Подготовила воспитатель подготовительной к школе группы: Смирнова Ольга Витальевна
Я работаю воспитателем в подготовительной к школе группе, моя работа строится на тесном контакте с учителем – логопедом.
В начале учебного года специалист знакомит воспитателей с результатами обследования речи детей. Мы заполняем таблицу по звукопроизношению детей, в которой отражены уровень развития речи и состояние звуковой культуры речи. Эта таблица включается в рабочую программу группы.
Скачать конспект
В течение года мы ведём карты индивидуального развития каждого ребёнка. Раздел «речевое развитие» заполняем вместе с логопедом. Исходя из показателей развития, составляемся индивидуальный маршрут на каждого ребенка, который включает и работу по речевому развитию. Совместно со специалистом обсуждаем перспективный план, уточняем наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.
Мы применяем следующие методы и формы работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии это:
- ежедневное проведение артикуляционной гимнастики;
- логочас (слоговая зарядка, придумывание чистоговорок, заучивание скороговорок, стихов, пословиц);
- индивидуальные занятия с детьми, которые направлены на автоматизацию уже поставленных звуков (проговаривание слогов, слов, фраз, заучивание стихотворений).
Артикуляционная гимнастика помогает выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата. В группе есть картотека артикуляционной гимнастики, зеркала, картинки- схемы.
Логочас — включает закрепление звуков, проговаривание скороговорок, чистоговорок, слоговую зарядку, словесные игры, дыхательные гимнастику для развития правильного дыхания, игры по обогащению словаря, игры на развитие чувства ритма.
В утреннее время, на прогулке, в режимных моментах используем:
- игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия ( «Найди первый и последний звук», «Прохлопай или прошагай слово», «Поймай звук», «Попугай», «Подбери слово», «Наоборот», «Скажи слова парами»);
- на развитие лексической стороны речи (обогащение и активизация словарного запаса детей) ( «Отгадай и назови», «Новоселье», «Я знаю пять…», «Кот-наоборот», «Скажи по-другому», «Семья слов»);
- на развитие и совершенствование звуковой культуры речи ( «Поймай слово», «Закончи фразу», для автоматизации звука в речи заучиваем чистоговорки, стихи);
- на развитие грамматической стороны речи – упражнять в умение образовывать разные формы одного и того же слова, ( «Жадина», «Карлики и великаны» согласовывать различные части речи в роде, числе и падеже),
Взаимодействия с логопедом дает возможность:
- взаимопосещать непосредственно организованную образовательную деятельность с детьми,
- правильно планировать образовательную деятельность по закреплению материала в разных видах деятельности детей,
- совместно подготавливать детей ко всем детским праздникам, т.к. логопед с учётом возможностей детей отбирает, корректирует речевой материал, определяет уровень сложности, дает рекомендации педагогам, помогает в заучивании стихов и ролей с детьми,
Работа воспитателя и работа логопеда различна. Основное отличие: логопед исправляет нарушения речи, а мы под руководством логопеда активно участвуем в автоматизации звуков, развитии лексики и грамматики, связной речи. Во время режимных моментов мы контролируем произношение детьми уже поставленных звуков.
В своей работе мы используем принцип системности и взаимосвязи учебного материала, его доступности, что положительно отражается на качестве речевого развития детей нашей группы.
По предупреждению дисграфии у детей с нарушением речи мы совместно с логопедом применяем пальчиковые игры, графические тренажеры, графические диктанты, игры «Буквы в зеркало смотрелись», зашумлённые картинки «Буквы перепутались», штриховки букв, лепку буквы из пластилина, выстригание букв, графические диктанты.
В соответствии с лексическими темами недели подбираем пальчиковые гимнастики со стихами. Чтобы было интереснее, в пальчиковые игры включаем игровые предметы (резинка, карандаш, шарик). Систематически организовываем продуктивную деятельность в технике Оригами, которая обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность мелких движений пальцев. Оригами это вид деятельности, в которой задействованы одновременно обе руки.
Дети с удовольствием путешествуют по лабиринтам. Игры в лабиринт – это забава не только учит ребенка сосредотачиваться на задании, но и развивает крупную моторику (движения руки и предплечья). При выполнении заданий необходимо следить, что бы изменялось положение руки, а не листа с заданиями. Детям, у которых заметны нарушения мелкой моторики предлагаю собирать мозаику, пазлы, конструктор. Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться мышление и речь. Графические диктанты способствуют ориентировке в пространстве, закреплению понятий верх, низ, право, лево, развивают зрительное восприятие и слуховое внимание.
Учитель- логопед помогает нам в работе: проводит непосредственно организованную образовательную деятельность по обучению грамоте, подбирает для нас литературу, речевой материал, дидактические игры, артикуляционную и пальчиковую гимнастики. Я помогаю тем, что создаю интерактивные игры на дифференциацию звуков, составление сложных предложений, на слоговую структуру слов, на закрепление звуков и букв.
Специалист проводит для педагогов консультации, мастер-классы, семинары-практикумы, в которых знакомит с речевыми играми для разного возраста детей, с литературой по данной теме, совершенствует наши умения правильно использовать методы и приёмы для развития речи детей.
Необходимо отметить еще одно важное направление в совместной работе логопеда и воспитателя — это взаимосвязь с родителями. Для родителей мы консультации, оформляем папки-передвижки, подготавливаем совместные родительские собрания. У каждого ребёнка, посещающего логопункт, заведена тетрадь для индивидуальной работы, которую ведёт логопед и по которой имеют возможность заниматься как воспитатели группы, так и родители.
Мы работаем с детьми в течение всего дня, имея возможность многократно повторять речевой материал, повторять и закреплять новые слова, без чего не может происходить их введение в самостоятельную речь ребёнка. Благодаря взаимосвязи логопеда и воспитателя можно более эффективно исправить дефекты речи и подготовить ребенка к обучению в школе.
|