Закрепление пройденного материала. "Скоро лето!" Фронтальная форма организованной образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи (старшая группа) Учитель-логопед: Фоминых Е.Н.
ЦЕЛИ: -закрепление материала фронтальных форм организованной образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи; -развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; -дифференциация ротового и носового дыхания; -развитие фонематического слуха и фонематического восприятия (звуко-слоговой анализ слов); -развитие внимания и логического мышления; -формирование познавательного интереса к обучению грамоте через использование ИКТ; -формирование умения работать в коллективе сверстников.
Скачать презентацию
ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация «Скоро лето!», мольберт с магнитами, указка, картинка «Дыхательная гимнастика», человечки-звуковички, обозначающие гласный звук, согласные твёрдые звонкие и глухие звуки, согласные мягкие звонкие и глухие звуки, сюжетные картинки «Занятия детей летом на улице». Раздаточный материал: индивидуальные кассы фишек для звукового анализа слов. СОДЕРЖАНИЕ. Слайд 1. (сюжетная картинка «Лето», с музыкальным сопровождением, песня «Вот оно какое наше лето…») -Ребята, какое время года скоро наступит? (лето). Сегодня мы отправимся на летнюю прогулку и покажем родителям, чему вы научились в этом году. Слайд 2. ( картинка «Летний лес», с музыкальным сопровождением «Звуки леса») -Представим, что мы оказались в летнем прохладном лесу. Какой здесь чистый воздух! Давайте правильно подышим (выполняется дыхательная гимнастика по системе Ипполитовой- по картинке на мольберте). Глубокий вдох носом и выдох через нос; вдох носом и выдох через рот; вдох ртом и выдох через нос; вдох и выдох ртом. Слайд 3. (предметные картинки «Лесные ягоды в корзине») -В летнем лесу много разных ягод. Давайте сделаем пальчиковую гимнастику «За ягодами!» *** Раз, два, три, четыре, пять. (пальцы обеих рук «здороваются») В лес идём мы погулять. (обе руки «идут» по столу указат. пальцами) За черникой, за малиной, (загибаем пальцы, начиная с большого) За брусникой, за калиной. Землянику мы найдём, Маме с папой отнесём. (ладони соединить «лодочкой») Слайд 4 (предметные картинки к тексту артикуляционной гимнастики) -Летом многие из вас поедут в гости к бабушке и дедушке. Давайте сделаем гимнастику для губ и языка, которая так и называется «В гостях у бабушки с дедушкой» (дети выполняют артикуляционные упражнения по тексту) *** Толстые внуки приехали в гости. С ними худые – лишь кожа, да кости. Бабушка с дедушкой всем улыбнулись. Поцеловать они всех потянулись. Утром проснулись – в улыбочку губы, Чистим мы нижние, верхние зубы. Блюдца поставим – положат блины нам. Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо. Блинчик жуём с вареньем малиновым. Чашки поставим, чтоб чаю налили нам. Чаю попили – никто не обижен. Вкусный был завтрак – мы губки оближем. Дедушка сделал для внуков качели. Все мы на них покачаться успели. Вечером скачем на лошади ловко. Звонко стучат по дороге подковки. Вот замедляет лошадка шажочки И на опушке мы видим грибочки! Слайд 5. (предметные картинки , поочерёдно появляющиеся на фоне летнего пейзажа) -Ребята, путешествуя, мы увидим много интересного. На картинки посмотрите, звуки первые назовите. (Дети выделяют первые звуки в словах: аист - А, облако - О, ива – И, арбуз – А, утки –У, озеро –О). Как одним словом называются все эти звуки? (гласные). Каким цветом мы их обозначаем при звуковом анализе? (красным). Обращается внимание детей на мольберт, на изображение звуковичка в красных башмачках, обозначающего гласный звук. Слайд 6. (предметные картинки , поочерёдно появляющиеся на фоне летнего пейзажа) -На картинки посмотрите, звуки первые назовите. (Дети выделяют первые звуки в словах : колокольчик – К ,трава – Т, парус – П, тюльпан – Ть, пень – Пь, хомяк – Х, лягушка –Ль, кедр – Кь). Как одним словом называются все эти звуки? (согласные). Каким цветом мы их обозначаем при звуковом анализе? (твёрдые согласные – синим, а мягкие согласные – зелёным цветом). Обращается внимание детей на мольберт, на изображения звуковичков в синих и зелёных башмачках, обозначающих согласные звуки. Почему у одних звуковичков на головах колокольчики, а у других – цилиндры? ( согласные звуки могут быть звонкими и глухими). Слайд 7. ( 4 предметные картинки: «капуста», «корова», «попугай», «колокольчик») --На картинки посмотрите, лишнюю определите! Даю вам подсказку – обратите внимание на первые звуки в названиях картинок (дети определяют, что лишняя картинка – «попугай», так как её название начинается на звук «П», а названия остальных картинок – на звук «К»). Слайд 8. (предметная картинка «Кузнечик», с музыкальным сопровождением, песня «В траве сидел кузнечик») -Ребята, представьте, что мы оказались на цветущем лугу и увидели в траве много прыгающих кузнечиков. Давайте сделаем динамическую паузу, проведём зарядку «Кузнечики» (дети произносят слова и выполняют движения по тексту стихотворения). *** Поднимайтесь плечики. Прыгайте кузнечики! Прыг- скок, прыг- скок. Сели, травушку покушали, Тишину послушали. Тише, тише…
Слайд 9. (предметные картинки, поочерёдно появляющиеся на фоне летнего пейзажа) -Мы продолжаем нашу летнюю прогулку. Сейчас я предлагаю вам, всё, что мы встретим на пути - отхлопать в ладоши, произнести по слогам и определить, сколько в каждом слове слогов (дети определяют количество слогов в словах: туча, мак, радуга, жук, корова, река). Какое правило вам помогло определить количество слогов в словах? (Дети хором отвечают: «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов!»). Слайд 10. ( 4 предметные картинки: «дом», «малина», «лук», «рак») --На картинки посмотрите, лишнюю определите! (дети определяют, что лишняя картинка – «малина», в её названии – три слога, а остальные слова – односложные). Слайд 11. (предметная картинка «Хомяк», с музыкальным сопровождением, минусовка песни «Барбарики») -Ребята, представьте, что жарким летним днём мы оказались на пшеничном поле и увидели там забавного хомячка. Давайте сделаем динамическую паузу, проведём зарядку «Хомка - хомячок» (дети произносят слова и выполняют движения по тексту стихотворения). *** Хомка, хомка, хомячок. Хомка – беленький бочок. Хомка раненько встаёт. Щёчки моет, шейку трёт. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять, Хомка сильным хочет стать! Слайд 12. (предметная картинка «Цветущая липа») -Ребята, отгадайте загадку: Солнце печёт. Липа цветёт. Рожь поспевает. Когда это бывает? Правильно, летом. Посмотрите на картинки ,размещённые на мольберте, и составьте по ним предложения о том, чем можно заниматься детям летом на улице (дети составляют несколько предложений). Вспомните загадку и скажите, какое дерево цветёт летом? Сделайте звуковой анализ слова «ЛИПА» с помощью цветных фишек (гласные звуки – фишки красного цвета, твёрдые согласные звуки – фишки синего цвета и мягкие согласные звуки – фишки зелёного цвета). Когда воспитанники выполнят задание, на слайде появляется звуковая схема слова «ЛИПА», и один ребёнок анализирует это слово: называет все звуки по порядку, даёт им характеристику, определяет количество звуков и слогов. Слайд 13. (сюжетная картинка «Утки плавают в пруду», три звуковые схемы под №№ 1, 2, 3) -Ребята, мы продолжаем нашу летнюю прогулку и попадаем на пруд, на котором плавает утка с утятами. На слайде вы видите три звуковые схемы. Под каким номером изображена схема, которая подходит к слову «утки»? (дети определяют, что подходит схема под номером 3). Слайд 14. (предметная картинка «Утята», с музыкальным сопровождением, песня «Танец маленьких утят») -Я предлагаю вам потанцевать и попытаться изобразить маленьких пушистых утят (дети танцуют под музыку, повторяя движения за педагогом). Слайд 15. (буквы «А», «У», «К», «П», «И», врисованные в цветы, на фоне летнего пейзажа, с музыкальным сопровождением – весёлая мелодия) -Ребята, наша летняя прогулка подходит к концу. Давайте из луговых цветов составим для наших гостей, родителей, летний букет. Он получится, если вы составите слово из букв, изображённых на цветах (используются буквы, с которыми дети познакомились в учебном году). Воспитанники под тихо звучащую музыку составляют слово «ПАУКИ». Слайд 16. (на фоне летнего пейзажа – предметные картинки «весёлые паучки» и надпись « ПАУКИ») Слайд 17. (надпись «МОЛОДЦЫ», запись аплодисментов, букет цветов с музыкальным сопровождением – нежная мелодия) -Ребята, вот и закончилась наша летняя прогулка. Вы все сегодня – молодцы, и заслужили эти аплодисменты. Впереди у вас – летние каникулы, а осенью вы опять встретитесь с Феей Грамотеей, Звуковых Дел Мастером и познакомитесь с новыми жителями Звукограда.
|