(автоматизация звука Р в словах, предложениях.)
Подготовила: Барбашова Юлия Васильевна учитель-логопед МДКОУ «Детский сад № 2 «Сказка» п. Медвенка Курской области
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- автоматизировать звук «Р» в словах и в предложениях
- упражнять в подборе антонимов, родственных слов
- упражнять в определении наличия звука в словах
- продолжать учить составлять предложения по опорным словам
- закреплять зрительный образ буквы «Р».
Коррекционно-развивающие: развивать фонематические представления, зрительное восприятие, память, словесно-логическое мышление, навыки самоконтроля, общую и мелкую моторику рук.
Скачать конспект
Воспитательные: воспитание любознательности, творческого воображения, навыков самоконтроля, организованности в работе.
Оборудование: мультимедийный проектор, сухой бассейн, теннисные шарики с картинками, разрезные картинки, тазик с водой, макет — игрушка подводная лодка, сюжетные картинки, картинки с изображением веселых и грустных рыбок, разрезная буква Р.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети входят в зал под музыку становятся в круг.
Психогимнастика: «Дружно за руки возьмемся…» (М. Ю. Картушина)
Дружно за руки возьмемся
И почувствуем тепло.
Повернемся, улыбнемся -
Словно наше солнышко.
Мы ребята дружные? — да!
Мы совсем не скучные? — да!
Настроение — отличное? — да!
Все играть готовы? — да!
Ну, тогда уже приступим? — да!
Логопед: Займите свои места. Сегодня мне пришло видеописьмо. Посмотрите на экран:
Русалочка:"Здлавствуйте лебята! Злая ведьма Улсула напоила меня зельем. И я теперь не могу произносить звук "Л". Помогите мне.
Логопед: Ребята, Русалочка не может произносить звук «Р», а мы с вами научились произносить этот звук. Давайте с вами расколдуем Русалочку.
Как вы думаете на каком транспорте мы можем отправиться в путешествие на морское дно?
(Выставляются картинки автобус, поезд, машина, подводная лодка)
Дети: На подводной лодке.
Логопед: Тогда в путь!
Логопед подводит детей к тазику с водой и подводной лодкой.
Логопед: Посмотри, а вот и подводная лодка на море нас ждёт. А чтобы она поплыла надо сильно подуть на неё, не надувая щёк.
(Дети выполняют задание.)
Логопед: А пока наша лодка плывёт, мы пройдём в каюту и посмотрим в иллюминатор, что происходит на море.
(Садятся перед зеркалом и выполняют артикуляционную гимнастику.)
Артикуляционная гимнастика
В небе солнышко сияло,
Море безмятежно спало.
Но поднялся ветер вдруг,
И всё ожило вокруг.
Волны в берег биться стали
Расплескались, заиграли.
Может, Черномор на дне
Так готовится к войне?
Может быть, Конёк морской
Вскачь пустился под водой?
Стой, Конёк, остановись!
Шторм на море, прекратись! Длительно удерживать широкий язык неподвижно на губе.
Резкие ритмичные выдохи.
Упражнение «Индюк».
Воспроизвести звукосочетание ТРРРР…
Упражнение «Лошадка».
Воспроизвести звукосочетание ТПРРР.
Логопед: За игрой мы и не заметили, как опустились на морское дно. Но есть одна проблема: под водой мы не сможем дышать. Как же нам её решить?
(дети предлагают варианты)
У меня как раз есть волшебные слова, которые помогут нам дышать под водой.
Детский сад наш изменился,
В океан он превратился,
Мы отправимся гулять,
дно морское изучать!
На экране — видеозапись: появляется Урсула: «Чтобы снять заклятье с Ариэль выполните мои задания».
Логопед: Ну, что выполним задания Урсулы?
Первое задание колдуньи: «Посмотрите на картинку и назовите морских обитателей и предметы в названии которых есть звук р».
Логопед: — Молодцы ребята!
Второе задание от Урсулы: "Соберите бусы." Русалочка Ариэль так веселилась, что потеряла свои бусы. А они были не простые. Давай поможем русалочке: найдем бусины и соберем бусы. Ищем только бусины с картинками со звуком «Р».
Третье задание Урсулы: «Скажи наоборот». Я буду называть слова, которые обозначают плохие качества и поступки людей, а вы наоборот – хорошие.
(Злой – добрый, ленивый – трудолюбивый, трусливый – храбрый, грустный – радостный, лживый – правдивый, медлительный – быстрый, плохой – хороший).
Четвертое задание Урсулы: «Фонематическая игра “Рыбки”: назвать недостающее по смыслу слова, однокоренное слову РЫБА».
Логопед читает текст стихотворения.
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали, как … (рыбы)
Я б хвостом махала гибким
И резвилась, словно … (рыбка)
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая … (рыбешка)
- Эх, сорвался мой улов! –
Рассердился … (рыболов)
Видно я плохой … (рыбак)
От обиды чуть не плачет,
Но весь день сидит, … (рыбачит)
Рыбаку ужасно жалко,
Что не удалась … (рыбалка)
Логопед: Вспомните все слова, которые были названы (рыбы, рыбка, рыбешка, рыболов, рыбак, рыбачит, рыбалка).
Физминутка "Рыбка".
Рыбка рыбке говорила,
Плавничками шевелила:
"Чтобы быть здоровой, гладкой,
Будем делать мы зарядку.
Хлоп направо, хлоп налево,
Мы стройны, как королевы!
Будем хвостиком вилять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Два подскока, три хлопка,
Головою два кивка".
5 задание Урсулы: «Игра “Найди ошибку”» (закрепление произношения звука “Р” в предложениях).
Логопед произносит предложения, детям предлагается исправить их.
- Червяк поймал рыбку. (Рыбка поймала червяка).
- Ракушка увидела рыбку. (Рыбка увидела ракушку).
- Червяки копают рыбаков. (Рыбаки копают червяков).
- Червяк съел карася. (Карась съел червяка).
6 задание Урсулы: «Составьте предложение по картинкам».
7 задание: «У меня для вас есть ещё одно задание: "Собрать букву"».
Логопед: Молодцы! С заданиями вы справились.
Русалочка (ВИДЕОЗАПИСЬ): «Ур-ра! я снова могу произносить звук «Р»!!!
Итог.
Логопед: Нам пора возвращаться домой. Подходим к подводной лодке, дуем на нее.
Вот мы и в детском саду. Молодцы ребята! Благодаря вашим знаниям чары злой колдуньи Урсулы разрушились и мы помогли Русалочке научиться произносить звук Р.
Вот мы и в детском саду. Молодцы ребята! Перед вами веселые и грустные рыбки, выберите себе рыбку с настроением которой вы уходите с занятия.
Мне приятно было работать с вами и я с нетерпением жду следующей встречи.
|