Анастази А. » Психологическое тестирование



43 страница


трех возрастных выборок равными 0,97. Показатели IQ по вербальной  

шкале во всех трех группах имели идентичные коэффициенты надежно-  

сти, равные 0,96, а по шкале действия-0,93 и 0,94. Таким образом, все  

три показателя IQ высоконадежны с точки зрения внутренней согласо-  

ванности теста. Как можно было ожидать, индивидуальные субтесты да-  

ли более низкие коэффициенты надежности, колеблющиеся от 0,60 для  

заданий <запоминание цифр>, <расположение картинок> и <сборка  

объекта> до таких высоких, как 0,96 для субтеста <словарный запас>.  

Особенно важно учитывать надежность субтестов при оценке значимо-  

сти различий между показателями субтестов, полученными одним и тем  

же испытуемым, например при профильном анализе.  

В руководстве к WAIS приводятся стандартные ошибки измерения  

для всех трех показателей IQ и для всех показателей субтестов. Для IQ,  

полученного в вербальной шкале, такая ошибка составляет 3 единицы  

в каждой группе, для IQ, полученного в шкале действия,-чуть ниже 4,  

а для полной шкалы-2,6. Опираясь на эти данные, мы можем заключить  

с вероятностью около 1/2, что истинное значение IQ испытуемого нахо-  

дится в диапазоне 3 единиц по обе стороны от полученного им по вер-  

бальной шкале показателя IQ. Такая величина ошибки предпочтительней  

ошибки измерения в 5 единиц, полученной для шкалы Станфорд-Бине.  

Напомним, однако, что коэффициенты надежности в тестах Станфорд-  

Бине определялись методом взаимозаменяемых форм, предъявлявшихся  

с интервалами в одну неделю и менее, а такие условия уже сами по себе  

предполагают более низкие коэффициенты надежности и большую ва-  

риативность показателей.  

Валидность. Любые обсуждения проблемы валидности WAIS  

обязательно должны начинаться с исследования, проведенного по более  

раннему варианту по тесту Векслера-Белльвью. Поскольку все измене-  

ния, введенные в WAIS, являются улучшениями первого варианта теста  

Векслера-Белльвью (надежности, верхнего порога, нормативной выбор-  

ки и т.д.) и поскольку природа теста по существу остается той же, впол-  

не оправдано допущение, что валидность данных, полученных по тесту  

Векслера-Белльвью, будет скорее недооценивать, а не переоценивать ва-  

лидность WAIS.  

Само руководство к WAIS не содержит данных по валидности, но  

некоторые аспекты валидности рассматриваются в книгах Д. Векслера  

(D.Wechsler, 1958) и Дж.Д.Матараццо (J.D.Matarazzo, 1972). В своей  

книге Д. Векслер доказывает, что психологические функции, измеряемые  

каждым из II выбранных субтестов, соответствуют определению интел-  

лекта, что подобные тесты успешно применялись в ранее разработанных  

-. " .."" """а T-ffTT,T показали свою ценность в клиниче-  

 

225 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ  

 

ской практике. Сам автор теста делает основной акцент именно на таком  

подходе к валидности. Подобная трактовка существенна для валидности  

по содержанию, хотя ее можно отнести и к конструктной валидности без  

подтверждающих данных. Многие из рассуждений в книге Дж.Д. Мата-  

раццо напоминают приведенную аргументацию, особенно когда речь  

идет о структуре общего интеллекта, но они почти не затрагивают оцен-  

ки WAIS как измерительного инструмента.  

Некоторые из эмпирических данных по критериальной текущей яа-  

лидности обобщены в обеих книгах (J.D.Matarazzo, 1972, р. 284;  

D. Wechsler, 1958, гл. 14). Такие данные включают разницу средних зна-  

чений IQ среди испытуемых, отличающихся по уровню образования  

и профессиональной принадлежности, и некоторые корреляции с оценка-  

ми выполнения работы на предприятии и учебными отметками. Самые  

большие групповые различия хотя и невелики, но того же порядка, что  

и предполагался. Служащие разных типов и уровней в среднем получили  

высокие показатели IQ по вербальной шкале, а представители профес-  

сий, требующих владения физическими умениями и навыками, получили  

более высокие показатели IQ по тестам действия. В исследованиях про-  

мышленного административного персонала и должностных лиц психиа-  

трических клиник показатели IQ по вербальной шкале коррелировали на  

уровне 0,30 со всеми оценками тестов действия. Разумеется, обе группы  

были заранее отобраны по способностям, измеренным с помощью этих  

тестов. Корреляции между показателями IQ по вербальной шкале  

и оценками в колледже и политехническом институте оказались равными  

0,40 и 0,50. Во всех этих группах корреляции с вербальной шкалой были  

несколько выше, чем с полной шкалой, а корреляции с показателями по  

шкале действия были заметно ниже. Однако даже с показателями, полу-  

ченными по вербальной шкале, корреляции не были столь высоки, как  

с показателями по тесту Станфорд-Бине и по группе наиболее из-  

вестных тестов. В исследованиях умственно отсталых показатели IQ, по-  

лученные по WAIS, оказались хорошими предсказателями возможности  

выписки пациентов из специальных учреждений и последующей подго-  

товки к работе (W.H. Guertin et а1" 1966).  

Шкалы Векслера неоднократно коррелировались с тестами Стан-  

форд-Бине и другими достаточно известными тестами интеллекта (W.  

Н. Guertin et а1" 1971; J.D. Matarazzo, 1972; D. Wechsler, 1958). Корреля-  

ции с показателями по шкале Станфорд-Бине, полученными при  

изучении случайной группы подростков или взрослых и среди умственно  

отсталых, располагаются около 0,8. В более однородных выборках, типа  

учащихся колледжа, корреляции бывают значительно ниже. Групповые  

тесты дают несколько меньшие корреляции со шкалами Векслера, хотя  

величины корреляций широко варьируются в зависимости от конкретно-  

го теста, природы и однородности выборки. И для шкал Станфорд-Би-  

не и для групповых тестов характерны более высокие корреляции с пока-  

зателями по вербальной шкале по сравнению с полной, тогда как  

корреляции с показателями по шкале действия гораздо ниже, чем с дву-  

мя первыми. Вместе с тем показатели IQ по шкале действия коррели-  

руют более полно с тестами пространственных способностей, чем пока-  

затели IQ по вербальной шкале.  

В некотором соответствии с конструктной валидностью шкал Векс-  

лера находятся взаимокорреляции показателей субтестов и показателей  

IQ по вербальной шкале и шкале действия. При стандартизации WAIS  

 

226 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  

 

были вычислены взаимокорреляции показателей обеих шкал и II субте-  

стов для тех же самых 3 возрастных групп, для которых подсчитывались  

коэффициенты надежности, а именно 18-19, 25-34 и 45-54 года. Коэффи-  

циенты корреляции между показателями вербальной шкалы и шкалы  

действия для каждой из групп были соответственно равны 0,77, 0,77  

и 0,81. Взаимокорреляции между отдельными субтестами также практи-  

чески совпадают во всех 3 группах, будучи выше в вербальных субтестах  

по сравнению с субтестами действия. Корреляции между показателями  

субтестов вербальных и действия, оставаясь в целом более низкими, все  

же были значимыми. Например, в группе испытуемых в возрасте от 25  

до 34 лет корреляции вербальных субтестов варьировались от 0,40 до  

0,81, субтестов действия-от 0,44 до 0,62, а между показателями по обеим  

шкалам-от 0,3 до 0,67. И корреляции отдельных субтестов, и корреля-  

ции между всей вербальной шкалой и шкалой действия заставляют пред-  

положить, что обе шкалы имеют много общего и что отнесение тестов  

к той или другой шкале, по-видимому, несколько произвольно.  

Факторный анализ шкалы Векслера проводился по результатам раз-  

личных испытуемых-от восьмиклассников до пожилых людей (в возра-  

сте 60-75 лет и старше) из выборки стандартизации, включавшей как  

нормальных, так и аномальных индивидов. Данные по группам индиви-  

дов обрабатывались статистическими методами и анализировались  

с различных точек зрения. Часть из них анализировалась на предмет воз-  

растных изменений в организации факторов субтестов Векслера. Но  

данные, полученные разными исследователями, довольно противоре-  

чивы.  

В качестве примера можно рассмотреть анализ факторов Дж. Коэна  

(J. Cohen, 1957а; Ъ) методом взаимокорреляций субтестов, проведенных  

на четырех группах испытуемых из выборки стандартизации. Выделя-  

лись следующие возрастные диапазоны: от 18 до 19 лет, от 25 до 34, от  

45 до 54 и от 60 до 75 и более лет. Основные результаты этого исследо-  

вания согласуются с другими исследованиями, которые используют  

сравнительные методы, и с данными по разным популяциям более позд-  

них работ Дж. Коэна и его коллег (W.H. Guertin et а1" 1962, 1966). To,  

что все II субтестов имеют много общего, доказало исследование  

Дж. Коэна, обнаружившего единый основной фактор, наличие которого  

объясняло около 50Їо суммарной дисперсии батареи.  

Кроме того, были выявлены три групповых фактора. Одним был  

фактор вербального понимания, особенно сказывавшийся в субтестах  

<словарный запас>, <осведомленность>, <понимание> и <нахождение  

сходства>. Фактор перцептивной организации проявлялся главным обра-  

зом в субтестах <конструирование блоков> и <сборка объекта>. Этот  

фактор в действительности, по-видимому, представляет сочетание факто-  

ров скорости восприятия и пространственных представлений, постоянно  

устанавливаемых при факторном анализе тестов способностей.  

Третий групповой фактор, установленный Дж. Коэном, был обозна-  

чен как фактор памяти. Действующий главным .образом в субтестах  

<арифметика> и <запоминание цифр>, он, очевидно, связан с кратковре-  

менной механической памятью на новый материал и припоминанием  

предварительно выученного материала. Способность к концентрирова-  

нию внимания и умение сосредоточиться тоже могут быть включены  

в этот фактор. Особый интерес представляют данные о том, что значе-  

 

227  

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ  

 

этом возрастном уровне этот фактор значительно преобладает не только  

в субтестах <арифметика> и <запоминание цифр>, йо и в субтестах <сло-  

варный запас>, <осведомленность>, <понимание> и <цифровые символы>.  

Дж. Коэн отмечает, что в период старения память начинает ухудшаться  

у разных людей в разное время и с различной скоростью, а значит, инди-  

видуальные различия в памяти становятся более заметными в функцио-  

нировании интеллекта, чем это имело место в более ранних возрастах.  

Многие из субтестов WAIS предполагают использование памяти во всех  

возрастах. Однако до тех пор пока не наступают какие-то ухудшения,  

индивидуальные различия в способности запоминания, тренируемые  

в большинстве субтестов, незначительны.  

 

ВЕКСЛЕРОВСКАЯ ШКАЛА ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ДЕТЕЙ  

 

Описание. Векслеровская шкала интеллекта для детей (WISC) сначала  

готовилась как продление первоначальной шкалы Векслера-Белльвью  

на более низкие возрастные уровни (S. Е. Seashore, A. G. Wesman, J. Е. Do-  

ppelt, 1950). Многие задания были взяты непосредственно из теста для  

взрослых, и к каждому были добавлены более легкие задания того же  

типа. Переработанное издание WISC-R было опубликовано в 1974 г.,  

в него были включены 12 субтестов, два из которых применяются толь-  

ко как запасные или дополнительные тесты, если позволяет время. Как  

и в других шкалах Векслера, субтесты группируются в вербальную шка-  

лу и шкалу действия следующим образом:  

 

Вербальная шкала  

 

1. Осведомленность  

3. Нахождение сходства  

5. Арифметика  

7. Словарный запас  

9. Понимание  

(Запоминание цифр)  

 

Шкала действия  

 

2. Завершение картинок  

4, Расположение картинок  

6. Конструирование блоков  

8. Сборка объектов  

10. Кодирование  

(Лабиринты)  

 

Номера соответствуют порядку предъявления субтестов. В отличие  

от процедуры проведения WAIS и первой WISC, задания вербального  

субтеста и субтеста исполнения в WISC-R предъявляются в чередующем-  

ся порядке. Субтест <лабиринты>, проведение которого требует больше  

времени по усмотрению эспериментатора, может быть заменен на <коди-  

рование>. Любая другая замена, в том числе замена <лабиринтов> на ка-  

кой-то иной субтест, так же как и замена <запоминанием цифр> любого  

из вербальных субтестов, производится только в случае, если один из ос-  

новных субтестов приходится пропускать из-за непредвиденных препят-  

ствий или случайных нарушений процедуры тестирования. Дополни-  

тельные тесты могут быть проведены наряду с основной батареей, что  

рекомендуется делать для получения качественной и диагностической ин-  

формации. Но в этих случаях показатели дополнительных субтестов не  

учитываются при нахождении значения IQ.  

