Анастази А. » Психологическое тестирование



46 страница


ций тестовых показателей с суждениями наблюдателей, хорошо знавших  

испытуемых. Корреляции между шкалой Вайнленд и тестом Станфорд-  

Бине широко варьируют, но в целом достаточно низки и позволяют  

утверждать, что с помощью этих двух шкал измеряются разные аспекты  

поведения. Шкалы социальной зрелости Вайнленд помогают клиници-  

стам при диагностировании умственной отсталости и принятии решений  

о помещении обследуемых в лечебные учреждения. Например, индивид,  

признанный умственно неполноценным по результатам тестирования по  

шкале Станфорд.-Бине, может удовлетворительно приспособиться  

к жизни в нормальном окружении, если его социальный возраст по шка-  

ле Вайнленд соответствует норме.  

Более современным и более полным методом является шкала адап-  

тивного поведения (АВС), разработанная Комитетом американской ассо-  

циации по изучению умственной неполноценности. Предназначенная пер-  

воначально для умственно отсталых, эта шкала может быть использова-  

на также для изучения эмоционально неустойчивых и страдающих дру-  

гими расстройствам лиц. Адаптивное поведение определяется как <спо-  

собность индивида/соотносить свои действия с природными и со-  

циальными требованиями окружения> (American Association..., 1974).  

В варианте 1974 г. эта шкала обеспечивает единую форму, применимую  

начиная с 3 лет. Как и шкала социальной зрелости Вайнленд, она осно-  

вана на наблюдениях за ежедневным поведением испытуемого и может  

заполняться родителями, учителями, врачами и другими людьми, нахо-  

дящимися в тесном контакте с испытуемыми. Другим способом получе-  

ния информации является опрос одного или нескольких наблюдавших  

 

240 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ /  

 

ABS состоит из двух частей. Первая часть представляет собой шклу  

развития по 10 областям поведения, некоторые из них подразделен на  

более мелкие подобласти, так как это представлено ниже. /  

/  

 

Самообслуживание: еда, туалет, гигиена, внешний вид, уход за одеждой, одевание  

и раздевание, перемещение, общее самообслуживание. !  

Физическое развитие: сенсорное, моторное. /  

Хозяйственная деятельность: обращение с деньгами, планирование бюджета, уме-  

ние делать покупки.  

Развитие языка: выразительность, понимание, социальное общение.  

Числа и время.  

Домашняя работа: уборка дома, обязанности по кухне, другие виды домашнего  

труда.  

Профессиональная деятельность.  

Саморегуляция: инициатива, настойчивость, свободное время.  

Ответственность.  

Социализация.  

 

Каждая область или подобласть шкалы снабжена специальными за-  

даниями, содержащими ответ с множественным выбором. Для ответов  

на вопросы, касающиеся видов деятельности, которые испытуемый мо-  

жет и не выполнять (например, покупки в магазине, обед в ресторане),  

приводятся специальные инструкции.  

Вторая часть предназначена для оценки плохо адаптированного по-  

ведения, связанного с личностными и поведенческими нарушениями. Она  

охватывает 14 сфер поведения, таких, как несдержанность и стремление  

к разрушению, замкнутость и тенденции к гиперактивности и т.д. По  

каждой из этих сфер сообщения о специфическом поведении (например,  

<задирается>, <пытался совершить поджог>) оцениваются единицей, если  

носят случайный характер, и двойкой, если встречаются часто.  

Инструкции по предъявлению шкалы и ее обработке изложены  

в самой форме теста и подробнее объясняются в руководстве к нему.  

Шкала дает суммарный профиль показателей в процентилях по каждой  

из 24 сфер поведения. Нормы получены на группе содержащихся в спе-  

циальном учреждении умственно отсталых обоего пола в возрасте от  

3 до 69 лет. Процентильные эквиваленты приводятся для II возрастных  

уровней с интервалами в 1 год для младших испытуемых и интервалами  

в 2, 3, 10 и 20 лет для более взрослых испытуемых. Испытуемые выбира-  

лись в специальных учреждениях по всем Соединенным Штатам, и их  

число для каждого возрастного уровня колебалось от 100 до чуть боль-  

ше 500.  

