Подготовила Сидорова Ксения Дмитриевна Музыкальный руководитель 1 квалификационной категории МАДОУ №22 «Умка»
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития творческих способностей. Дети в этом возрасте любознательны и открыты.
Ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку. Свою выдумку, впечатление из окружающей жизни, ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая от этого огромное наслаждение.
Театрализованная игра – самый актуальный и наиболее оптимальный вид игры в детском возрасте. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, с окружающим миром;
Через образы, краски, звуки, осваивают способы эмоционального выражения.
Ребенок во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Одновременно театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе и театру.
Вся жизнь детей насыщена игрой, каждый ребенок хочет сыграть свою роль, быть похожими на героев сказок, совершать их подвиги.
Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт – все это помогает осуществить театр.
Театр (греч. — место для зрелищ, смотрю, вижу) -зрелищный вид искусства, представляющий собой связь между музыкой, хореографией, вокалом, литературой, изобразительным искусством.
Меня, как творческого педагога, привлекла театрализованная деятельность в детском саду.
Актуальность: Сегодня, дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями – интернет, компьютерные игры, планшеты, сотовые телефоны, рекламные ролики. Нынешние дети растут в виртуальном и очень насыщенном мире. Входя во взрослую жизнь, ребёнок сталкивается с такими проблемами как зажатость, не умение общаться со сверстниками.
Занятие театрализованной деятельностью — один из самых эффективных методов проявления творческих способностей, а также та деятельность, в которой применяется принцип обучения: учить играя.
Основной целью моей работы с детьми является: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:
- развитие фантазии, мышления, воображения
- снятие зажатости и скованности, развитие уверенности в себе
- повышение уровня интеллектуальной культуры
- воспитание доброжелательности
-выработки у ребёнка эмоциональной отзывчивости.
Результативность: именно театр позволяет детям раскрепоститься, помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, помогает детям лучше адаптироваться в социуме.
Так же, театр является источником развития чувств, глубоких переживаний, развивает эмоциональную сферу ребёнка, дети становятся добрыми, общительными. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.
В своей практике я использую литературу Майи Давыдовны Маханёвой «Театрализованные занятия в детском саду» и методику Анатолия Васильевича Щёткина «Театральная деятельность в детском саду».
В данной методике за основу берётся детское творчество, как одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Методика основана на таких направлениях как: театральная игра, ритмопластика, культура и техника речи, основы театральной культуры,
и работа над спектаклем.
В работе с дошкольниками я соблюдаю основные принципы организации образовательного процесса:
- Последовательность. Любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
- Наглядность. Дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
- Принцип деятельности. Включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- Принцип интеграции — всех видов детской деятельности в образовательном процессе.
- Принцип дифференцированного подхода. Направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих индивидуальные особенности каждого ребенка.
- Принцип преемственности. Взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи — ничто не убеждает лучше примера родителей.
Занятия театром проходят во второй половине дня, как групповые, так и индивидуальные.
Все занятия провожу с использованием интеграции, т.е. в него включается: чтение художественной литературы, музыкальное сопровождение, пение, танцы, слушание музыки, рассматривание иллюстраций и картин.
Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, использую разнообразные приёмы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам.
Дети знакомятся с основами театральной культуры: театральным искусством и профессиями людей, работающими в театре; правилами поведения в театре; учатся выражать своё отношение к прочитанным произведениям и просмотренным спектаклям.
Театрализованная деятельность проводится в тесном контакте с педагогическим коллективом: музыкальным руководителем, воспитателем, инструктором по физической культуре.
Творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает возможность детям получить массу впечатлений и эмоций.
Наши педагоги активно участвуют во всех праздничных мероприятиях,
утренниках, развлечениях и досугах. С большим удовольствием играют роли.
Театрализованная деятельность тесно связана с другими видами творческой активности, в частности, с музыкой и хореографией.
Театрализованные игры входят в занятия по развитию речи, занятия познавательного цикла, музыкальные занятия, широко используются при чтении художественной литературы, и конечно же, украсят любой праздник.
Таким образом, соблюдается одно из главных условий образовательной деятельности – интеграция всех направлений развития ребенка.
В нашем детском саду театрализованная деятельность поставлена на достойном уровне. Создана предметно-пространственная среда:
Театральный кружок «Колобок»;
В группах у нас созданы театральные уголки для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров (пальчиковый театр, театр би-ба-бо, настольный театр, театр на цилиндрах, театр на палочках, маски, шапочки);
В каждой группе имеются театральные ширмы разных размеров;
Музыкальные уголки;
Кабинет «Изба» в которой проходят беседы;
Так же, я тесно сотрудничаю с семьями воспитанников, где использую следующие формы взаимодействия:
- Анкетирование;
- Консультации;
- Рекомендации;
Родители принимают активное участие в тематических вечерах, являются изготовителями декораций, костюмов. Использую спектакли и как часть родительского собрания.
Дети показывали мини-сценки «Чья же мама всех важнее?»,
праздники «Рождество Христово», «Пасха», «Приходила коляда», «Осенины» и др.
Для детей театр – это игра, для родителей – праздник, для педагогов – работа. Эта работа совершается ради того, чтобы театр мог стать игрой и праздником!
Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что театр дает положительные результаты: у ребят активизируется и обогащается словарь, они стали свободнее, раскрепощённые в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъём.
Внедряя в образовательный процесс театрализованную деятельность, мы делаем жизнь детей интересной, наполняем ее радостью творчества и яркими впечатлениями. Театральное искусство вводит детей в мир прекрасного, развивает сферу чувств, способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Благодаря театру, ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем, и выражает свое собственное отношение к окружающему миру с помощью чувств.
Так, давайте же воспитывать в наших детях чувство прекрасного,
которое они пронесут через всю свою жизнь!
Спасибо за внимание!
|