- Набатова Ольга Владимировна, МБДОУ № 47 «Гусельки», заведующий, 1 квалификационная категория
- Ромашко Елена Владимировна, МБДОУ № 47 «Гусельки», учитель-логопед 1 квалификационной категории
- Колпакова Резеда Фирнатовна, МБДОУ № 47 «Гусельки», педагог-психолог
У детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи часто отмечаются недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. Поэтому, одним из важнейших условий организации коррекционно-развивающей работы с такими детьми является комплексность воздействия на речь и личность ребенка в целом. Комплексный подход предполагает взаимодействие всех участников коррекционно-развивающей деятельности, направленное на преодоление выявленных нарушений и подготовку к школьному обучению. Одним из эффективных способов взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога МБДОУ в работе с детьми с ТНР являются интегрированные занятия.
Интеграция – объединение, слияние обобщенных знаний той или иной области. Интегрированные занятия – это занятия, в которых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Такой вид занятий позволяет снять излишнее напряжение, высокую утомляемость детей за счет переключения их внимания на разнообразные виды деятельности. На этих занятиях у детей развиваются коммуникативные умения, повышается познавательная активность (дети свободно высказывают свои мысли, рассуждают, делают выводы), реализуются творческие способности. Интегрированные занятия позволяют объединить детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, что в свою очередь способствует формированию коллективных взаимоотношений.
Интегрированные психолого-логопедические занятия проводятся одновременно двумя специалистами и имеют четкую структуру, предполагающую компактность учебного материала и смену различных видов деятельности: развитие высших психических функций, развитие речи, развитие координации движений, изобразительных и конструктивных навыков. При этом в ходе занятия учитель-логопед и педагог-психолог стараются задействовать все сенсорные системы – слуховые, тактильные, зрительные. Занятия предполагают постоянную смену положения тела детей – стоя, сидя, в движении, в произвольно выбранной позе, и темп занятия меняется с учётом динамики работоспособности. Могут предлагаться различные формы выполнения заданий: индивидуально, парами, группой. На интегрированных занятиях широко используются здоровьесберегающие технологии (охрана зрения, слуха, формирование правильной осанки), артикуляционные и дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие фонематических и психических процессов, психофизическая релаксация.
Реализация коррекционно-образовательных задач на интегрированных занятиях происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические и подвижные игры и задания.
Так как задачи коррекционной работы проводимой специалистами тесно взаимосвязаны, то проведение интегрированных занятий требует серьезной подготовки, как логопеда, так и психолога, для того, чтобы обеспечить основные направления своей коррекционной работы (педагог-психолог – формирование высших психических функций и активизация познавательной деятельности, учитель-логопед – коррекция речи).
В качестве примера предлагаем вашему вниманию фрагмент интегрированного занятия педагога-психолога и учителя-логопеда для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи «В гости к Югорке».
Цель:
- включение ребенка в занятие; создание доверительной обстановки;
- развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти;
- развитие мелкой моторики;
- развитие устной речи, слухового внимания и восприятия, на основе закрепления знаний о родном крае.
Станция «Голос леса»
Педагог-психолог: — Ребята, вы слышите? Что это за звуки? (звуки животных, птиц. Звучат фонограммы голосов птиц и зверей, дети определяют, кому они принадлежат).
Учитель-логопед: — Мы с вами услышали голос леса, а давайте сообщим ему, что мы тоже здесь. Как мы это можем сделать? (покричать). Какие звуки легче всего кричать? (гласные). Что с ними можно еще сделать? (пропеть, протянуть). Давайте скажем тихо: «А-у!». Нас никто не слышит, а теперь погромче: «А-у!». А теперь крикнем громко и долго: «А-у!». Тимур, крикни громко и долго: «У-у-у». Саша, ты кричишь громко и долго: «Э-э-э». Элиза, ты кричишь прерывисто: «У-у-у». Молодцы!
- Ребята, в любом лесу есть эхо. Давайте с ним поиграем (дети делятся на 2 команды, одна группа кричит громко, вторая тихо). Ау, эй, ой, ух, ах.
- Встречай нас, лес — полный чудес! Мы здесь! (Дети повторяют вместе с учителем-логопедом). Ребята, посмотрите, тут какие-то цветные фишки (на столе фишки для звукового анализа). Как вы думаете, что они обозначают? (звуки). Давайте мы с вами выложим звуковые схемы слогов, с которыми мы сейчас играли с эхо (ау, эй, ой, ух, ах). Молодцы! Хорошо справились с заданием. Педагог-психолог: — Идем дальше? (идем) Но пойдем не просто так, а поедем на лыжах (звучит ритмичная музыка).
Станция «Следопыты»
Педагог-психолог: — Ой ребята, смотрите, что я вижу! (заснеженная полянка). Подойдите ко мне поближе (рассматривание карточек с изображением животных и их следов – белка, лиса, заяц, волк, лось, медведь). Вы запомнили, кто какой след оставляет? (запоминание карточек) А давайте сдуем снег и посмотрим, кто же тут проходил? (Соотнесение следов с их обладателями). Молодцы, вы были внимательны! Запомнили, кто какой след оставляет.
- Посмотрите, у меня есть карта, расчерченная на квадраты и картинки, на которых изображены деревья и обитатели тайги. Давайте все расставим по местам (карты раздаются каждому ребенку). Слушайте внимательно. В правом верхнем углу расположилась таежная птица, в левом нижнем углу обитает таежный зверь, в середине поля выросло таежное дерево (дети самостоятельно выбирают соответствующие картинки из предложенного набора и размещают на поле в соответствии с инструкцией).
- Настя, кто у тебя поселился в верхнем правом углу? А у тебя, Тимур? Вика, где у тебя поселился медведь? А у тебя Саша, где живет барсук? Лиза, что у тебя выросло в центре поля? А у тебя, Даниил, где растет ель?
- Молодцы, хорошо справились с заданием.
- Посмотрите, а что это у нас? Это «хантыйские амулеты» (медальоны с изображением животных и ели). Я сейчас раздам каждому из вас по амулету и мы превратимся в тех, кто изображен на медальоне. Маша и Ксюша, вы в кого превратились? (в лис). А вы, Саша и Настя? (в волков). А Тимур и Даниил кем стали? (белками). Вика и Максим, вы кто? (зайцы). Лиза и Марина, кем вы стали? (елями). Ребята, я предлагаю вам поиграть. Посередине полянки напротив друг друга растут 2 одинокие ели (дети располагаются лицом друг к другу на расстоянии 1,5 метров). Справа от ели проскакали и остановились трусливые зайцы (дети с амулетами зайцев располагаются в соответствии с инструкцией). Слева от ели прошли и притаились хитрые лисы (дети с амулетами лис располагаются в соответствии с инструкцией). За елью рыскали и спрятались голодные волки (дети с амулетами волков располагаются в соответствии с инструкцией). А перед елью пропрыгали и резвятся веселые белки (дети с амулетами белок располагаются в соответствии с инструкцией).
- Посмотрите, теперь ели не одиноки, вокруг них много зверей! А сейчас мы с вами снимем амулеты, превратимся в ребят и снова отправимся в путь.
Результатом интегрированных занятий является перенос усвоенных речевых и психологических навыков в повседневную жизнь, позволяет сократить количество занятий, снизить объем учебной нагрузки на каждого ребенка, способствуя укреплению психического и физического здоровья детей.
При этом у ребенка формируется культура личности, развиваются воображение, произвольность поведения, потребность активно действовать и взаимодействовать с окружающим миром, совершенствуется познавательное развитие.
|