Ирина Эдуардовна Нарзулаева. Развитие речи старших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями К.И.Чуковского

Развитие речи старших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями К.И.Чуковского
В методике развития речи  дошкольников уделяется  большое внимание работе над словом. Словарная работа  в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место  в общей  системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем  она  имеет  большое значение для общего  развития ребенка. Овладение словарем является  важным  условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком  в онтогенезе, обобщенно и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов (А.Н. Леонтьев). Одним из средств, способствующих решению задач словарной работы, являются произведения  К.И.Чуковского . Словарная  работа выступает как важнейшее звено в работе над текстом. Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов.

Скачать конспект

Произведения К.И.Чуковского дают образцы русского литературного языка, готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. В рассказах дети  познают лаконизм и точность языка; в стихах музыкальность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, образность, выразительность.
Особую роль литературные произведения выполняют в обогащении речи образными словами и выражениями.  Из произведений К.И. Чуковского  ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его  речь обогащается эмоциональной и поэтической  лексикой. Литература  помогает детям излагать свое отношение к прослушанному тексту, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка.
Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) литературные произведения передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.
В словесных играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят антонимы и синонимы и др.
Приведём фрагменты игр, которые  были включены в занятия:
Из чего сделано? - Рассказывали детям, что в старину посуду делали из глины и из дерева. Посуда из глины называлась глиняной, а из дерева — деревянной. Теперь люди научились делать посуду из множества различных материалов. Предлагали детям помочь рассказать, какая бывает посуда.
Скалка сделана из дерева — значит, она... (деревянная). Кувшин сделан из глины — значит, он... (глиняный). Банка сделана из стекла, значит она... (стеклянная), кастрюля сделана из металла - значит она…(металлическая). Кружка сделана и пластмассы - значит она …( пластмассовая).
Стаканчик сделан из бумаги - значит он… (бумажный).Кроме работы с детьми нами проводилась работа с родителями воспитанников. Были предусмотрены и индивидуальные и коллективные формы работы, что помогло максимально расположить к себе родителей. Для большей доступности нами использовался наглядный материал (ширма, таблицы).
Во время проведения родительского собрания объяснялось важность словарной  работы, уточнялась методика работы со словом в процессе чтения литературы. Родители задавали вопросы, на которые получали квалифицированный ответ.
Кроме того проводилась индивидуальная работа, которая заключалась в консультировании. Была изготовлена  ширма, посвященная проблеме развития словаря дошкольников.
Мною были отобраны и проанализированы литературные произведения,  рекомендованные программой воспитания и обучения в старей группе для ознакомления с произведениями К.И.Чуковского  и  обучения пересказу литературных текстов, с точки зрения  определения методических  приемов  обогащения словаря детей экспериментальной группы.                           
Учитывая, что развитие словаря тесным образом связано с развитием  представлений об окружающем, опорой на  непосредственное восприятие важным  приемом обогащения словаря я считаю предварительную работу с целью подготовки детей к восприятию  литературных произведений. Такая работа проводилась мною прежде всего, перед знакомством детей со стихотворными произведениями   посвященными временам года, природе.
Такие произведения помогают обогатить речь детей  прилагательными, глагольной лексикой, образными средствами (эпитеты, метафоры, сравнения).   
После чтения стихотворения «Мойдодыр»,     во время беседы по содержанию я побуждала детей говорить словами из текста, зачитывали фрагменты текста, обращая внимание на особенности слов автора (Отчего же всё кругом завертелось, закружилось и помчалось кувырком и т.д). Как о мальчике говорил Мойдодыр? (Ах ты, гадкий, ах ты грязный, неумытый поросёнок..). Как видно из приведённого фрагмента, большое внимание уделялось вопросам, которые направляли внимание детей на наиболее точные, обратные слова, побуждала их использовать соответствующие слова в своих ответах.
Я неоднократно обращалась к словам, которые дети узнали на занятиях, во время последующих наблюдений, рассматривания картинок, иллюстраций, на других занятиях по развитию речи и изобразительной деятельности.
Подготовительная работа проводилась и перед знакомством с некоторыми произведениями К.И.Чуковского. В частности, накануне рассказывания сказки «Федорино горе» организовали  изготовление атрибутов для игры с использованием сито и кочерги. Оказалось, что дети не знают названия предметов кухонной утвари. Показали и объяснили, что с помощью сита можно просеивать муку, а с помощью кочерги мешают угли в печи. Занятия по рассказыванию сказок дают большие возможности для обогащения речи детей образной и оценочной лексикой.
Чтение стихотворений, рассказывание сказок, инсценировки сказок, отгадывание загадок, дидактические игры, подвижные игры, физминутки активизировали у детей глагольную лексику, помогали  соотносить слово с действием, воспитывали  интерес к  слову, стремление понять значение  новых, неизвестных слов. Параллельно с новыми знаниями о предметах и явлениях расширялся словарный запас дошкольников.
Таким образом, я использовала  разнообразные приемы   и формы работы над  словом и добилась определённых результатов.
можно сделать вывод о том, что при систематической работе по развитию словаря детей в процессе ознакомления с произведениями К.И.Чуковского можно добиться ощутимых результатов.
В процессе работы были замечены такие изменения:
-    у детей повысился интерес к произведениям Чуковского, они используют в своей речи прилагательные, глаголы, антонимы, сравнения,
обобщения, образные слова.
- дети самостоятельно обыгрывают сюжет его произведений.
Инсценировка к сказке  К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха»

 

Просмотров: 537
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Шох Т.Н Голованова Н.А. Сценарий экологической сказки по мотивам произведения К.Чуковского «Муха-Цокотуха».
  • Медведева Надежда Анатольевна. ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ЗАНЯТИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО МОТИВАМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ К.И. ЧУКОВСКОГО «Мойдодыр»
  • Спиридонова Анна Вячеславовна. Обогащение словаря детей лексикой, связанной с трудом взрослых как составная часть словарной работы в ДОУ.
  • Ирина Юрьевна Зайцева. Методические рекомендации по проекту «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
  • Боровкова Ирина Сергеевна. Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края».
  • Цуцурина Светлана Анатольевна. Активизация мыслительной деятельности в процессе развития речи детей (из опыта работы)
  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Торлопова Татьяна Андреевна. Использование различных приемов работы со сказкой для развития речи детей дошкольного возраста.
  • Приказчикова Ольга Дмитриевна. Конспект комплексного занятия по развитию речи во второй младшей группе. К. Чуковского «Айболит»
  • Исаева Светлана Викторовна. Итоговая работа на тему: «СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ МИРА ПРИРОДЫ»
  • Юлия Грабельникова. Опыт работы по теме: «Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим»
  • Рогожина Мария Валентиновна. КУРСОВАЯ РАБОТА тема: Художественная литература, как средство обогащения речевой культуры детей дошкольного возраста
  • Баринова Наталья Сергеевна, Гнидюк Елена Петровна. Сценарий театрализованного представления для детей средней группы №5 «Светлячок» «В гостях у Петрушки» по сказке К.И. Чуковского «Муха-цокотуха»
  • Старкова Ирина Владимировна. Технологическая карта занятия Тема: «Развитие связной речи при инсценировке сказки К.И. Чуковского «Телефон»
  • Ляпунова Инна Напаевна. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Фрадкина Ирина Викторовна, Гетман Надежда Александровна. Проект «Речевой ручеёк» по развитию связной монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по картинам
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Ольга Витальевна Лушникова. Перспективное планирование по развитию речи детей 2-3 лет в процессе ознакомления с природой
  • Зинченко Оксана. Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх по мотивам русских народных сказок
  • Жмурина Марина. Воспитательная работа с детьми, в процессе организации трудовых поручений, в уголке природы (из опыта работы средней группы).
  • Ганенкова Марина Анатольевна. Конспект НОД по речевому развитию через художественную литературу «Сказки К.И. Чуковского»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Юлия Геннадьевна Косолапова. Перспективно-тематический план работы учителя-логопеда по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста, используя нетрадиционные методы и приемы
  • Гусева Валентина Ивановна. Активизация речи у детей-мигрантов в процессе работы с пластическими материалами.
  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Мадеева Надежда Борисовна. Статья из опыта работы: «Опытно – поисковая работа по проблеме исследования влияния материнского воспитания на детей дошкольного возраста».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь