|
Анастази А. » Психологическое тестированиеций тестовых показателей с суждениями наблюдателей, хорошо знавших испытуемых. Корреляции между шкалой Вайнленд и тестом Станфорд- Бине широко варьируют, но в целом достаточно низки и позволяют утверждать, что с помощью этих двух шкал измеряются разные аспекты поведения. Шкалы социальной зрелости Вайнленд помогают клиници- стам при диагностировании умственной отсталости и принятии решений о помещении обследуемых в лечебные учреждения. Например, индивид, признанный умственно неполноценным по результатам тестирования по шкале Станфорд.-Бине, может удовлетворительно приспособиться к жизни в нормальном окружении, если его социальный возраст по шка- ле Вайнленд соответствует норме. Более современным и более полным методом является шкала адап- тивного поведения (АВС), разработанная Комитетом американской ассо- циации по изучению умственной неполноценности. Предназначенная пер- воначально для умственно отсталых, эта шкала может быть использова- на также для изучения эмоционально неустойчивых и страдающих дру- гими расстройствам лиц. Адаптивное поведение определяется как <спо- собность индивида/соотносить свои действия с природными и со- циальными требованиями окружения> (American Association..., 1974). В варианте 1974 г. эта шкала обеспечивает единую форму, применимую начиная с 3 лет. Как и шкала социальной зрелости Вайнленд, она осно- вана на наблюдениях за ежедневным поведением испытуемого и может заполняться родителями, учителями, врачами и другими людьми, нахо- дящимися в тесном контакте с испытуемыми. Другим способом получе- ния информации является опрос одного или нескольких наблюдавших
240 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ /
ABS состоит из двух частей. Первая часть представляет собой шклу развития по 10 областям поведения, некоторые из них подразделен на более мелкие подобласти, так как это представлено ниже. / /
Самообслуживание: еда, туалет, гигиена, внешний вид, уход за одеждой, одевание и раздевание, перемещение, общее самообслуживание. ! Физическое развитие: сенсорное, моторное. / Хозяйственная деятельность: обращение с деньгами, планирование бюджета, уме- ние делать покупки. Развитие языка: выразительность, понимание, социальное общение. Числа и время. Домашняя работа: уборка дома, обязанности по кухне, другие виды домашнего труда. Профессиональная деятельность. Саморегуляция: инициатива, настойчивость, свободное время. Ответственность. Социализация.
Каждая область или подобласть шкалы снабжена специальными за- даниями, содержащими ответ с множественным выбором. Для ответов на вопросы, касающиеся видов деятельности, которые испытуемый мо- жет и не выполнять (например, покупки в магазине, обед в ресторане), приводятся специальные инструкции. Вторая часть предназначена для оценки плохо адаптированного по- ведения, связанного с личностными и поведенческими нарушениями. Она охватывает 14 сфер поведения, таких, как несдержанность и стремление к разрушению, замкнутость и тенденции к гиперактивности и т.д. По каждой из этих сфер сообщения о специфическом поведении (например, <задирается>, <пытался совершить поджог>) оцениваются единицей, если носят случайный характер, и двойкой, если встречаются часто. Инструкции по предъявлению шкалы и ее обработке изложены в самой форме теста и подробнее объясняются в руководстве к нему. Шкала дает суммарный профиль показателей в процентилях по каждой из 24 сфер поведения. Нормы получены на группе содержащихся в спе- циальном учреждении умственно отсталых обоего пола в возрасте от 3 до 69 лет. Процентильные эквиваленты приводятся для II возрастных уровней с интервалами в 1 год для младших испытуемых и интервалами в 2, 3, 10 и 20 лет для более взрослых испытуемых. Испытуемые выбира- лись в специальных учреждениях по всем Соединенным Штатам, и их число для каждого возрастного уровня колебалось от 100 до чуть боль- ше 500. При интерпретации результатов авторы теста считают важным учитывать способности индивида к адекватному поведению в обычной обстановке, обычном или близком к обычному окружении. Предвари- тельные данные по оценкнадежности и валидности (конструктной и те- кущей) многообещающи, вторы указывают также некоторые направле- ния исследований по применению шкалы для изучения умственно отсталых, не находящихся в специальных учреждениях, и для лиц с эмо- циональными расстройствами, но не являющихся умственно отсталыми, а также в лонгитюдных исследованиях изменений тестовых показателей в процессе лечения и после прохождения курса обучения по специальным программам и, наконец, изучению различных психометрических свойств ут,г>й т1№атт1.т гаг Лlтrlпl-IЧftгкnгn ИНСТПУМеНТа.
21 TI-CTbl ДЛЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПОПУЛЯЦИЙ
психометрическим требованиям, особенно в отношении репрезентативно- сти нормативных данных. С точки зрения современных принципов по- строения тестовых методик, эти шкалы нуждаются в дополнительных ис- следованиях для более адекватной интерпретации результатов тестиро- вание и представляют интерес главным образом потому, что указывают, в каксцй мере те или иные функции необходимо включить в исследование маленьких детей и детей более старшего возраста с недостатками в ум- ственным и физическом развитии. Шалы развития младенцев Бейли. В 60-70-х гг. резко воз- рос интерес к тестам для младенцев и дошкольников. Одной из причин этого б1ло быстрое распространение программ обучения для умственно отсталых детей. Другой причиной явилось широкое развитие программ коррекционного дошкольного обучения культурно неразвитых детей. В ответ на запросы практики появились новые тесты и было проведено значительное число исследований для разработки новых методов оценки уровня развития детей Наиболее разработанным тестом для самых маленьких детей являются шкалы развития младенцев Бейли. Эти шкалы явились резуль- татом многолетних научных изысканий Н. Бейли и ее коллег по универ- ситету в Беркли, проводивших также и лонгитюдные исследования по изучению развития. Некоторые из заданий были заимствованы из таб- лиц Гезелла и других тестов для младенцев и дошкольников. Шкалы Бейли предусматривают три вспомогательных средства оценки степени развития ребенка в возрасте от 2 мес до 2,5 лет: шкалу умственного развития, шкалу моторного развития и записи поведения младенца. Шкала умственного развития выявляет такие функции, как восприятие, память, обучаемость, решение проблем, вокализация, зачат- ки словесного общения и простейшее абстрактное мышление. Шкала мо- торного развития измеряет макромоторные способности, такие, как уме- ние сидеть, стоять, ходить и подниматься по ступенькам, а также умение двигать руками и пальцами. В младенческом возрасте развитие двига- тельных функций, манипулирование с предметами играют важную роль во взаимосвязи ребенка с окружающей средой и, следовательно, в разви- тии его умственных процессов. Записи поведения младенца предста- вляют собой оценочную шкалу, заполняемую экспериментатором после проведения двух других частей теста. Она предназначена для оценки раз- личных аспектов развития личности ребенка, таких, как эмоциональное и социальное поведение, объем внимания, настойчивость и целеустрем- ленность. С точки зрения методики, шкалы Бейли несомненно можно считать выдающимся измерительным инструментом для изучения младенцев. Нормы для этих шкал были установлены на выборке из 1262 детей, рас- пределенных примерно поровну в возрастные группы от 2 до 30 мес. Вы- борка стандартизации была репрезентативной по отношению к популя- ции США относительно принадлежности к городскому или сельскому населению, местожительства, агакже с учетом пола и расы (белые- цветные), и уровня образования главы семьи. В выборку не включались
Обзор соответствующих тестов для младенцев и дошкольников дается в работе Л.Стотта и Р.Болла (L.H.Stott, R.S. Ball, 1965). Обсуждавшиеся в гл. 9 векслеровские
242 тесты ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
дети, находящиеся в лечебных учреждениях, преждевременно родившиеся и дети старше года из семей, где говорили на двух языках. Шкалы ум- ственного и моторного развития дают раздельные индексы развития, вы- раженные в нормализованных стандартных показателях с М == 100 и ст == 16 в единицах стандартного IQ по шкале Станфорд-Бине. Эт ин- дексы развития устанавливались для каждой возрастной группы отдельно. Возрастные группы составлялись с интервалом в полмесяца для возраста от 2 до 6 мес и в месяц для детей от 6 до 30 мес. Коэффициенты надежности шкалы умственного развития, полу- ченные методом расщепления теста в отдельных возрастных группах, принимали значения в интервале от 0,81 до 0,93, с медианой, равной 0,88. Коэффициенты надежности шкалы моторного развития колебались от 0,68 до 0,92, а медиана равнялась 0,84. Эти коэффициенты выгодно отли- чаются от тех, которые обычно получаются при тестировании младен- цев. В руководстве к шкалам приводятся обычные ошибки измерения и минимальные различия между индексами по шкалам умственного и моторного развития, необходимые для статистической значимости данных. Данные о согласованности результатов, полученных эксперимен- татором-наблюдателем, и надежности повторного тестирования с интер- валом в 1 нед также говорят в пользу этих шкал. Н. Бейли указывает, что эти шкалы, как и все предназначенные для тестирования младенцев, должны использоваться главным образом для оценки текущего уровня развития, а не для предсказания последующего развития способностей. На развитие способностей в столь раннем возра- сте оказывает влияние такое огромное число различных факторов, что предсказание на длительный период времени оказывается малоценным. Шкалы весьма полезны для раннего распознания сенсорных и неврологи- ческих нарушений, эмоциональных расстройств и отрицательных влия- ний окружающей среды. Шкалы МакКарти изучения способностей ребенка. Новым методом исследования детей дошкольного возраста являются шкалы МакКарти по изучению способностей ребенка (MSCA), рассчи- танные на детей от 2,5 до 8,5 лет. Они состоят из 18 тестов, сгруппиро- ванных в шесть частично совпадающих шкал, получивших название вер- бальной, перцептивного действия, количественной, общих познава- тельных способностей, памяти и моторной. В тесте на группировку понятий из шкалы перцептивного действия ребенку показывают красные, желтые, голубые квадраты и кружки двух разных размеров и просят под- обрать к ним предметы с заданными характеристиками. Тест общих по- знавательных способностей наиболее близок традиционному измерению общего интеллектуального развития. Показатель по этой шкале находят суммированием тестовых результатов, полученных в первых трех шка- лах, которые хотя и не совпадают друг с другом, но обязательно содер- жат все тесты на память и почти все (за исключением трех) моторные тесты. Таким образом, показатель теста рбщих познавательных способ- ностей основывается на 15 из 18 тестов батареи. Этот показатель обозначается как индекс общих познавательных способностей (GCI) и является нормализованным стандартным показате- лем с М = 100 и (т==16, найденным для каждой возрастной группы ~ --Ї"Їя пг>м в 3 мес. В руководстве к шкалам поясняется, что хотя GCI "" ---"-"". " uf. использовалось
243 ТЕСТЫ ДЛЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПОПУЛЯЦИЙ
сякак показатель деятельности ребенка в период тестирования без при- дания ему значения неизменности или причинности. Показатели по от- дельным шкалам-это нормализованные стандартные показатели с М == = 5Q и ст = 10 для тех же возрастных групп. Выборка стандартиза- ции Состояла из 1032 испытуемых и включала приблизительно по 100 детеидля каждого из 10 возрастных уровней с полугодовым интервалом для дтей от 2,5 до 5,5 лет и годовым интервалом для детей от 5,5 до 8,5 лет. В. каждую возрастную группу выборки входило равное число маль- чиков ц девочек. Выборка была стратифицирована в соответствии с пере- писью населения США 1970 г. по принадлежности к городскому и сель- скому населению, по месту жительства, расовому признаку (белый-цвет- ной) и по профессии отца. В выборку не включались дети, находящиеся в учреждениях для умственно отсталых, дети с тяжелыми нарушениями поведения и эмоциональной сферы, повреждениями мозга и явными фи- зическими недостатками. Дети, говорящие на другом языке, тестирова- лись только в том случае, если они могли хорошо говорить и понимать по-английски. Коэффициент надежности, найденный методом расщепления, для GCI в среднем составлял 0,93, коэффициенты надежности других пяти шкал колебались от 0,79 до 0,88. В руководстве приводятся также стан- дартные ошибки измерения и минимальные различия между показателя- ми шкал со значимостью на уровне 0,05. Коэффициенты надежности при повторном тестировании через месяц для группы из 125 детей, разде- ленных в зависимости от возраста на три группы, равнялись в среднем 0,90 для GCI и колебались по отдельным шкалам от 0,69 до 0,89. Что касается валидности, то в руководстве приведены довольно ин- тересные, но скудные данные по прогностической валидности сравни- тельно с тестами учебных достижений, предъявляемыми в конце обуче- ния в первом классе. Первоначальный отбор и группировка тестов в шкалы опирались на опыт клинических исследований, данные о психо- логии развития ребенка и результаты факторного анализа. По мере раз- работки шкал несколько длительных тестовых серий были обработаны с помощью факторного анализа раздельно в трех возрастных группах, составивших около <з0Ї/о выборки стандартизации (A. S. Kaufman, G. P. Hollenbeck, 1973). Для всех возрастных групп были выявлены фак- торы общих познавательных способностей, памяти и моторики, а остальные факторы проявлялись по мере развития детей. Очевидно, можно предположить, что выполнение одних и тех же заданий в разные возрастные периоды связано с использованием различных способностей. Например, тесты с рисованием у младших детей содержали больше мо- торных компонентов, а у более взрослых детей в этих же тестах преобла- дал понятийный фактор. Результаты предварительного факторного ана- лиза были в дальнейшем подтверждены данными факторного анализа окончательного варианта батареи, проведенного на полной выборке стандартизации (A.S. Kaufman, 1975b). В других исследованиях рассматривались различия в выполнении за- даний MSCA в зависимости от пола, расы и социоэкономического стату- са (определяемого по профессии отца). По половому признаку не было получено значимых различий ни в GCI, ни индексах отдельных шкал (A. S. Kaufman, N. L. Kaufman, 1973). Сравнения по этническим признакам
выявили некоторые значимые различия в пользу черных детей по мотор- ----"" "" (. де-i.) ц g пользу белых
244 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
детей по другим шкалам в старших возрастных группах (6,5-8,5 лет). Кроме того, изучение профессионального уровня родителей показало, что при выполнении тестовых заданий по шкалам МакКарти социоэко- номический статус выступает как" более значимый фактор, чем расовый признак (A.S. Kaufman, N.L. Kaufman, 1975а). Шкалы Пиаже. Будучи пригодными для изучения детей старше дошкольного возраста, эти шкалы до сих пор в основном применялись при изучении раннего детства. Шкалы эти находятся еще в стадии экспе- риментирования, и лишь небольшое их число пригодно для распростра- нения. В основном они были разработаны Ж. Пиаже для собственных программ исследования, хотя некоторые из этих шкал пригодны и для других исследовательских целей. В настоящее время главный вклад шкал Пиаже в психологическое тестирование ребенка состоит в создании тео- ретической системы, стержневым понятием которой является последова- тельный характер развития и разработки методического подхода, харак- теризующегося гибкостью и качественной интерпретацией. Некоторые особенности шкал Пиаже в связи с нормативной интер- претацией выполнения теста обсуждались в главе 4. По существу, шкалы Пиаже являются порядковыми в том смысле, что они предполагают еди- Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|