Что касается содержания шкалы для детей, то единственным тестом,  

которого нет в шкале для взрослых, является задание <лабиринты>. Этот  

тест типа <карандаш-бумага> состоит из 9 возрастающих по трудности  

лабиринтов и должен быть выполнен в определенный промежуток време-  

ни; при обработке подсчитываются ошибки. Субтест <кодирование> со-  

 

228 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  

 

ответствует субтесту <цифровые символы> из WAIS с добавлением бо-  

лее легкой части. Остальные субтесты соответствуют тестам для  

взрослых, но представлены в облегченном виде. Появление WISC в чем-  

то парадоксально. Д. Векслер начал свою работу отчасти из-за того, что  

ему требовалась шкала для взрослых, которая не была бы простым ус-  

ложнением шкал, предназначенных для детей. Фактически первое изда-  

ние WISC было раскритиковано за недостаточную ориентированность  

его содержания на детей.  

В пересмотренном издании WISC-R задания, ориентированные на  

взрослых, были заменены или приспособлены к жизненному опыту ре-  

бенка. Например, в тесте <арифметика> слово <сигары> было заменено  

на <шоколадки>, изменены были и задания, в которых фигурировали си-  

туации с такси и карточной игрой. Другие изменения состояли в изъятии  

заданий, содержание которых могло быть неодинаково понято разными  

группами детей, и во введении в качестве действующих лиц в тесты  

с картинками больше изображений женщин и цветных. Некоторые суб-  

тесты для большей надежности были удлинены, кроме того, были усо-  

вершенствованы процедуры проведения и обработки тестов.  

Как и в случае с WAIS, для WISC проводились экспериментальные  

исследования по созданию сокращенных шкал. Корреляции таких укоро-  

ченных форм со значением IQ по полной шкале оказались значительно  

ниже, чем в WAIS. Для батарей, включавших 5-6 субтестов вербальной  

шкалы и шкалы действия, корреляции с IQ полной батареи были на  

уровне 0,8. Следует сказать, что эти данные получены для более ранней  

формы WISC-R. С увеличением числа заданий и улучшением надежности  

субтестов в форме WISC-R эти корреляции должны стать выше.  

А. Б. Силверстейн, основываясь на данных стандартизации и надежности  

субтестов, определил 10 наиболее эффективных комбинаций из 2, 3, 4 и  

5 субтестов WISC (А. В. Silverstein, 1970). Широко применяется 2-тестовая  

комбинация из заданий <словарный запас> и <конструирование блоков>.  

Все, что можно сказать о достоинствах и недостатках коротких форм те-  

стов, уже говорилось при обсуждении сокращенных шкал WAiS.  

Нормы. Обработка показателей шкалы для детей (WISC-R) про-  

изводится теми же методами, которые применяются в шкалах для  

взрослых, но с некоторыми незначительными особенностямиПервичные  

результаты каждого субтеста вначале переводятся в нормализованные  

стандартные показатели, для каждой детской возрастной группы свои.  

Таблицы с такими шкалированными показателями строятся с четырех-  

месячным интервалом для возрастных групп VI-0 и XVI-11. Как и в шка-  

лах для взрослых, шкалированные показатели субтеста выражаются  

в терминах распределения со средним значением (М), равным 10, и стан-  

дартным отклонением (<7) -3 единицы. Шкалированные показатели субте-  

ста дополняются и преобразовываются в стандартный IQ с М = 100 и  

<7 = 15. Показатели IQ для вербальной шкалы, шкалы действия и пол-  

ной шкалы могут быть найдены таким же методом.  

Хотя умственный возраст не требует вычисления стандартного IQ,  

WISC-R обеспечивает данные для интерпретации выполнения индиви-  

дуальных субтестов в единицах возрастных норм. Для каждого субтеста  

в руководстве приводятся средние значения первичных показа.телей в вы-  

борке стандартизации для каждого возраста в группах от VI-2 до XVI-10  

~ "~ """"ыfl ятпаст ребенка находится определением  

 

229 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ  

 

мо, в полной шкале могут быть вычислены среднее значение и медиана




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 925
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 1 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 12 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 11 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 10 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 9 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 7 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 6 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 5 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 4 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 3 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 2 страница
  • Поведение людей в организации » 5 страница
  • Поведение людей в организации » 4 страница
  • Поведение людей в организации » 3 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь