии челе  

происходят уже при воздействии одного лить фактора "заключен  

Изменения электроэнцефалограммы свидетельствуют о снияении  

ня бодрствования, ухудвении возможностей мыслительной деятеле  

Появляется чувство беспокойства, треноги, изменяются параиетд  

самооценки состояния л т.д. Добааяение к "заключени")" двух в;  

компонентов - социальной и сенсорной депривации - увеличивает  

схвигов в психическом состоянии, а сами воздейстауптие услопи  

переносятся все тяжелее.  

 

Учеными устаноалено, что пребывание человека в условиях  

видуальной изоляции может повести к целому ряпу нарушений в  

восприятия, мышпения, памяти, внимания, эмоциональнь-х процес  

У испытуемых возникает состояние напряжения, появляется раая  

тельность, несдержанность, эмоциональная неустойчивость, уху)}  

ся умственная работоспособность, понижается способность концв1  

ции внимания и т.п. Особенно жесткие условия инаивидуальной 14  

ции - полная тишина, темнота, постоянная оптимяльная темперак  

рай т.п. - вызывают довольно серьзнь-е отклонения в психиче  

процессах, вплоть до галлюцинаций.  

 

Затянувшееся вынужденное одиночество попет стать причин  

возникновения не только трудного состояния, но и настоягего  

Специальное изучение этого вопрося покапало, что лди, жи:->нья  

торых бывает отягощена такого рода проблемой, Р естественнхц  

виях жизни могут быть распределены по трея группам.  

 

Первую группу состапляют молодце люди от 1Р по ?Р л<>т.  

переживание социального одиночества происходит у них вслеябта  

отторжения от родительской семьи, сложностей адаптации к ном>  

условиям жизни (учеба или работа в другом городе), разрыва яД  

ных отношений и т.п.  

 

См.: Выготский Л.С. Психйлогия искусства. - М.,  

 

122  

 

Во второй (29 38)  

 

---  

 

-  

ютическая оцен Ї"> собственной "ЇЇ>> Уаев- -  

стр/-- о у с, песси-  

 

-лтт > -  

 

-и, вреГ" "  

ч> Установок "краим, актии >ство от-  

 

<иктность "РЇ"Ї"сь Р"" ниче-  

"рве н с ивнынии> ...  

 

кола ия  

ии пер)  

нас пе{  

1р>1каии.  

 

-одиночество -----из-  

"Цет идбегатк п> ~ яько тотои>>  

 

<- И рог - -тг-  

 

н неоое о,ЇЇ -о-  

себя, свое с.во <  

 

коннк ""оя. Но всегда это ди, "остоянном  

 

Си . и - " -"Т НИ СОбсгавммпв  

" Воссарт А Б Пя "<виной,  

 

-"--:  

 

Развитии. - м т ""  

123 " 2 и лр.  

 

 

 

1  

 

ни спонтанной тяги к уединению. В процессе онтоганеза через инш"  

вивуалмо-воспитательцу> установку ролитахей и бя.шкайшвго окруздц  

ребенку перехается тяга к обособаению. Ребенцу навязывается рвгфч  

фуктивний способ мигоения, повепения и даятеяьнооти, что а буу  

печ опрехмяет похртатвяьность, конфориизи. Бсяи ети "восстав  

против павпения с помопыготридательной эмоциональной реакции,  

то это пригонит к неосознанному, но остро переживаеиоиу отчухця-.  

нию: Ребенок становится здажпебнм) к окружению и н этойПочм  

происховят частые летокие конвихты, возникают страхи, неврозы.  

У детей формируется упряяство,своеволие, заносчивость, негатив  

что автрувняет его контакт> с окрухапямии - взросямч и сверст  

ками.  

 

Овладев способность> к самойтоятельней теятельнооти (4-5;  

ребенок нуждается а уелинении. Яля него акальны фиксая ей  

принаНлежности правметов обихода и пространства. Когра жИанен  

пространство не преврамастбя в пространство псизеояогическов.а;  

остается, лак и в детском вопрасте, :чисто внешний, человек оно  

ваеуся плс:о приспособленкь к сйциальнии контактам. Это прояв  

ся во всех сферах жизнедеятельности, начиная от неумения шкоВ  

делать уроки в чьем-либо присутствии, до неумения создать йене  

 

Переживание отчуждения у дошкольника прояпяяется в 2-хфв  

с одной стороны - это чувство "самости", которое объединяет >;  

бе аутоилентичность и признание себя как ценности. Это чувотВД  

основное для таких свойств как,достоииство, честь, совесть. С..  

гой сторон>, переживание отчуждения может прояяяяться в чув<>  

одиночества. У ребенка наблюдается 01ру11ение собственной ненуя  

отсутствие интересов и целей, потеря смысла действия. Шестия  

мальчик на вопрос: "Кем ты хочешь быть?" отвечает -"Вододаэс  

"А что т> там будешь делать? - "Ничего. Я .буду плавать по дна  

чтобы никого не бмю и никто меня не трогал". Ребёнок не ре  

сирует, и не пытается понять, что в этом мире аяя перо не та>.1  

Но янегонее состояние его одиночества выражается через боязнь  

тов с окружаю-пими. Подтекст его желания: "Я никому не нужей,:  

я буду один".  

 

Детские психоиоги упааяйт большое внимание пройлеяе "беК  

и считают, что как бы ни быди часты побеги пофиаиологически>  

чинам (иизоэенчя, психопатия), ко самыми част.ыки считаются я  

по причинам сугубо социальным, психологическим, из-за кеблаМ  

одя и кокпиктов в семье.  

124  

 

:--,.  

 

ооналоГ >. апти-.  

Рессию рнм Т я<ение, ево> "сть детей  

 

-, - иЇ; --ивае  

и, своего ро <Р"ах встре"  

 

--о о -Ї, спооТГ"" а.  

Ясиходоги п >ормального чело.  

 

Т "иГ- - - -РО  

"сво о фор  

 

Г ~  

 

Рает Т " РОН  

етет его ее>, се ь один,  

 

-ерное, :Г о:::Т "Ї - " Раз-  

ностный хяп "ормально. " и <либляться -  

 

- .1: носят  

 

с.еня пр""Р" .енять" ьи  

с > -РНОС.И. Ма:Ї -Ї- из.е.  

одиночества; Ї прив " Ї отно,>.  

 

но<ес "<>>у  

особдии заканчивается  

эернно-" с-е место .  

 

""иальность  

 

"правление, в чп "<"""тает  

 

- ся о~  

""Ь К ПОНИЧаи,.>  

 

приобретает  

"оте чело-  

пониманя  

 

оае праТ"  

лоур. " "иапкнп.., _ н<е. в эоц д",  

 

Лсихол  

 

""иологичепе х  

 

- -и-  

-~- "о.ать др ь-  

 

 

 

- - ".. 6  

 

Именно в юношеском возрасте формируется созерцательность, спь-  

сибноеть к эмпатии. Вчесте с этим ипет завершение обособления,  

которое предполагает э качестве необходимого условия физическое  

уединение индивида. Уединение становится собственно психологиче-  

ской необходимостью, решением счысяожизненньк задач. Появляются  

дневники-исповеди, прогулки по лесу, обращение к классической му-  

зыке. Это уединение не -оторванность от жизни. Это поиск значимости  

внутри себя, что нередко приводит к внутреннему конфликту.  

 

К концу юношеского возраста этап обособления завершается.  

Возникает три типа личности:




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 730
Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь