- Новичкова Ирина Федоровна воспитатель
- Смирнова Татьяна Николаевна воспитатель
- Крутилина Оксана Владимировна воспитатель
МАДОУ детский сад №34 «Теремок» город Балаково Саратовской области
В настоящее время становится всё более очевидным, что повышение результативности и качества деятельности ДОУ невозможно без эффективного сотрудничества с родителями воспитанников.
На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнёрами, союзниками, важно понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребёнка, его полноценная социализация, а также успешный переход к новой ступени — обучение в школе.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Поэтому я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.
Планируя ту или иную форму работы, всегда исхожу из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираю следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность
Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Хочу сказать о том, что я ушла от устаревшего лекционного метода проведения собрания, и провожу его в форме дискуссии.
В целом, дискуссия определяется как спор, но я использую дискуссию как обсуждение вопроса, проблемы. В дискуссии родители могут высказать свое мнение и ознакомиться с мнением других людей. И очень часто дискуссионные площадки становятся просто местом обсуждения единомышленниками неких концепций. Родители сначала относились к такой форме проведения собрания настороженно, так как они не слушатели, а активные участники. Очень важно в основу дискуссии внести позитивную повестку и посыл. Поэтому я создала на собрании атмосферу доброжелательности, заинтересованного внимания. На дискуссию подбираю вопросы для обсуждения, которые будут интересными и актуальными.
Задача дискуссии
- выявление многообразия точек зрения
- обращение к личному опыту участников;
- поддержка активности участников;
- соединение теории и практики;
- взаимообогащение опыта участников;
- облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
- поощрение творчества участников.
Организуя дискуссию, ориентирую участников на внимательное, непредвзятое отношение к различным мнениям, фактам и тем самым формирую у них опыт конструктивного участия в обмене мнениями, суждениями.
Перед дискуссией напоминаю родителям правила:
- Истина не принадлежит никому.
- Обсуждая одну тему, не переходите к другой.
- Дискуссия не предусматривает чьей-то победы.
- Реплики и замечания не должны превращаться в доклад.
- Абсолютно каждый имеет право на свою точку зрения.
- Время на аргументацию – 3 минуты. Если не получается за это время высказать аргументы, то с ними что-то не так.
- Исключается критика.
Так же в своей работе с родителями в ДОУ использую «Дискуссия на стене»
Как альтернативу дискуссионным формам работы с родителями, требующих большой предварительной работы, присутствия определенного количества людей, я предлагаю проводить так называемую «Дискуссию на стене».
В доступном месте (в раздевалке) установить стенд, который назвать
«Давайте обсудим». Периодически, по мере назревания какой-то проблемной ситуации в группе, на нем размещать предложение обсудить эту ситуацию. Родители пишут на листочке своё мнение (анонимно или нет, прикрепляют его на стену). Также родители могут представить на этом стенде домашнюю заготовку, выполненную совместно с ребёнком и отражающую их совместный взгляд на данную проблему.
Такая форма работы позволяет оперативно решать актуальные вопросы, но не исключает использование других форм сотрудничества, а дополняет их.
|