Волкова Лилия Егоровна. Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет «Саша спешит в Школу»

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет «Саша спешит в Школу»

учитель-логопед МДОАУ № 99 г. Орска Волкова Л.Е.

Цель: автоматизация и дифференциация согласных С-Ш на слух, при чтении и письме.

Задачи:

Воспитательные:

  1. Воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.
  2. Воспитание произвольности поведения.
  3. Развитие чувства коллективизма, умения действовать в команде.
  4. Воспитание навыков речевого контроля и самоконтроля.

Развивающие:

  1. Развитие слухового, фонематического и зрительного внимания и памяти.
  2. Совершенствование фонематического восприятия.
  3. Различение звуков и букв С-Ш в словах со стечением согласных.
  4. Развитие фразовой речи: составление сложноподчиненных предложений с относительным местоимением который.

Образовательные:

  1. Закрепление правильного произношения и различение звуков С-Ш, умения давать им характеристику.
  2. Формирование навыков слогового и звукового анализа: определение места звуков в словах, их последовательности и количества.
  3. Закрепление знания схематичного обозначения звуков, умения составлять графические схемы слов.
  4. Формирование смысловой стороны процесса чтения слов.
  5. Обучение языковому анализу и синтезу, написанию графических схем предложений.
  6. Закрепление правил русского языка: написания имен с заглавной буквы и правил написания предложения.
  7. Расширение словаря (слов-синонимов со звуками С-Ш).
  8. Закрепление умения согласовывать местоимение мой с существительными мужского, женского и среднего рода и множественного числа.

Создание среды для организации и проведения интегративной деятельности:

Кукла Саша, мольберт, мел, 2 карандаша; 6 синих фломастеров, карточки с 5 картинками, по первым звукам которых составляются слова школа, слово; графические наборы для звукового и слогового анализа; 6 картинок к игре «Найди ошибку»; поднос с буквами (С, с, Ш, ш, з, ж, щ, А, а, а, о, у); предметные картинки на дифференцированные звуки (мишка, лукошко, вишни, подушка, капуста, масло, миска, коляска), ноутбук со слайдовой презентацией: игра «Прочти по росту» (слова: кусты, башня)

Конспект ОД:

организационный момент: (2-3 мин.)

Л.: Сегодня мы с вами пришли в другой детский сад, куда ходит девочка Саша. Она пригласила именно вас, потому что узнала, что в нашем детском саду есть очень умные дети, которые уже готовятся пойти в школу и много знают.

мотивация:

Л.: Саша тоже хочет в этом году пойти в школу и просит вас помочь подготовиться к учебе в ней. Поможем ей, ребята? Покажем свои знания?

целеполагание (совместно воспитатель и дети):

Л.: Ребята, давайте подумаем и скажем, зачем нужно учиться в школе?

Д.: Чтобы стать умными, грамотными, образованными и воспитанными.

Л.: Верно.

Основная часть (20 мин.)

1. Проведение слогового анализа слова Саша.

Л.: Давайте поможем Саше разделить ее имя на слоги.

1 ребенок выкладывает на мольберте полоски-слоги.

Л.: Как изменить это слово, чтобы в нем стало 3 слога?

(логопед добавляет 1 полоску)

Д.: Са-шень-ка.

Л.: А какое слово получится, если в нем станет 4 слога?

Д.: Са-шу-лень-ка, Са-шу-леч-ка, А-лек-сан-дра.

Л.: Молодцы!

2. Звуковой анализ слова Саша.

Л.: Саша принесла вам буквы, чтобы вы помогли составить ее имя. Но называет их звуками. Давайте объясним ей различие понятий «звук и буква».

Д.: Мы звук произносим и слышим, а букву мы видим и пишем.

Л.: Кто поможет Саше составить звуковую схему ее имени?

Другой ребенок делает графический разбор слова на мольберте и объясняет его. Все остальные проверяют правильность выполнения.

Л.: Чем похожи звуки С и Ш?

Д.: Они оба согласные, твердые, глухие.

Л.: А чем они отличаются?

Д.: С – свистящий, может иметь мягкую пару. А звук Ш – шипящий, всегда твердый.

3. Составление из букв имени Саша.

Л.: А теперь кто из вас желает составить из букв, которые принесла Саша, ее имя.

По желанию 1 ребенок на мольберте выполняет эту работу. Дети проверяют правильность: написание имени с заглавной буквы и строчной гласной а.

Переход детей за другие 2 стола и мольберт.

4. Игра «4-ый лишний». Согласование местоимения мой с существительными. Определение места звуков в словах.

Л.: Саша принесла с собой картинки и уверена, что все они со звуком Ш в названии. Вот как она их называет: моя мишка (дети исправляют: мой мишка), мой лукошко, моё вишни, мои капуста. Дети выбирают лишнюю картинку – капуста).

Л.: А это картинки со звуком С в названии: моя масло, моё миска, мой подушка, мои коляска. Дети исправляют сочетание слов и выбирают лишнюю – подушка.

Л.: Давайте поможем Саше определить место звуков С и Ш в этих словах.

Д.: Во всех словах эти звуки стоят в середине слова.

5. Подбор синонимов и составление предложений.

Л.: Я вам раздам эти картинки на выбор, а вы, пожалуйста, замените название вашего предмета другим словом, похожим по значению, ответив полным предложением. Например: Капуста – это овощ, который растет в огороде на грядке.

Д.: Мишка – это игрушка, сшитая из плюша. Лукошко – это корзинка, с которой ходят в лес за грибами и ягодами…

6. Формирование смысловой стороны процесса чтения слов: «Найди ошибку».

Л.: Саша сама напечатала название картинок. Помогите ей найти ошибки и исправьте их. Для этого у вас есть фломастеры.

Детям раздаются карточки с картинками и словами под ними. Они выполняют задание и читают правильные слова.

7. Чтение слов из букв, различных по высоте. Игра «Прочти по росту».

Л.: Саша хочет посмотреть, сможете ли вы прочитать слова из букв, разных по росту. Если вы правильно прочтете слово, следуя возрастанию букв, то появится соответствующая картинка. Слайдовая презентация.

8. Проведение звукового анализа слов. Работа в подгруппах за двумя столами.

Л.: Саша просит помочь справиться ей с новым заданием: «Разгадайте слово». Перед вами лежат зашифрованные слова, нужно выделить первые звуки в названиях картинок, из них составить новое слово и напечатать его.

Дети составляют и печатают слова ШКОЛА, СЛОВО.

Л.: А теперь пересядьте и проверьте друг друга.

9. Составление предложений и их схем.

Л.: Ребята, давайте придумаем с этими словами предложение и посчитаем, сколько в нем слов.

Д.: В школе мы узнаем много новых слов.

Л.: Кто из вас желает нарисовать схему этого предложения на мольберте?

Один ребенок выполняет задание.

Л.: Саша тоже хочет знать правила написания предложения. Расскажите их, пожалуйста.

Д.: Черточка вверх означает, что предложение начинается с заглавной буквы. Второе правило – слова пишутся раздельно. В конце предложения ставится точка.

Рефлексия (2мин.)

Л.: Вы все молодцы! Саша очень рада, что вы помогли ей подготовиться к школе, пополнили ее багаж знаний. А она не ошиблась? Правильно выразилась? Что такое багаж в прямом значении этого слова?

Д.: Багаж – это собранные вещи в большой сумке или чемодане для дальней поездки.

Л.: А что в нашем случае означает это выражение – багаж знаний? Его можно потрогать, ощутить?

Д.: Нет. Его можно накопить в голове, узнавая много нового и полезного.

Л.: Скоро и вы пойдете в школу за пополнением вашего багажа знаний. Вы Саше стали настоящими друзьями, готовыми всегда прийти на помощь. И она вам дарит в благодарность блокнотики, в которых вы можете красиво и грамотно писать, и вот такое стихотворение:

Мы думали и веселились, и спорили порой,

Но очень подружились за нашею игрой.

Игра игрой сменяется, кончается игра,

Но дружба не кончается: Ура! Ура! Ура!

Просмотров: 358
Категория: По направлениям » Для детского сада » Обучение грамоте детей




Другие новости по теме:

  • Любовь Козак. Конспект занятия по развитию речи. Тема: 'Составление рассказа по сюжетной картине 'Саша и Снеговик'
  • Гунтина Мария. Конспект урока литературного чтения Тема: Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?»
  • Эльвира Чулкова. Мастер - класс 'Слова! Слова! Слова!'
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Баранова Лидия Викторовна. Конспект занятия. Тема: «Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов»
  • Коллерова Оксана Владимировна. Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: Звуковой анализ слова «слон»
  • Новицкая Альбина Константиновна. Дифференциация звуков и букв Р-Л в произношении и на письме Тема: «Путешествие в страну согласных»
  • Устинова Марина Павловна. Конспект Образовательная область «Речевое развитие». Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Беседа о зиме. Звуковой анализ слова».
  • Федичкина Наталья Николаевна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Предложение, состоящее из трех и более слов с прямым дополнением» с использованием программно-дидактического комплекса Логомер
  • Козлова Марина Сергеевна. Волшебные слова - Игры со словами
  • Чепкасова Анна Сергеевна. Презентация Тема «Обучение звуковому анализу слова детей старшего дошкольного возраста».
  • Хорошаева Анжела Геннадиевна. Дидактическая игра по речевому развитию «Слушай, думай, отвечай — все слова запоминай».
  • Тимченко Светлана Максимовна. План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе Тема: «Путешествие по стране гласных и согласных звуков и букв»
  • Зотеева Елена Юрьевна. Позавательно-исследовательское логопедическое занятие по формированию представления об имени прилагательном. Тема: Слова-признаки. Дерево-легкое, стекло-тяжелое.
  • Татьяна Юртаева. Игровой практикум для родителей «Раз, два, три – слова правильно произноси!»
  • Дьяконова Елена Сергеевна. Мультимедийная дидактическая игра на формирование звукового анализа и синтеза 'Хочу всё знать'
  • Поскребышева Татьяна Фёдоровна. Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте «В стране звуков и букв»
  • Чепига Оксана Витальевна. Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Город звуков и букв»
  • Салина Светлана Викторовна. Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной группе) Тема: «Путешествие в город букв и звуков»
  • Бондаренко Ольга Николаевна. Конспект итоговой НОД по обучению грамоте. «Путешествие в страну гласных звуков и букв» (для детей старшего дошкольного возраста)
  • Макарова Светлана Андреевна. Формирование звуко-слоговой структуры слова у детей при нормальном и нарушенном речевом онтогенезе.
  • Главный Редактор. Дно, колено, кочерга... Как образовать от этих слов формы множественного числа?
  • Тумашева Мария Петровна. Беседа с детьми старшего возраста. «СЛОВА ДРАГОЦЕННЫЕ ЕСТЬ: СОВЕСТЬ И ЧЕСТЬ»
  • Иванова Елена. Организация и осуществление процесса развития замысла в изобразительной деятельности у младших дошкольников с использованием художественного слова.
  • Костылева Татьяна Прокопьевна. Занимательная ситуация по обучению грамоте в старшей логопедической группе с элементами экспериментирования «В гостях у Феи букв и звуков»
  • Бобылева Олеся Владимировна. Конспект занятия «Путешествие в страну гласных звуков и букв»
  • Калинина Елена Геннадьевна. Игра «Дидактические кубики слов» для малышей 3 – 4 лет
  • Чуйкина Татьяна Михайловна. Конспект НОД по экологии для детей дошкольного возраста 'Добрые слова'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь