В процессе перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования у современной дошкольной образовательной организации появилась необходимость в использовании инновационных подходов к организации образовательного процесса и использовании новых педагогических технологий.
Один из основных принципов дошкольного образования, согласно ФГОС ДО — построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования и становится его субъектом.
Проблема индивидуализации дошкольного образования является актуальным направлением для каждой современной дошкольной организации, отвечающей требованиям ФГОС ДО.
Индивидуализированное обучение происходит одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация может распространяться на целую группу детей. Группа представляет собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых, особенности межличностного общения и другие характеристики), в которой индивидуализация учения и развития проявляется стихийно. Дети делают свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов, места и способа работы), где действуют по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы, в своем темпе, получая свои результаты (в том числе приобретая новые знания и умения). Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от педагогов требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей.
Поэтому мы поставили перед собой цель: организовать образовательное пространство таким образом, чтобы ребенок выступал индивидом в процессе создания и осознания собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Для достижения данной цели мы определили для себя следующие задачи:
- Создать условия для игровой, познавательной, творческой активности детей.
- Изменить предметно-пространственную среду с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.
- Развивать внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников.
- обеспечить эмоциональный комфорт детей в группе.
Для реализации выше перечисленных задач мы создали в группе интерактивную стену. Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все: и люди, и книги, и понятия». Оказывается, в детском саду могут воспитывать даже «стены».
Главная идея интерактивной стены — преобразование обычной среды пребывания ребенка в обучающую и воспитывающую. Интерактивная стена — это своеобразный живой экран. На стене в группе или помещениях детского сада крепятся магнитные доски, ковровые полотна, кармашки, прищепки, ТСО, игры, игровые фишки и различные тематические картинки и прочее. Для создания интерактивной стены можно использовать разнообразное готовое игровое оборудование и материалы или создавать элементы для стены своими руками, предоставляя возможность самому ребенку участвовать в создании окружающей его среды. Интерактивная стена заостряет внимание, напоминает, направляет, организует, комментирует и сопровождает. Такая стена может включать (а может не включать) пространства «над» (потолок) и «под» (пол).
Суть интерактивной стены в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора самостоятельно планировать свою деятельность, конструктивно использовать информационный ресурс.
Главным достоинством интерактивной стены является то, что ребенок, в зависимости от своих индивидуальных возможностей и предпочтений, сам познает, ищет и осмысливает информацию, а не поглощает готовую.
Внедрение данной технологии в образовательный процесс нашего дошкольного учреждения способствует более эффективному развитию индивидуальности ребенка, стремящегося творчески подходить к решению различных задач и желающего получать новые знания. Использование интерактивной стены безусловно влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению и является диагностическим инструментарием в оценивании индивидуальных особенностей детей. Интерактивная стена помогает педагогу ненавязчиво выявить индивидуальные особенности воспитанников, закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать самостоятельную образовательную деятельность воспитанников яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство. Дети же в ходе увлекательных игровых манипуляций получают эмоциональное удовлетворение от выполненных ими задач.
|