|
Анастази А. » Психологическое тестированиеВ других исследованиях 1937 и 1960 гг. с использованием факторно- го анализа были применены статистические методы, разработанные спе- циально для более полного выявления действия групп факторов (L. V.Jones, 1949, 1954; P.H.Ramsey, J.R. Vane, 1970; J.M.Sattler, 1974, гл. 10; L.H. Stott, R.S. Ball, 1965). Среди выявленных таким образом фак- торов были некоторые вербальные способности, память, мышление, про- странственные представления и перцептивные способности. В общем ре- зультаты подтверждают, что шкале как целому свойственно много общего. Такое качество шкалы во многом оказалось следствием отбора заданий, чья корреляция с тестом Станфорд-Бине как целого была до- статочно высокой. В то же время выполнение заданий подвержено влия- нию ряда специальных способностей, сочетание которых меняется при тестировании определенного возрастного уровня.
ВЕКСЛЕРОВСКИЕ ШКАЛЫ ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
В остальной части главы рассмотрим шкалы интеллекта, подго- товленные Дэвидом Векслером.: Применяемые как индивидуальные тесты и разработанные в основном для тех же целей, что и тесты Стан- форд-Бине, эти шкалы отличаются от обсуждавшихся выше по неко- торым важным параметрам. Задания одного типа в этих тестах не сгруп- пированы по возрастным уровням, а объединены в субтесты и расположены в порядке возрастающей трудности. В этом отношении шкалы Векслера более похожи на групповые тесты, нежели на тесты ти- па шкал Станфорд - Бине. Другой особенностью шкал Векслера является включение в них вербальных субтестов и субтестов действия с раздель- ным вычислением IQ для тех и других. Помимо использования шкал Векслера для измерения общего ин- теллекта они применяются и как вспомогательное средство психиатриче- ского диагноза. Исходя из того факта, что повреждения мозга, психиче- ские и эмоциональные нарушения могут задевать одни интеллек- туальные функции больше, чем другие, Д. Векслер и другие психологи- клиницисты утверждали, что анализ выполнения индивидом разных >,.к.ап ,,пт- йтт пчтпт-тт vnlnrfгue пясстпойства психики, Поо-
220 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
лера, будут рассмотрены в гл. 16 как пример использования тестов в ус- ловиях клиники. Об интересе к шкалам Векслера и широте их применения свидетель- ствуют почти 2000 публикаций по этим тестам. Помимо обычных обзо- ров по тестам в <Ежегодниках измерения умственных способностей> ис- следования, касающиеся шкал Векслера, периодически освещаются в журналах (W.H. Guertin et а1" 1956, 1962, 1966, 1971; W.M. Littell, 1960; А.1. Rabin, W. Guertin, 1951; LL. Zimmerman, J.M. Woo-Sam, 1972) и обо- бщены в нескольких книгах (A.J.GIasser, 1. L. Zimmerman, 1967; J.D. Matarozzo, 1972; D. Wechsler, 1958; LL. Zimmerman, 1967; J.M. Woo- Sam, A.J.GIasser, 1973). Первые векслеровские шкалы интеллекта для взрослых {WAIS). Первая форма шкал Векслера, известная как шкала" интеллекта Векслера-Белльвью, была опубликована в 1939 г. Одной из главных целей подготовки этой шкалы была разработка теста интеллек- та, пригодного для тестирования взрослых людей. Представляя впервые эту шкалу, Д. Векслер отмечал, что известные ранее тесты интеллекта разрабатывались главным образом для школьников и адаптировались для взрослых добавлением более трудных заданий того же типа. По со- держанию такие тесты для взрослых людей малоинтересны. Как писал Д. Векслер, <прося обычную домохозяйку подобрать рифму к словам <день>, <кот> и <мельница> или демобилизованного сержанта придумать предложение со словами <мальчик, река, мяч>, не следует надеяться, что это вызовет у них интерес и уважение к эксперименту> (D. Wechsler, 1939, р. 17). Ориентировка большинства тестов на скорость выполнения может поставить в невыгодные условия пожилых людей. Д. Векслер также по- лагал, что относительно шаблонные манипуляции словами занимали чрезмерно много места в традиционных тестах интеллекта. Он обратил внимание на неприменимость норм умственного возраста к взрослым и отметил, что прошлые выборки стандартизации для индивидуальных тестов интеллекта включали лишь незначительное число взрослых. Все эти причины и привели к разработке первых шкал Векслера- Белльвью. По форме и по содержанию эта шкала очень похожа на одну из последних векслеровских шкал интеллекта для взрослых (WAIS), за- менивших первоначальный вариант, имевший ряд методических недо- статков (особенно это касалось величины и репрезентативности норма- тивной выборки и надежности субтестов). Этих недостатков в основном удалось избежать в более позднем варианте. Описание WAIS. Опубликованная в 1955 г. шкала Векслера со- держала II субтестов. 6 субтестов составляли вербальную шкалу и 5-шкалу действий. Ниже перечисляются и кратко описываются эти субтесты в порядке их предъявления испытуемым.
Вербальная шкала
1. Осведомленность: 29 вопросов, ответы на которые требуют разнообразных зна- ний, приобретаемых взрослым по мере приобщения к культуре. Были приняты меры, чтобы избежать включения заданий, требующих специальных или теоретических знаний. Можно также добавить, что вопросы на общую информированность уже давно исполь- зуются при неофициальных психиатрических проверках уровня интеллекта индивида и его практической ориентации. 2. Понимание: 14 заданий, в каждом из которых испытуемого просят объяснить, как надо поступить в некоторых обстоятельствах, почему следуют каким-то обычаям, каков
221
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ
ний и здравого смысла, этот тест аналогичен заданиям на понимание в шкале Стан- форд-Бине, но их содержание было подобрано таким образом, чтобы оно соответствова- ло интересам и деятельности взрослых людей. 3. Арифметика: 14 задач, аналогичных тем, которые встречались в курсе арифмети- ки для начальной школы. Каждая задача должна решаться устно. 4. Нахождение сходства: 13 заданий, в которых испытуемый должен объяснить, в чем сходство двух предметов. 5. Запоминание цифр: вначале требуется воспроизвести ряд, содержащий от 3 до 9 цифр, предъявляемых экспериментатором устно. Во второй части испытуемый должен воспроизвести ряд, содержащий от 2 до 8 цифр в обратном порядке. 6. Словарный запас: на слух и зрительно предъявляются 40 слов по возрастающей трудности. Испытуемый должен объяснить значение каждого слова.
Шкала действия
7. Цифровые символы: это вариант известного теста на кодовые замены, который ча- сто включается в так называемые неязыковые шкалы интеллекта. Ключ содержит 9 сим- волов, объединенных в пары с 9 цифрами. Испытуемый, пользуясь находящимся перед ним ключом, должен за 1,5 мин расположить под числами как можно больше символов. 8. Завершение картинок: испытуемому предъявляется 21 карточка, на каждой изоб- ражены картинки, в которых недостает какой-то части. Испытуемый должен сказать, чего недостает в каждой картинке. 9. Конструирование блоков: этот субтест состоит из набора карточек с изображе- нием чертежей, выполненных в красном и белом цвете, и набора идентичных однодюй- мовых кубиков, стороны которых окрашены в красный и белый цвет или же красными и белыми полосами. Испытуемому показывают образен чертежа, который тут же должен быть воспроизведен путем подбора и соединения соответствующих кубиков. 10. Расположение картинок: каждое задание состоит из набора карточек, содержа- щих картинки, которые должны быть переставлены в такой последовательности, чтобы по ним можно было составить рассказ. На рис. 30 приведен один из наборов карточек в том порядке, в котором они предъявлялись испытуемому. Этот набор является самым первым из восьми заданий, составляющих субтест. II. Сборка объекта: в каждой из четырех частей этого субтеста требуется собрать из бумажных вырезок изображение хорошо знакомого предмета.
При обработке данных, полученных по субтестам арифметика, ци- фровые символы, конструирование блоков, расположение картинок, сборка объекта, учитывается как скорость, так и точность выполнения.. " Со времени выхода в свет первой шкалы Векслера - Белльвью было предложено множество сокращенных шкал. Эти шкалы создавались про- стым изъятием некоторых субтестов и соогветствующим распределе- нием показателей для получения IQ по полной шкале, сравнимой с опу- бликованными нормами. То, что некоторые сочетания субтестов, создавая значительную экономию во времени, коррелируют с IQ по пол-
Рис. 30. Легкое задание из теста на расположение картинок в шкале WMS. С разрешения Психологической корпорации штата Нью-Йорк
222 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ной шкале на уровне выше 0,90, стимулирует развитие и использование сокращенных шкал в целях более быстрой проверки и отбора испы- туемых Были проведены обширные исследования, чтобы установить на- иболее эффективные сочетания двух, трех, четырех и пяти субтестов для предсказания показателей IQ по вербальной шкале, шкале действия и полной шкале (J.E.Doppelt, 1956; P. Levy, 1968; E.Maxwell, 1957; Q.Mc Nemar, 1950; A.B.Silverstein, 1970; 1971; A.Tellegen, P.F.Briggs, 1967). Сравнительный анализ одного сочетания из четырех субтестов на разных возрастных уровнях-от 18-19 лет до 75 и выше-дал корреляции с полной шкалой на уровне 0,95-0,97 (J.E. Doppelt, 1956). Столь же по- лное соответствие установлено в некоторых исследованиях сокращенных шкал, полученных сокращением числа заданий в субтестах (W. Н. Guertin et а1., 1966, p. 388-389; J.D. Matarazzo, 1972, p. 252-255). По большей ча- сти эти работы основывались на нормативных данных WAIS, хотя ана- логичные исследования проводились с умственно отсталыми испытуемы- ми л с пациентами психиатрических клиник (J.D. Matarazzo, 1972, р. 252). Хотя на составление и отбор коротких форм шкал Векслера было затрачено много сил и энергии, лучше всего такими шкалами не пользо- ваться за исключением тех случаев, когда необходим лишь приблизи- тельный отбор испытуемых. При использовании сокращенных шкал многие качественные наблюдения оказываются невозможными. Более того, не всегда обоснованно допущение о том, что исходные нормы пол- ной шкалы пригодны для пропорционального распределения общих по- казателей по короткой шкале., Нормы. При стандартизации шкалы Векслера особенно тщательно формировалась выборка, обеспечивающая репрезентативность этой шкалы. Нормативная выборка состояла из 1700 испытуемых с равным количеством мужчин и женщин. Испытуемые в возрасте от 16 до 64 лет были распределены по 7 возрастным уровням. При комплектовании вы- борки исследователи опирались на данные переписи населения США за 1950 г. Учитывалось пропорциональное распределение населения по гео- графическим районам, принадлежность к городскому и сельскому насе- лению, принадлежность к белой или цветной расе, учитывались также уровень образования и профессия. На каждом возрастном уровне в вы- борку были введены один мужчина и одна женщина, находящиеся в уч- реждениях для умственно отсталых. Для пожилых людей были установлены дополнительные нормы пу- тем тестирования выборки лиц пожилого возраста, состоящей из 475 че- ловек в возрасте 60 и более лет из типичного города среднего запада (J.E. Doppelt, W.L. Wallace, 1955). По общему признанию, трудно получить репрезентативную выборку людей старше 60 лет. Хотя выборка WAIS, возможно, наиболее репре- зентативна по сравнению с любой другой выборкой пожилых людей, есть основания полагать, что на этих возрастных уровнях встречаются значительные различия в показателях вербальной шкалы и шкалы дей- ствия, определяемые принадлежностью испытуемых к разным регионам (С. Eisdorfer, L. Cohen, 1961). Более того, учитывая быстрый рост образо- вательного и культурного уровня населения, становится спорной приме- нимость на современном этапе норм, установленных до 1955 г. Особенно важна в этой связи перепроверка возрастного снижения интеллекта у старых людей.
223 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ
в, стандартные показатели со средним значением, равным 10 и (7 равным 3.. Такие шкалированные показатели были получены на референтной группе из 500 испытуемых, состоявшей из индивидов в возрасте от 20 до 34 лет, входивших в выборку стандартизации,: Все показатели субтестов, таким образом, были выражены в сравнимых единицах и единицах фик- сированной референтной группы. Показатели полной шкалы, вербальной шкалы и шкалы действия находят сложением шкалированных показате- лей шести вербальных субтестов, пяти субтестов действия и всех один- надцати субтестов соответственно. С помощью соответствующих та- блиц, приводимых в руководстве к тесту, эти три показателя могут быть выражены как стандартный IQ со средним значением, равным 100, и <7, равным 15. Однако такие IQ находят соотнесением с собственной воз- растной группой индивида. Поэтому они показывают положение индиви- да в сравнении с людьми того же возрастного уровня. При интерпретации показателей IQ WAIS должны приниматься во внимание относительные значения IQ, полученные в шкалах Векслера и других тестах интеллекта. Неоднократно отмечалось, что яркие лично- сти часто показывают более высокие результаты по тесту Станфорд- Бине, нежели по методике Векслера, в то время как менее развитые ин- дивиды показывают по сравнению со шкалой Станфорд-Бине более высокие результаты по тесту Векслера. Например, изучение первокурсни- ков колледжа показало, что их средний показатель IQ, полученный по методике Станфорд - Бине, более высок, нежели тот же показатель по те- стам Векслера; обратную картину дало исследование группы умственно отсталых. В какой-то степени различия между стандартным отклонением IQ, полученного по шкалам Векслера и Станфорд - Бине, объясняют раз- ницу в IQ, получаемом в этих двух шкалах. Напомним, что стандартное отклонение IQ для тестов Станфорд-Бине равно 16, а для шкал Вексле- ра 15. Все же расхождения в значениях IQ у испытуемых, тестированных по этим методикам, несколько больше, чем можно было ожидать, исхо- дя из различий в стандартных отклонениях. Еще одно отличие между двумя шкалами в том, что в тесте Векслера нижний и верхний пороги меньше, чем в тесте Станфорд - Бине и, следовательно, в нем хуже разли- чаются предельные значения из диапазона значений IQ. Взаимосвязь значений IQ по обеим шкалам зависит не только от уровня IQ, но и от возраста испытуемых. При прочих равных условиях более старшие испытуемые обычно получают более высокие показатели IQ по шкале Векслера, в то время как для испытуемых молодых более характерна обратная связь. Одним из объяснений этого, очевидно, может служить применение пониженного стандарта при вычислении IQ для лиц старшего возраста в шкалах Векслера. Вместе с тем в тесте Станфорд- Бине все взрослые оцениваются в терминах среднего возрастного макси- мума по этой шкале, т.е. 18 лет. Возможно также, что, поскольку стан- дартизация шкал Станфорд-Бине первоначально проводилась на детях, а тестов Векслера на взрослых, содержание первых более соответствует детям, а последних-взрослым. Надежность. Для каждого из одиннадцати субтестов, так же как и для показателей IQ полной шкалы, вербальной шкалы и шкалы дей- ствия, были подсчитаны коэффициенты надежности в возрастных выбор- ках от 18 до 19, от 24 до 34 и от 45 до 54 лет. Эти три группы были вы- браны как наиболее репрезентативные всему возрастному диапазону
224 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
цифр> и <цифровые символы>, коэффициенты надежности вычислялись по методу расщепления теста на четные и нечетные задания (с поправкой на полный тест по формуле Спирмана-Брауна). Надежность субтеста <запоминание цифр> оценивалась на основе корреляций между показате- лями называния цифр в прямом и обратном порядке. Методика расще- пления не могла быть применена к тесту <цифровые символы>, так как этот субтест является высокоскоростным. Поэтому надежность теста бы- ла определена с помощью метода взаимозаменяемых форм в группе, протестированной тестом <цифровые символы> по шкале WAIS и по шкале Векслера-Белльвью. Коэффициенты надежности IQ по полной шкале оказались для всех Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|