Анастази А. » Психологическое тестирование



2 страница


ском процессе; взятая актуально-есть сумма навыков, и знаний, и уме-  

ний всякого рода; взятая функционально-есть обработка предметов  

и веществ природы и <обработка> самого человека> (Тугаринов В. П.  

Природа, цивилизация, человек. Л" 1978, с. 178).  

Культура каждой социальной общности проявляется в круге господ-  

ствующих научных и житейских представлений, каждое из которых  

имеет свои корни в истории этой общности. Она проявляется и в стерео-  

типах мышления, складывающихся в процессе исторически обусловлен-  

ной деятельности, и во взаимном общении людей, постоянно связываю-  

щих эти представления с определенными признаками, т.е. в системах  

устойчивых семантических отношений.  

Исключение вербальных заданий из тестов ни к чему радикальному  

не привело: тесты не освободились от влияния той культуры, в которой  

их создавали. Можно, разумеется, пойти дальше. Почему бы не <освобо-  

дить> тесты от всякой конкретности и составить их из таких знаков, ка-  

кие предлагаются для установления связи с внеземными цивилизациями?  

Но что, собственно, можно с их помощью диагностировать? Разве толь-  

ко экспериментатор убедится в том, что испытуемый его понял. Как пи-  

шет А. Анастази, <ни один тест не может быть одинаково применим или  

равно справедлив для всех культур... Каждый тест ставит в более благо-  

приятные условия представителей той культуры, в которой он создавал-  

ся> (кн. 1, с. 305).  

В американской тестологической литературе неоднократно обсуж-  

дался вопрос о переводе тестов. Уместно привести высказывание  

ТТ Vr iiF)Qfi ъг ГТ Иприте I-TQ тгигриттт.ты п fTcif(\rrif> r) IOTI r //T7Ti  

 

10 ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ ПЕРЕВОДА  

 

денный тест не может рассматриваться как подлинный, такой же, как  

оригинал, и в новых условиях необходимо установить, насколько воз-  

можно дать традиционную интерпретацию тестовым результатам. Часто  

при прямом переводе получается излишне трудный тест, вследствие чего  

его различными путями модифицируют, чтобы уменьшить его труд-  

ность. Внимательное рассмотрение нередко показывает: <умный> ответ  

на задание в оригинале не есть лучший ответ в новой культуре (т.е.  

в той, в которой применяют тест после его перевода.-. Г., В.Л.)>  

(L.J. Cronbach, P.J.D. Drenth, 1972, р. 433). Следует только отметить, что  

слов:), <излишне трудный тест> в данном контексте, видимо, имеют спе-  

цифический смысл: материальная наполненность теста чужда тем испы-  

туемым, которым надлежит выполнить тест после перевода.  

Участники этой конференции пришли к мнению, <что на успешность  

работы над тестом влияет сложная интеграция социального, эмоцио-  

нального и символического научения> (ibid, р. 473). Эта интеграция  

и есть выражение определенной культуры. Влияние такой <сложной ин-  

теграции> должно сказаться на результатах применения диагностических  

психологических методик-анкет, опросников, а не только тестов.  

Таким образом, можно сказать, что перенесение теста из той со-  

циальной среды, где он был создан, в другую связано с двоякого рода  

трудностями. Первая состоит в том, что испытуемые, принадлежащие  

к другой культуре, по-своему воспринимают тест, переосмысливают на  

свой лад его задания, поскольку они оперируют своей системой значений  

и семантических отношений между ними. Потому-то <умный> ответ  

в одних условиях может оказаться <неумным> в других. Вторая труд-  

ность состоит в языковой трансплантации теста. В некоторых историко-  

экономических условиях эта трудность играет особую роль, и ее послед-  

ствия должны быть оценены должным образом.  

В работах западных специалистов по межкультурным различиям,  

как нам кажется, не учитывается общеизвестный факт, что две или более  

социальные общности иногда обитают частично или полностью на  

одной территории, в разных домах или в разных районах одного и того  

же населенного пункта, мало того-постоянно поддерживают между со-  

бой деловые контакты, а живут тем не менее каждая в своей культуре,  

контакты же между ними порою приводят не к сглаживанию, а к проти-  

вопоставлению культур. Этому не мешает и то обстоятельство, что со-  

циальные общности могут говорить на одном языке, отличаясь друг от  

друга лишь спецификой лексики.  

Производственные отношения, в которых находятся люди, принад-  

лежащие к различным классам, накладывают отпечаток на их образ жиз-  

ни, психические черты. <У различных классов буржуазного общества  

в корне различны или даже прямо противоположны идеи, представления,  

нравы, нравственные принципы и т. д.> (Глезерман Г. Е. Классы и нации.  

М" 1974, с. 17-18). В. И. Ленин отмечал наличие по крайней мере двух  

культур в культуре буржуазной страны. <В каждой национальной куль-  

туре есть, хотя бы не развитые, элементы демократической и социали-  

стической культуры> (Полн. собр. соч., т. 24, с. 120-121),  

В то же время в буржуазном обществе сохраняются национальные  

культуры в собственном смысле, культуры отдельных наций, среди ко-  

торых можно выделить господствующую и угнетенные. При этом для  

последних характерны разнонаправленные культурные процессы. Одни  

носители угнетаемой культуры-чаще всего представители национальной  

 

II ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ ПЕРЕВОДА  

 

буржуазии или близких к ней социальных групп-пытаются адаптиро-  

ваться к культуре господствующей нации, не демонстрировать и не под-  

черкивать культурные различия. Другие, напротив, не маскируют тради-  

ционно выделяемых различий, а подчеркивают их, стремятся сохранить,  

добровольно принимая на себя социальные последствия негативного от-  

ношения к своей культуре.  

Как может сказаться вся эта сложнейшая картина существования  

различных культур на психологическом тестировании? На практике лю-  

дей, проходящих тестирование, обычно объединяет социально-детерми-  

нированная необходимость. В одном случае это могут быть лица, же-  

лающие устроиться на работу, в другом-молодые люди. поступающие  

в колледж, в третьем-служащие, претендующие на служебное повыше-  

ние, и т. д. Если же тестирование проводится в школе, то состав школьни-  

ков будет зависеть от специфики населения той местности, где располо-  

жена школа, его национальной и классовой принадлежности и т.п. На  

результаты такого тестирования существенное влияние оказывает со-  

циальный фактор-степень близости испытуемых к культуре, которая  

представлена в тесте,-в свою очередь обусловленном теми мерами, ко-  

торые принимаются в данном обществе для приобщения всех членов  

к такой культуре, поэтому на распределении полученных результатов  

должны сказаться прежде всего социально-детерминированные факторы.  

Одним из подходов к проблеме норм и статистического анализа ре-  

зультатов тестирования, учитывающим такого рода факторы, является  

разработка тестов, ориентированных на критерий, или критериально-  

ориентированных тестов. Для этих тестов характерно частичное исполь-  

зование при интерпретации тестовых показателей содержания деятельно-  

сти испытуемых, т.е. результат такого теста описывается указанием  

действий и операций, которые может выполнить испытуемый. При при-  

менении этих тестов нет надобности в сравнении результатов отдельного  

индивида (или группы) с нормами, т. е. с тем, как выполняли данный тест  

большие выборки испытуемых. Тест, если он хорошо разработан, дол-  

жен показать, что испытуемый знает и умеет, а не то, каков он на фоне  

других, представляющих ту же популяцию.  

Пока еще трудно обсуждать, насколько разработка и развитие кри-  

териально-ориентированных тестов повлияют на нынешнее состояние те-  

стологии. В настоящей книге и в книгах, посвященных тем же пробле-  

мам, об этих тестах сообщается главным образом как о новой  

разновидности тестов, добавившейся к существующим. Правильно ли  

это? Нам представляется, что в критериально-ориентированных тестах  

заложено нечто такое, чего нет и не было в других тестах. Критериаль-  

но-ориентированные тесты способны диагностировать психические осо-  

бенности в динамике. Обычные тесты, в частности тесты интеллекта, не-  

смотря на все вполне разумные оговорки, таили в себе идею предела,  

оценивая тестовые показатели испытуемого по их месту в распределении  

результатов выборки стандартизации и как бы указывая на границы раз-  

вития этого человека. Критериально-ориентированные тесты не грешат  

подобной метафизичностью. Они избавляют диагностику от норм, от не-  

обходимости сравнивать как отдельных людей, так и их группы с неко-  

торыми искусственными показателями, искусственными потому, что по-  

пуляция всегда есть конгломерат различных социально-детерминиро-  

ванных выборок. Критериально-ориентированные тесты по мере разра-  

ботки могли бы стать надежным инструментом пегигтпатт>" ""--- - -  

 

12 ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ ПЕРЕВОДА  

 

го развития, понимаемого не абстрактно, а в его конкретно-исторической  

форме развития, сопоставляемого с реальными условиями.  

Критериально-ориентированные тесты содержат в себе возмож-  

ность, если не немедленно, то в перспективе, освободить психологиче-  

скую диагностику от груза проблем, с которым связана валидация теста.  

Казалось бы, что это одно из наиболее простых понятий тестологии:  

<валидность теста-понятие, указывающее нам, что тест измеряет и на-  

сколько хорошо он это делает> (кн. 1, с. 126). Бесспорно, каждому поль-  

зователю теста нужно знать тест с этой стороны.  

За внешней простотой характеристики валидности таится, однако,  

много неясностей, и они давно обсуждаются в соответствующей литера-  

туре. Что измеряет тест? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала  

подумать о том, в какой системе понятий описывается это измеряемое  

тестом <нечто>. Можно попытаться ответить на вопрос, обратившись  

к системе понятий, сложившихся в общей психологии. Но многие фунда-  

ментальные понятия тестологии в общей психологии вообще не рассма-  

триваются, например интеллект. В общей психологии речь идет о мыш-  

лении и его чертах, но не об интеллекте. В то же время интеллекту, ин-  

теллектуальному уровню посвящена часть 3 этой книги, и уже одно это  

свидетельствует, насколько важно данное понятие для тестологии.  

Можно рассматривать тест в системе понятий, относящихся к прак-  

тической деятельности, и ответ будет звучать примерно так: тест изме-  

ряет способность к выполнению определенного профессионального дей-  

ствия, а его валидность указывает, насколько хорошо тест это делает.  

Нередко валидность именно так и характеризуют. Но из такого ответа  

неясно, какие в подобной способности представлены умения, знания, на-  

выки. В таком случае исследователь имеет дело с так называемым те-  

стом достижений, а не с психологическим тестом.  

Обращение к критериально-ориентированным тестам позволило бы  

уточнить те психологические требования, которые предъявляет критерий,  

приблизиться к пониманию формы психической активности, обеспечи-  

вающей достижение критерия.  

О том, как оценивает критериально-ориентированные тесты сама  

А. Анастази, можно судить по такому ее высказыванию: <Вместе с тем  

своим акцентом на содержательном смысле интерпретации тестовых по-  

казателей критериально-ориентированное тестирование может оказать  

благотворное влияние на тестирование в целом. От такого подхода вы-  

игрывает, например, интерпретация показателей тестов интеллекта. Если  

выполнение ребенком заданий таких тестов описывать в терминах специ-  

фических интеллектуальных навыков и знаний, то это устранило бы мно-  

гие нападки на IQ, вызванные недоразумениями и неправильными пред-  

ставлениями. В общем виде критериально-ориентированный подход  

равносилен интерпретации тестовых результатов, согласно доказанной  

валидности конкретного теста, а не посредством неких туманных сущно-  

стей, лежащих в его основе. Разумеется, такая интерпретация может со-  

четаться с отнесением результатов к нормам> (кн. 1, с. 93). Хотелось бы  

добавить к этому высказыванию, с которым в принципе нельзя не согла-  

ситься, следующее: все-таки, прежде чем описывать выполнение заданий  

теста в терминах специфических навыков и знаний, необходимо охарак-  

теризовать их в терминах, принятых в общей психологии.  

Нам хотелось бы сказать, что критериальная ориентированность как  

-----" ..пт",аг-уптп ппигхя путей совершенствования пси-  

 

13 ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ ПЕРЕВОДА  

 

хологического диагностирования может найти свое место не только в та-  

ких методиках, какими являются тесты, но также в самоотчетах, опрос-  

никах и т.п. <В личностных тестах (А. Анастази, в соответствии  

с западной традицией в тестологии, называет самоотчеты и опросники  

тестами.- К. Г., В. Л.), по-видимому, в еще большей степени, чем в тестах  

способностей, проявляются различия в субкультурах и культурах> (кн. 2,  

с. 132). С таким утверждением, вероятно, согласятся советские исследо-  

ватели. В самом деле, как могут возникнуть регистрируемые в опросни-  

ках и самоотчетах черты индивидуальности, если не из воздействий со-  

циального окружения? Поскольку это так, то любые результаты, в виде  

профиля показателей или числа очков, могут приобрести для исследова-  

теля смысл не сами по себе, а лишь при сопоставлении с качественной  

оценкой и уровнем критериальных требований, последние же опреде-  

ляются общественной средой, в которой протекает жизнь и деятельность  

данного индивида. Конечно, определение качества и уровня крите-  

риальных требований-дело непростое. Но трудности, которые здесь воз-  

никают,-это трудности психологического порядка, а не пришедшие  

в диагностику из статистики или других научных дисциплин. Кому же их  

решать, как не психологам?  

Мы думаем, что с особым интересом советские психологи прочи-  

тают страницы книги, в которых раскрываются взгляды А. Анастази на  

природу интеллекта. <Интеллект индивида в любой момент времени  

есть конечный продукт большого и сложного ряда взаимодействий на-  

следственных факторов и факторов окружения. На любой стадии этой  

причинной цепи существует возможность взаимодействия с новыми фак-  

торами, а поскольку каждое взаимодействие само опредеяяет направле-  

ние последующих взаимодействий, то, значит, существует все расширяю-  

щаяся сеть возможных исходов> (кн. 1, с. 313). А. Анастази видит глав-  

ную цель тестирования не в том, чтобы выявить границы возможностей  

индивида, а в том, чтобы помочь ему успешно развиваться. <Любые  

тесты, в том числе и интеллектуальные, следует использовать не для на-  

вешивания ярлыков, а для понимания самого индивида. ... Важной целью  

современного тестирования является содействие самопознанию и разви-  

тию личности> (кн. 1, с. 309).  

Мы не ставили перед собой задачи дать конспективное изложение  

проблематики всей книги. Задача эта вряд ли может быть решена,  

в частности, и потому, что текст А. Анастази нельзя передать без потерь  

в содержании. Да и зачем это делать, когда перед читателем книга.  

Чрезвычайно существенно как для оценки книги, так и для характеристи-  

ки самой А. Анастази, что она сумела увидеть и выделить в большом по-  

токе публикаций работы, возможно, ведущие к изменению современного  

состояния тестологии. Было бы ненужным преувеличением утверждать,  

будто вся книга отражает такого рода тенденции. Это не так, в ней не-  

редко слышны отголоски уходящих в историю точек зрения. Вероятно,  

это определилось тем, что автор считал необходимым дать объективную  

картину современного состояния тестологии в США, а картина эта по  

представленным в ней тенденциям весьма противоречива, пестра и раз-  

нонаправленна. Тем более важно увидеть в ней движение вперед.  

В заключение-несколько слов о путях использования книги А. Ана-  

стази в наших условиях. Психологическая диагностика в таких ее фор-  

мах, как тесты, опросники, самоотчеты, тесты достижений (учета  

успешности), еще не заняла заметного места в работе школы, профессио-  

 

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ ПЕРЕВОДА  

 

нально-технических училищ, предприятий, учреждений и вузов. Между  

тем в настоящее время вырисовывается ряд областей, где потребность  

в подобных методиках велика и где они могли бы применяться с боль-  

шой пользой. Так, с помощью психологических тестов и тестов достиже-  

ний можно было бы следить за психическим развитием детей. Не говоря




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 4007
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь