Анастази А. » Психологическое тестирование



4 страница


в одной стране. Но поскольку критериев различения социальных общностей, живущих  

в данной культуре или субкультуре и развивающих ее, не дается, то к субкультуре оказы-  

вается возможным отнести даже самую малую социальную общность, например семью,  

 

if ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

упоминаются в психологической литературе, правильная же оценка и ин-  

терпретация результатов тестов должны в конечном счете основываться  

на знании того, как, с какой целью построены тесты и в чем их  

ограниченность.  

Краткий обзор исторических предпосылок возникновения психологи-  

ческого тестирования поможет лучше понять существо современных те-  

стов, границы их применимости и перспективы развития.  

Корни тестирования теряются в древности. П.Х. Дюбуа  

(P.H.Dubois, 1966) приводит любопытное описание существовавшей  

около 3000 лет назад системы приема на гражданскую службу в китай-  

ской империи. У древних греков тестирование было признанным спутни-  

ком процесса обучения. Тесты использовались для оценки овладения фи-  

зическими и умственными навыками. Сократический метод, сочетавший  

обучение с тестированием, во многом напоминает современное програм-  

мированное обучение. В средневековье европейские университеты для  

присвоения ученых званий и степеней ввели соответствующие экзамены.  

Однако, чтобы выявить основные этапы развития современного тестиро-  

вания, достаточно обратиться к XIX столетию.  

 

ПЕРВЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ  

 

В XIX в. впервые заговорили о гуманном обращении с умственно от-  

сталыми и душевнобольными. До этого времени на долю этих не-  

счастных выпадало пренебрежение, издевательства и даже пытки. С ро-  

стом интереса к людям с отклонениями в психике, с созданием  

специализированных заведений по уходу за ними пришло осознание не-  

обходимости единых критериев для выявления и классификации этих  

больных. Сначала было необходимо установить отличия душевно-  

больных от умственно отсталых. Первым свойственны эмоциональные  

нарушения, не обязательно сопровождающиеся снижением интеллекта от  

исходного нормального уровня; вторые характеризовались главным  

образом интеллектуальным дефектом, врожденным или приобретенным  

в раннем детстве. Вероятно, впервые неявное различение тех и других  

проведено в двухтомном труде французского врача Ж.Э.Д.Эскироля  

(J.E.D. Esquirol, 1838), где умственная отсталость обсуждается более чем  

на ста страницах. Им выделяются различные формы ее выраженно-  

сти-от почти нормы до глубокой идиотии. Пытаясь привести в систему  

разные стадии и разновидности умственной отсталости, Ж. Эскироль  

применил несколько способов и пришел к выводу, что использование ин-  

дивидом языка есть самый надежный критерий развития его интеллекта.  

Следует сказать, что современные критерии определения умственной от-  

сталости и тесты интеллекта в значительной мере также языковые. Из  

последующих глав будет видно, сколь значительное место отводится  

в этой книге при трактовке интеллекта вербальным способностям.  

Другой французский врач-Э. Сеген был первым, кто занялся обуче-  

 

Подробное описание первых психологических тестов имеется в работах Ф.Л. Гуд-  

инаф (F.L.Goodenoligh, 1949). Дж.Петерсона (J. Peterson. 1926). История возникновения  

тестирования приведена в книгах Э.Г. Боринга (E.G. Boring, 1950) и Г. Мерфи, Дж.К. Ко-  

вача (G. Murphy, J.K. Kovach, 1972), П.Х. Дюбуа (Р.Н. Dubois, 1970), а исторические пред-  

посылки изучения индивидуальных различий в сборнике под редакцией А. Анастази  

 

20 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

нивм умственно отсталых. Отказавшись от общераспространенного мне-  

ния о неизлечимости умственной отсталости, Э. Сеген (Е. Seguin, 1907)  

много лет опробовал метод обучения, названный им физиологическим,  

и в 1837 г. основал первую школу для обучения умственно отсталых де-  

тей. В 1848 г. он уехал в Америку, где его идеи получили широкое при-  

знание. Многое из приемов тренировки органов чувств и мышечного ап-  

парата, используемых в настоящее время в учреждениях для умственно  

отсталых, было изобретено Э. Сегеном. Эта методика позволяет обучить  

глубоко отсталых детей сенсорному различению и управлению мотори-  

кой. Некоторые из приемов, разработанных с этой целью Э. Сегеном,  

были затем включены в тесты действия или невербальные тесты интел-  

лекта. Как пример можно назвать доску форм Э. Сегена. На этой доске  

от индивида требуется как можно быстрее вставить фигуры разной  

формы в соответствующие им углубления.  

Более чем полвека спустя после работ Ж. Эскироля и Э. Сегена  

французский психолог Альфред Бине уже настаивал на том, чтобы детей,  

не справляющихся с обучением в обычной школе, прежде чем отчислять,  

обследовали и, если они будут признаны обучаемыми, направляли в спе-  

циальные классы (Т. Н. Wolf, 1973). Вместе с членами Общества психоло-  

гического изучения ребенка А. Бине способствовал тому, что Министер-  

ство общественного образования предприняло шаги к улучшению  

условий обучения детей, отстающих в развитии, в частности министер-  

ством была создана комиссия, в которую вошел А. Бине, по изучению  

умственно отсталых детей. Какую роль это назначение сыграло в исто-  

рии психологического тестирования, расскажем несколько позднее.  

 

ПЕРВЫЕ ПСИХОЛОГИ-ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ  

 

Психологи-экспериментаторы XIX в. измерением индивидуальных разли-  

чий обычно не занимались. Их основной целью было создание обоб-  

щенных характеристик человеческого поведения, а в центре внимания  

были не различия, а сходство, индивидуальные особенности воспринима-  

лись ими как неизбежное зло, ограничивающее применимость обобще-  

ний. Таким образом, сам факт, что индивиды, наблюдаемые в иден-  

тичных условиях, реагируют на эти условия по-разному, рассматривался  

как отклонения, индивидуальная изменчивость, делающие обобщение не  

точным, а приблизительным. Подобное отношение к индивидуальным  

различиям господствовало в таких научных лабораториях, как лаборато-  

рия В. Бунд та, основанная им в 1879 г. в Лейпциге, где обучались многие.  

из первых психологов-экспериментаторов.  

Выбор тем, да и другие стадии работы основателей эксперименталь-  

ной психологии во многом определялись их подготовкой как физиологов  

и физиков. Проблемы, исследовавшиеся ими в лабораториях, в основном  

касались чувствительности к зрительным, слуховым и другим сенсорным  

стимулам и времени простой реакции. Этот акцент на сенсорных фено-  

менах сказался на характере первых психологических тестов, что будет  

видно из последующих разделов.  

Экспериментальная психология XJX в. повлияла на направление раз-  

вития тестирования еще в одном отношении. Первые психологические  

эксперименты выявили необходимость строгого контроля условий про-  

ведения наблюдений. Например, формулировка инструкций, дававшихся  

испытуемому в эксперименте на время реакции, могла существенно уве-  

 

21  

 

ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

личить или уменьшить ее скорость. Опять-таки яркость или свет окру-  

жающего поля могли заметно повлиять на восприятие зрительного сти-  

мула. Таким образом, была доказана важность проведения наблюдений  

испытуемых в стандартных условиях, и стандартизация процедуры  

в конце концов стала одним из отличительных признаков психологиче-  

ских тестов.  

Вклад Френсиса Гальтона. Английский биолог сэр Френсис  

Гальтон был одним из тех, кто положил начало тестированию. Его  

многочисленные и разнообразные исследования объединяет интерес к на-  

следственности у человека. По мере изучения наследственности Ф. Галь-  

тон все более осознавал необходимость измерения характеристик людей,  

состоящих и не состоящих в родстве. Только таким путем он смог уста-  

новить, например, точную степень сходства между родителями и их по-  

томками, братьями и сестрами, родными и двоюродными, или близнеца-  

ми. С этой целью Ф. Гальтон обследовал множество учреждений  

в системе образования, в которых вел систематические антропометриче-  

ские измерения учащихся. Он также организовал на Всемирной выставке  

1884 г. антропометрическую лабораторию, и, заплатив три пенса, ее по-  

сетители могли измерить некоторые из своих физических характеристик  

и пройти тесты на остроту зрения и слуха, мышечную силу, время реак-  

ции и другие элементарные сенсомоторные функции. После закрытия вы-  

ставки лаборатория переехала в Лондон в Южно-Кенсингтонский музей  

и действовала там еще шесть лет. Такими методами постепенно нака-  

пливались первые систематические данные по индивидуальным разли-  

чиям в протекании простых психологических функций.  

Ф. Гальтон сам разработал большинство простых тестов, применяв-  

шихся в его лаборатории, многие из них существуют до сих пор: напри-  

мер, линейка Гальтона для зрительного различения длины, свисток  

Гальтона для определения предела восприятия высоты звука и градуиро-  

ванная серия разновесов для измерения кинестетического различения.  

Ф. Гальтон полагал, что тесты сенсорного различения могут служить  

средством оценки интеллекта человека. В этом отношении на него отча-  

сти повлияло учение Дж. Локка. Так, Ф. Гальтон писал: <Информация  

о внешних событиях поступает к нам только от наших органов чувств,  

и чем лучше эти органы улавливают различия, тем обширнее поле, на  

котором могут действовать наши интеллект и рассудок> (Г. Galton, 1883,  

р. 27). Ф. Гальтон также заметил, что при идиотии нарушается способ-  

ность различать тепло, холод и боль. Это наблюдение только усилило  

его убеждение в том, что способность сенсорного различения в целом  

<должна быть самой высокой у наиболее интеллектуально одаренных>  

(Ibid, р. 29).  

Ф. Гальтон был первым, кто применил оценочные шкалы, анкетиро-  

вание и технику свободных ассоциаций, впоследствии использовавшихся  

для самых различных целей. Еще одной заслугой Ф. Гальтона была раз-  

работка методов математической статистики для анализа данных по ин-  

дивидуальным различиям. Он придал этим методам форму, позволяв-  

шую исследователям, не имеющим математической подготовки, свобод-  

но пользоваться ими. В этом направлении продолжали работать многие  

из учеников Ф. Гальтона, самым интересным из них был Карл Пирсон.  

Джеймс Кэттелл и его <умственные тесты>. Особо заметный  

вклад в развитие психологического тестирования внесли работы амери-  

канского психолога Джеймса Маккина Кэттелла. Эти работы объедини-  

 

-гМНИЧ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

ли недавно возникшую экспериментальную психологию с еще более мо-  

лодым направлением-тестированием. В Лейпциге, вопреки неприятию  

В. Вундтом такого типа исследований, Дж. Кэттелл написал диссерта-  

цию об индивидуальных различиях во времени реакции. Позднее, когда  

в 1888 г. он читал лекции в Кембридже, его интерес к измерению инди-  

видуальных различий усилился благодаря влиянию Ф. Гальтона. По воз-  

вращении в Америку Дж. Кэттелл активно занялся созданием лабора-  

торий экспериментальной психологии и распространением тестирова-  

ния.  

Термин <умственный тест> впервые появился в психологической  

литературе в статье Дж. Кэттелла в 1890 г. В этой статье описывалась  

серия тестов, ежегодно применявшихся для определения интеллектуаль-  

ного уровня студентов колледжей. Тесты применялись индивидуально  

и содержали измерения мышечной силы, скорости движения, чувстви-  

тельности к боли, остроты зрения и слуха, различения веса, времени ре-  

акции, памяти и тому подобное. В выборе Дж. Кэттеллом тестов сказа-  

лись взгляды Ф. Гальтона, считавшего, что можно измерять интеллек-  

туальные функции с помощью тестов сенсорного различения и времени  

реакции. Предпочтение таких тестов Дж. Кэттеллом объяснялось и тем  

фактом, что простые функции могли быть измерены с большой точ-  

ностью, а разработка объективных методов измерения более сложных  

функций казалась в то время совершенно безнадежной задачей.  

Тесты Дж. Кэттелла были типичными среди огромного числа серий  

тестов, разработанных в последнее десятилетие XIX столетия. Такие се-  

рии применялись к школьникам, студентам колледжей и любым  

взрослым. На Колумбийской выставке, проходившей в 1893 г. в Чикаго,  

Дж. Ястров выставил стенд, на котором посетители могли измерить  

свои сенсорные, моторные и простые перцептивные процессы и сравнить  

их с нормой (J. Peterson, 1926; J. Phihppe, 1894). Немногочисленные попыт-  

ки оценить первые тесты принесли неутешительные результаты. Инди-  

видуальная проверка показала слабую согласованность тестов между со-  

бой (S.E. Sharp, 1898-1899; С. Wissler, 1901) и практическое несоответ-  

ствие результатов тестов независимой оценке интеллектуального уровня,  

основанной на мнении учителей (T.L.Bolton, 1891-1892; J. A. Gilbert,  

1894) или академической успеваемости (С. Wissler, 1901).  

Большое количество серий тестов, созданных в это время европей-  

скими психологами, предусматривали несколько более сложные функции.  

Немецкий психолог Э. Крепелин (Е. Kraepelin, 1895), которого прежде  

всего интересовало клиническое обследование пациентов с психическими  

расстройствами, создал большую серию тестов для измерения того, что  

он считал основными факторами в характеристике индивида. Эти тесты,  

в основном использовавшие элементарные арифметические операции,  

предназначались для измерения практических эффектов памяти, утомляе-  

мости, отвлекаемости. Несколько ранее А. Эрн (A. Oehrn, 1889), ученик  

Э. Крепелина, применил тесты восприятия, памяти, ассоциаций и мо-  

торных функций для изучения взаимосвязи психологических функций.  

Другой немецкий психолог, Г. Эббингауз (Н. Ebbinghaus, 1897) предъ-  

являл школьникам тесты арифметического счета, объема памяти и завер-  

шения предложений. Наиболее сложный из этих тестов - тест на заверше-  

ние предложений был единственным, соответствовавшим учебным  

достижениям детей.  

Подобно Э. Крепелину, итальянского психологи Д. Феррари и его  

 

23 ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

учеников в первую очередь интересовало использование тестов в случаях  

патологии (G.Guicciardi, G.C.Ferrari, 1896). Разработанные ими серии  

тестов включали как физиологические измерения и моторные тесты, так  

и измерения объема восприятия и интерпретацию картинок. В статье,  

опубликованной во Франции в 1895 г., А. Бине и В. Анри раскритиковали  

большую часть имевшихся серий тестов за неоправданно большое вни-  

мание к сенсорным характеристикам и элементарным специальным спо-  

собностям. Кроме того, они утверждали, что в измерении более сложных  

функций большой точности не требуется, поскольку в этих функциях инди-  

видуальные различия особенно велики, и предлагали обширный список  

тестов, предназначенных для измерения таких функций, как память, во-  

ображение, внимание, восприятие, внушаемость, эстетическое восприятие,  

и многих других. Уже в этих тестах можно заметить те тенденции, ко-  

торые в конце концов привели к созданию известных шкал интеллекта  

Бине.  

Альфред Бине и интеллектуальные тесты. А. Вине и его со-  

трудники много лет посвятили эффективным и оригинальным исследо-  

ваниям способов измерения интеллекта. Были испробованы многие ме-  

тоды, даже измерение черепа, лица, формы рук и анализ почерка.  

Результаты, однако, все более убеждали, что непосредственное, хотя бы  

и грубое, измерение сложных интеллектуальных функций наиболее перс-  

пективно. И наконец, одна неожиданная ситуация привела А. Бине к же-  

ланной цели. В 1904 г. министр общественного образования назначил  

А. Бине в уже упоминавшуюся Комиссию по изучению методов обуче-  

ния умственно отсталых детей. Именно в связи с целями, стоящими  

перед этой комиссией, А. Бине в сотрудничестве с Т. Симоном создал  

первую шкалу Бине-Симона (A. Binet, Th. Simon, 1905).  

Эта шкала известна теперь как шкала 1905 г., она состояла из 30 за-  

даний или тестов, расположенных по возрастающей трудности. Уровень  

трудности определялся эмпирически, предъявлением тестов 50 нор-  

мальным детям в возрасте от 3 до II лет, нескольким умственно от-  

сталым детям и взрослым. Тесты были рассчитаны на широкий диапа-  

зон функций, особо выделялись способности к суждению, пониманию  

и рассуждению, оцениваемые А. Бине как основные компоненты интел-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 2884
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Аугустинавичюте Аушра » Теория Функций Функционика » 1 страница
  • Аугустинавичюте Аушра » Теория Функций Функционика » 2 страница
  • Аугустинавичюте Аушра » Теория Функций Функционика » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 53 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 24 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 54 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 55 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 56 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 57 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 58 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 59 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 60 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 61 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 31 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 30 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь