Смольникова Ирина Витальевна Воспитатель МБДОУ детский сад №89 «Дюймовочка» г. Брянск, Брянская область
Тип проекта: групповой, познавательно – исследовательский, краткосрочный.
Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатель группы, родители.
Сроки реализации проекта: 1 месяц.
Введение.
Мир, окружающий ребёнка, не даёт ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребёнка ожидают открытия, загадки, вопросы. Не легко постигать этот огромный, полный тайн и хитростей мир. Не теряя времени зря, ребёнок действует, радуясь всему новому и необычному.
Скачать конспект
Наблюдение природных явлений предусматривает прежде всего зрительное восприятие – любуемся красотой осенних деревьев, нежной зеленью травы, яркими упругими гроздьями рябины. Включается осязание – дети трогают, щупают, гладят предметы, нюхают цветы. Дети затевают разнообразные игры – бегают вокруг деревьев, прячутся за ними, обнимают руками стволы, сбегают с горки. Особенно привлекает детей вода: они опускают в ручей руки, бросают ветки и следят, как они уплывают по течению. Из трав, плодов, песка, воды готовят «кушанья». Взрослый обращает внимание детей на то, что земля твёрдая, песок может быть сырой и сухой, снег холодный, вода мокрая, самолёты летают высоко в небе, а бабочки летают низко над землёй. Общение с природой обогащает слуховые впечатления. Необходимо учить детей вслушиваться в пение птиц, шум дождя, в раскаты грома.
Актуальность.
В детском саду в течении круглого года дети знакомятся с природой, учатся ориентироваться в окружающем мире. В любое время года дети испытывают радость от множества ощущений, которые даёт им природа. Как важно предоставить им возможность полнее испытать все эти приятные, радостные ощущения. Любуясь красотой природы дети учатся любить и понимать её.
Цель:
- формировать у детей осознанно-правильное отношение к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют
- формирование у детей элементов экологической культуры
Задачи:
- Определить объекты экологической тропы для ознакомления детей с окружающим миром в практической деятельности
- Систематизировать и обогатить знания детей младшего дошкольного возраста средствами экологической тропы
- Познакомить детей с разными объектами живой природы
- Формировать у детей экологически грамотное поведение в природе
- Воспитывать у детей эстетические чувства, умение замечать и беречь природу
- Привлечь родителей к совместной работе с детьми и воспитателями, повысить экологическое просвещение родителей.
Планируемые результаты:
- Знакомство с новыми для малышей явлениями в природе, произведениями художественной литературы
- Обогащение словарного запаса
- Развитие у детей связной речи, творческих способностей, познавательной активности
- Привлечение родителей к прогулкам с детьми в свободное время
- Проведение с детьми дидактических, сюжетных, подвижных игр на экологическую тему, отображать впечатления от прогулок в рисовании, лепке, конструировании
- Организация выставки из природного материала (дети совместно с родителями) «Осенние фантазии»
- Изготовление макета (совместно с родителями) «Экологическая тропа детского сада»
- Создание фото -коллажа (совместно с родителями) «Здравствуй, лес. Чудесный, лес»
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
- Изучение и подбор материала
- Разработка структуры проекта
- Составление тематического планирования мероприятий
- Подбор дидактических, подвижных, сюжетных игр на экологическую тему
- Определение объектов «Экологической тропы»: берёза, мир насекомых (пень), яблоня, огород, белкина столовая, скворечник, тополь, дупло в дубе, ольха, песочница (экспериментальный городок)
- Анкетирование родителей, обсуждение с родителями вопросов, связанных с реализацией проекта
- Консультация для родителей: «Организация прогулок с детьми осенью», беседы «Методы ознакомления дошкольников с природой» (ознакомление родителей с методами наблюдения за погодой, растениями, животными и насекомыми во время совместных с детьми прогулок
- этап – основной (практический)
Познавательно – речевое развитие:
- Наблюдения за птицами, рассматривание листопада, деревьев (берёзы, дуба, яблони)
- Чтение детям сказок: «Мешок яблок», «Кто сказал мяу?» Сутеев В.Г., русская народная сказка «Колобок», «Теремок», «Репка»
- Чтение детям Д.Новиков «Воробьи»; стихотворение Л.Касимова «На прогулку»
- Разучивание потешек «Солнышко – вёдрышко», «Бежала лесочком лиса с кузовочком…»
- Показ пальчикового театра «Колобок», «Теремок»
- Игровая ситуация «Оденем куклу на осеннюю прогулку», сюжетная игра «Куклы идут в детский сад»
- Игра – эксперимент «Пирожки для мишки» (мокрый – сухой песок)
- Поисковая деятельность: найти беличью столовую, скворечник, дупло в дубе и т. д.
Художественно – эстетическое развитие:
- Рисование «Яблоки на дереве», «Листья жёлтые, красные летят»
- Поделки детей из пластилина
- Сбор листьев и составление букетов
- Конструирование «Разные дорожки», «Башня»
- Фотовыставка «Краски осени»
Социально – личностное развитие:
- Дидактические игры: «Какой?», «Найди листок какой покажу», «Собери картинку», «Угадай на ощупь», «Какая сегодня погода?» (сенсорный ковёр), рамки – вкладыши: фрукты и овощи, кубики и др.
- Подвижные игры: хороводная игра «Вокруг берёзки с друзьями», «Добеги до дерева», «Помоги мишке найти дерево», «Соберём яблоки в корзину», «Солнышко и дождик» и др.
- Инсценировка сказок: «Теремок», «Репка»
- Словесная игра «Вышла курочка гулять»
Работа с родителями:
- Помощь родителей в изготовлении макета детского сада «Экологическая тропа»
- Участие в оформлении фото – коллажа «Здравствуй, лес. Чудесный, лес.»
- Организация выставки из природного материала «Осенние фантазии»
3 этап – заключительный.
- Выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии»
- Рассматривание фото – коллажа «Здравствуй, лес! Чудесный, лес!», обыгрывание с детьми макета «Экологическая тропа детского сада».
Результаты проекта:
- Дети получили радость от игр и прогулок.
- Дети познакомились с новыми для малышей явлениями природы, произведениями художественной литературы
- Дети были участниками игр – драматизаций, пальчикового театра: «Теремок» и др.
- Дети проявляли интерес и желание рисовать, лепить, конструировать, играть в дидактические, сюжетные, подвижные игры.
- Расширился и обогатился словарный запас детей.
- Родители воспитанников стали больше времени уделять прогулкам с детьми.
Реализация данного проекта подтверждает, что систематические прогулки на свежем воздухе являются важнейшим фактором успешного развития детей.
|