ГБОУ «Школа № 402» г.Москвы имени Алии Молдагуловой, «Семицветик»
- Климова Ольга Юрьевна педагог высшей квалификационной категории
- Иванова Галина Александровна Педагог первой квалификационной категории
В дошкольном возрасте ребенок делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для него становятся родители и воспитатели. Как бы то ни было трудно представить себе дошкольное детство без книги, мы видим, что в настоящее время наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, в результате снижение речевой культуры, «обеднение» эмоциональной сферы ребенка. Не стоит забывать, что дошкольник только слушатель, а не читатель, поэтому главную роль в приобщении детей к художественной литературе должны играть взрослые педагог и родители. Чтобы воспитать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявить интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, которые рекомендованы для дошкольного возраста. Взрослый должен уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения, поэтому я уделяю особое внимание работе с родителями.
Поэтому мной была поставлена цель: прививать интерес дошкольников к художественной литературе, через театрализованную деятельность. Так что же такое театрализация? Театрализация – это использование средств театра в педагогическом процессе. Процесс по своим целям и принципам построения: коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства. С большим удовольствием дети приобщаются к видам театра, таких как обыгрывание стихотворений и потешек, сначала педагог демонстрируем ребенку «игру», затем привлекает его к участию. Пальчиковый и кукольный театр, сюжеты с возрастом усложняются Игры-драматизации – самый сложный вид театрализаций. Подбираются костюмы и декорации. В театральной деятельности развиваются фантазия и чувство прекрасного. Дошкольники читают сказки и рассказы, соответствующие возрасту. 2019 год был обьявлен годом Театра, и в нашей подготовительной группе «Фантазёры» была поставлена сказка «Волк и семеро козлят, да на новый лад». В постановке участие приняли все дети группы. С большим удовольствием дети взяли на себя разные роли и показали эту постановку для родителей и воспитанников всех возрастных группа нашего дошкольного корпуса «Семицветик». В заключении хочется сказать, что польза театрализации для детей очень важна, так как посредствам ее можно наверстать упущенное и вернуть интерес ребенка к литературе. Дети учатся связной речи, помимо этого дети учатся чёткой дикции. В будущем пригодится абсолютно всем детям умение выступать без страха перед аудиторией. Творческие способности помогают в обучении и социализации и способствуют общему развитию личности. Театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры в разных видов искусства, которые находят свой воплощение в театрально-игровой деятельности. «Преодоление трудного начинается с легкого, осуществление великого начинается с малого, ибо в мире трудное образуется из легкого, а великое – из малого». Лао-Цзы
Таким образом, работа над театрализацией сказок способствует не только пополнению знаний и умений, но является средством формирования общих игровых навыков, речи, личностных качеств ребенка, его адекватного поведения в различных ситуациях. Инсценировка сказок очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку. Театр учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму. Детский спектакль – кульминация проделанной детьми, педагогами и родителями работы, это, вероятно, одна из самых замечательных возможностей остановить прекрасные мгновения жизни. Причем уловить счастливые моменты радости могут все: родители, наблюдающие за игрой своих детей на сцене, педагоги, знающие цену труда и сценического успеха, и воспитанники, игра которых помогает созидать большие личности маленьких исполнителей. А это того стоит!
Список литературы
Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок. М., 2008.
Выготский, Л.С. Обучение и развитие в детском возрасте. М., 2006. — 305 с.
Генов, Г.В. Театр для малышей. — М.: Просвещение, 2011. — 154 с.
Доронова, Т.; Доронова, Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество» — М., 2011. — 27 с.
Казакова, Т.Т. Развитие творчества у дошкольников. М.: Просвещение, 2011. — 192 с.
Кофман, Н.С. Приобщение дошкольников к театрально-игровой деятельности. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / под ред. Н.А. Ветлугиной. — М.: Просвещение, 2013. — 72 с.
Макаренко, Л. Здравствуй театр: К проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к театральному искусству // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 1. — С.39-44.
Эльконин, Д.Б. Психология игры. — М., 2009 — 113 с.
|