Анастази А. » Психологическое тестирование



3 страница


уже о научном значении получаемых при таких обследованиях материа-  

лов, нужно сказать, что административные органы располагали бы го-  

раздо более точной и объективной картиной состояния дел в общеобра-  

зовательной и профессиональной школе, чем та, которую они получают  

из всевозможных отчетов. Специальные тесты могут показать  

целенаправленное развитие способностей детей и подростков при прове-  

дении психолого-педагогических мероприятий.  

Большое значение имеют тесты и опросники для решения собствен-  

но методических задач-сравнение различных методик преподавания, тех  

или иных учебников и т.п. Адекватно составленные тесты достижений  

выявят, с какими разделами программы и как справляются учащиеся,  

как преподаваемые предметы влияют на их развитие. Одной из задач,  

решение которой может быть улучшено с помощью тестирования,  

является консультирование подростков по проблемам профессиональ-  

ной ориентации. Психологические методики должны занять свое место  

и в деле дифференциальной диагностики нарушений развития индивида  

и комплектования специальных школ.  

Вряд ли нужно говорить о том, что перечень стоящих перед тестоло-  

гией и психологической диагностикой задач далеко не исчерпан. Но  

чтобы вся эта непростая работа могла проводиться, нужен соответ-  

ствующий инструмент, методики.  

Решить проблему методик за счет разработанных в других странах,  

как показывает труд А. Анастази, вряд ли возможно. Методики, которые  

используются в психолого-диагностической работе, должны быть со-  

зданы на базе нашей, социалистической культуры. И, как свидетель-  

ствует предлагаемая вниманию читателя книга, создание подобных ме-  

тодик требует и квалификации, и опыта.  

Среди причин, которые не благоприятствуют применению диагно-  

стических методик, определенное место занимает некоторое недоверие  

к ним. Нельзя сказать, что оно не обосновано. Бездумное применение на-  

скоро адаптированных тестов в советской школе в 20-30 х гг. принесло  

вред воспитанию и образованию молодого поколения. Понадобилось  

специальное вмешательство ЦК нашей партии, чтобы прекратить невер-  

ную практику применения тестов, создававшую ложные представления  

о психическом развитии детей. Со времени принятия постановления ЦК  

ВКП (б) о педологических извращениях в системе наркомпросов (Народ-  

ное образование в СССР. М., 1974, с. 173) прошло более 45 лет. Развитие  

психологической диагностики показало, что это постановление правиль-  

но отразило органические недостатки тестирования того времени. Нужно  

учесть сделанные ошибки, но нельзя останавливаться на этом, нужно их  

исправлять. Отказываться от такого инструмента, в котором так ну-  

ждается наша школа, у нас нет никаких оснований. В трудной работе, ко-  

торую еще предстоит нам выполнить, книга А. Анастази может сыграть  

весьма полезную роль.  

 

К. М. Гуревич,  

В. И. Лубовский  

 

ПРЕДИСЛОВИЕ К АНГЛИЙСКОМУ ИЗ/ДАНИЮ  

 

Основная цель настоящей книги-дать должную оценку психологическим  

тестам, а также способствовать верному пониманию и использованию их  

результатов. А для этого требуется следующее: (1) знание основных  

принципов построения тестов, (2) знание психологии оцениваемого пове-  

дения, (3) понимание социальных и этических последствий использования  

тестов, (4) хорошее представление о типах имеющихся методик и источ-  

никах сведений о тестах. Нововведением предлагаемого издания являют-  

ся общие принципы оценки тестов.  

Все возрастающее число тестов никак не сказалось на количестве об-  

суждаемых в книге конкретных тестов: моей целью никогда не было со-  

здание компактного <Ежегодника по измерению умственных способно-  

стей>. Тем не менее я сознаю, что принципы построения и интерпрета-  

ции тестов понимаются лучше, если поясняются конкретными примера-  

ми. Более того, знакомство с основными типами существующих тестов  

при понимании их специфики и сферы применения является суще-  

ственным компонентом знания современного тестирования. По этим  

причинам в этом издании конкретные тесты рассматриваются в частях  

3-5. Приведенные там тесты были выбраны или потому, что они  

являются наиболее яркими примерами, с которыми следует быть зна-  

комым всем изучающим тестирование, или потому, что они иллюстри-  

руют какой-то конкретный момент составления или интерпретации те-  

ста. В книге как целом основной акцент делается скорее не на частных  

методиках, а на типах тестов.  

Многое из того, что происходило в мире с середины 60-х гг., повлия-  

ло на развитие психологического тестирования. Некоторые из происшед-  

ших изменений были кратко описаны в последних двух главах предыду-  

щего издания, но сегодня они стали частью основного направления  

в тестировании и потому были включены в соответствующие разделы  

этой книги. Последние достижения психологического тестирования, за-  

ставившие внести изменения в настоящее издание, можно охарактеризо-  

вать тремя уровнями: (1) изменение общего отношения к тестированию,  

(2) существенные методические разработки, (3) <обычные достижения>,  

такие, как публикация новых или пересмотр прежних тестов.  

Примером достижений уровня (1) является всевозрастающее осозна-  

ние этических, социальных и правовых последствий тестирования. Вот  

почему в настоящем издании в отличие от предыдущих эта тема рассмо-  

трена более подробно (гл. 3, Ethic. Prin....). Развитие тестологии связано  

также с расширением области применения тестов. Помимо традиционно-  

го использования тестов при отборе и диагностировании все большее  

внимание уделяется тестам как средству самопознания и саморазвития,  

индивиды обучаются использовать при принятии решений собственные  

результаты по тесту (гл. 3 и 4). Сюда же можно отнести постепенный  

переход от суммарных показателей к профилям по многим характери-  

стикам и применение стратегий классификации, благодаря которым  

<каждый может проявить уровень выше среднего> по одному или более  

социально значимому параметру (гл. 7). Вместе с тем, принимая во вни-  

мание накопленные психологические знания, предпринимаются попытки  

модифицировать традиционную интерпретацию показателей тестов как  

в когнитивной, так и в некогнитивной области. В гл. 12 этого издания  

обсуждаются такие психологические вопросы, как учитывающая стабиль-  

ность и изменение во времени интеллектуального уровня интерпретация  

показателей интеллектуальных тестов, природа интеллек-тя  

 

16 " ПРЕДИСЛОВИЕ К АНГЛИЙСКОМУ ИЗДАНИЮ  

 

интеллекта в раннем детстве, старости и при разнице в культурах. Еще  

одним примером может служить стимулируемый по большей части тео-  

ретиками по социальной психологии все усиливающийся в личностных  

тестах акцент по специфике ситуации, ее влиянии на личность (гл. 17).  

Достижения уровня (2) связаны с влиянием вычислительной техники  

на развитие тестирования (см., в частности, гл. 4, II, 13, 17, 18, .19). Ис-  

пользование компьютеров, хотя и не только оно, при создании учебных  

программ способствовало развитию критериально-ориентированных те-  

стов (см. гл. 4, 5, 14). Из других методик, проанализированных в настоя-  

щем издании по сравнению с предыдущим более детально, можно на-  

звать тесты на выявление специфических трудностей в обучении (гл. 16),  

опросники и другие средства, используемые в программах модификации  

поведения (гл. 20), средства оценки знаний дошкольника (гл. 14), <поряд-  

ковые> шкалы Пиаже (гл. 10 и 14), тесты на уровни образования и гра-  

мотности для взрослых (гл. 13, 14) и методики оценки социального окру-  

жения (гл. 20). Различные аспекты оценки меньшинств, в том числе  

вопрос о систематической ошибке теста, обсуждаются в гл. 3, 7, 8 и 12.  

В отношении достижений уровня (3) следует сказать, что в этом из-  

дании более 100 тестов или публикуются впервые, или же в пересмотрен-  

ном после издания 1968 г. варианте. В качестве примеров можно назвать  

шкалы детских способностей Маккарти, WISC-R, нормы 1972 г. Стан-  

форд-Бине со всеми изменениями в интерпретации, формы S и Т DAT,  

самые последние варианты теста достижений Станфордского университе-  

та и национальных тестов готовности к школе.  

Приятно отметить, что при подготовке этого издания помощь при-  

ходила из самых различных мест. Завершение книги во многом было  

облегчено благодаря тому, что Ученым советом университета Фордхама  

ко мне в ассистенты на полгода был прикреплен научный сотрудник  

Стэнли Фридланд, сочетавший в себе необычайную компетентность, от-  

ветственность и доброжелательность. Я многим обязана авторам и изда-  

телям тестов, предоставившим мне оттиски статей, рукописи, образцы  

наборов тестов и отвечавшим на мои бесчисленные вопросы. За помощь,  

далеко превосходящую их интересы и обязанности издателей, я особенно  

признательна Анне Драгосиц из Службы тестирования в образовании  

и Блайс Митчелл из Харкорт Брейс Джованович Инкорпорейшн.  

За содержательное обсуждение и критические замечания по кон-  

кретным проблемам я искренне благодарна Вильяму X. Ангоффу из  

Службы тестирования в образовании, а также сотрудникам факультета  

психологии Университета Фордхама, особенно Дэвиду Р. Чеботу, Мэр-  

вину Резникову, Робену М. Шонебауму и Уоррену В. Трайону. Хочется  

также отметить ценные советы, полученные как отклик на вопросник,  

распространенный среди преподавателей, пользовавшихся третьим изда-  

нием этой книги. В этой связи мне особенно приятно поблагодарить Мэ-  

ри Кэрол Кахилл за ее подробные, конструктивные и разнообразные  

предложения. Я хочу выразить свою признательность Виктории Овер-  

тон, сотруднице библиотеки Университета Фордхама, за ее существен-  

ную и сердечную помощь при составлении библиографии. Наконец,  

я счастлива отметить вклад моего мужа, Джона Портера Фоули (млад-  

шего), уже не первый раз помогавшего мне разрешить бесчисленные про-  

блемы, возникавшие на всех стадиях подготовки этой книги.  

А.А.  

 

Часть 1  

 

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  

ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

ГЛАВА 1. ФУНКЦИИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ  

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

Всякий читающий эту книгу сегодня, несомненно, мог бы привести при-  

мер психологического теста. Достаточно было припомнить тест, ко-  

торый читателю предлагался в школе, колледже, на военной службе,  

в консультационном центре или в отделе кадров. Возможно также, что  

читатель участвовал в эксперименте, где использовались стандартизо-  

ванные тесты. Но еще пятьдесят лет назад ничего подобного, разумеется,  

не было. Психологическое тестирование-относительно молодое напра-  

вление в одной из самых молодых наук.  

 

СОВРЕМЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ  

 

В сущности задача психологических тестов-измерить различия между  

индивидами или между реакциями одного индивида в разных условиях.  

Одной из проблем, побудивших к разработке психологических тестов,  

было выявление умственно отсталых. И до сегодняшнего дня определе-  

ние интеллектуальной неполноценности остается важной областью при-  

менения определенных видов психологических тестов. Клиническое ис-  

пользование таких тестов включает обследование правонарушителей,  

лиц с эмоциональными и другими типами отклонений в поведении.  

Серьезным импульсом к развитию тестов стали проблемы типа тех,  

что возникают при обучении. В настоящее время школы-один из ос-  

новных потребителей тестов. Распределение детей по способностям, в со-  

ответствии с которыми применяются разные типы школьного обучения.  

выявление интеллектуально отсталых, с одной стороны, и одаренных-с  

другой, оценка причин академической неуспеваемости, учебные и профес-  

сиональные консультации учащихся средних школ и колледжей, отбор  

в профессиональные и другие специальные школы-вот лишь некоторые  

примеры использования тестов в образовании.  

Отбор и распределение персонала на промышленных предприяти-  

ях-еще одно достаточно обширное приложение психологического тести-  

рования. От оператора на линии сборки или делопроизводителя до со-  

трудников управленческого аппарата вряд ли найдется работа, для  

которой тестирование не оказалось бы полезным при решении вопроса  

о найме, распределении обязанностей, переводе на новое место, повыше-  

нии или увольнении. Разумеется, эффективное применение тестов в боль-  

шинстве случаев, особенно при приеме на высококвалифицированные ра-  

боты, возможно лишь при условии интерпретации тестовых показателей  

с учетом дополнительной информации об индивиде, которую можно по-  

лучить только на основе правильно построенного интервьюирования.  

Тем не менее тестирование составляет важную часть работы с персона-  

лом. Подобным же образом психологическое тестирование применяется  

при отборе и распределении военнослужащих. Использование гестов.  

столь незначительное в первой мировой войне, во время второй мировой  

 

18 <:<,!!-:"ААЧИЕ ПСИХО.ЮГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

войны необычайно вырастает, расширяются границы применения, вариа-  

тивность психологических тестов. Впоследствии исследованиями по раз-  

работке тестов были охвачены все рода войск.  

Использование тестов при консультировании постепенно расшири-  

лось от узконаправленных советов относительно учебных и профессио-  

нальных планов до рассмотрения всех аспектов жизни человека. Эмоцио-  

нальное состояние и действенные межличностные отношения все больше  

и больше становятся объектом консультирования. Растет также исполь-  

зование тестов как средства самопознания и развития личности. В по-  

следнем случае показатели тестов становятся средством, облегчающим  

индивиду принятие решения.  

Из сказанного ясно, что психологические тесты в настоящее время  

применяются при решении широкого круга практических проблем. Одна-  

ко не следует упускать тот факт, что тесты-важное средство фундамен-  

тальных исследований. Почти все проблемы, в частности дифферен-  

циальной психологии, нуждаются в тестировании как средстве сбора  

данных. В качестве примера можно указать работы о природе, характере  

и степени выраженности индивидуальных различий, по выявлению пси-  

хологических особенностей, измерению групповых различий и исследова-  

нию биологических и культурных факторов, влияющих на различия  

в поведении. В подобных областях исследования точное измерение инди-  

видуальных различий, ставшее возможным благодаря правильно по-  

строенным тестам,-один из существенных факторов. Психологические  

тесты являются также стандартными методами изучения столь разных  

проблем, как возрастные изменения в развитии индивида, относительная  

эффективность разных методов обучения, результаты воздействия психо-  

терапии, влияние реализации социальных программ, зависимость эффек-  

тивности деятельности от шума.  

Из сказанного следует, что без некоторого знания психологических  

тестов невозможно адекватное понимание основных направлений совре-  

менной психологии. Настоящая книга готовилась именно с этой целью  

и поэтому не рассчитана на то, что по ее прочтении человек становится  

или квалифицированным исследователем, или практикующим тестоло-  

гом, или экспертом по составлению тестов. Книга ориентирована не на  

специалистов по тестам, а на изучающих общую психологию. Некоторое  

знакомство с основными тестами, применяемыми в настоящее время, не-  

обходимо для того, чтобы знать, о чем идет речь, когда такие тесты  

 

Анализ высказываний о культуре в работах западных этнопсихологов, антрополо-  

гов и исследователей психологии межкультурных различий свидетельствует о том, что  

они относят понятие культуры к произвольно выделенным сторонам социальной жизни.  

Национальные культуры рассматриваются западными исследователями внеисторически,  

без попыток оценить место каждой из них в развитии производительных сил и производ-  

ственных отношений. Главное, чему уделяют внимание исследователи,- это специфичность  

культуры, т. е. черты, заметно отличающие данную культуру от культур европейского ти-  

па, а конституирующие признаки социальной общности, позволяющие выделить культуры  

внутри одного общества, обычно никак не рассматриваются. (Критический разбор за-  

падных концепций по проблемам культуры дается в книге С. В. Рощина <Западная психо-  

логия>, М.. 1980.) А. Анастази часто пользуется термином субкультура, имея в виду разли-  

чия, которые обнаруживаются в культурах социальных общностей, сосуществующих




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 3339
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 49 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 48 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 47 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 46 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 45 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 44 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 43 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 42 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 41 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 40 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 38 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 39 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 50 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 51 страница
  • Анастази А. » Психологическое тестирование » 52 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь