|
Анастази А. » Психологическое тестированиев одной стране. Но поскольку критериев различения социальных общностей, живущих в данной культуре или субкультуре и развивающих ее, не дается, то к субкультуре оказы- вается возможным отнести даже самую малую социальную общность, например семью,
if ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
упоминаются в психологической литературе, правильная же оценка и ин- терпретация результатов тестов должны в конечном счете основываться на знании того, как, с какой целью построены тесты и в чем их ограниченность. Краткий обзор исторических предпосылок возникновения психологи- ческого тестирования поможет лучше понять существо современных те- стов, границы их применимости и перспективы развития. Корни тестирования теряются в древности. П.Х. Дюбуа (P.H.Dubois, 1966) приводит любопытное описание существовавшей около 3000 лет назад системы приема на гражданскую службу в китай- ской империи. У древних греков тестирование было признанным спутни- ком процесса обучения. Тесты использовались для оценки овладения фи- зическими и умственными навыками. Сократический метод, сочетавший обучение с тестированием, во многом напоминает современное програм- мированное обучение. В средневековье европейские университеты для присвоения ученых званий и степеней ввели соответствующие экзамены. Однако, чтобы выявить основные этапы развития современного тестиро- вания, достаточно обратиться к XIX столетию.
ПЕРВЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ
В XIX в. впервые заговорили о гуманном обращении с умственно от- сталыми и душевнобольными. До этого времени на долю этих не- счастных выпадало пренебрежение, издевательства и даже пытки. С ро- стом интереса к людям с отклонениями в психике, с созданием специализированных заведений по уходу за ними пришло осознание не- обходимости единых критериев для выявления и классификации этих больных. Сначала было необходимо установить отличия душевно- больных от умственно отсталых. Первым свойственны эмоциональные нарушения, не обязательно сопровождающиеся снижением интеллекта от исходного нормального уровня; вторые характеризовались главным образом интеллектуальным дефектом, врожденным или приобретенным в раннем детстве. Вероятно, впервые неявное различение тех и других проведено в двухтомном труде французского врача Ж.Э.Д.Эскироля (J.E.D. Esquirol, 1838), где умственная отсталость обсуждается более чем на ста страницах. Им выделяются различные формы ее выраженно- сти-от почти нормы до глубокой идиотии. Пытаясь привести в систему разные стадии и разновидности умственной отсталости, Ж. Эскироль применил несколько способов и пришел к выводу, что использование ин- дивидом языка есть самый надежный критерий развития его интеллекта. Следует сказать, что современные критерии определения умственной от- сталости и тесты интеллекта в значительной мере также языковые. Из последующих глав будет видно, сколь значительное место отводится в этой книге при трактовке интеллекта вербальным способностям. Другой французский врач-Э. Сеген был первым, кто занялся обуче-
Подробное описание первых психологических тестов имеется в работах Ф.Л. Гуд- инаф (F.L.Goodenoligh, 1949). Дж.Петерсона (J. Peterson. 1926). История возникновения тестирования приведена в книгах Э.Г. Боринга (E.G. Boring, 1950) и Г. Мерфи, Дж.К. Ко- вача (G. Murphy, J.K. Kovach, 1972), П.Х. Дюбуа (Р.Н. Dubois, 1970), а исторические пред- посылки изучения индивидуальных различий в сборнике под редакцией А. Анастази
20 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
нивм умственно отсталых. Отказавшись от общераспространенного мне- ния о неизлечимости умственной отсталости, Э. Сеген (Е. Seguin, 1907) много лет опробовал метод обучения, названный им физиологическим, и в 1837 г. основал первую школу для обучения умственно отсталых де- тей. В 1848 г. он уехал в Америку, где его идеи получили широкое при- знание. Многое из приемов тренировки органов чувств и мышечного ап- парата, используемых в настоящее время в учреждениях для умственно отсталых, было изобретено Э. Сегеном. Эта методика позволяет обучить глубоко отсталых детей сенсорному различению и управлению мотори- кой. Некоторые из приемов, разработанных с этой целью Э. Сегеном, были затем включены в тесты действия или невербальные тесты интел- лекта. Как пример можно назвать доску форм Э. Сегена. На этой доске от индивида требуется как можно быстрее вставить фигуры разной формы в соответствующие им углубления. Более чем полвека спустя после работ Ж. Эскироля и Э. Сегена французский психолог Альфред Бине уже настаивал на том, чтобы детей, не справляющихся с обучением в обычной школе, прежде чем отчислять, обследовали и, если они будут признаны обучаемыми, направляли в спе- циальные классы (Т. Н. Wolf, 1973). Вместе с членами Общества психоло- гического изучения ребенка А. Бине способствовал тому, что Министер- ство общественного образования предприняло шаги к улучшению условий обучения детей, отстающих в развитии, в частности министер- ством была создана комиссия, в которую вошел А. Бине, по изучению умственно отсталых детей. Какую роль это назначение сыграло в исто- рии психологического тестирования, расскажем несколько позднее.
ПЕРВЫЕ ПСИХОЛОГИ-ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ
Психологи-экспериментаторы XIX в. измерением индивидуальных разли- чий обычно не занимались. Их основной целью было создание обоб- щенных характеристик человеческого поведения, а в центре внимания были не различия, а сходство, индивидуальные особенности воспринима- лись ими как неизбежное зло, ограничивающее применимость обобще- ний. Таким образом, сам факт, что индивиды, наблюдаемые в иден- тичных условиях, реагируют на эти условия по-разному, рассматривался как отклонения, индивидуальная изменчивость, делающие обобщение не точным, а приблизительным. Подобное отношение к индивидуальным различиям господствовало в таких научных лабораториях, как лаборато- рия В. Бунд та, основанная им в 1879 г. в Лейпциге, где обучались многие. из первых психологов-экспериментаторов. Выбор тем, да и другие стадии работы основателей эксперименталь- ной психологии во многом определялись их подготовкой как физиологов и физиков. Проблемы, исследовавшиеся ими в лабораториях, в основном касались чувствительности к зрительным, слуховым и другим сенсорным стимулам и времени простой реакции. Этот акцент на сенсорных фено- менах сказался на характере первых психологических тестов, что будет видно из последующих разделов. Экспериментальная психология XJX в. повлияла на направление раз- вития тестирования еще в одном отношении. Первые психологические эксперименты выявили необходимость строгого контроля условий про- ведения наблюдений. Например, формулировка инструкций, дававшихся испытуемому в эксперименте на время реакции, могла существенно уве-
21
ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
личить или уменьшить ее скорость. Опять-таки яркость или свет окру- жающего поля могли заметно повлиять на восприятие зрительного сти- мула. Таким образом, была доказана важность проведения наблюдений испытуемых в стандартных условиях, и стандартизация процедуры в конце концов стала одним из отличительных признаков психологиче- ских тестов. Вклад Френсиса Гальтона. Английский биолог сэр Френсис Гальтон был одним из тех, кто положил начало тестированию. Его многочисленные и разнообразные исследования объединяет интерес к на- следственности у человека. По мере изучения наследственности Ф. Галь- тон все более осознавал необходимость измерения характеристик людей, состоящих и не состоящих в родстве. Только таким путем он смог уста- новить, например, точную степень сходства между родителями и их по- томками, братьями и сестрами, родными и двоюродными, или близнеца- ми. С этой целью Ф. Гальтон обследовал множество учреждений в системе образования, в которых вел систематические антропометриче- ские измерения учащихся. Он также организовал на Всемирной выставке 1884 г. антропометрическую лабораторию, и, заплатив три пенса, ее по- сетители могли измерить некоторые из своих физических характеристик и пройти тесты на остроту зрения и слуха, мышечную силу, время реак- ции и другие элементарные сенсомоторные функции. После закрытия вы- ставки лаборатория переехала в Лондон в Южно-Кенсингтонский музей и действовала там еще шесть лет. Такими методами постепенно нака- пливались первые систематические данные по индивидуальным разли- чиям в протекании простых психологических функций. Ф. Гальтон сам разработал большинство простых тестов, применяв- шихся в его лаборатории, многие из них существуют до сих пор: напри- мер, линейка Гальтона для зрительного различения длины, свисток Гальтона для определения предела восприятия высоты звука и градуиро- ванная серия разновесов для измерения кинестетического различения. Ф. Гальтон полагал, что тесты сенсорного различения могут служить средством оценки интеллекта человека. В этом отношении на него отча- сти повлияло учение Дж. Локка. Так, Ф. Гальтон писал: <Информация о внешних событиях поступает к нам только от наших органов чувств, и чем лучше эти органы улавливают различия, тем обширнее поле, на котором могут действовать наши интеллект и рассудок> (Г. Galton, 1883, р. 27). Ф. Гальтон также заметил, что при идиотии нарушается способ- ность различать тепло, холод и боль. Это наблюдение только усилило его убеждение в том, что способность сенсорного различения в целом <должна быть самой высокой у наиболее интеллектуально одаренных> (Ibid, р. 29). Ф. Гальтон был первым, кто применил оценочные шкалы, анкетиро- вание и технику свободных ассоциаций, впоследствии использовавшихся для самых различных целей. Еще одной заслугой Ф. Гальтона была раз- работка методов математической статистики для анализа данных по ин- дивидуальным различиям. Он придал этим методам форму, позволяв- шую исследователям, не имеющим математической подготовки, свобод- но пользоваться ими. В этом направлении продолжали работать многие из учеников Ф. Гальтона, самым интересным из них был Карл Пирсон. Джеймс Кэттелл и его <умственные тесты>. Особо заметный вклад в развитие психологического тестирования внесли работы амери- канского психолога Джеймса Маккина Кэттелла. Эти работы объедини-
-гМНИЧ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
ли недавно возникшую экспериментальную психологию с еще более мо- лодым направлением-тестированием. В Лейпциге, вопреки неприятию В. Вундтом такого типа исследований, Дж. Кэттелл написал диссерта- цию об индивидуальных различиях во времени реакции. Позднее, когда в 1888 г. он читал лекции в Кембридже, его интерес к измерению инди- видуальных различий усилился благодаря влиянию Ф. Гальтона. По воз- вращении в Америку Дж. Кэттелл активно занялся созданием лабора- торий экспериментальной психологии и распространением тестирова- ния. Термин <умственный тест> впервые появился в психологической литературе в статье Дж. Кэттелла в 1890 г. В этой статье описывалась серия тестов, ежегодно применявшихся для определения интеллектуаль- ного уровня студентов колледжей. Тесты применялись индивидуально и содержали измерения мышечной силы, скорости движения, чувстви- тельности к боли, остроты зрения и слуха, различения веса, времени ре- акции, памяти и тому подобное. В выборе Дж. Кэттеллом тестов сказа- лись взгляды Ф. Гальтона, считавшего, что можно измерять интеллек- туальные функции с помощью тестов сенсорного различения и времени реакции. Предпочтение таких тестов Дж. Кэттеллом объяснялось и тем фактом, что простые функции могли быть измерены с большой точ- ностью, а разработка объективных методов измерения более сложных функций казалась в то время совершенно безнадежной задачей. Тесты Дж. Кэттелла были типичными среди огромного числа серий тестов, разработанных в последнее десятилетие XIX столетия. Такие се- рии применялись к школьникам, студентам колледжей и любым взрослым. На Колумбийской выставке, проходившей в 1893 г. в Чикаго, Дж. Ястров выставил стенд, на котором посетители могли измерить свои сенсорные, моторные и простые перцептивные процессы и сравнить их с нормой (J. Peterson, 1926; J. Phihppe, 1894). Немногочисленные попыт- ки оценить первые тесты принесли неутешительные результаты. Инди- видуальная проверка показала слабую согласованность тестов между со- бой (S.E. Sharp, 1898-1899; С. Wissler, 1901) и практическое несоответ- ствие результатов тестов независимой оценке интеллектуального уровня, основанной на мнении учителей (T.L.Bolton, 1891-1892; J. A. Gilbert, 1894) или академической успеваемости (С. Wissler, 1901). Большое количество серий тестов, созданных в это время европей- скими психологами, предусматривали несколько более сложные функции. Немецкий психолог Э. Крепелин (Е. Kraepelin, 1895), которого прежде всего интересовало клиническое обследование пациентов с психическими расстройствами, создал большую серию тестов для измерения того, что он считал основными факторами в характеристике индивида. Эти тесты, в основном использовавшие элементарные арифметические операции, предназначались для измерения практических эффектов памяти, утомляе- мости, отвлекаемости. Несколько ранее А. Эрн (A. Oehrn, 1889), ученик Э. Крепелина, применил тесты восприятия, памяти, ассоциаций и мо- торных функций для изучения взаимосвязи психологических функций. Другой немецкий психолог, Г. Эббингауз (Н. Ebbinghaus, 1897) предъ- являл школьникам тесты арифметического счета, объема памяти и завер- шения предложений. Наиболее сложный из этих тестов - тест на заверше- ние предложений был единственным, соответствовавшим учебным достижениям детей. Подобно Э. Крепелину, итальянского психологи Д. Феррари и его
23 ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
учеников в первую очередь интересовало использование тестов в случаях патологии (G.Guicciardi, G.C.Ferrari, 1896). Разработанные ими серии тестов включали как физиологические измерения и моторные тесты, так и измерения объема восприятия и интерпретацию картинок. В статье, опубликованной во Франции в 1895 г., А. Бине и В. Анри раскритиковали большую часть имевшихся серий тестов за неоправданно большое вни- мание к сенсорным характеристикам и элементарным специальным спо- собностям. Кроме того, они утверждали, что в измерении более сложных функций большой точности не требуется, поскольку в этих функциях инди- видуальные различия особенно велики, и предлагали обширный список тестов, предназначенных для измерения таких функций, как память, во- ображение, внимание, восприятие, внушаемость, эстетическое восприятие, и многих других. Уже в этих тестах можно заметить те тенденции, ко- торые в конце концов привели к созданию известных шкал интеллекта Бине. Альфред Бине и интеллектуальные тесты. А. Вине и его со- трудники много лет посвятили эффективным и оригинальным исследо- ваниям способов измерения интеллекта. Были испробованы многие ме- тоды, даже измерение черепа, лица, формы рук и анализ почерка. Результаты, однако, все более убеждали, что непосредственное, хотя бы и грубое, измерение сложных интеллектуальных функций наиболее перс- пективно. И наконец, одна неожиданная ситуация привела А. Бине к же- ланной цели. В 1904 г. министр общественного образования назначил А. Бине в уже упоминавшуюся Комиссию по изучению методов обуче- ния умственно отсталых детей. Именно в связи с целями, стоящими перед этой комиссией, А. Бине в сотрудничестве с Т. Симоном создал первую шкалу Бине-Симона (A. Binet, Th. Simon, 1905). Эта шкала известна теперь как шкала 1905 г., она состояла из 30 за- даний или тестов, расположенных по возрастающей трудности. Уровень трудности определялся эмпирически, предъявлением тестов 50 нор- мальным детям в возрасте от 3 до II лет, нескольким умственно от- сталым детям и взрослым. Тесты были рассчитаны на широкий диапа- зон функций, особо выделялись способности к суждению, пониманию и рассуждению, оцениваемые А. Бине как основные компоненты интел- Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|