Набатова Ольга Владимировна, Ромашко Елена Владимировна, Колпакова Резеда Фирнатовна. Интегрированное занятие — вариативная форма работы с детьми с ОВЗ

Интегрированное занятие — вариативная форма работы с детьми с ОВЗ

  • Набатова Ольга Владимировна, МБДОУ № 47 «Гусельки», заведующий, 1 квалификационная категория
  • Ромашко Елена Владимировна, МБДОУ № 47 «Гусельки», учитель-логопед 1 квалификационной категории
  • Колпакова Резеда Фирнатовна, МБДОУ № 47 «Гусельки», педагог-психолог

У детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи часто отмечаются недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. Поэтому, одним из важнейших условий организации коррекционно-развивающей работы с такими детьми является комплексность воздействия на речь и личность ребенка в целом. Комплексный подход предполагает взаимодействие всех участников коррекционно-развивающей деятельности, направленное на преодоление выявленных нарушений и подготовку к школьному обучению. Одним из эффективных способов взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога МБДОУ в работе с детьми с ТНР являются интегрированные занятия.

 

Интеграция – объединение, слияние обобщенных знаний той или иной области. Интегрированные занятия – это занятия, в которых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Такой вид занятий позволяет снять излишнее напряжение, высокую утомляемость детей за счет переключения их внимания на разнообразные виды деятельности. На этих занятиях у детей развиваются коммуникативные умения, повышается познавательная активность (дети свободно высказывают свои мысли, рассуждают, делают выводы), реализуются творческие способности. Интегрированные занятия позволяют объединить детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, что в свою очередь способствует формированию коллективных взаимоотношений.

Интегрированные психолого-логопедические занятия проводятся одновременно двумя специалистами и имеют четкую структуру, предполагающую компактность учебного материала и смену различных видов деятельности: развитие высших психических функций, развитие речи, развитие координации движений, изобразительных и конструктивных навыков. При этом в ходе занятия учитель-логопед и педагог-психолог стараются задействовать все сенсорные системы – слуховые, тактильные, зрительные. Занятия предполагают постоянную смену положения тела детей – стоя, сидя, в движении, в произвольно выбранной позе, и темп занятия меняется с учётом динамики работоспособности. Могут предлагаться различные формы выполнения заданий: индивидуально, парами, группой. На интегрированных занятиях широко используются здоровьесберегающие технологии (охрана зрения, слуха, формирование правильной осанки), артикуляционные и дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие фонематических и психических процессов, психофизическая релаксация.

Реализация коррекционно-образовательных задач на интегрированных занятиях происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические и подвижные игры и задания.

Так как задачи коррекционной работы проводимой специалистами тесно взаимосвязаны, то проведение интегрированных занятий требует серьезной подготовки, как логопеда, так и психолога, для того, чтобы обеспечить основные направления своей коррекционной работы (педагог-психолог – формирование высших психических функций и активизация познавательной деятельности, учитель-логопед – коррекция речи).

В качестве примера предлагаем вашему вниманию фрагмент интегрированного занятия педагога-психолога и учителя-логопеда для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи «В гости к Югорке».

Цель:

  • включение ребенка в занятие; создание доверительной обстановки;
  • развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие устной речи, слухового внимания и восприятия, на основе закрепления знаний о родном крае.

Станция «Голос леса»

Педагог-психолог: — Ребята, вы слышите? Что это за звуки? (звуки животных, птиц. Звучат фонограммы голосов птиц и зверей, дети определяют, кому они принадлежат).

Учитель-логопед: — Мы с вами услышали голос леса, а давайте сообщим ему, что мы тоже здесь. Как мы это можем сделать? (покричать). Какие звуки легче всего кричать? (гласные). Что с ними можно еще сделать? (пропеть, протянуть). Давайте скажем тихо: «А-у!». Нас никто не слышит, а теперь погромче: «А-у!». А теперь крикнем громко и долго: «А-у!». Тимур, крикни громко и долго: «У-у-у». Саша, ты кричишь громко и долго: «Э-э-э». Элиза, ты кричишь прерывисто: «У-у-у». Молодцы!

- Ребята, в любом лесу есть эхо. Давайте с ним поиграем (дети делятся на 2 команды, одна группа кричит громко, вторая тихо). Ау, эй, ой, ух, ах.

- Встречай нас, лес — полный чудес! Мы здесь! (Дети повторяют вместе с учителем-логопедом). Ребята, посмотрите, тут какие-то цветные фишки (на столе фишки для звукового анализа). Как вы думаете, что они обозначают? (звуки). Давайте мы с вами выложим звуковые схемы слогов, с которыми мы сейчас играли с эхо (ау, эй, ой, ух, ах). Молодцы! Хорошо справились с заданием. Педагог-психолог: — Идем дальше? (идем) Но пойдем не просто так, а поедем на лыжах (звучит ритмичная музыка).

Станция «Следопыты»

Педагог-психолог: — Ой ребята, смотрите, что я вижу! (заснеженная полянка). Подойдите ко мне поближе (рассматривание карточек с изображением животных и их следов – белка, лиса, заяц, волк, лось, медведь). Вы запомнили, кто какой след оставляет? (запоминание карточек) А давайте сдуем снег и посмотрим, кто же тут проходил? (Соотнесение следов с их обладателями). Молодцы, вы были внимательны! Запомнили, кто какой след оставляет.

- Посмотрите, у меня есть карта, расчерченная на квадраты и картинки, на которых изображены деревья и обитатели тайги. Давайте все расставим по местам (карты раздаются каждому ребенку). Слушайте внимательно. В правом верхнем углу расположилась таежная птица, в левом нижнем углу обитает таежный зверь, в середине поля выросло таежное дерево (дети самостоятельно выбирают соответствующие картинки из предложенного набора и размещают на поле в соответствии с инструкцией).

- Настя, кто у тебя поселился в верхнем правом углу? А у тебя, Тимур? Вика, где у тебя поселился медведь? А у тебя Саша, где живет барсук? Лиза, что у тебя выросло в центре поля? А у тебя, Даниил, где растет ель?

- Молодцы, хорошо справились с заданием.

- Посмотрите, а что это у нас? Это «хантыйские амулеты» (медальоны с изображением животных и ели). Я сейчас раздам каждому из вас по амулету и мы превратимся в тех, кто изображен на медальоне. Маша и Ксюша, вы в кого превратились? (в лис). А вы, Саша и Настя? (в волков). А Тимур и Даниил кем стали? (белками). Вика и Максим, вы кто? (зайцы). Лиза и Марина, кем вы стали? (елями). Ребята, я предлагаю вам поиграть. Посередине полянки напротив друг друга растут 2 одинокие ели (дети располагаются лицом друг к другу на расстоянии 1,5 метров). Справа от ели проскакали и остановились трусливые зайцы (дети с амулетами зайцев располагаются в соответствии с инструкцией). Слева от ели прошли и притаились хитрые лисы (дети с амулетами лис располагаются в соответствии с инструкцией). За елью рыскали и спрятались голодные волки (дети с амулетами волков располагаются в соответствии с инструкцией). А перед елью пропрыгали и резвятся веселые белки (дети с амулетами белок располагаются в соответствии с инструкцией).

- Посмотрите, теперь ели не одиноки, вокруг них много зверей! А сейчас мы с вами снимем амулеты, превратимся в ребят и снова отправимся в путь.

Результатом интегрированных занятий является перенос усвоенных речевых и психологических навыков в повседневную жизнь, позволяет сократить количество занятий, снизить объем учебной нагрузки на каждого ребенка, способствуя укреплению психического и физического здоровья детей.

При этом у ребенка формируется культура личности, развиваются воображение, произвольность поведения, потребность активно действовать и взаимодействовать с окружающим миром, совершенствуется познавательное развитие.

Просмотров: 434
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Учитель-логопед Сыроватко С.М., педагог-психолог Флорова Ю.А.. Опыт логопедической работы с аутичными детьми с применением метода канистерапии
  • Мастяева Елена Викторовна. КОНСПЕКТ НОД ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОВЗ 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ПО РАЗВИТИЮ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ВОСПИТАННИКОВ
  • Тараканова Ольга Андреевна ,Клейменова Инна Владимировна , Зеленева Наталья Анатольевна. Развитие высших психических функций у детей с нарушением зрения при помощи оригинальных наглядных средств.
  • Романова Светлана Витальевна. Открытое занятие по образовательной области физическое развитие «Ребята, давайте жить дружно»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Бурдукова Елена Алексеевна. Организация игр — занятий по грамматическому строю дети с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы.
  • Кутовая Дарья Викторовна, Толстая Екатерина Сергеевна. Развитие психических процессов детей во время занятий физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях
  • Сулейманова Зилара Минисламовна. Интегрированное занятие тема: «Дружба народов через игры» возрастная группа: дети 5-6 лет с нарушениями речи
  • Кузьмина Галина Александровна. Конспект занятия по экологическому воспитанию «Давайте, ребята, назло непогодам, Обнимем планету своим хороводом!'
  • Репецкая Татьяна Михайловна. «Развитие речевой коммуникации ребенка-дошкольника через творчество и приобщение к ценностям культуры на интегрированных логопедических занятиях».
  • Талалаева Ольга Викторовна. Конспект образовательной деятельности по образовательной области: познавательное развитие Тема: «Люблю тебя- мой край родной» для детей подготовительной к школе группы
  • Эльвира Ахатовна Мингазова. Сценарий 8 марта для подготовительной группы «А теперь давайте с вами потолкуем мы о маме»
  • Веклыч Ольга Николаевна. Конспект занятия в первой младшей группе на тему: «Давайте с Вами познакомимся!»
  • Кодола Лариса. Занятие по проектной деятельности – «Дети экспериментируют» Тема занятия: «В гости к профессору Почемучкину»
  • Курочкина Галина Валентиновна. Формирование и развитие психических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Боровская Елена Владимировна. Конспект занятия по ПДД (Дорога+ Дети= Безопасность)
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Терентьева Елена Геннадьевна. Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста с мультимедийной презентацией «Дети войны»
  • Ямгутдинова Елена Анатольевна. Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3-4 лет»
  • Лучкина Анна Александровна. Конспект занятий для детей старшего дошкольного возраста «Дети на войне»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Царева Ольга Владимировна. Опыт работы на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
  • Филатова Елена Венедиктовна. Конспект открытого занятия вокального кружка «Домисолька» Тема: «Развитие речи детей через логоритмические упражнения»
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Журавлева Светлана Александровна. Родительские собрания. Гиперактивные дети. Советы логопеда и психолога
  • Шевчук Ольга Валерьевна. План работы по самообразованию. «Развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия пластилинографией»
  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
  • Леонова Ирина Сергеевна. «Использование нейропсихологического подхода при развитии высших психических функций у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста в рамках познавательного проекта «Юбилей музея «Истории подводных сил России им. Мар
  • Каргина Лариса Владимировна. План — конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с ЗПР) «Природа родного края»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь