|
Анастази А. » Психологическое тестированиепредъявлялась на английском языке студентам, говорящим по-англий- ски, и на испанском-студентам, говорящим по-испански. Данные по вы- полнению заданий обеими группами позволили оценить уровень трудно- сти (А) и разрешающую силу (г с суммарным показателем теста) каждого задания. Из окончательной серии общих для обоих языков зада- ний исключались задания, выполнение которых существенно зависело от типа группы (см. гл. 8). Такие задания содержали систематическую ошибку и, по-видимому, для обеих групп имели психологически разное значение. Окончательная серия состояла из эталонных заданий, имевших приблизительно одинаковую относительную трудность для выборки сту- дентов, говоривших по-английски и по-испански, и удовлетворяла за- данным уровню трудности и разрешающей силе. На втором этапе отобранные эталонные задания включались для постоянного применения SAT я РАА, а показатели по ним использова- лись как основа для преобразования всех тестовых показателей в единую шкалу. Методика уравнивания была той же самой, что и обычное пре- образование показателей последовательных форм SAT в единую шкалу.
ПРИРОДА ИНТЕЛЛЕКТА
Значение IQ. В широких слоях общества IQ не рассматривается как определепнын тип показателя по конкретному тесту, а нередко отождест- вляя ся с ншеллектом. Такое представление настолько распространи- лось, 410 ei о нельзя больше игнорировать или относиться к нему как к обычной ошибке. Несомненно, рассматривая количественное значение .данного IQ, следует всегда иметь в виду тест, в котором этот показатель получен. Те или иные тесты интеллекта, показателем которых и является IQ, различаю гся и своим содержанием, и иными параметрами, влияющи- ми на интерпретацию этого показателя. Некоторые из этих различий в тестах, опьединяемых названием <тесты интеллекта>, обсуждались в примерах, рассмотренных в предыдущих главах. Тем не менее необхо- димо вновь рассмотреть, что же из понятия <интеллект> можно отнести
~ - ------ м тlтт"rйrттTf>lrГf>
309 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
форд-Бине, много лет бывшей единственным средством для тщательно- го измерения интеллекта и часто использовавшейся в качестве критерия при валидации новых тестов. Во-первых, интеллект следует рассматривать скорее как описательное, чем как объяснительное понятие. IQ есть форма выражения уровня спо- собностей индивида в данный момент времени по отношению к его воз- растным нормам. Ни один тест интеллекта не может указать причины того или иного его выполнения. Отнесение неадекватного выполнения теста или обычной деятельности за счет <неадекватного интеллекта> есть тавтология, которая не только не помогает понять затруднений ин- дивида, но фактически может и затормозить поиски причин этих трудно- стей в прошлом человека. Любые тесты, в том числе и интеллектуальные, следует использо- вать не для навешивания ярлыков, а для понимания самого индивида. Чтобы помочь человеку функционировать на максимальном для него уровне, следует начать с выяснения уровня, на котором он уже находит- ся, а для этого необходимо оценить сильные и слабые стороны его личности и выработать соответствующий способ действий. Если тест на чтение показывает, что ребенок отстает в этом виде деятельности, мы не ограничиваемся фиксацией этого факта и не даем ему, чтобы изба- вить от затруднений, невербальный тест. Вместо этого мы стараемся обучить его чтению. Важной целью современного тестирования является содействие са- мопознанию и развитию личности. Данные тестирования все больше используются для того, чтобы помочь индивидам лучше организовать свое образование и профессиональную деятельность, а также научиться принимать решения, непосредственно касающиеся их жизни. Внимание, уделяемое эффективным способам сообщения тестовых результатов ис- пытуемому, свидетельствует о растущем признании такого применения тестов. Во-вторых, и это более важно, не следует забывать, что интеллект не есть единая и однообразная способность, он складывается из не- скольких функций. Этим термином обычно обозначается комплекс спо- собностей, необходимых для выживания и достижения успехов в опре- деленной культуре. Следовательно, конкретные способности из этого комплекса, а также их относительная значимость будут меняться б зави- симости от времени и места. Для разных культур и в разные истори- ческие периоды одной культуры понимание успешности в деятельности меняется. Изменение структуры интеллекта можно видеть и на протя- жении жизни одного индивида от младенчества до взрослого состояния. Способность индивида будет с годами возрастать относительно тех функций, которым окружающая его культура или субкультура придают особое значение, и уменьшаться относительно тех функций, которым та- кого значения не придается (В. М. Levinson, 1959, 1961). Типичные тесты интеллекта, предназначенные в культуре американ- ского типа для школьников или взрослых, измеряют в основном вер- бальные способности и отчасти способности обращения с числовыми и другими абстрактными символами. Именно эти способности преобла- дают в школьном обучении. Большинство интеллектуальных тестов можно поэтому рассматривать яц меру способности к обучению. IQ является отоажением как ппегттттестнумттшу тяте тя тn{fnлmJ> ттт,а
310 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
зисными, то IQ оказывается эффективным предикатором для многих профессий и иных видов деятельности взрослых. Вместе с тем множество других важных функций, таких, как техниче- ские, моторные, музыкальные и артистические способности, мотива- ционные и эмоциональные факторы, установки, для измерения которых интеллектуальные тесты никогда не применялись, являются важными со- ставляющими достижений во всех областях. В исследованиях креативно- сти обычно выявляются когнитивные и личностные факторы, относящие- ся к креативной продуктивности. Все это, естественно, означает, что как индивидуальные решения, так и решения, принимаемые учреждениями, должны основываться на сопоставлении многих данных. Принимать ре- шения только в зависимости от результатов тестов, особенно одного или двух, значит неправильно их использовать. Решения должны принимать- ся людьми, а тесты-один из источников сведений, необходимых для принятия решений. Тесты сами по себе не являются средством для при- нятия решений. Наследственность и изменчивость. Много недоразумений и споров возникло вследствие применения оценок наследственности к по- казателям интеллектуальных тестов. Как пример можно привести вы- звавшую столько споров и противоречивых суждений известную статью А. Йенсена (A.R. Jensen, 1969). Хотя ее обсуждение шло по нескольким направлениям, а поднимавшиеся при этом вопросы были достаточно сложны, камнем преткновения для всех участников дискуссии оказалась интерпретация оценок наследственности, в частности насколько индекс наследственности соответствует действительному вкладу генетических, или наследственных, факторов в общую изменчивость конкретного свойства личности в данной популяции при существующих условиях. На- пример, утверждение, что индекс наследственности IQ по Станфорд-Би- не для учащихся американских городских средних школ составляет 0,70, будет означать, что 70Їо изменений этого показателя связано с наслед- ственными различиями и 30Їо-с различиями окружения. Индексы наследственности подсчитывались разными способами (A.R. Jensen, 1969; J. Loehiin, G. Lindzey, J.N. Spuhler, 1975), но их основ- ное предназначение-измерять в рассматриваемом свойстве фамильное сходство. Наиболее распространенный метод состоит в использовании корреляций результатов по интеллектуальным тестам у монозиготных и дизиготных близнецов. Также используются корреляции между мо- нозиготными близнецами, выросшими вместе и в разных приемных семьях. В интерпретации оценок наследственности следует обратить внима- ние на следующие моменты. Во-первых, эмпирические данные относи- тельно семейного сходства недостаточно точны, поскольку в них не выявлена роль окружающих средовых факторов. Например, никак не учитываются имеющиеся данные о том, что монозиготные близнецы жи- вут в более сходном окружении, чем дизиготные (A. Anastasi, 1958 а, р. 287-288; H.L. Koch, 1966). Во-вторых, распределение близнецов в при- емную семью не определялось случайным образом, как нужно бы в идеальном эксперименте. Хорошо известно, что взятие ребенка на во- спитание зависит от особенностей малыша и приемной семьи. Следова- тельно, условия жизни в приемной семье каждого из близнецов, по-види- мому, будут достаточно сходными, что отчасти объясняет корреляции -.., яп-ип тяк-же-. утверждать, что
311 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
данные о наследственности близнецов нельзя обобщать на популяцию в целом, пЬскольку близнецы чаще подвергаются пренатальным трав- мам, приводящим к некоторым задержкам в умственном развитии. Включение в выборку пар с задержкой умственного развития может за- метно увеличить корреляцию результатов тестирования интеллекта близнецов (P.L.Nichols, S.H.Broman, 1974). Помимо сомнительности данных, на основании которых вычисляют- ся индексы наследственности, последним присущи и более серьезные не- достатки (A.Anastasi, 1971; D.O. Hebb, 1970). Примечательно, что в пер- вой части упомянутой статьи А. Иенсена (A. R. Jensen, 1969, р. 33-46) среди прочих назывались и они. Во-первых, понятие наследственности применимо к популяциям, но не к отдельным индивидам. Например, при выявлении причин умственной отсталости ребенка показатель наслед- ственности вряд ли поможет. Независимо от величины индекса наслед- ственности в популяции умственную отсталость ребенка можно объяс- нить поврежденными генами (как при фенилкетонурии), пренаталь- ной мозговой травмой или крайней ограниченностью жизненного опыта. Во-вторых, индексы наследственности применимы только к популя- ции, на которой в данное время они были получены, любое изменение в наследственности или окружающих условиях изменит этот индекс. Так, увеличение браков между кровными родственниками, например, на уда- ленном острове, уменьшит изменчивость наследственных признаков и этим снизит индекс наследственности, а увеличение однородности окружения уменьшит изменчивость его условий и, следовательно, увели- чит индекс наследственности. Кроме того, показатель наследственности, подсчитанный в одной популяции, неприменим к анализу различий в вы- полнении теста двумя популяциями, такими, как разные этнические группы. В-третьих, наследственность не отражас1 степень изменчивости ка- кого-либо свойства. Даже если покаштель наследственности свойства в данной популяции равен 100Їо, отсюда не следует, что влияние окруже- ния на формирование этого свойства незначительно. Поясним этот мо- мент следующим контрастным примером. Предположим, что какое-то сообщество взрослых питается одинаково, т.е. все получают одну и ту же еду и в одинаковом количестве. В такой популяции влияние особенно- стей питания на общую изменчивость здоровья и физического состояния будет нулевым, поскольку разницей в пище нельзя объяснить индиви- дуальные различия в здоровье и физическом развитии. Тем не менее, ес- ли бы запасы продовольствия внезапно иссякли, все сообщество умерло бы от Истощения. Наоборот, улучшение качества пищи могло бы ска- заться на общем улучшении здоровья членов сообщества. Независимо от величины в разных популяциях индексов наслед-. ственности для IQ достаточно обоснован один эмпирический факт: IQ не является постоянной величиной и изменяется под воздействием окру- жающей среды. Некоторые основания для такого вывода рассматрива- лись в этой главе раньше в связи с лонгитюдными исследованиями. Из- учение особенностей окружения позволило выявить условия, ускоряющие и замедляющие умственное развитие. Возрастание и снижение IQ могут также быть результатом как случайных, так и сознательных изменений в окружении ребенка (A. Anastasi, 1958 а). Основные изменения в составе
312 ТТСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ,
в детский дом или обучение по программе подготовки в школу могут за- метно увеличить или снизить IQ. Предсказание как критериальной деятельности, так и последующего тестового результата может стать более точным, если принимаются во внимание основные характеристики окружения, в котором ребенок жил в гот или иной период времени. Имеются некоторые наводящие на раз- мышление факты, свидетельствующие о том, что корреляции с после- дующим результатом интеллектуального теста или достижениями в ус- певаемости существенно возрастают, если в качестве предикторов наряду с результатами исходного теста включаются факторы окружения (B.S. Bloom, 1964, гл. 6). Например, в группе из 49 учеников корреляция между пониманием прочитанного во II и VIII классах возросла с 0,52 до 0,72, когда стали принимать в расчет профессию отца как возможный показатель культурного уровня семьи (ibid., р. 119). К тому же перепро- веркой данных интеллектуального теста в исследованиях Гарвардского университета по развитию было установлено, что корреляция между по- казателями теста интеллекта в возрасте 7 и 16 лет возрастала с 0,58 до 0,92, если во множественную корреляцию включался уровень образова- ния родителей (ibid., р. 80). Похожие данные получены в лонгитюдных исследованиях популя- ций, в которых сравниваемые в этой популяции выборки тестировались через много лет (A. Anastasi, 1958 я, р. 209-211). Если культурные усло- вия за это время улучшались, то выполнение теста в среднем по всей вы- борке заметно возрастало. Эти данные поясняются сравнением показате- лей американских солдат, тестировавшихся во время первой и второй мировых войн с интервалом в 25 лет (R.D. Taddenham, 1948). Для этой цели репрезентативная выборка участников второй мировой войны обс- ледовалась с помощью общего армейского классификационного теста и варианта армейского альфа, разработанного в первую мировую войну. Распределение этой группы по классификационному тесту практически соответствовало распределению армии в целом. Основываясь на данных по этой выборке, можно оценить медианное выполнение в армии, уча- ствовавшей во второй мировой войне, как равное 83-му процентилю по- пуляции участников первой мировой войны. Иными словами, выполне- ние теста 83Їо популяции участников первой мировой войны оказыва- лось ниже медианного результата популяции второй мировой войны. Заслуживает внимания тот факт, что средний период обучения для участ- ников второй мировой войны равнялся 10 годам по сравнению с 8 года- ми для участников первой мировой войны. Увеличение продолжительно- сти обучения, а также совершенствование средств коммуникации, передвижения и другие культурные изменения расширяли представления индивида, что сказывалось на улучшении выполнения теста. Похожее исследование, но меньшего объема было проведено со школьниками, живущими в горных округах штата Теннесси (L. R. Wheeler, 1942). Групповые тесты интеллекта предъявили в 1940 г. более чем 3000 детям из 40 сельских школ. Результаты сравнивали с показате- лями детей из тех же мест и в основном из тех же семей, но тестиро- ванных в 1930 г. За прошедшее десятилетие экономический, культурный и образовательный уровень этих округов заметно вырос. Соответственно этому, как было установлено, увеличился во всех возрастах и классах IQ. Медианный IQ равнялся 82 в выборке 1930 г. и 93-в выборке 1940 г.
1 Гп >Лга nratUff nrtTfTffrnria TTIITTITTTTT nrrfWrt n nlnflnnr
313
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
индивида может изменяться и структура его интеллекта; сочетание тех или иных его способностей под воздействием окружающей среды, стиму- лирующей развитие одних качеств и тормозящей другие, с годами ме- няется. Более того, факторно-аналитические исследования показали, что различия в жизненном опыте могут повлиять не только на соответ- ствующий разным способностям уровень выполнения, но и на способ Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|