Цель: Уточнить знания детей о сказках К.И. Чуковского, называть названия сказки по короткому отрывку из неё.
Задачи:
- Закрепить знания и представления, а также умение классифицировать и обобщать понятия: посуда, дикие и домашние животные, насекомые.
- Продолжать работу над словообразованием (преобразовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
- Учить правильно произносить окончания существительных, правильно употреблять предлоги: «в», «на», «под», «за».
- Формировать умение вести диалог с педагогом, отвечать на поставленные вопросы.
- Развивать умение читать наизусть небольшие отрывки из авторских сказок.
- Развивать внимание, память, активизировать речь, общую и мелкую моторику.
- Воспитывать коммуникативные качества, самостоятельность.
Материалы: Портрет К.И. Чуковского. Иллюстрации к сказкам Чуковского: «Доктор Айболит», «Муха Цокотуха», «Федорино горе», «Краденое солнце». Картинки с изображением диких и домашних животных, насекомых, посуды; модель домика и дерева. Картинки на предлоги. Чудо-дерево украшено книгами Чуковского.
Предварительная работа: Знакомство с писателем К.И. Чуковским. Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, разучивание наизусть отрывков; знакомство с дикими и домашними животными, насекомыми, посудой.
Ход НОД
Воспитатель: — Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга, подарим улыбки, поделимся хорошим настроением.
Здравствуй, небо! (руки поднять вверх)
Здравствуй, солнце! (руками над головой описать круг)
Здравствуй, земля! (плавно опустить руки на ковёр)
Здравствуйте, все мои друзья! (дети берутся за руки и поднимают их вверх)
Ребята, мы сегодня отправляемся в путешествие по сказкам К.И. Чуковского.
Воспитатель: Все вы за руки возьмитесь и друг другу улыбнитесь. Если сказка в дверь стучиться, ты скорей её впусти, потому что сказка-птица чуть спугнёшь и не найти. Вот мы с вами и оказались в сказочной стране.
Воспитатель: — Посмотрите какое красивое дерево. Но оно не простое, а волшебное. А что же на нём растёт?
«Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет!
Чудо-чудо-чудо-чудо расчудесное!
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем…»
Воспитатель: — А что же растет на нашем дереве?
Дети: — Книжки.
Воспитатель: — Чьи сказки написаны в этих книжках?
Дети: — Корнея Ивановича Чуковского. (показать портрет писателя)
Воспитатель: — Правильно. Корней Иванович Чуковский, детский писатель, он написал для вас много сказок и сегодня мы отправимся в путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского на поезде. Вставайте друг за другом «паровозиком».
На поезде нашем кататься мы рады
Нам, малышам это просто отрада!
Ведь паровозик наш мчится вперёд
К сказкам Чуковского нас привезёт.
(дети встают паровозиком друг за другом, под весёлую музыку двигаются «паровозиком по группе за воспитателем)
Воспитатель: — А у нас первая остановка. Мы попали на лужайку. Садитесь на стульчики. Внимательно посмотрите на картинку и скажите, в какую сказку мы приехали?
Дети: — «Муха Цокотуха».
Воспитатель: — Давайте все вместе вспомним и выразительно прочтём отрывок из этой сказки.
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
«Приходите тараканы,
Я вас чаем угощу!»
(Выставляю на доске картинки с изображением насекомых).
Воспитатель: — Кто приходил к мухе на день рождение? (показываю на картинку, дети называют насекомое).
Воспитатель: — Скажите, как одним словом можно назвать гостей Мухи? (Насекомые)
Воспитатель: — Скажите, а как выглядят все насекомые, чем они похожи друг на друга? (у них есть крылья, усики, шесть лапок).
Воспитатель: — Молодцы, ребята, а теперь давайте отдохнём на лужайке.
Артикуляционная гимнастика «Насекомые над лугом»
1. Упражнение для щёчных мышц «Гусеница».
Гусеница хоть мала,
Листья – лучшая еда!
Она много листьев съела,
И, конечно, потолстела.
(Щечки «надули – сдули» – 5р.)
2. Упражнение для круговой мышцы рта и губ «Муха».
Муха, муха-цокотуха –
Позолоченное брюхо.
Муха села на цветок –
Будет чистить хоботок.
(Упражнение «Улыбочка – трубочка» — 8р.)
3. Упражнение «Жук»
Я — жук, я — жук, я здесь живу.
Я все жужжу, жужжу, жужжу:
Надо зубки плотно сжать
И немного пожужжать:
Ж-ж-ж-ж…
Воспитатель: — А нам пора отправляться дальше. Становитесь друг за другом.
Колёсики, колёсики
Стучат, стучат, стучат.
И в следующую сказку
Везут они ребят.
(дети встают паровозиком друг за другом, под весёлую музыку двигаются «паровозиком по группе за воспитателем на коврик)
Воспитатель: — Мы с вами приехали на следующую сказочную полянку. Садитесь на коврике.
Воспитатель: — Посмотрите, ребята, кто-то растерял всю посуду. На каждом шагу встречается: то чашка, то тарелка, то кастрюля!
«А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти не могу»
Воспитатель: — Из какой сказки эти строчки? ( «Федорино горе»)
Правильно, из сказки про ленивую Федору, которая обижала свою посуду, давайте поможем Федоре помириться с посудой, назовем ее ласковыми словами.
блюдце – блюдечко
чашка – чашечка
чайник – чайничек
тарелка – тарелочка
ложка – ложечка
вилка – вилочка
стакан – стаканчик
сковорода – сковородочка
Воспитатель: — Молодцы дети, помогли Федоре (показываю иллюстрацию из сказки с изображением улыбающейся Федоры).
Воспитатель: — Нам пора отправляться дальше.
Вагончики, вагончики
Качаются, бегут,
К последней остановке
Ребят они везут.
(дети встают паровозиком друг за другом, под весёлую музыку двигаются «паровозиком по группе за воспитателем на стульчики)
Воспитатель: — Садитесь на стульчики. Внимательно посмотрите на картинку и скажите, в какую сказку мы приехали? (Доктор Айболит)
Воспитатель: — Кто расскажет отрывок из сказки про Доктора Айболита? (выходит ребёнок, читает отрывок).
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
Воспитатель: — Кого лечит Айболит? (Животных).
- Какие бывают животные (Дикие и домашние).
- Где живут дикие животные? (В лесу).
- Где живут домашние животные? (Рядом с человеком).
- Ребята, животные попрятались, поможем Айболиту их найти. Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы будете называть кто где спрятался:
Лиса спряталась в норе
Кошка – на крыше
Лошадь – за забором
Собака – под столом
Заяц – за пеньком
(У каждого ребёнка под стульчиком картинка с изображением дикого или домашнего животного).
Воспитатель: — Все животные перепутались между собой, и, Доктор Айболит, просит вас помочь: диких животных поставить рядом с деревом, а домашних — рядом с домиком.
(Дети выполняют задание, объясняя своё действие: «Я поставил волка рядом с деревом, потому что он дикое животное и т. д.)
Воспитатель: — Молодцы, помогли животным разобраться кто где живет, а сейчас поможем животным найти своих детенышей.
(Показывает картинки с изображением детенышей домашних животных)
У кошки …котенок, у свиньи … поросенок, у коровы …
У собаки …щенок, у лошади …жеребенок, у козы …
Воспитатель: — Молодцы, ребята, Доктор Айболит благодарит вас за помощь.. А нам пора возвращаться в детский сад. Становитесь друг за другом.
Вагончики, вагончики
Бегут, бегут, бегут.
Из сказок дедушки Корнея
Ребят домой они везут.
Рефлексия:
- Понравилось вам путешествие?
- В каких сказках мы побывали?
- Кто написал все эти сказки?
- Как нужно обращаться с книгой (не рвать, не бросать, не рисовать на ней, не пачкать, аккуратно листать, брать чистыми руками).
- Молодцы! Наше путешествие закончилось! А завтра мы вновь будем читать новые сказки! До встречи в стране сказок!
|