|
Анастази А. » Психологическое тестированиеуже о научном значении получаемых при таких обследованиях материа- лов, нужно сказать, что административные органы располагали бы го- раздо более точной и объективной картиной состояния дел в общеобра- зовательной и профессиональной школе, чем та, которую они получают из всевозможных отчетов. Специальные тесты могут показать целенаправленное развитие способностей детей и подростков при прове- дении психолого-педагогических мероприятий. Большое значение имеют тесты и опросники для решения собствен- но методических задач-сравнение различных методик преподавания, тех или иных учебников и т.п. Адекватно составленные тесты достижений выявят, с какими разделами программы и как справляются учащиеся, как преподаваемые предметы влияют на их развитие. Одной из задач, решение которой может быть улучшено с помощью тестирования, является консультирование подростков по проблемам профессиональ- ной ориентации. Психологические методики должны занять свое место и в деле дифференциальной диагностики нарушений развития индивида и комплектования специальных школ. Вряд ли нужно говорить о том, что перечень стоящих перед тестоло- гией и психологической диагностикой задач далеко не исчерпан. Но чтобы вся эта непростая работа могла проводиться, нужен соответ- ствующий инструмент, методики. Решить проблему методик за счет разработанных в других странах, как показывает труд А. Анастази, вряд ли возможно. Методики, которые используются в психолого-диагностической работе, должны быть со- зданы на базе нашей, социалистической культуры. И, как свидетель- ствует предлагаемая вниманию читателя книга, создание подобных ме- тодик требует и квалификации, и опыта. Среди причин, которые не благоприятствуют применению диагно- стических методик, определенное место занимает некоторое недоверие к ним. Нельзя сказать, что оно не обосновано. Бездумное применение на- скоро адаптированных тестов в советской школе в 20-30 х гг. принесло вред воспитанию и образованию молодого поколения. Понадобилось специальное вмешательство ЦК нашей партии, чтобы прекратить невер- ную практику применения тестов, создававшую ложные представления о психическом развитии детей. Со времени принятия постановления ЦК ВКП (б) о педологических извращениях в системе наркомпросов (Народ- ное образование в СССР. М., 1974, с. 173) прошло более 45 лет. Развитие психологической диагностики показало, что это постановление правиль- но отразило органические недостатки тестирования того времени. Нужно учесть сделанные ошибки, но нельзя останавливаться на этом, нужно их исправлять. Отказываться от такого инструмента, в котором так ну- ждается наша школа, у нас нет никаких оснований. В трудной работе, ко- торую еще предстоит нам выполнить, книга А. Анастази может сыграть весьма полезную роль.
К. М. Гуревич, В. И. Лубовский
ПРЕДИСЛОВИЕ К АНГЛИЙСКОМУ ИЗ/ДАНИЮ
Основная цель настоящей книги-дать должную оценку психологическим тестам, а также способствовать верному пониманию и использованию их результатов. А для этого требуется следующее: (1) знание основных принципов построения тестов, (2) знание психологии оцениваемого пове- дения, (3) понимание социальных и этических последствий использования тестов, (4) хорошее представление о типах имеющихся методик и источ- никах сведений о тестах. Нововведением предлагаемого издания являют- ся общие принципы оценки тестов. Все возрастающее число тестов никак не сказалось на количестве об- суждаемых в книге конкретных тестов: моей целью никогда не было со- здание компактного <Ежегодника по измерению умственных способно- стей>. Тем не менее я сознаю, что принципы построения и интерпрета- ции тестов понимаются лучше, если поясняются конкретными примера- ми. Более того, знакомство с основными типами существующих тестов при понимании их специфики и сферы применения является суще- ственным компонентом знания современного тестирования. По этим причинам в этом издании конкретные тесты рассматриваются в частях 3-5. Приведенные там тесты были выбраны или потому, что они являются наиболее яркими примерами, с которыми следует быть зна- комым всем изучающим тестирование, или потому, что они иллюстри- руют какой-то конкретный момент составления или интерпретации те- ста. В книге как целом основной акцент делается скорее не на частных методиках, а на типах тестов. Многое из того, что происходило в мире с середины 60-х гг., повлия- ло на развитие психологического тестирования. Некоторые из происшед- ших изменений были кратко описаны в последних двух главах предыду- щего издания, но сегодня они стали частью основного направления в тестировании и потому были включены в соответствующие разделы этой книги. Последние достижения психологического тестирования, за- ставившие внести изменения в настоящее издание, можно охарактеризо- вать тремя уровнями: (1) изменение общего отношения к тестированию, (2) существенные методические разработки, (3) <обычные достижения>, такие, как публикация новых или пересмотр прежних тестов. Примером достижений уровня (1) является всевозрастающее осозна- ние этических, социальных и правовых последствий тестирования. Вот почему в настоящем издании в отличие от предыдущих эта тема рассмо- трена более подробно (гл. 3, Ethic. Prin....). Развитие тестологии связано также с расширением области применения тестов. Помимо традиционно- го использования тестов при отборе и диагностировании все большее внимание уделяется тестам как средству самопознания и саморазвития, индивиды обучаются использовать при принятии решений собственные результаты по тесту (гл. 3 и 4). Сюда же можно отнести постепенный переход от суммарных показателей к профилям по многим характери- стикам и применение стратегий классификации, благодаря которым <каждый может проявить уровень выше среднего> по одному или более социально значимому параметру (гл. 7). Вместе с тем, принимая во вни- мание накопленные психологические знания, предпринимаются попытки модифицировать традиционную интерпретацию показателей тестов как в когнитивной, так и в некогнитивной области. В гл. 12 этого издания обсуждаются такие психологические вопросы, как учитывающая стабиль- ность и изменение во времени интеллектуального уровня интерпретация показателей интеллектуальных тестов, природа интеллек-тя
16 " ПРЕДИСЛОВИЕ К АНГЛИЙСКОМУ ИЗДАНИЮ
интеллекта в раннем детстве, старости и при разнице в культурах. Еще одним примером может служить стимулируемый по большей части тео- ретиками по социальной психологии все усиливающийся в личностных тестах акцент по специфике ситуации, ее влиянии на личность (гл. 17). Достижения уровня (2) связаны с влиянием вычислительной техники на развитие тестирования (см., в частности, гл. 4, II, 13, 17, 18, .19). Ис- пользование компьютеров, хотя и не только оно, при создании учебных программ способствовало развитию критериально-ориентированных те- стов (см. гл. 4, 5, 14). Из других методик, проанализированных в настоя- щем издании по сравнению с предыдущим более детально, можно на- звать тесты на выявление специфических трудностей в обучении (гл. 16), опросники и другие средства, используемые в программах модификации поведения (гл. 20), средства оценки знаний дошкольника (гл. 14), <поряд- ковые> шкалы Пиаже (гл. 10 и 14), тесты на уровни образования и гра- мотности для взрослых (гл. 13, 14) и методики оценки социального окру- жения (гл. 20). Различные аспекты оценки меньшинств, в том числе вопрос о систематической ошибке теста, обсуждаются в гл. 3, 7, 8 и 12. В отношении достижений уровня (3) следует сказать, что в этом из- дании более 100 тестов или публикуются впервые, или же в пересмотрен- ном после издания 1968 г. варианте. В качестве примеров можно назвать шкалы детских способностей Маккарти, WISC-R, нормы 1972 г. Стан- форд-Бине со всеми изменениями в интерпретации, формы S и Т DAT, самые последние варианты теста достижений Станфордского университе- та и национальных тестов готовности к школе. Приятно отметить, что при подготовке этого издания помощь при- ходила из самых различных мест. Завершение книги во многом было облегчено благодаря тому, что Ученым советом университета Фордхама ко мне в ассистенты на полгода был прикреплен научный сотрудник Стэнли Фридланд, сочетавший в себе необычайную компетентность, от- ветственность и доброжелательность. Я многим обязана авторам и изда- телям тестов, предоставившим мне оттиски статей, рукописи, образцы наборов тестов и отвечавшим на мои бесчисленные вопросы. За помощь, далеко превосходящую их интересы и обязанности издателей, я особенно признательна Анне Драгосиц из Службы тестирования в образовании и Блайс Митчелл из Харкорт Брейс Джованович Инкорпорейшн. За содержательное обсуждение и критические замечания по кон- кретным проблемам я искренне благодарна Вильяму X. Ангоффу из Службы тестирования в образовании, а также сотрудникам факультета психологии Университета Фордхама, особенно Дэвиду Р. Чеботу, Мэр- вину Резникову, Робену М. Шонебауму и Уоррену В. Трайону. Хочется также отметить ценные советы, полученные как отклик на вопросник, распространенный среди преподавателей, пользовавшихся третьим изда- нием этой книги. В этой связи мне особенно приятно поблагодарить Мэ- ри Кэрол Кахилл за ее подробные, конструктивные и разнообразные предложения. Я хочу выразить свою признательность Виктории Овер- тон, сотруднице библиотеки Университета Фордхама, за ее существен- ную и сердечную помощь при составлении библиографии. Наконец, я счастлива отметить вклад моего мужа, Джона Портера Фоули (млад- шего), уже не первый раз помогавшего мне разрешить бесчисленные про- блемы, возникавшие на всех стадиях подготовки этой книги. А.А.
Часть 1
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
ГЛАВА 1. ФУНКЦИИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
Всякий читающий эту книгу сегодня, несомненно, мог бы привести при- мер психологического теста. Достаточно было припомнить тест, ко- торый читателю предлагался в школе, колледже, на военной службе, в консультационном центре или в отделе кадров. Возможно также, что читатель участвовал в эксперименте, где использовались стандартизо- ванные тесты. Но еще пятьдесят лет назад ничего подобного, разумеется, не было. Психологическое тестирование-относительно молодое напра- вление в одной из самых молодых наук.
СОВРЕМЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ
В сущности задача психологических тестов-измерить различия между индивидами или между реакциями одного индивида в разных условиях. Одной из проблем, побудивших к разработке психологических тестов, было выявление умственно отсталых. И до сегодняшнего дня определе- ние интеллектуальной неполноценности остается важной областью при- менения определенных видов психологических тестов. Клиническое ис- пользование таких тестов включает обследование правонарушителей, лиц с эмоциональными и другими типами отклонений в поведении. Серьезным импульсом к развитию тестов стали проблемы типа тех, что возникают при обучении. В настоящее время школы-один из ос- новных потребителей тестов. Распределение детей по способностям, в со- ответствии с которыми применяются разные типы школьного обучения. выявление интеллектуально отсталых, с одной стороны, и одаренных-с другой, оценка причин академической неуспеваемости, учебные и профес- сиональные консультации учащихся средних школ и колледжей, отбор в профессиональные и другие специальные школы-вот лишь некоторые примеры использования тестов в образовании. Отбор и распределение персонала на промышленных предприяти- ях-еще одно достаточно обширное приложение психологического тести- рования. От оператора на линии сборки или делопроизводителя до со- трудников управленческого аппарата вряд ли найдется работа, для которой тестирование не оказалось бы полезным при решении вопроса о найме, распределении обязанностей, переводе на новое место, повыше- нии или увольнении. Разумеется, эффективное применение тестов в боль- шинстве случаев, особенно при приеме на высококвалифицированные ра- боты, возможно лишь при условии интерпретации тестовых показателей с учетом дополнительной информации об индивиде, которую можно по- лучить только на основе правильно построенного интервьюирования. Тем не менее тестирование составляет важную часть работы с персона- лом. Подобным же образом психологическое тестирование применяется при отборе и распределении военнослужащих. Использование гестов. столь незначительное в первой мировой войне, во время второй мировой
18 <:<,!!-:"ААЧИЕ ПСИХО.ЮГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
войны необычайно вырастает, расширяются границы применения, вариа- тивность психологических тестов. Впоследствии исследованиями по раз- работке тестов были охвачены все рода войск. Использование тестов при консультировании постепенно расшири- лось от узконаправленных советов относительно учебных и профессио- нальных планов до рассмотрения всех аспектов жизни человека. Эмоцио- нальное состояние и действенные межличностные отношения все больше и больше становятся объектом консультирования. Растет также исполь- зование тестов как средства самопознания и развития личности. В по- следнем случае показатели тестов становятся средством, облегчающим индивиду принятие решения. Из сказанного ясно, что психологические тесты в настоящее время применяются при решении широкого круга практических проблем. Одна- ко не следует упускать тот факт, что тесты-важное средство фундамен- тальных исследований. Почти все проблемы, в частности дифферен- циальной психологии, нуждаются в тестировании как средстве сбора данных. В качестве примера можно указать работы о природе, характере и степени выраженности индивидуальных различий, по выявлению пси- хологических особенностей, измерению групповых различий и исследова- нию биологических и культурных факторов, влияющих на различия в поведении. В подобных областях исследования точное измерение инди- видуальных различий, ставшее возможным благодаря правильно по- строенным тестам,-один из существенных факторов. Психологические тесты являются также стандартными методами изучения столь разных проблем, как возрастные изменения в развитии индивида, относительная эффективность разных методов обучения, результаты воздействия психо- терапии, влияние реализации социальных программ, зависимость эффек- тивности деятельности от шума. Из сказанного следует, что без некоторого знания психологических тестов невозможно адекватное понимание основных направлений совре- менной психологии. Настоящая книга готовилась именно с этой целью и поэтому не рассчитана на то, что по ее прочтении человек становится или квалифицированным исследователем, или практикующим тестоло- гом, или экспертом по составлению тестов. Книга ориентирована не на специалистов по тестам, а на изучающих общую психологию. Некоторое знакомство с основными тестами, применяемыми в настоящее время, не- обходимо для того, чтобы знать, о чем идет речь, когда такие тесты
Анализ высказываний о культуре в работах западных этнопсихологов, антрополо- гов и исследователей психологии межкультурных различий свидетельствует о том, что они относят понятие культуры к произвольно выделенным сторонам социальной жизни. Национальные культуры рассматриваются западными исследователями внеисторически, без попыток оценить место каждой из них в развитии производительных сил и производ- ственных отношений. Главное, чему уделяют внимание исследователи,- это специфичность культуры, т. е. черты, заметно отличающие данную культуру от культур европейского ти- па, а конституирующие признаки социальной общности, позволяющие выделить культуры внутри одного общества, обычно никак не рассматриваются. (Критический разбор за- падных концепций по проблемам культуры дается в книге С. В. Рощина <Западная психо- логия>, М.. 1980.) А. Анастази часто пользуется термином субкультура, имея в виду разли- чия, которые обнаруживаются в культурах социальных общностей, сосуществующих Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|