Театрализованная деятельность в детском саду.
Составил музыкальный руководитель Наумова Наталия Александровна МБДОУ «Детский сад №201» городского округа Самара.
1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТЕАТРА (бибабо, плоскостной, теневой, пальчиковый, театр тантамаресок).
В нашем детском саду в музыкальном зле находиться необыкновенный сундучок. Про него все дети знают. Главное — в нем живут куклы, зверушки (бибабо). Открыть его можно только сказав волшебные слова: «крибле-крабле-бумс». Говорить их надо всем и вместе. А потом, затаив дыхание, мы ждем. Вот наш сундучок приоткрывается, там что-то происходит, наконец, открылся. А на крышке, как на ширме, сидит, например, заяц. Заяц непростой, он знает всех по имени, кого-нибудь позовет к себе, поздоровается за руку, поговорит, предложит поиграть, спеть, ответить на вопрос. За ним появляются волк, лиса, медведь. Эти куклы надеваются на руки детей и можно устроить маленький импровизационный кукольный спектакль (можно также использовать кукол пальчикового театра, тантамарески; все это есть в нашем музыкальном зале). Этот сундучок с куклами бибабо, а также куклы пальчикового театра, тантамарески помогают мне, музыкальному руководителю, находить контакт с детьми, даже очень застенчивыми и замкнутыми.
Со временем какие-то куклы становятся любимыми. Им дети с удовольствием рассказывают о себе, выполняют их просьбы (спеть, сыграть на музыкальном инструменте, показать танцевальное движение и так далее), приглашают в гости. Игрушки становятся друзьями детей. Сидит наш дружок-медведь или заяц на крышке сундучка, как на ширме, а ребенок держит его за лапу и рассказывает. Даже замкнутые и плохо говорящие дети с куклами раскрываются, пытаются разговаривать.
Ситуации с разными куклами дают повод заговорить, попробовать себя в монологической и диалогической речи, способствуют развитию памяти: например, запомнить и рассказать все, что произошло в выходной день, во время посещения спектакля с родителями.
До самого выпуска дети с удовольствием играют с куклами из сундучка. Особенно важны эти игры в адаптационный период. На первых порах посещение детского сада для наших детей связано с особенным нервным напряжением; не все дети легко адаптируются к новой обстановке. И в эти дни, когда дети заняты музыкальной деятельностью, наш сундучок, куклы разных видов кукольного театра являются тем привлекательным моментом, который переключает внимание ребенка и дает музыкальному руководителю быстрее его успокоить. Эти встречи становятся определяющими в наших отношениях. Здесь прокладываются первые тропочки взаимопонимания и доверия. Наши встречи в музыкальном зале во время музыкально-образовательной деятельности, необычный сундучок с куклами бибабо, другие куклы разных видов кукольных театров – это и есть часть ребячьего мира, который зовется детским садом.
В музыкально-образовательной деятельности с детьми для более близких отношений и налаживания добрых контактов, я использую кукол разных видов кукольного театра и при совершении разных видов ходьбы, прыжков и так далее. Например, на занятие приходит мишка. Он неуклюжий, не умеет правильно шагать под музыку, не чувствует пульса, ритма музыки, Дети показывают ему, как надо правильно маршировать, ходить на носочках, показывают ему гимнастический шаг, а потом вместе с ним (мишка на руках воспитателя) шагают по-медвежьи. Мишка доволен, хвалит детей, говорит «спасибо». А зайка четко и ритмично прыгает под музыку вместе с детьми.
Кукол разных видов кукольного театра я также использую и в дидактических играх: «Лесенка», «Угадай музыкальный инструмент», при разучивании танцев, игр. Например, петрушка, кукла бибабо, смотрит, как дети с увлечением танцуют, играют. Она хвалит их, общается с ними, сама может весело поплясать в такт музыке.
Очень помогает в преодолении нарушений общения и старинный театр тантамаресок. Его я использую для волшебных превращений. Например, при закреплении текста песни, ребенок, проговаривающий слова первого куплета, превращается в Буратино, а ребенок, проговаривающий слова второго куплета – в Петрушку. Дети с большим вниманием и интересом слушают их выступление, оценивают его, а выступающие не стесняются, так как ассоциируют себя со сказочными героями, в которых превратились.
2. СЦЕНКИ-ДИАЛОГИ, ЭТЮДЫ (инсценирование).
Преодоление коммуникативной дезадаптации посредством театрализованной деятельности я начинаю с разыгрывания с детьми сценок-диалогов: на фольклорную тематику; шуточные, музыкальные. Я помогаю юным актерам продумывать каждую реплику, выстроить линию диалога, понять суть роли. Эти диалоги мы включаем в сценарии праздников, вечеров развлечений. Это: диалоги на фольклорную тематику: «Здорово, кума», «Бежала лесочком», «Кисонька-мурысонька», «Тень-тень-потетень»; поэтические диалоги: «Воробьишка», «Мишка, мишка, что с тобой», «Кто певцу, друзья, поможет»; музыкальные диалоги: «Хитрая лисичка», «Пчелка», «Синичка».
Очень помогают в преодолении коммуникативной дезадаптации этюды. Например, этюд «Сучок на тропинке». Дети в соответствии с содержанием текста самостоятельно выбирают жесты, походку, повадки зверей (медведь, лиса, барсук) и сопровождают движениями весь текст. Этюд «По дороге домой», этюды «Маленькая история про медведя», «Как заяц стал храбрым». И так далее.
Дети естественно и непринужденно включаются в действие, учатся перевоплощаться, а стеснительность и робость отступают.
Естественно, дети не сразу овладевают умением правильно держать себя на сцене. Чтобы помочь им раскрыть свои потенциальные возможности, вести себя непринужденно, раскованно, я провожу с ними актерскую тренировку, цель которой – коррекция нарушений коммуникативной сферы (интонация, поза, жест, пантомимика).
3. ПЕСНИ, СТИХИ, БАСНИ, НЕБОЛЬШИЕ РАССКАЗЫ, СЦЕНКИ (инсценирование).
Наша работа идет от простого материала к более сложному материалу. Постепенно от элементарной детской игры с простейшими театральными проявлениями мы с детьми переходим к инсценировкам литературных произведений (песни, стихи, басни, небольшие рассказы, сценки).
Обратимся к инсценированию песен. Многие песни, особенно народные, можно не просто спеть, но и обыграть. Каждая такая песня как маленькая сценка, а участвовать в ней может каждый. Особенно любят дети создавать игровые образы под «звуковые картинки»: звучит фонограмма просыпающегося села: кричат петухи, мычат коровы – полная иллюзия присутствия на деревенской улице. Создается эмоциональный настрой для инсценирования песни «Ой, вставала я ранешенько». А вот другая фонограмма – ночной лес жалобно и тревожно гудит, вскрикивают птицы, ухает филин – и вот уже в детском воображении возникает картина темного сырого бора. Она готовит детей к инсценированию песни «В сыром бору тропина».
Для инсценирования песен я использую шапочки, маски, элементы костюмов, костюмы.
Репертуар для инсценирования песен богат и своеобразен. Дети с удовольствием обыгрывают такие песни, как: «С речки Аннушка идет» «Где был, Иванушка?» «Как у наших у ворот», «Я на камушке сижу», «Пчелушка златая» и так далее. Участвуя в этих маленьких спектаклях-представлениях, ребенок будто переносится в другой мир, становится царевичем и царевной, селезнем и уткой, ясным соколом и белой лебедушкой, дедом Ермаком и коршуном. Одни песни, хороводы помогают представить себя ловкими, сильными, храбрыми; другие – дают почувствовать себя актером, плясуном. И все они обеспечивают коррекцию нарушений коммуникативной сферы.
Аналогично мы инсценируем с детьми стихи, басни, рассказы, сценки, сценки разных видов кукольного театра и выступаем с этими инсценировками на праздниках, вечерах развлечений, в музыкально-образовательной деятельности.
4. ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ.
Следующая форма театрализованной деятельности – игра-драматизация. Основа – сказки. Я подхожу к сказочному материалу творчески и нестандартно, используя сказочный материал для развития у детей фантазии, мышления, речевого творчества, воспитания добрых чувств; применяю нестандартные методы и приемы при работе со сказками: свободные продолжения и переложения, придумываем с детьми разные концовки сказок. Также я использую непредвиденные ситуации, применяю смешение нескольких сюжетов.
5. ТЕАТРАЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ.
Постепенно, от элементарной детской игры мы с детьми переходим к театральному спектаклю, наполненному общими мыслям и чувствами, переживаниями и единым интересом.
Детский спектакль – это та стихия, которая естественна для ребенка; она позволяет реализовывать и развивать огромные творческие и эмоциональные, личностные возможности ребенка.
Репертуаром для театрального спектакля для нас служат как литературные произведения: русские народные сказки: «Колобок», «Теремок», «Красная шапочка», «Золотой ключик», «Снежная королева» и так далее, так и сценарии, написанные музыкальным руководителем к праздникам и вечерам развлечений: «Золотая осень», «Путешествие по стране Малышляндия», «Ярмарка», «Весна- красна» и так далее.
Мамы и папы становятся нашими помощниками в организации театрализованной деятельности в нашем детском саду: изготавливают костюмы. Атрибуты, помогают учить текст роли и так далее.
Я стараюсь направлять внимание детей в театрализованной деятельности на формирование коллективных взаимоотношений, на воспитание взаимной помощи, уважения друг к другу, на взаимовыручку. Большое значение в создании дружного коллектива имеют выступления детей перед малышами.
Основные принципы, которых я придерживаюсь в проведении театральной деятельности – это: побуждать детей к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля, совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей.
Таким образом, театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка в преодолении им коммуникативной дезадаптаци: происходит коррекция поведения, развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения, а участие в ней (театрализованной деятельности) доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. При этом складываются все условия для формирования личности ребенка, его нравственных и моральных качеств.
|