Использование фитбол – упражнений на логопедических занятиях для повышения эффективности и увеличения интереса к процессу автоматизации звуков и повышения физической активности детей – логопатов.
Характеристика проекта: долгосрочный, личностный, практико – ориентированный.
Срок реализации проекта – 1 год.
Жесткова Л. Г. Учитель – логопед МБДОУ ДС №7 «Незабудка», г. Мегион ХМАО – Югра.
Лисечко Н. Н. Учитель – логопед МБДОУ ДС №7 «Незабудка», г. Мегион ХМАО – Югра.
Скачать проект
Формирование правильного произношения звуков у детей – это одно из основных направлений коррекционно – развивающей работы, которую проводит учитель – логопед. Именно вопросы, связанные с правильным произношением звуков больше всего волнуют родителей. Часто бывает, что при появлении звука или постановке его учителем – логопедом, он не автоматизируется в речи, поскольку нужно время (которого бывает недостаточно) и определённая система закрепления каждого звука. В этот период работы в арсенале логопеда, воспитателей и родителей должно быть достаточное количество наглядно – игровых приёмов для того, чтобы занятие по автоматизации и дифференциации звуков превратилось в уникальную игру.
Новизна проекта заключается в использовании нетрадиционного оборудования на логопедических занятиях позволяющая проводить коррекцию в речевом развитии детей в игровой форме.
Проблемы, побудившие к созданию проекта: снижение интереса к занятиям по автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Малоподвижный образ жизни. Не компетентность детей и взрослых по использованию физкультурного оборудования.
Исходя из проблем, были поставлены следующие задачи: повысить эффективность работы по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, за счёт повышения занимательности индивидуальных и подгрупповых занятий; разработать комплекс упражнений с использованием фотболов. Составить и включить в коррекционный процесс картотеку слогов, слов, чистоговорок, стихов на определённые группы звуков: свистящие, шипящие, соноры. Оптимизировать работу с родителями по автоматизации и дифференциации звуков с использованием фитболов. Оценить эффективность включения фитбол – упражнений в комплексную систему логопедического воздействия, направленного на коррекцию речи детей старшего дошкольного возраста.
В рамках проекта нами был разработан план. План реализации проекта подразумевает подбор оптимальной системы действий, направленных на решение каждой из поставленных задач.
Разработанный нами проект, включает в себя цикл игровых упражнений, направленных на повышение интереса детей – логопатов к подгрупповым и индивидуальным занятиям по автоматизации и дифференциации поставленных звуков и укрепления их здоровья. Фитбол – упражнения включают в себя уникальное сочетание физических упражнений, гимнастического мяча, проговаривание слогов, слов, чистоговорок, стихов в ритм движений, что способствует более быстрой автоматизации и дифференциации звуков, координации, равновесия, осанки, а также вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия. Комплексы упражнений помогут закрепить поставленные звуки и улучшить координацию движений, а чистоговорки, скороговорки и стихи тренируют память, вырабатывают чувство ритма, улучшают дикцию. Графическое изображение упражнений и предметные картинки представленные в пособии, помогут детям правильно выполнять данные упражнения.
Комплексы упражнений по автоматизации и дифференциации поставленных звуков (свистящих, шипящих, соноров) с использованием нетрадиционного оборудования – фитбол – мяча.
Литература:
- Азова Е. А., Чернова О. О. «Учим звуки» — М. 2012.
- Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика» — М., 1985.
- Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. «Мяч и речь». С. П. 2003.
- Дудьев В. П. Развитие тонкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи» // Сибирский учитель 2000, октябрь №5. (9).
- Кольцова «Движение и развитие моторной речи». М. 1973.
- Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии/ под редакцией Шапкова Л. В. М.; советский спорт – 2002.
- Потапчук А. А., Лукина Г. Г. «Фитбол – гимнастика в дошкольном возрасте» СПБ., 1999.
- Потапчук А. А., Дидур М. Д. «Осанка и физическое развитие детей» Речь, 2001.
- Сайкина Е. Г., Кузьмина С. В., Фитбол – аэробика для детей «Танцы на мячах». С. –Пб., 2008.
- Шашкина Г. Р. «Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.; издательский центр «Академия», 2005.
Упражнения на уровне звука:
- Упражнение: «Звук согласный мы поём с мячиком моим вдвоём».
- Упражнение: «Мяч вперёд ты прокати, только звук не упусти».
Оборудование: Фитболы, картинка «дорожка».
3. Упражнение: «Мяч восьмёркой прокати и звук произнеси». (Между ориентирами «змейкой»)
4. Упражнение: «Змейкой мяч ты прокати и звук произнеси». (Вокруг ориентиров).
5. Упражнение: «Мячик мы руками «стук» повторяем дружно звук».
6. Упражнение: «Мяч взлетает высоко, говори ты звук легко». Оборудование: Фитболы, картинка «валанчик»
7. Упражнение: «С мячиком вдвоём звуки мы поём».
Упражнения на уровне слога:
1. Упражнение «Сделай ты наклон вперёд, слог с тобою запоёт»
Оборудование: Фитболы, картинка «топорик»
2. Упражнение «Сиди прямо не зевай, звук ты мячику отдай»
Оборудование: Фитболы, картинка «летучая мышь».
3. Упражнение «Наклонись — ка, вправо влево, повторяй ты слоги смело».
Оборудование: Фитболы, картинка «Часики».
Упражнения на уровне слова
1. Упражнение «Это слово называй и скорее отвечай».
Оборудование: Фитболы, картинка «тропинка в лесу», «мяч большой», «мяч маленький» и т. д.
Упражнения на уровне чистоговорок, скороговорок, стихов.
1. Упражнение «Вот так часики идут и со мной они поют»
Оборудование: Фитболы, картинка «часики»
2. Упражнение «Мяч вперёд я прокачу, скороговорку прошепчу»
Оборудование: Фитболы, картинка «кошка»
3. Упражнение «Поднимаюсь высоко говорю слова легко»
Оборудование: Фитболы, картинка «мостик»
4. Упражнение «По небу я полечу, красиво говорить хочу»
Оборудование: Фитболы, картинка «самолёт»
5. Упражнение «Катаюсь вправо – влево говорю я смело»
Оборудование: Фитболы, картинка «маятник»
6. Упражнение «Я спокойно отдыхаю, чистоговорки повторяю»
Оборудование: Фитболы, картинка «лягушонок»
|