Анастази А. » Психологическое тестирование



50 страница


сложная форма подготовлена для взрослых с высоким уровнем интел-  

лекта, но применять ее могут только опытные и официально признанные  

 

260 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  

 

Еще один подход характеризует тест Гудинаф <нарисуй человека>,  

в котором испытуемого просят изобразить мужчину и постараться сде-  

лать это как можно лучше. Этот тест употреблялся без изменений с мо-  

мента его первоначальной стандартизации в 1926 г. до 1963 г. В 1963 г.  

тест был пересмотрен, расширен и опубликован под названием тест Гу-  

динаф-Харриса <рисование> (D.B. Harris, 1963). В нем, как и в исходном  

варианте, акцент делался на точности детской наблюдательности, на раз-  

витии понятийного мышления, а не на умении рисовать. Оценка дава-  

лась на основе того, какие части тела и детали одежды изображает ребе-  

нок, как учтены пропорции, перспектива и другие особенности.  

Суммарный показатель определяется 73 оцениваемыми элементами, ото-  

бранными на основе возрастных различий, отношения к суммарным ре-  

зультатам теста и отношения к показателям группового теста интеллек-  

та. Данные по результатам теста были получены на выборках,  

состоявших из 50 мальчиков и 50 девочек каждого возрастного уровня,  

начиная от детского сада и до IX класса школ, находящихся в городской  

и сельской местности штатов Миннесота и Висконсин. Выборки были  

стратифицированы в соответствии с профессиями отцов.  

В новом варианте теста испытуемого просили нарисовать женщину  

и свой портрет. Выполнение теста на изображение женщины оценивалось  

в единицах, сходных с теми, которые применялись при изображении  

мужчины, но учитывался 71 элемент. Шкала по изображению самого се-  

бя разрабатывалась как проективный личностный тест, но имеющиеся  

данные об использовании этого метода нельзя назвать многообещающи-  

ми. Нормы по шкалам изображения мужчины и женщины были установ-  

лены на новой выборке, состоявшей из детей в возрасте от 5 до 15 лет.  

Каждая группа с возрастным интервалом в 1 год включала 300 детей.  

Выборка была репрезентативной по отношению к географическим райо-  

нам США и профессиям отцов. Показатели по каждой шкале переводи-  

лись в стандартные показатели с М = 100 и о- = 15. На рис. 35 приве-  

дены изображения мужчины, выполненные детьми в возрасте 5 лет  

8 мес, 8 лет 8 мес и 12 лет II мес, и соответствующие показатели выпол-  

нения теста: первичные и стандартные. Более простой способ обработки  

результатов теста дают шкалы качества изображений мужчины или жен-  

щины. Вместо подсчета отдельных элементов в шкалах качества исполь-  

зуется общая качественная оценка рисунка как целого посредством сопо-  

ставления изображения, сделанного ребенком, с серией из 12 располо-  

женных в определенном порядке образцов и выявления наиболее  

похожего из них на оцениваемый рисунок.  

Надежность теста <нарисуй человека> неоднократно исследовалась  

различными методами. В одной тщательно выполненной работе первый  

вариант теста предъявлялся 386 учащимся III и IV классов, коэффициент  

корреляции при повторном тестировании с интервалом в 1 нед составил  

0,68, а коэффициент корреляции, полученный методом расщепления те-  

ста, оказался равным 0,89 (W.A. Me Carthy, 1944). Коэффициент надежно-  

сти, определенный-методом переоценки теста другими лицами, равнялся  

0,90, а определенный переоценкой рисунков теми же лицами, равнялся  

0,94. Исследования норой формы теста дали сходные результаты  

(J.A. Dunn, 1967; D.B. Harris, 1963).  

Повторное проведение теста в группе детей из детского сада в тече-  

ние ряда дней не обнаружило значимых различий в выполнении теста  

 

261  

 

ТЕСТЫ ДЛЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПОПУЛЯЦИЙ  

 

ние рисованию в школе не сказываются существенным образом на ус-  

пешности выполнения теста.  

Очевидно, старая и новая шкалы полностью подобны друг другу, их  

показатели в группах, однородных по возрасту, коррелируют где-то ме-  

жду 0,91 и 0,98. Корреляции между шкалами, требующими изобразить  

мужчину или женщину, почти так же высоки, как коэффициенты надеж-  

ности, полученные методом расщепления теста на изображение муж-  

чины. Основываясь на этих данных, Д. Харрис рекомендует рассматри-  

вать обе шкалы как взаимозаменяемые варианты теста, а среднее  

значение их стандартных показателей использовать для увеличения на-  

дежности. Для шкал качества, представляющих более быстрый, но менее  

точный метод обработки результатов, коэффициенты надежности, опре-  

деленные методом сравнения исходных и повторных оценок выполнения  

теста разными лицами, колеблются на уровне 0,80. Корреляции почти  

такой же величины были установлены между субъективными оценками  

по шкале качества и оценками по элементам одних и тех же рисунков.  

Помимо данных по анализу заданий, собранных при разработке  

шкал, сведения о конструктной валидности дает корреляция с результа-  

тами других тестов интеллекта. Значения этих корреляций меняются  

в достаточно широких пределах, но в основном они превышают 0,50.  

В исследовании, проведенном с 100 учащимися четвертых классов, было  

установлено, что тест <нарисуй человека> коррелирует с рядом тестов  

с уже известной факторной структурой (Н. L. Ansbacher, 1952). Такие кор-  

 

Рис. 35. Образцы рисунков, полученных в тесте Гудинаф-Харриса <рисование>.  

С любезного согласия Дейла Б. Харриса  

 

Мужчина: первичный показатель 7, возраст 5-8, стандартный показатель 73.  

Женщина: первичный показатель 31, возраст 8-8, стандартный показатель 103.  

Мужчина: первичный показатель 66, возраст 12-11, стандартный показатель 134.  

 

262 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  

 

реляции были особенно высоки для исследовавшегося возрастного диа-  

пазона с тестами мышления, пространственных способностей и точности  

восприятия. Моторная координация играет в этом возрасте незначитель-  

ную роль. При исследовании детей, посещающих детский сад, оказалось,  

что результаты теста <нарисуй человека> коррелировали по сравнению  

с группой четвероклассников больше с арифметическими способностями  

и меньше со скоростью и точностью восприятия (D.B. Harris, 1963). Все  

это свидетельствует о том, что этот тест в разные возрастные периоды  

измеряет разные функции.  

Исходный вариант теста <нарисуй человека> широко применяется  

в клинике для получения дополнительных данных об испытуемых, про-  

шедших исследование по тесту Станфорд-Бине и другим вербальным  

шкалам. Этот тест часто используется и при изучении различных куль-  

тур и этнических групп, в том числе некоторых племен американских ин-  

дейцев. Такие исследования показали, что выполнение этих тестов  

в большей степени зависит от различий в культурном окружении, чем  

это предполагалось. В обзоре исследований, относящихся к этому тесту,  

Ф. Гудинаф и Д. Харрис (F.L. Goodenough, D.B. Harris, 1950) выразили  

мнение, что <поиск теста, свободного от влияния культуры, независимо  

от того, измеряет ли он интеллект, художественные способности, со-  

циально-личностные характеристики или любые другие черты, является  

иллюзорным>. Эта точка зрения была еще раз подтверждена Д. Харри-  

сом в его книге 1963 г. Позднее В. Деннис (W. Dennis, 1966) проанализи-  

ровал сравнительные данные, полученные с помощью этого теста на  

группах 6-летних детей, принадлежащих к 40 самым различным культу-  

рам. Средние групповые показатели оказались весьма связанными с сте-  

пенью представленности искусства в каждой из культур. Для культур  

с неразвитым искусством была выдвинута гипотеза, что тест действия  

отражает степень приобщения такой культуры к западной цивилизации.  

Культурные различия в жизненном опыте были выявлены и в доста-  

точно продуманном сравнительном исследовании мексиканских и амери-  

канских детей с помощью теста Гудинаф -Харриса (L.M.Laosa,  

J.D. Swartz, R. Diaz-Guerrero, 1974). В исследованиях по этому тесту, про-  

водившихся в Нигерии (C.G. Bakare, 1972) и Турции (P. Uman, 1972), бы-  

ло установлено, что средние показатели постоянно и значительно увели-  

чиваются с увеличением социоэкономического уровня семей обсле-  

дуемых детей. Следует также добавить, что подобные результаты  

характерны для всех тестов, задуманных как тесты, безразличные к куль-  

туре или свободные от ее влияния.  

Методы тестирования межкультурных различий. Тео-  

ретически можно указать три способа разработки тестов для лиц, воспи-  

танных в разных культурах или субкультурах, хотя на практике эти ме-  

тоды могут комбинироваться. Первый способ связан с подбором  

заданий, общих для многикультур, и валидацией окончательного теста  

по локальным критерияйв этих культурах. Это основной метод, приме-  

няемый для тестов, свободных Ьт влияния культуры, хотя их повторная  

валидация в разных культурах зачастую либо упускается из виду, либо  

выполняется неадекватно. Однако без такого этапа нельзя быть уве-  

ренным в том, что тест относительно свободен от элементов, свой-  

ственных определенной культуре. Более того, маловероятно, чтобы лю-  

бой единичный тест мог быть разработан в полном соответствии  

с этими требованиями без выявления диапачоня гл/ггт-"---  

 

263 ТЕСТЫ ДЛЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПОПУЛЯЦИЙ  

 

Вместе с тем методы оценки межкультурных различий нуждаются  

в основательном изучении некоторых фундаментальных аспектов. Один  

из таких аспектов связан с общностью психологических принципов  

и конструктов, свойственных каждой культуре (A. Anastasi, 19580, гл. 18).  

Еще один аспект имеет отношение к роли условий жизни и воспитания  

в формировании индивидуальных различий в поведении-проблема, ко-  

торая может более эффективно изучаться при выявлении диапазона из-  

менений окружения как следствия сильно отличающихся друг от друга  

культур. В исследованиях подобного типа необходимо использовать ме-  

тодики, которые могут применяться по крайней мере в частично срав-  

нимых условиях существования разных культур. Меры предосторожно-  

сти против неправильных интерпретаций результатов, полученных  

с помощью таких методик, следует искать в самих построениях экспери-  

мента и в том, насколько близко экспериментаторы знакомы с иссле-  

дуемыми культурами или субкультурами.  

Второй способ состоит в том, чтобы создать тест внутри одной  

культуры и предъявить его индивидам с различным культурным опы-  

том. Такой метод полезен, когда целью тестирования является прогноз  

локального критерия в конкретной культуре. В этом случае с уменьше-  

нием специфической культурной нагрузки теста может снижаться и его  

валидность, поскольку сам по себе критерий <нагружен> специфической  

культурой. Правда, при этом не следует рассматривать любой тест, раз-  

работанный в рамках одной культуры, как универсальное средство изме-  

рения интеллекта. Не следует забывать, что низкий результат по этому  

тесту, полученный представителями иной культуры, объясняется совсем  

иными причинами, нежели получение низкого показателя испытуемым,  

принадлежащим к той культуре, в которой был разработан тест. С по-  

мощью такого подхода могут быть выявлены культурные расхождения  

между группами или степень приобщения индивида к культуре, его го-  

товность к получению образования и профессиональной деятельности,  

специфичной для данной культуры.  

Третий способ состоит в разработке разных тестов внутри каждой  

культуры и установлении их валидности только по локальным крите-  

риям. Примерами этого подхода являются большинство вариантов  

первых шкал Бине для использования в разных странах Европы, Азии  

и Африки и подготовка тестов для отбора военного и промышленного  

персонала в определенных культурах. В настоящее время программы по  

разработке тестов осуществляются в некоторых развивающихся странах  

Азии, Африки и Латинской Америки Американским институтом исследо-  

ваний при агентстве США по международным связям (P. A. Schwarz,  

19640, b, P. A. Schwarz, R.E. Krug, 1972). Еще одним примером является  

программа длительнЪо тестирования Национального института по ис-  

следованию профессиональных кадров в Иоганнесбурге (R.H. Blake,  

1972).  

В исследованиях подобного рода тесты валидны относительно кон-  

кретных критериев образования и профессии, предназначены они для  

прогноза, а выполнение теста оценивается в терминах локальных норм.  

Каждый тест применим только в той культуре, где он был разработан,  

и никак не используется для сравнения межкультурных различий. Одна-  

ко если критерии, относительно которых должно быть сделано предска-  

-""""" " техническими специальностями, вероятно, необходим  

" ~~"" "WT птпажатьнаправле-  

 

264 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  

 

ние, в котором развивается конкретная культура, а не свойственные ей  

в настоящее время особенности (P.E.Vernon, 1969).  

Следует обратить внимание на опубликованные в конце 60-х-начале  

70-х гг. справочники по проблемам изучения и тестирования межкуль-  

турных различий и использования тестов в развивающихся странах  

(S.Biesheuvel, 1969; R.W.Brislin, W.J.Lonner, R.M.Thomdike, 1974;  

P.A.Schwarz, R.E.Krug, 1972). Все они содержат информацию о реко-  

мендуемых тестах, адаптации стандартизованных тестов и методические  

указания по разработке и применению тестов. Еще одним свидетель-  

ством всевозрастающего интереса к тестированию межкультурных раз-  

личий являются доклады, прочитанные на международной конференции  

по тестам умственного развития и культурной адаптации, проводившей-  

ся в 1971 г. в Стамбуле (L.J.Cronbach, P.J.Drenth, 1972). В предста-  

вленных докладах затронуты методологические проблемы и оценки кон-  

кретных методик с точки зрения как теоретических вопросов, так  

и конкретных эмпирических исследований.  

И в справочниках, и в материалах конференции главное внимание  

сосредоточено на культурных различиях, свойственных как разным наро-  

дам, так и людям, находящимся на разных ступенях культурного разви-  

тия. Кроме того, в 60-70-х гг. появилась обширная литература по вопро-  

сам психологического тестирования меньшинств США, главным образом  

с целью определения профессиональной пригодности и пригодности  

к обучению.  

В заключение следует напомнить, что, хотя некоторые из методик  

первоначально предназначались для тестирования межкультурных разли-  

чий, они все больше применяются психологами-клиницистами для полу-  

чения дополнительной информации к результатам выполнения шкал  

Станфорд-Бине и Векслера и при тестировании лиц с разными физиче-  

скими недостатками. Это особенно справедливо относительно теста Гуд-  

инаф-Харриса <рисование>, прогрессивных матриц и адаптации Артура  

шкалы Лейтер.  

 

ГЛАВА II. ГРУППОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ  

 

В то время как индивидуальные тесты, такие, как шкалы Станфорд-Би-  

не и Векслера, находят свое основное применение в клинике, групповые  

тесты используются преимущественно в системе образования, граждан-  

ских службах, в промышленности и армии. Напомним, что массовое те-  

стирование началось в CffiABO время первой мировой войны с разра-  

ботки армейских тестов альса и бета. Армейский альфа представлял  

собой вербальный тест, предИазначенный для отбора и распределения  

новобранцев. Армейский бета был неязыковым тестом и предназначался  

для людей, не говорящих по-английски и неграмотных. Эти тесты яви-  

лись своего рода образцом для последующего развития большого числа  

групповых тестов для гражданского населения.  

Варианты обоих армейских тестов для гражданского населения ис-  

пользуются до сих пор и известны как проверочный альфа, или модифи-  

цированная форма 9 (более распространено название альфа 9), и пере-  

 

265 ГРУППОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ  

 

средством предварительного отбора с последующим использованием  

классификационных батарей, предназначенных для распределения воен-  

нослужащих по соответствующим армейским службам. AFQT обеспечи-  

вает единый показатель, получаемый на основе выполнения равного чис-  

ла заданий на выявление словарного запаса, арифметических, техниче-  

ских способностей, понимания пространственных отношений.  

В этой главе дается обзор используемых в настоящее время ос-  

новных типов групповых тестов. Начнем с того, что рассмотрим принци-  

пиальное различие между групповыми и индивидуальными тестами. За-  

тем обсудим характеристики многоуровневых батарей, охватывающих  

широкий диапазон возрастов и уровней развития. И наконец, проанали-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1250
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 9 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 12 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 11 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 10 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 1 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 2 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 3 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 4 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 5 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 6 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 7 страница
  • Акрушенко А. В., Каратьян Т. В., Ларина О. А. » Психология развития и возрастная психология: конспект лекций » 5 страница
  • Акрушенко А. В., Каратьян Т. В., Ларина О. А. » Психология развития и возрастная психология: конспект лекций » 4 страница
  • Акрушенко А. В., Каратьян Т. В., Ларина О. А. » Психология развития и возрастная психология: конспект лекций » 3 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь