Актуальной инновацией современного дошкольного образования является поиск эффективных путей воспитания и развития личности, способной к самоопределению и самореализации в мире культуры. Первоосновы такой личности закладываются в старшем дошкольном возрасте. Именно в этот период создаются важные предпосылки для развития у детей интереса к объектам, обладающим подлинной художественной и исторической ценностью. Среди многообразия таких объектов особое значение имеет скульптура города, в котором живет ребенок.
Скульптура (латинское слово – вырезать, высекать) – один из видов изобразительного искусства, передает богатство и многогранность человеческого образа, с его пропорциями, пластикой движения, мимикой, внутренним содержанием и настроением, наглядно воплощает гуманистические идеалы и доступна для непосредственного восприятия старших дошкольников.
Содержание скульптур г. Белгорода многообразно: ее жанры – портретный, бытовой, историко-революционный, анималистический и другие – отражают жизнь в ее различных проявлениях. В портретном жанре раскрывается духовный мир, характер, чувства, мысли человека. Для более полного выражения особенностей конкретного человеческого характера скульптор избирает определенную форму портрета: бюст – погрудное изображение человека, статуя – изображение всей фигуры, скульптурная группа – изображение нескольких фигур. Человек в скульптуре предстает перед дошкольником емко, осязаемо, что значительно усиливает эмоциональность восприятия художественного образа.
Важная роль в формировании неповторимого художественного облика Белгорода принадлежит скульптурным памятникам и монументам, которые украшают город и в тоже время являются его своеобразной памятью, вырубленной в камне или отлитой в бронзе. В величественных монументах воплощены образы многих героев.
Воспитательное значение ознакомления старших дошкольников с произведениями скульптуры родного города способствует развитию познавательно-эстетической сферы дошкольников. Пластические образы воспринимаются детьми как реальные, изучая которые, старшие дошкольники узнают свойства и признаки предметов, объектов окружающей действительности, их эстетические качества. Для эстетического воспитания и творческого становления дошкольников произведения скульптуры имеют широкие возможности. В них через объем и пластику передаются разнообразные образы окружающего мира.
Скульптура способствует формированию отзывчивости к красоте, воспитывает бережное отношение, как к живым объектам, так и произведениям искусства, активизирует пластическое творчество ребенка, начиная с младшего возраста.
В старшем дошкольном возрасте нравственные навыки и привычки, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными. Воспитывая у них нравственные навыки и привычки поведения, педагог проводит большую разъяснительную работу, направленную на осознание детьми целесообразности, справедливости и правильности тех или иных поступков. На конкретных примерах педагог разъясняет, о героизме и стойкости героев, о том, как следует поступать.
Скульптура, особенно монументальная, – это история народа, воплощающая в камне, металле, мраморе, бронзе: памятники героям Великой Отечественной войны, известным деятелям литературы и искусства. Знакомство со скульптурой заставляет ребенка задуматься над судьбой родной земли. События прошлого предстают перед ним как истоки настоящего. Познавая героическое прошлое своего народа, юный гражданин чувствует свою причастность к святыням Родины, в его сознании зреет убеждение: для каждого человека самое дорогое в мире – честь, свобода, независимость, слава Отечества. Воспитание в подрастающем поколении патриотического чувства, любви к Отечеству, составляет одну из существенных обязанностей воспитателей. Воспитание этого чувства важно как для будущего блага самих детей, так и для благоденствия Отечества, чтобы дети вышли более счастливыми в своей жизни, необходимо воспитывать в них любовь к Отечеству и соотечественникам, так чтобы жить в среде последних было для них внутреннею потребностью и вместе с тем своего рода счастьем.
Скульптура несет в себе не только большие воспитательные возможности, но и обучающие, ибо в процессе восприятия произведения искусства дети усваивают выразительные средства и способы изображения.
Воспитатель обращает внимание дошкольников на то, что скульптура, помещаемая на улицах и площадях города Белгорода, обращается к широким народным массам и несет в себе большое общественное содержание, глубокие идеи. Она увековечивает, прославляет исторические события белгородцев или изображенного человека, утверждает идеал времени. Скульптура не может быть прозаичной, будничной, она говорит во весь голос, с пафосом.
Рассказывая о подвигах земляков на фронте и в тылу. Прививая уважение к памяти павших бойцов, воспитатели учат старших дошкольников беречь обелиски, памятники, ухаживать за ними, возлагать цветы.
Скульптуры города Белгорода несут в себе не только большие воспитательные возможности, но и обучающие, ибо в процессе восприятия произведения искусства детьми усваивают выразительные средства и способы изображения.
Целенаправленное развитие интереса старших дошкольников к скульптуре г. Белгорода открывает уникальные возможности для первоначальной ориентировки в мире культурных ценностей, формирования обобщенного представления о своеобразии облика родного города, становления познавательно-эстетической направленности детской личности.
|