Ирина И Татьяна Леонова И Куликова. Групповой сбор как вид непосредственно образовательной работы с детьми

Групповой сбор как вид непосредственно образовательной работы с детьмиВ соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года), Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2151 от 20.07.2011г.) в настоящее время воспитательно- образовательный процесс в детском саду претерпевает изменения. Изменилась структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ, которая рассматривается, как модель организации образовательного процесса.


Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Мы хотим поделиться своим опытом организации образовательной деятельности на утреннем групповом сборе, который является одной из форм организации образовательного процесса в совместной деятельности с детьми, где ребенок может проявить свою речевую активность, является общение в ходе утреннего группового сбора как важного режимного момента.
Утренний сбор для дошкольников - это прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.
Педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Следовательно, одно из основных требований, предъявляемых к профессиональному мастерству педагога – это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность.
Свирская Л.В. в своей книге поставила следующие задачи группового сбора:
· создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»;
· обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;
· активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации планирования и организации собственной деятельности;
· выбрать совместно с детьми тему нового проекта;
· разработать план реализации нового проекта;
· подвести итоги проекта;
· прививать навыки культуры общения;
· поддерживать стремления договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;
· учить:
- формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;
- выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные             события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично;
- внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к высказываниям других;
- объяснять словами свое эмоциональное состояние и корректировать его;
- делать выбор;
- планировать собственную деятельность.
Для более плодотворной работы над развитием ребенка для себя мы выделили основные этапы утреннего сбора:
-приветствие;
-работа с календарём;
-рассказывание новостей;
-обсуждение темы;
-реклама деятельности в центрах активности;
-выбор детьми центров активности.
На примере организации деятельности с детьми на групповом сборе в ходе проекта «Это знают все вокруг, что здоровье – лучший друг» покажу как решались задачи по развитию коммуникативных навыков  детей.
Утренний сбор начинается с приветствия. Перед началом которого, мы с детьми обращаем внимание на стенды "Я пришел", "Уголок именинника», "Наша звездочка», «Полянка настроений".
В нашей группе введено дежурство по приветствиям, по выбору которого оно и проводится. Для того чтобы разнообразить данный этап группового сбора, у нас существует картотека приветствий. Это набор карточек со словами и (для неумеющих читать) – подсказкой в виде картинки.
Дежурный вместе с остальными детьми сопровождают произносимый текст движениями, в конце дотрагиваются до соседа (гладят, обнимают, пожимают руку и т.д.) и называют ласково его имя, глядя в глаза. При разучивании приветствия, побуждаю детей к чёткой артикуляции, использованию мимики, обсуждаем и придумываем жесты, беседуем, почему важно смотреть в глаза собеседнику, улыбаться. Понятно, что главная задача приветствия – это социализация детей, сплочение коллектива, настрой на позитивное состояние, но и одновременно решаются задачи развития общения и всех сторон речи.
Также мы используем стихотворные, песенные приветствия; здороваемся ладошками, плечиками, дарим разнообразные пожелания, комплименты, в общем, игры которые создают эмоционально - положительный настрой на весь день.
Работа с календарем.
Дети не просто отмечают время года, но и называют предыдущее и следующее; перечисляют признаки текущего времени года. В нашей группе имеется  дополнительный календарь, где мы вместе с детьми записываем приметы каждого месяца.
Во время озвучивания даты (число, месяц, год), дети ежедневно повторяют названия и значение ближайшего праздника, отмечают его в календаре специальными картинками.
Во время счета детей совершенствуется навык порядкового счета, умение согласовывать существительное с числительным, уточняется  значений слов «больше», «меньше», «равно» (дети ставят знаки). С целью поддержания интереса к правильному счету, у нас активно используется график посещения детей, в котором дежурный по календарю отмечает количество присутствующих детей, сравнивает с другими днями месяца. 

Таким образом, в интересной, полезной деятельности дети осваивают нормы родного языка, учатся быть ведущими в коллективной деятельности.
Рассказывание новостей
Данному разделу группового сбора  мы уделяем наибольшее внимание.
Дети стремятся поделиться всем, что переполняет их душу, что, просится на язык – домашними событиями, удачами и неудачами, детскими обидами и достижениями. Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни, опираясь на составленную совместно с ними схему. 

Иногда мы сначала зарисовываем новость в виде пиктограммы, а потом уже ее озвучиваем. Часто мы рассказываем тематические новости (дождливые, осенние, фруктовые и т.д.), что, несомненно, повышает желание высказаться каждому. Новости принимаются как факт. А если время ограничено, используем некоторые хитрости, например: сегодня новостями делятся только мальчики, или, те, у кого имена начинаются с гласных звуков. И, конечно предлагаем детям самим решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях.
Хочется отметить, что дети не только рассказывают новости, но и задают вопросы друг другу по мере их возникновения.
Следующий этап утреннего сбора - обсуждение темы.
При обсуждении темы, мы стараемся придерживаться партнерской позиции, задаем только открытые вопросы, принимаем все ответы детей, учим их отстаивать свое мнение и уважать мнение других детей. В ходе обсуждения, используем тризовские приемы: «хорошо-плохо», «Что было бы, если бы…» и т.д.
При обсуждении темы «Полезные и вредные продукты» детям был задан вопрос: «Почему некоторые продукты одновременно могут быть полезными и вредными?». Дети ответили так:
Во время обсуждения любой темы с целью обеспечения комфортного и конструктивно-делового участия всех детей, мы часто используем игры или игровой тренинг. Игры могут быть любые, не требующие большой подвижности, словесные игры, игры – фантазии, игры – шутки. Для проекта «Это знают все вокруг, что здоровье – лучший друг» мы подобрали следующие игры: ……………………………………. 
Реклама деятельности в центрах активности – важная часть группового сбора. Дети не просто выбирают центр, в который хотят пойти, но и сами решают в каком центре можно решить ту или иную задачу. Например, в ходе обсуждения темы «Чистота – залог здоровья», дети сами сделали вывод, что проверить чистоту рук мы можем в центре «Мы – ученые». Обыграть ситуацию употребления продуктов грязными руками можно в центре «Домовенок». Соорудить умывальник – в центрах «Мы строители» и «Мы художники» и т.д.
Иногда, при выборе центра мы используем дополнительную стимуляцию. Например, при выборе центров к теме «Будь здоров без докторов», детям было предложено в случае правильного выполнения задания, прикрепить лучик с одной из составляющих здоровья к «Солнышку Здоровья».
Дети выбирают желаемую деятельность, которую отмечают на доске выбора индивидуальными карточками. 

Статью подготовили воспитатели МКДОУ д/с № 7 г. Новосибирска   Куликова Татьяна Николаевна и Леонова Ирина Валерьевна

 

Просмотров: 490
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Вахонина Галина Николаевна. Организация совместной деятельности воспитателя и детей по теме «Дикие животные» с использованием технологии группового сбора
  • Братчаночка. Конспект организации совместной трудовой деятельности с детьми средней группы. Тема: 'Ох, ох. ох, ох дети сеяли горох'
  • Каргина Лариса Владимировна. План — конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с ЗПР) «Природа родного края»
  • Бекренева Александра Васильевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ФГОС Тема: «Дети во время Великой Отечественной войны»
  • Богачева Алена Степановна. Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Воловик Наталья Владимировна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Как дети помогали астроному Сонику»
  • Нозадзе Мария Зурабовна. Конструкт организации совместной позновательно-исследовательской деятельности с детьми 6-7-го года жизни «ПРИРОДА РОДНОГО ГОРОДА»
  • Милованкина Наталья Васильевна. Использование инновационных форм работы в организации опытно-эксперементальной деятельности с детьми дошкольного возраста
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Бурдукова Елена Алексеевна. Организация игр — занятий по грамматическому строю дети с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы.
  • Тетеревкова О. М Поликухина В. Ю.. Организация развивающей среды в условиях реализации ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  • Кудрин Олег Васильевич. Конструкт организации совместной физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми 7-го года жизни «Зимняя прогулка»
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Грязнова Татьяна Сергеевна. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми «Как Маша вырастила цветок».
  • Наталья Биркель. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
  • Лилия Гасец. Наглядный дидактический материал о живописи для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности 'Зимние пейзажи И.Грабаря и 'Декабрь' П. Чайковского'
  • Лилия Гасец. Дидактический материал о живописи для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности, «Осень И.И.Левитана и «Осенняя песня» П.И. Чайковского»
  • Пермякова Светлана Сергеевна. Конструкт организации непосредственно образовательной деятельности с детьми 6 года жизни (средне — старшая группа компенсирующей направленности) «Круиз по морю сказок»
  • Химоян Мирца Сааковна. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
  • Курносова Галина Евгеньевна. Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми 6-7 лет (из опыта работы)
  • Биткова Мария Викторовна. Конспект организации непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы по лепке «Самолет построим сами»
  • Кельзина Светлана Юрьевна. Организация партнерской деятельности педагога с детьми в системе дошкольного образования.
  • Романюк Татьяна Александровна. Методические рекомендации: «Как дети становятся участниками планирования музыкально — образовательного проекта?»
  • Шемякина Мария Евгеньевна. Система работы по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
  • Бажина Евгения Петровна. Конспект НОД для детей подготовительной группы «Организация исследовательской деятельности детей в подготовительной к школе группе на примере темы «Одуванчик»
  • Негина Ирина Семеновна. Конструкт образовательной деятельности по познавательному развитию «Дом для зайчика» Возрастная группа: дети 3-4 лет
  • Химочкина Лариса Павловна. Программа дополнительного образования по развитию зрительно-моторной координации в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет.
  • Гузикова Елена Александровна. Конспект образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста 'Полезные и вредные продукты'
  • Тюхменева К. В., Малышева А. А. Конспект непосредственно — образовательной деятельности во второй младшей группе по познавательному развитию на тему: «Как дети помогли зайчику перейти дорогу с инспектором ДПС Полиной» (дидактическая кукла)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь