Анастази А. » Психологическое тестирование



49 страница


классов колеблются от 0,40 до 0,60. Для первых форм теста имеются бо-  

лее подробные сведения об их валидности и применимости к группам де-  

тей с разными физическими недостатками.  

 

254 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  

ТЕСТИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ  

 

Проблема. Тестирование людей с явными различиями в культурах за-  

интересовало психологов где-то в 50-е гг. Тесты были необходимы для  

максимального использования людских ресурсов в развивающихся стра-  

нах Африки и других местах. Потребность в быстро развивающейся  

системе образования в этих странах могла быть частично удовлетворена  

применением тестирования при поступлении в учебные заведения и инди-  

видуальном консультировании. По мере роста промышленности появляет-  

ся необходимость в тестах для отбора и распределения персонала, осо-  

бенно в сферах технической, конторской деятельности и в специально-  

стях, требующих высокой профессиональной подготовки.  

В Америке практическое применение тестирования межкультурных  

различий определялось главным образом существованием субкультур  

и культур меньшинств, включенных в преобладающую культуру. Прав-  

да, эту проблему можно поставить и более широко, как применимость  

имеющихся тестов к культурно неразвитым группам людей. Необходимо  

отметить, что понятие культурной неразвитости относительно. Объек-  

тивно между любыми двумя культурами или субкультурами существуют  

только различия. Каждая культура способствует развитию такого типа  

поведения, которое более приспособлено к выработанным в ней системе  

ценностей и ее требованиям. Когда индивид должен приспосабливаться  

и продвигаться в условиях культуры или субкультуры, отличающихся от  

той, в которой он воспитывался, то имеющиеся различия в культурах  

могут выглядеть как культурная неразвитость.  

Хотя интерес к тестированию межкультурных различий в значитель-  

ной мере был вызван особенностями современного социального и поли-  

тического развития, сама проблема была поставлена еще в 1910 г. Самые  

первые тесты межкультурных различий создавались в связ с большим  

притоком эмигрантов, прибывших в США на рубеже двух (Столетий. Дру-  

гие ранние формы тестов разрабатывались в связи с изучением различий  

в уровне развития способностей людей, принадлежащих <относительно  

изолированным культурным группам. Эти культуры зачастую были  

весьма примитивны и почти или совсем не соприкасались с западной ци-  

вилизацией, в рамках которой были разработаны большинство психоло-  

гических тестов.  

Обычно тесты межкультурных различий пытаются исключить один  

или более параметров, по которым эти культуры отличаются. Наиболее  

известным примером такого параметра может служить язык. Если уча-  

ствующие в тестировании представители культурных групп говорят на  

разных языках, то тест не должен требовать применения языка ни со  

стороны экспериментатора, ни со стороны испытуемого. Если испы-  

туемые сильно различаются уровнем образования и в группе преобла-  

дают неграмотные, то должны исключаться задания, требующие умения  

читать. Устная речь не исключается из процедуры тестирования, если  

тесты предназначены для лиц, говорящих на одном языке. Еще одним  

параметром, по которому различаются культуры или субкультуры,  

является скорость. Не только темп ежедневной жизни, но мотивация  

и ценность быстрого выполнения заданий весьма заметно разнятся  

в разных национальных культурах, в этнических меньшинствах, внут-  

ри одной нации между субкультурами города и села (О. Klineberg,  

 

108 I? I? lnOrr 100 ffГГneГГ.rnfлVJ Tt rar.гfv я?A//TГT1r1JV пП  

 

255 ТЕСТЫ для СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПОПУЛЯЦИЙ  

 

личий часто, хотя и не всегда, стремятся элиминировать влияние ско-  

рости, увеличивая время выполнения заданий и не учитывая более бы-  

строе выполнение теста.  

Другие параметры, по которым различаются культуры, имеют отно-  

шение к содержанию теста. Так, например, материалом для неязыковых  

тестов и тестов для не умеющих читать служит информация, специфиче-  

ская по отношению к конкретной культуре. Тесты могут требовать от  

испытуемого понимания назначений таких предметов, как скрипка, по-  

чтовая марка, ружье, перочинный нож, телефон, пианино или зеркало.  

Очевидно, лица, выросшие в относительно изолированных культурах,  

могут испытывать недостаток жизненного опыта для правильного отве-  

та на такие задания. Главным образом для того, чтобы контролировать  

влияние параметров такого типа, и были разработаны первые классиче-  

ские тесты <свободные от влияния культур>. После рассмотрения обыч-  

ных тестов, предназначенных для устранения влияния одного или бо-  

лее перечисленных выше параметров, мы перейдем к анализу разных  

подходов к тестированию межкультурных различий.  

Типичные методики. Пытаясь создать тесты, пригодные для  

использования в различных культурах, специалисты по психометрии раз-  

работали процедуры, некоторые из которых применяются в рассматри-  

ваемых в этом разделе четырех тестах. Международная шкала действия  

Лейтер является тестом, требующим индивидуального предъявления.  

Шкала была подготовлена после применения в течение ряда лет в раз-  

ных этнических группах штата Гавайи, в том числе среди учащихся на-  

чальной и средней школы. Впоследствии эта шкала была применена  

С. Д. Портеусом к некоторым африканским группам и другими исследо-  

вателями к небольшому числу национальных групп. Более поздний ва-  

риант теста, подготовленный в 1948 г., основывался на результатах те-  

стирования американских детей, студентов и новобранцев во время  

второй мировой войны. Отличительной чертой шкады Лейтер является  

почти полное исключение из инструкций как речи, -рк и указательных  

жестов. Каждый тест начинается с самого легкого извоих заданий. По-  

нимание задания рассматривается как часть теста. Материалы теста со-  

стоят из рамки для ответов, типа изображенной на рис. 32, с соответ-  

ствующим приспособлением для крапления карточек. Все тесты предъяв-  

ляются прикреплением к рамке соответствующей карточки с напеча-  

танными картинками. Испытуемый выбирает блоки с подходящими  

картинками-ответами и вставляет их в рамку.  

Шкала Лейтер предназначалась для изучения широкого круга функ-  

ций, аналогичных тем, для которых создавались вербальные шкалы. Сре-  

ди входящих в шкалу заданий могут быть упомянуты: сопоставление по  

цвету, по оттенкам серого цвета, по формам или изображениям; повто-  

рение конструкции из блоков; завершение картинок; оценка числа; ана-  

логии; завершение серий; узнавание возрастных различий; простран-  

ственные отношения; узнавание следов; сходство; память на серии;  

классификация животных в соответствии с местами их обитания. Предъ-  

являемые индивидуально и без ограничений времени, эти тесты располо-  

жены по возрастным уровням от 2 до 18 лет. Шкала обрабатывается  

в единицах МА и относительного IQ, хотя нет уверенности, что такие IQ  

на разных возрастных уровнях имеют одно и то же значение. Фактически  

ОПУблИКОВЯННЫЙ ГТЯННКТД г-иитттрпг-гнуит п 1иаиичг1этт1.ит-1у vnr,aF.nг,,  

 

256 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  

 

щалось в нескольких исследованиях, коэффициенты надежности, полу-  

ченные методом расщепления теста, оказались равны 0,91-0,94, но вы-  

борки были очень разнородны по возрасту и, возможно, другим  

характеристикам. Данные по валидности в основном опирались на  

данные о возрастных различиях и внутренней согласованности. Сооб-  

щаются также некоторые корреляции с оценками интеллекта детей учи-  

телями и с показателями других тестов, в том числе шкалы Станфорд-  

Бине и WISC. Эти корреляции колеблются от 0,56 до 0,92, но получены  

они большей частью на разнородных Ьыборках.  

Тесты для возрастных уровней от 2 до 12 лет применяются так же,  

как адаптации Артура международной шкалы действия Лейтер. Эта  

адаптация, наиболее пригодная для тестирования детей от 3 до 8 лет,  

была стандартизована А. Артуром в 1952 г. Нормы следует рассматри-  

вать как весьма ограниченные, поскольку они получены на выборке стан-  

дартизации из 289 городских детей из западных штатов. Как и исходные  

шкалы, адаптация Артура обрабатывается в единицах МА и относитель-  

ного IQ.  

Разработанный Р. Б. Кеттеллом тест интеллекта, свободный от влия-  

ния культуры, был опубликован Институтом личностного тестирования  

и тестирования способностей. Этот тест относится к типу <карандаш-  

бумага> и применяется на трех уровнях. Шкала 1 предназначена для воз-  

растов от IV до VIII и умственно отсталых взрослых, шкала 2-для воз-  

растов от VIII до XIII и для подросткового, шкала З-для возрастов от  

Х до XVI и для взрослого. Каждая шкала подготовлена в двух парал-  

лельных формах А и В. По крайней мере некоторые из тестов шкалы  

 

Рис. 32. Материалы, используемые в международной шкале действия Лейтер. На ри-  

сунке изображен тест на аналогию возрастания признака для 6-летнего уровня.  

С любезного согласия К. X. Стоэлинг компани  

 

257  

 

ТР.СТЫ ДЛЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПОПУЛЯЦИЙ  

 

1 требуют индивидуального предъявления, другие шкалы могут приме-  

няться как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.  

Шкала 1 состоит из 8 тестов, 4 из которых обозначены автором как  

<свободные от влияния культур>. Остальные 4 включают и вербальное  

понимание, и специфическую для культуры информацию. Предполагает-  

ся, что 4 теста, свободные от влияния культуры, могут использоваться  

как самостоятельная суббатарея; для этой сокращенной шкалы суще-  

ствуют отдельные нормы. Шкалы 2 и 3 подобны друг другу во всем,  

кроме уровня трудности. Каждая состоит из перечисленных ниже тестов,  

отдельные задания которых представлены на рис. 33.  

 

1. Серии: выбор завершающего серию элемента.  

2. Классификация: в каждом ряду отметить не относящийся к ряду элемент.  

3. Матрицы: отметить элемент, который правильно завершает данную матрицу или  

модель.  

4. Условия: отметить точкой один из данных на выбор рисунков таким образом,  

чтобы соблюсти условие, заданное в образце. Так, в примере, представленном на рис. 33,  

точка должна быть поставлена, в двух прямоугольниках, но не в круге. Это условие может  

быть выполнено только в третьем варианте, который и отмечен на рис. 33.  

 

Шкала 1 обрабатывается только по относительному IQ. Показатели  

шкал 2 и 3 могут быть переведены в стандартный IQ с о = 16. Шкалы  

2 и 3 стандартизованы на большей выборке, чем шкала 1, но репрезента-  

тивность выборки и число испытуемых в некоторых возрастных группах  

не достигает уровня, требуемого стандартами, принятыми для построе-  

 

Рис. 33. Выборка заданий из теста интеллекта, свободного от влияния культуры,  

шкала 2.  

c Институт личностного тестирования и тестирования способностей  

 

Тест 1. Серии  

--i i imm01  

Q1 1 )Q(Г  

 

Тест 2. Классификация  

--1-  

Тест 3. Матрицы  

0 аm s д]  

и и0 .... -"  

Тест 4, Условия  

Rи <"? йь  

258 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  

 

ния тестов. Хотя тесты высокоскоростные, некоторые нормы предста-  

влены и для вариантов без ограничений во времени выполнения. Прове-  

дение теста сопровождается довольно пространными словесными ин-  

струкциями, но, как утверждает Р.Б. Кеттелл, перевод этих инструкций  

на иностранный язык или на язык жестов не влияет на трудность теста.  

Коэффициенты надежности, определенные методами внутренней со-  

гласованности и взаимозаменяемых форм, находятся на предельном  

уровне допустимости, особенно для шкалы 3, для которой они в основ-  

ном принимают значения в диапазоне от 0,50 до 0,60. Валидность рас-  

сматривается преимущественно с точки зрения насыщенности фактором  

общего интеллекта (д), что выяснялось главным образом через корреля-  

цию с другими тестами с помощью факторного анализа. Разрозненные  

исследования текущей и прогностической валидности подтверждают  

умеренную корреляцию с критериями учебных и профессиональных до-  

стижений. Тесты Р. Б. Кеттелла были проведены в некоторых различных  

по культуре странах Европы, Америки, Африки и Азии. Нормы остава-  

лись неизменными в культурах, схожих с той, в которой разрабатыва-  

лись тесты, но в других культурах выполнение тестов оказалось значи-  

тельно ниже исходных норм. Более того, в США черные дети из семей  

с низким социоэкономическим уровнем выполняли этот тест не лучше,  

чем тест Станфорд-Бине (L.S. Willard, 1968).  

Разработанные в Великобритании Дж. Равеном прогрессивные ма-  

трицы предназначались для измерения фактора д по Спирману. Этот  

тест, построенный по большей части на выявлении отношений между аб-  

страктными фигурами, рассматривается большинством британских пси-  

хологов как лучший из существующих измеритель фактора д. Тест со-  

стоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом.  

Испытуемый выбирает недостающий элемент среди 6-8 предложенных  

вариантов. Задания сгруппированы в пять серий, каждая из которых со-  

держит 12 однотипных, но возрастающей трудности матриц. В первых  

сериях требуется лишь точность различения, а в последних, более  

трудных, предполагается использование аналогий, перестановок, измене-  

ний образца и других API носких связей. Два образца заданий предста-  

влены на рис. 34.  

Проведение теста не ограничено во времени, сам тест может давать-  

ся как индивидуальный и как групповой. Инструкция крайне проста  

и дается устно. Процентильные нормы получены для детей в возрасте от  

8 до 14 лет с возрастным интервалом в 6 мес и для взрослых от 20 до 65  

лет с интервалом в 5 лет. Нормы устанавливались на выборке испы-  

туемых из Великобритании; выборка включала 1407 детей, 3665 военных,  

тестировавшихся во время второй мировой войны, и 2192 взрослых из  

гражданского населения. Весьма близкие нормы были получены для 1680  

детей из Аргентины (H.J. Rimoldi, 1948). Применение теста в ряде евро-  

пейских стран также подтвердило пригодность существующих норм. Од-  

нако исследования в странах неевропейской культуры усилили сомнения  

относительно возможности использования этого теста в группах с силь-  

но отличными условиями жизни. Более того, было установлено, что в та-  

ких группах тест отражает уровень образования и подвержен влиянию  

научения.  

Руководство к прогрессивным матрицам довольно несовершенно,  

в нем слишком мало сведений о надежности метода и совсем нет данных  

 

259  

 

ТЕСТЫ ДЛЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПОПУЛЯЦИЙ  

 

А5  

 

<>>><>  

><><<><Н>  

 

-им  

>4>>4>  

хИ  

 

S  

 

 

Рис. 34. Выборка заданий из теста прогрессивных матриц.  

С разрешения Дж. К. Равена  

 

ванных исследованиях. В обзоре публикаций, появившихся до 1957 г.,  

X. Бёрке (H.R. Burke, 1958) перечисляет более 50 исследований, появив-  

шихся в Англии, 14 в Америке и 10 в других странах. С этого времени  

происходит стремительное накопление результатов, особенно в Америке,  

где этот тест получил большое признание. Седьмой Ежегодник по изме-  

рению умственных способностей указывает примерно 400 работ, многие  

из которых посвящены применению этого теста к пациентам, находя-  

щимся в клинике.  

Надежность, определенная методом ретеста в достаточно одно-  

родных группах детей старшего возраста и взрослых, колеблется при-  

близительно от 0,70 до 0,90. Для более низких тестовых результатов на-  

дёжность оказывается значительно меньше этих значений. Корреляции  

с тестами интеллекта, как вербальными так и действия, изменяются от  

0,40 до 0,75, при этом корреляции с тестами действия выше. Исследова-  

ния с группами умственно отсталых испытуемых и людьми, отличающи-  

мися по уровню образования и профессии, отмечают хорошую текущую  

валидность. Коэффициенты прогностической валидности относительно  

критериев успеваемости оказываются ниже, чем эти же коэффициенты  

у обычных вербальных тестов интеллекта. Некоторые исследования  

с применением факторного анализа свидетельствуют о том, что прогрес-  

сивные матрицы заметно перегружены фактором, общим большинству  

тестов интеллекта, обозначенного британскими психологами как фактор  

дпо Спирмену, но на выполнение теста влияют также пространственные  

способности, индуктивное мышление, точность восприятия и другие  

групповые факторы (Н. R. Burke, 1958).  

Более легкая форма-цветные прогрессивные матрицы-пригодна  

для детей от 5 до II лет и для умственно отсталых взрослых. Более




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1384
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 1 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 19 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 18 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 17 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 16 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 15 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 14 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 13 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 12 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 11 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 10 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 9 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 8 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 7 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 6 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 5 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 3 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 2 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 20 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 21 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 4 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 27 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 31 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 30 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 29 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 28 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 26 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 25 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 24 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 23 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь