учитель-логопед МДОАУ № 99 г. Орска Волкова Л.Е.
Цель: автоматизация и дифференциация согласных С-Ш на слух, при чтении и письме.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.
- Воспитание произвольности поведения.
- Развитие чувства коллективизма, умения действовать в команде.
- Воспитание навыков речевого контроля и самоконтроля.
Развивающие:
- Развитие слухового, фонематического и зрительного внимания и памяти.
- Совершенствование фонематического восприятия.
- Различение звуков и букв С-Ш в словах со стечением согласных.
- Развитие фразовой речи: составление сложноподчиненных предложений с относительным местоимением который.
Образовательные:
- Закрепление правильного произношения и различение звуков С-Ш, умения давать им характеристику.
- Формирование навыков слогового и звукового анализа: определение места звуков в словах, их последовательности и количества.
- Закрепление знания схематичного обозначения звуков, умения составлять графические схемы слов.
- Формирование смысловой стороны процесса чтения слов.
- Обучение языковому анализу и синтезу, написанию графических схем предложений.
- Закрепление правил русского языка: написания имен с заглавной буквы и правил написания предложения.
- Расширение словаря (слов-синонимов со звуками С-Ш).
- Закрепление умения согласовывать местоимение мой с существительными мужского, женского и среднего рода и множественного числа.
Создание среды для организации и проведения интегративной деятельности:
Кукла Саша, мольберт, мел, 2 карандаша; 6 синих фломастеров, карточки с 5 картинками, по первым звукам которых составляются слова школа, слово; графические наборы для звукового и слогового анализа; 6 картинок к игре «Найди ошибку»; поднос с буквами (С, с, Ш, ш, з, ж, щ, А, а, а, о, у); предметные картинки на дифференцированные звуки (мишка, лукошко, вишни, подушка, капуста, масло, миска, коляска), ноутбук со слайдовой презентацией: игра «Прочти по росту» (слова: кусты, башня)
Конспект ОД:
организационный момент: (2-3 мин.)
Л.: Сегодня мы с вами пришли в другой детский сад, куда ходит девочка Саша. Она пригласила именно вас, потому что узнала, что в нашем детском саду есть очень умные дети, которые уже готовятся пойти в школу и много знают.
мотивация:
Л.: Саша тоже хочет в этом году пойти в школу и просит вас помочь подготовиться к учебе в ней. Поможем ей, ребята? Покажем свои знания?
целеполагание (совместно воспитатель и дети):
Л.: Ребята, давайте подумаем и скажем, зачем нужно учиться в школе?
Д.: Чтобы стать умными, грамотными, образованными и воспитанными.
Л.: Верно.
Основная часть (20 мин.)
1. Проведение слогового анализа слова Саша.
Л.: Давайте поможем Саше разделить ее имя на слоги.
1 ребенок выкладывает на мольберте полоски-слоги.
Л.: Как изменить это слово, чтобы в нем стало 3 слога?
(логопед добавляет 1 полоску)
Д.: Са-шень-ка.
Л.: А какое слово получится, если в нем станет 4 слога?
Д.: Са-шу-лень-ка, Са-шу-леч-ка, А-лек-сан-дра.
Л.: Молодцы!
2. Звуковой анализ слова Саша.
Л.: Саша принесла вам буквы, чтобы вы помогли составить ее имя. Но называет их звуками. Давайте объясним ей различие понятий «звук и буква».
Д.: Мы звук произносим и слышим, а букву мы видим и пишем.
Л.: Кто поможет Саше составить звуковую схему ее имени?
Другой ребенок делает графический разбор слова на мольберте и объясняет его. Все остальные проверяют правильность выполнения.
Л.: Чем похожи звуки С и Ш?
Д.: Они оба согласные, твердые, глухие.
Л.: А чем они отличаются?
Д.: С – свистящий, может иметь мягкую пару. А звук Ш – шипящий, всегда твердый.
3. Составление из букв имени Саша.
Л.: А теперь кто из вас желает составить из букв, которые принесла Саша, ее имя.
По желанию 1 ребенок на мольберте выполняет эту работу. Дети проверяют правильность: написание имени с заглавной буквы и строчной гласной а.
Переход детей за другие 2 стола и мольберт.
4. Игра «4-ый лишний». Согласование местоимения мой с существительными. Определение места звуков в словах.
Л.: Саша принесла с собой картинки и уверена, что все они со звуком Ш в названии. Вот как она их называет: моя мишка (дети исправляют: мой мишка), мой лукошко, моё вишни, мои капуста. Дети выбирают лишнюю картинку – капуста).
Л.: А это картинки со звуком С в названии: моя масло, моё миска, мой подушка, мои коляска. Дети исправляют сочетание слов и выбирают лишнюю – подушка.
Л.: Давайте поможем Саше определить место звуков С и Ш в этих словах.
Д.: Во всех словах эти звуки стоят в середине слова.
5. Подбор синонимов и составление предложений.
Л.: Я вам раздам эти картинки на выбор, а вы, пожалуйста, замените название вашего предмета другим словом, похожим по значению, ответив полным предложением. Например: Капуста – это овощ, который растет в огороде на грядке.
Д.: Мишка – это игрушка, сшитая из плюша. Лукошко – это корзинка, с которой ходят в лес за грибами и ягодами…
6. Формирование смысловой стороны процесса чтения слов: «Найди ошибку».
Л.: Саша сама напечатала название картинок. Помогите ей найти ошибки и исправьте их. Для этого у вас есть фломастеры.
Детям раздаются карточки с картинками и словами под ними. Они выполняют задание и читают правильные слова.
7. Чтение слов из букв, различных по высоте. Игра «Прочти по росту».
Л.: Саша хочет посмотреть, сможете ли вы прочитать слова из букв, разных по росту. Если вы правильно прочтете слово, следуя возрастанию букв, то появится соответствующая картинка. Слайдовая презентация.
8. Проведение звукового анализа слов. Работа в подгруппах за двумя столами.
Л.: Саша просит помочь справиться ей с новым заданием: «Разгадайте слово». Перед вами лежат зашифрованные слова, нужно выделить первые звуки в названиях картинок, из них составить новое слово и напечатать его.
Дети составляют и печатают слова ШКОЛА, СЛОВО.
Л.: А теперь пересядьте и проверьте друг друга.
9. Составление предложений и их схем.
Л.: Ребята, давайте придумаем с этими словами предложение и посчитаем, сколько в нем слов.
Д.: В школе мы узнаем много новых слов.
Л.: Кто из вас желает нарисовать схему этого предложения на мольберте?
Один ребенок выполняет задание.
Л.: Саша тоже хочет знать правила написания предложения. Расскажите их, пожалуйста.
Д.: Черточка вверх означает, что предложение начинается с заглавной буквы. Второе правило – слова пишутся раздельно. В конце предложения ставится точка.
Рефлексия (2мин.)
Л.: Вы все молодцы! Саша очень рада, что вы помогли ей подготовиться к школе, пополнили ее багаж знаний. А она не ошиблась? Правильно выразилась? Что такое багаж в прямом значении этого слова?
Д.: Багаж – это собранные вещи в большой сумке или чемодане для дальней поездки.
Л.: А что в нашем случае означает это выражение – багаж знаний? Его можно потрогать, ощутить?
Д.: Нет. Его можно накопить в голове, узнавая много нового и полезного.
Л.: Скоро и вы пойдете в школу за пополнением вашего багажа знаний. Вы Саше стали настоящими друзьями, готовыми всегда прийти на помощь. И она вам дарит в благодарность блокнотики, в которых вы можете красиво и грамотно писать, и вот такое стихотворение:
Мы думали и веселились, и спорили порой,
Но очень подружились за нашею игрой.
Игра игрой сменяется, кончается игра,
Но дружба не кончается: Ура! Ура! Ура!
|