на 2014 – 2015 учебный год. (с учётом требований ФГОС дошкольного образования)
Раздел I.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Здоровье – это драгоценность и, при том, единственная, ради которой стоит не жалеть времени, сил, трудов и великих благ»
Мишель де Монтень.
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Многолетние исследования и анализ состояния здоровья дошкольников позволяют говорить о его ухудшении. Количество здоровых детей не превышает 15-20 %, увеличивается число функциональных отклонений практически у каждого ребёнка. Отмечается число хронических заболеваний, которые диагностируются уже в 3-5-летнем возрасте.
Скачать программу
Высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки определённой комплексной системы в работе по оздоровлению детей начиная с дошкольного детства. Исследования отечественных и зарубежных учёных доказали, что период дошкольного детства – критический период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте формируется нервная система, физическое и психическое здоровье.
Как же нужно воспитывать ребёнка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Януш Корчак делился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье…Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».
Хорошее здоровье ребёнка определяет его работоспособность, возможность легко усваивать то, чему его учат, быть доброжелательным в общении со сверстниками, уметь управлять своим поведением. Таких результатов можно добиться лишь в том случае, если комплекс оздоровительных мероприятий, вся повседневная работа по охране и укреплению здоровья детей, реализация принципов станут приоритетными в дошкольных учреждениях. Причём участниками этого процесса должны стать все взрослые, как в детском саду, так и в семье.
В нашем дошкольном учреждении охрана здоровья ребёнка опирается на его развитие. Педагогическим коллективом накоплен богатый опыт работы по физическому развитию, оздоровлению и здоровьесбережению дошкольников. Но жизнь не стоит на месте, модернизируется система дошкольного образования. Поэтому возникает необходимость оптимизировать уже сложившуюся систему физкультурно-оздоровительной работы ДОУ. Программа «Здоровей-ка» стала одним из главных элементов управления оптимизацией оздоровительной деятельности нашего дошкольного учреждения. Программа представляет собой систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребёнка. Она базируется на основных принципах комплексной программы развития и воспитания дошкольников «От рождения до школы» (Е. Н. Веракса, Т.С. Комаролва, М.А. Васильева).
Цель и задачи программы
Цель программы: Оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребёнка во все периоды дошкольного детства.
Задачи программы:
- Обеспечить качественную работу дошкольного учреждения по укреплению и сохранению здоровья детей.
- Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью.
- Привлекать родителей к формированию у детей ценностей здорового образа жизни.
Прогнозируемый результат
- Снижение заболеваемости и укрепление здоровья воспитанников.
- Развитие у детей потребности в здоровом образе жизни.
- Создание атмосферы благоприятного социально-психологического микроклимата для каждого ребёнка.
- Формирование совместных традиций семьи и детского сада по физическому воспитанию ребёнка.
Нормативно-правовая основа реализации программы
- Закон РФ «Об образовании»
- Письмо Минобразования от 02. 06. 1998 г. № 8934-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий»
- Письмо Минобразования «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» (от 14. 03. 2000 г. № 6523-16)
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН
- Устав ДОУ
Материально-техническое обеспечение
- Приобретение массажных ковриков
- Тазы для закаливания по методу В.Д. Сонькина
- Термометры для воды
- Водоплавающие игрушки и декоративные камушки
- Ребристые резиновые коврики для профилактики плоскостопия
- Индивидуальное полотенце ребенка
- Аромамасла
- Пополнение методического кабинета необходимой методической литературой по релаксационной, двигательной, дыхательной, глазодвигательной, пальчиковой гимнастики, по профилактике плоскостопия, сохранению правильной осанки
- Пополнение оздоровительной среды нестандартными пособиями (коврики, массажеры, дорожки здоровья)
- Создание картотек подвижных игр, гимнастики пробуждения, дыхательной гимнастики, закаливающих, точечных массажей, пальчиковой и артикуляционной гимнастики
- На базе детского сада имеется физкультурный зал и бассейн, имеющие необходимые условия и оборудование для реализации данной оздоровительной программы.
Образовательное обеспечение (методическое)
Просветительская работа среди педагогов
- Самообразование
- Изучение передового опыта коллег
- Изучение новинок научно-методической литературы
- Применение в ежедневной практике полученные знания и умения
- Физкультурно-оздоровительная работа с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья
Работа с родителями
- Просветительская работа
- Организация «Школы здоровья» в ДОУ
- Необходимость совместного оздоровления их ребенка в условиях ДОУ и семьи
- Рекомендации родителям по креплению здоровья детей.
Раздел II.
ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
- Работа по обучению детей ЗОЖ на основе здоровьесберегающих технологий осуществляется в нескольких направлениях:
- Здоровьесберегающие технологии.
Технология оздоровительной работы включает:
3. АДАПТАЦИЯ К УСЛОВИЯМ ДОУ ДЕТЕЙ, ВПЕРВЫЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДЕТСКИЙ САД.
- Медицинское обследование детей, определение группы здоровья.
- Знакомство воспитателей с родителями, условиями жизни ребенка в семье.
- Анкетирование родителей – медицинское, социальное.
- Информационное сопровождение родителей.
- Знакомство детей с группой, воспитателями.
- Индивидуальное прогнозирование процесса адаптации.
- Нахождение мамы в группе.
- Консультации родителей с психологом.
- Поэтапный прием в группу.
- Наблюдение за поведением детей.
- Использование оптимальных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.
|