Зайцева И.В. Воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка №2»
Принцип индивидуализации образования и индивидуального подхода – одно и то же?
Три мифа об индивидуализации:
- Индивидуализация — это способ, подход к разным детям, учитывающий их особенности.
- Индивидуализация – это индивидуальная работа.
- Индивидуализация – это индивидуализм или эгоизм.
- Индивидуализация в образовании – процесс построения индивидуальной образовательной программы.
Скачать презентацию
Особенности современного Семейного пространства
- Кризис семьи как института социализации
- Дезадаптация родительской семьи (конфликтная семья, семья с антисоциальной атмосферой)
- Семейная дестабилизация (семья с одним родителем)
- Неэффективное выполнение семьей функции социализации и индивидуализации ребенка. (А. Г. Асмолов и др.)
- Большинство семей имеют по одному ребенку (в ряде регионов доля однодетных семей составляет более 50%)
- Время просмотра детьми телепередач намного превосходит время общения их со взрослыми
- Путешествия детей вместе с родителями как внутри страны, так и за ее пределами.
Направления для изменения практики работы детских садов
- Устанавливать нормативы, соответствующие развитию детей одного биологического возраста, невозможно и неправильно;
- следует отказаться от жестких норм развития, связанных с биологическим возрастом, а также от построения жестких образовательных программ и организации условий по принципу возрастных нормативов.
- Занятия «школьного типа» провоцируют уровень стрессогенных, обусловленных страхом моделей поведения, высокое число нарушений в эмоциональной сфере, агрессию, конфликты и другие формы активного и пассивного протеста.
- Наилучшие результаты в развитии детей достигаются в том случае, когда инициатива деятельности равномерно распределяется между взрослыми и детьми.
Воспитатели должны развивать устойчивость ребенка к постоянно меняющимся условиям внешней среды.
Сущность детского сада должна получить признаки открытой образовательной системы в которой:
- Высоко ценится личный выбор и соучастие детей в определении содержания и форм образования;
- больше половины всех занятий должно инициироваться самими детьми;
- Соблюдается баланс между обучающими занятиями, которые предлагают взрослые и которые проводятся на высоком качественном уровне, и занятиями, выбранными самими детьми, прежде всего игрой;
Педагоги относятся к детям уважительно, внимательно, позитивно, позитивно реагируют на их поведение; учитывают их потребности и интересы и выстраивают свои предложения в соответствии с ними; это позволяет обеспечивать переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».
Групповая индивидуализация
Индивидуализация подгруппы внутри группы детей одного возраста
Индивидуализация на персональном уровне
- Возраст/ уровень развития
- Пол
- Стиль учения
- Способности (потребности/сильные стороны)
- Характер и темперамент
- Интересы и самосознание
- Семейная культура/семейная среда
Применение портфолио в дошкольных образовательных организациях
Спасибо за внимание!
|