При интерпретации результатов авторы теста считают важным  

учитывать способности индивида к адекватному поведению в обычной  

обстановке, обычном или близком к обычному окружении. Предвари-  

тельные данные по оценкнадежности и валидности (конструктной и те-  

кущей) многообещающи, вторы указывают также некоторые направле-  

ния исследований по применению шкалы для изучения умственно  

отсталых, не находящихся в специальных учреждениях, и для лиц с эмо-  

циональными расстройствами, но не являющихся умственно отсталыми,  

а также в лонгитюдных исследованиях изменений тестовых показателей  

в процессе лечения и после прохождения курса обучения по специальным  

программам и, наконец, изучению различных психометрических свойств  

ут,г>й т1№атт1.т гаг Лlтrlпl-IЧftгкnгn ИНСТПУМеНТа.  

 

21 TI-CTbl ДЛЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПОПУЛЯЦИЙ  

 

психометрическим требованиям, особенно в отношении репрезентативно-  

сти нормативных данных. С точки зрения современных принципов по-  

строения тестовых методик, эти шкалы нуждаются в дополнительных ис-  

следованиях для более адекватной интерпретации результатов тестиро-  

вание и представляют интерес главным образом потому, что указывают,  

в каксцй мере те или иные функции необходимо включить в исследование  

маленьких детей и детей более старшего возраста с недостатками в ум-  

ственным и физическом развитии.  

Шалы развития младенцев Бейли. В 60-70-х гг. резко воз-  

рос интерес к тестам для младенцев и дошкольников. Одной из причин  

этого б1ло быстрое распространение программ обучения для умственно  

отсталых детей. Другой причиной явилось широкое развитие программ  

коррекционного дошкольного обучения культурно неразвитых детей.  

В ответ на запросы практики появились новые тесты и было проведено  

значительное число исследований для разработки новых методов оценки  

уровня развития детей  

Наиболее разработанным тестом для самых маленьких детей  

являются шкалы развития младенцев Бейли. Эти шкалы явились резуль-  

татом многолетних научных изысканий Н. Бейли и ее коллег по универ-  

ситету в Беркли, проводивших также и лонгитюдные исследования по  

изучению развития. Некоторые из заданий были заимствованы из таб-  

лиц Гезелла и других тестов для младенцев и дошкольников.  

Шкалы Бейли предусматривают три вспомогательных средства  

оценки степени развития ребенка в возрасте от 2 мес до 2,5 лет: шкалу  

умственного развития, шкалу моторного развития и записи поведения  

младенца. Шкала умственного развития выявляет такие функции, как  

восприятие, память, обучаемость, решение проблем, вокализация, зачат-  

ки словесного общения и простейшее абстрактное мышление. Шкала мо-  

торного развития измеряет макромоторные способности, такие, как уме-  

ние сидеть, стоять, ходить и подниматься по ступенькам, а также умение  

двигать руками и пальцами. В младенческом возрасте развитие двига-  

тельных функций, манипулирование с предметами играют важную роль  

во взаимосвязи ребенка с окружающей средой и, следовательно, в разви-  

тии его умственных процессов. Записи поведения младенца предста-  

вляют собой оценочную шкалу, заполняемую экспериментатором после  

проведения двух других частей теста. Она предназначена для оценки раз-  

личных аспектов развития личности ребенка, таких, как эмоциональное  

и социальное поведение, объем внимания, настойчивость и целеустрем-  

ленность.  

С точки зрения методики, шкалы Бейли несомненно можно считать  

выдающимся измерительным инструментом для изучения младенцев.  

Нормы для этих шкал были установлены на выборке из 1262 детей, рас-  

пределенных примерно поровну в возрастные группы от 2 до 30 мес. Вы-  

борка стандартизации была репрезентативной по отношению к популя-  

ции США относительно принадлежности к городскому или сельскому  

населению, местожительства, агакже с учетом пола и расы (белые-  

цветные), и уровня образования главы семьи. В выборку не включались  

 

Обзор соответствующих тестов для младенцев и дошкольников дается в работе  

Л.Стотта и Р.Болла (L.H.Stott, R.S. Ball, 1965). Обсуждавшиеся в гл. 9 векслеровские  

 

242 тесты ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  

 

дети, находящиеся в лечебных учреждениях, преждевременно родившиеся  

и дети старше года из семей, где говорили на двух языках. Шкалы ум-  

ственного и моторного развития дают раздельные индексы развития, вы-  

раженные в нормализованных стандартных показателях с М == 100 и  

ст == 16 в единицах стандартного IQ по шкале Станфорд-Бине. Эт ин-  

дексы развития устанавливались для каждой возрастной группы  

отдельно. Возрастные группы составлялись с интервалом в полмесяца  

для возраста от 2 до 6 мес и в месяц для детей от 6 до 30 мес.  

Коэффициенты надежности шкалы умственного развития, полу-  

ченные методом расщепления теста в отдельных возрастных группах,  

принимали значения в интервале от 0,81 до 0,93, с медианой, равной 0,88.  

Коэффициенты надежности шкалы моторного развития колебались от  

0,68 до 0,92, а медиана равнялась 0,84. Эти коэффициенты выгодно отли-  

чаются от тех, которые обычно получаются при тестировании младен-  

цев. В руководстве к шкалам приводятся обычные ошибки измерения  

и минимальные различия между индексами по шкалам умственного  

и моторного развития, необходимые для статистической значимости  

данных. Данные о согласованности результатов, полученных эксперимен-  

татором-наблюдателем, и надежности повторного тестирования с интер-  

валом в 1 нед также говорят в пользу этих шкал.  

Н. Бейли указывает, что эти шкалы, как и все предназначенные для  

тестирования младенцев, должны использоваться главным образом для  

оценки текущего уровня развития, а не для предсказания последующего  

развития способностей. На развитие способностей в столь раннем возра-  

сте оказывает влияние такое огромное число различных факторов, что  

предсказание на длительный период времени оказывается малоценным.  

Шкалы весьма полезны для раннего распознания сенсорных и неврологи-  

ческих нарушений, эмоциональных расстройств и отрицательных влия-  

ний окружающей среды.  

Шкалы МакКарти изучения способностей ребенка.  

Новым методом исследования детей дошкольного возраста являются  

шкалы МакКарти по изучению способностей ребенка (MSCA), рассчи-  

танные на детей от 2,5 до 8,5 лет. Они состоят из 18 тестов, сгруппиро-  

ванных в шесть частично совпадающих шкал, получивших название вер-  

бальной, перцептивного действия, количественной, общих познава-  

тельных способностей, памяти и моторной. В тесте на группировку  

понятий из шкалы перцептивного действия ребенку показывают красные,  

желтые, голубые квадраты и кружки двух разных размеров и просят под-  

обрать к ним предметы с заданными характеристиками. Тест общих по-  

знавательных способностей наиболее близок традиционному измерению  

общего интеллектуального развития. Показатель по этой шкале находят  

суммированием тестовых результатов, полученных в первых трех шка-  

лах, которые хотя и не совпадают друг с другом, но обязательно содер-  

жат все тесты на память и почти все (за исключением трех) моторные  

тесты. Таким образом, показатель теста рбщих познавательных способ-  

ностей основывается на 15 из 18 тестов батареи.  

Этот показатель обозначается как индекс общих познавательных  

способностей (GCI) и является нормализованным стандартным показате-  

лем с М = 100 и (т==16, найденным для каждой возрастной группы  

~ --Ї"Їя пг>м в 3 мес. В руководстве к шкалам поясняется, что хотя GCI  

"" ---"-"". " uf. использовалось  

 

243 ТЕСТЫ ДЛЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПОПУЛЯЦИЙ  

 

сякак показатель деятельности ребенка в период тестирования без при-  

дания ему значения неизменности или причинности. Показатели по от-  

дельным шкалам-это нормализованные стандартные показатели с М ==  

= 5Q и ст = 10 для тех же возрастных групп. Выборка стандартиза-  

ции Состояла из 1032 испытуемых и включала приблизительно по 100  

детеидля каждого из 10 возрастных уровней с полугодовым интервалом  

для дтей от 2,5 до 5,5 лет и годовым интервалом для детей от 5,5 до 8,5  

лет. В. каждую возрастную группу выборки входило равное число маль-  

чиков ц девочек. Выборка была стратифицирована в соответствии с пере-  

писью населения США 1970 г. по принадлежности к городскому и сель-  

скому населению, по месту жительства, расовому признаку (белый-цвет-  

ной) и по профессии отца. В выборку не включались дети, находящиеся  

в учреждениях для умственно отсталых, дети с тяжелыми нарушениями  

поведения и эмоциональной сферы, повреждениями мозга и явными фи-  

зическими недостатками. Дети, говорящие на другом языке, тестирова-  

лись только в том случае, если они могли хорошо говорить и понимать  

по-английски.  

Коэффициент надежности, найденный методом расщепления, для  

GCI в среднем составлял 0,93, коэффициенты надежности других пяти  

шкал колебались от 0,79 до 0,88. В руководстве приводятся также стан-  

дартные ошибки измерения и минимальные различия между показателя-  

ми шкал со значимостью на уровне 0,05. Коэффициенты надежности при  

повторном тестировании через месяц для группы из 125 детей, разде-  

ленных в зависимости от возраста на три группы, равнялись в среднем  

0,90 для GCI и колебались по отдельным шкалам от 0,69 до 0,89.  

Что касается валидности, то в руководстве приведены довольно ин-  

тересные, но скудные данные по прогностической валидности сравни-  

тельно с тестами учебных достижений, предъявляемыми в конце обуче-  

ния в первом классе. Первоначальный отбор и группировка тестов  

в шкалы опирались на опыт клинических исследований, данные о психо-  

логии развития ребенка и результаты факторного анализа. По мере раз-  

работки шкал несколько длительных тестовых серий были обработаны  

с помощью факторного анализа раздельно в трех возрастных группах,  

составивших около <з0Ї/о выборки стандартизации (A. S. Kaufman,  

G. P. Hollenbeck, 1973). Для всех возрастных групп были выявлены фак-  

торы общих познавательных способностей, памяти и моторики,  

а остальные факторы проявлялись по мере развития детей. Очевидно,  

можно предположить, что выполнение одних и тех же заданий в разные  

возрастные периоды связано с использованием различных способностей.  

Например, тесты с рисованием у младших детей содержали больше мо-  

торных компонентов, а у более взрослых детей в этих же тестах преобла-  

дал понятийный фактор. Результаты предварительного факторного ана-  

лиза были в дальнейшем подтверждены данными факторного анализа  

окончательного варианта батареи, проведенного на полной выборке  

стандартизации (A.S. Kaufman, 1975b).  

В других исследованиях рассматривались различия в выполнении за-  

даний MSCA в зависимости от пола, расы и социоэкономического стату-  

са (определяемого по профессии отца). По половому признаку не было  

получено значимых различий ни в GCI, ни индексах отдельных шкал  

(A. S. Kaufman, N. L. Kaufman, 1973). Сравнения по этническим признакам  

 

выявили некоторые значимые различия в пользу черных детей по мотор-  

----"" "" (. де-i.) ц g пользу белых  

 

244 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  

 

детей по другим шкалам в старших возрастных группах (6,5-8,5 лет).  

Кроме того, изучение профессионального уровня родителей показало,  

что при выполнении тестовых заданий по шкалам МакКарти социоэко-  

номический статус выступает как" более значимый фактор, чем расовый  

признак (A.S. Kaufman, N.L. Kaufman, 1975а).  

Шкалы Пиаже. Будучи пригодными для изучения детей старше  

дошкольного возраста, эти шкалы до сих пор в основном применялись  

при изучении раннего детства. Шкалы эти находятся еще в стадии экспе-  

риментирования, и лишь небольшое их число пригодно для распростра-  

нения. В основном они были разработаны Ж. Пиаже для собственных  

программ исследования, хотя некоторые из этих шкал пригодны и для  

других исследовательских целей. В настоящее время главный вклад шкал  

Пиаже в психологическое тестирование ребенка состоит в создании тео-  

ретической системы, стержневым понятием которой является последова-  

тельный характер развития и разработки методического подхода, харак-  

теризующегося гибкостью и качественной интерпретацией.  

Некоторые особенности шкал Пиаже в связи с нормативной интер-  

претацией выполнения теста обсуждались в главе 4. По существу, шкалы  

Пиаже являются порядковыми в том смысле, что они предполагают еди-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1732
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 1 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 12 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 11 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 10 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 9 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 7 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 6 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 5 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 4 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 3 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Акрушенко А. В., Каратьян Т. В., Ларина О. А. » Психология развития и возрастная психология: конспект лекций » 16 страница
  • Акрушенко А. В., Каратьян Т. В., Ларина О. А. » Психология развития и возрастная психология: конспект лекций » 17 страница
  • Акрушенко А. В., Каратьян Т. В., Ларина О. А. » Психология развития и возрастная психология: конспект лекций » 15 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь